Исследования социально-психологического климата коллектива в отечественной литературе
В отечественной психологии, как показал анализ научной литературы, существует более десятка определений социально-психологического климата, по многим вопросам, касающимся изучения социально-психологического климата между исследователями нет полного согласия, начиная с использования самого термина, так и даваемых ему определений. Это является следствием различных исследовательских подходов к изучению социально-психологического климата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_spk.docx | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследования социально-психологического климата коллектива в отечественной литературе
В отечественной психологии, как показал анализ научной литературы, существует более десятка определений социально-психологического климата, по многим вопросам, касающимся изучения социально-психологического климата между исследователями нет полного согласия, начиная с использования самого термина, так и даваемых ему определений. Это является следствием различных исследовательских подходов к изучению социально-психологического климата.
Так, наряду с понятием социально-психологический климат используются понятия: морально-психологический климат, «эмоциональный климат», «моральный климат» психологический настрой, психологическая совместимость, социологический микроклимат и другие. Применительно к трудовому коллективу иногда говорят о «производственном» или «организационном» климате. В большинстве случаев эти понятия употребляются примерно в идентичном смысле, что, однако, не исключает значительной вариативности в конкретных определениях. Различия в терминах сопровождаются различиями в понимании сущности этого явления.
Понятие социально-психологический климат возникло по аналогии с географическим понятием «климат», что позволяет осмыслить практическое значение групповых эффектов как особых условий жизнедеятельности человека в коллективе.
Ф.Б. Ольшанский писал: «Психологический климат, или микроклимат, или психологическая атмосфера — все эти скорее метафорические, чем строго научные, выражения очень удачно отражают существо проблемы. Подобно тому, как в одном климате растение может зачахнуть, а в другом пышно расцвести, человек может испытывать внутреннюю удовлетворенность и быть хорошим работником в одном коллективе и совершенно захиреть в другом» [27,c.152].
Впервые термин «психологический климат», в отечественной социальной психологии, использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы. Психологический климат, по его мнению, – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей [48].
В.М. Шепель, на основе данного Н.С. Мансуровым определения раскрыл понятие социально-психологического климата и определил структурные составляющие данного понятия , в виде трех климатических зон:
- социальный климат, который определяется тем, насколько на данном предприятии высока осознанность работниками общих целей и задач, насколько здесь гарантировано соблюдение всех конституционных прав работников как граждан;
- моральный климат, который определяется моральными ценностями общепринятыми в данном коллективе;
- психологический климат, то есть неофициальная атмосфера, которая складывается между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом [74].
Почебут Л. Г., Чикер В. А. выделяются четыре основных подхода к пониманию социально-психологического климата [52].
Представителями первого подхода (Е.С Кузьмин, К.К. Платонов Л. П. Буева, Н. Н. Обозов, А. К. Уледов) социально-психологический климат рассматривается как общественно - психологический феномен, как состояние коллективного сознания.
Под социально-психологическим климатом, считает Е.С. Кузьмин, «необходимо понимать такое социально-психологическое состояние малой группы, которое отражает характер, содержание и направленность реальной психологии членов организации» [22,с. 128].
По мнению К.К. Платонова, « социальное - психологический климат - это такое свойство группы, которое определяется межличностными отношениями, создающими стойкие групповые настроения и мысли от которых зависит степень активности в достижении целей, стоящих перед группой» [47, с.93].
Л.П. Буева и Н. Н. Обозов включают в сущность социально-психологического климата следующие параметры:
- совокупность социально-психологических характеристик отдельных членов группы и коллектива;
- отражение комплекса явлений, связанных с взаимоотношениями людей в труде;
- духовная обстановка сложившаяся в взаимоотношениях членов коллектива;
- состояние коллективного сознания;
- настроение группы [11].
Сторонники второго подхода (А.А. Русалинова, А.Н. Лутошкин) подчеркивают, что «сущностный характеристикой климата является общий эмоционально - психологический настрой. Климат понимается как настроение группы людей» [52, с. 129].
А.Н. Лутошкин подчеркивает, что психологический климат коллектива – это общий эмоциональный настрой коллектива, в котором соединяются настроения людей, их душевные переживания и волнения, отношения людей друг к другу, к работе, к окружающим событиям [30].
Следовательно, раскрыть психологический климат можно, обозначив как минимум три ряда отношений:
- отношения между членами коллектива по вертикали (руководство, восприятие руководителя коллективом и, наоборот, степень участия в управлении, удовлетворенность степенью);
- отношения между членами коллектива по горизонтали (сплоченность коллектива, характер межличностных отношений, типы и способы разрешения конфликтов);
- отношение к труду (удовлетворенность трудом, эффективность деятельности коллектива и т.п.)[39].
А.Н.Лутошкин выделяет следующие типы социально-психологического климата, каждый из которых обладает своими особенностями:
- Благоприятный, устойчивый тип. В коллективе проявляется баланс делового и эмоционального отношения, сформировано активное, деловое ядро коллектива, отсутствуют явные или скрытые группировки, негативное отношение друг к другу, многие в группе удовлетворены своей профессией.
- Благоприятный, неустойчивый тип. Выявляется неустойчивость социально - психологического климата, обуславливается противоречиями между деловым и эмоциональным отношениями, между поведением активных сотрудников и тех, кто не разделяет общественного мнении
- Средне благоприятный, проблемный тип. Существуют противоречия, как в деловых, так и в межличностных отношениях, может отражаться на надежности коллектива, явные и скрытые группировки.
- Неблагоприятный тип. Крайне неблагополучная обстановка в коллективе, негативное межличностное отношение, конфликты и срывы между сотрудниками, снижение работоспособности [30].
Авторы третьего подхода (Б.Д. Парыгин, В.А. Покровский) анализируют социально-психологический климат через стиль взаимодействия людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. В процессе формирования климата складывается система межличностных отношений, определяющих социальное и психологическое самочувствие каждого члена группы[52].
Б.Д. Парыгин считает, что социально-психологический климат не просто сумма психических составляющих его индивидов, а мощный фактор усиления психологического настроя членов коллектива. В.Д. Парыгин дает следующее определение социально – психологического климата:«Климат коллектива представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психологический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности» [43,с.132].
Создатели четвертого подхода (В.В. Косолапов, А.Н. Щербань, Л.Н. Коган) определяют климат в терминах социальной и психологической совместимости членов группы, их морально - психологического единства, сплоченности, наличия общих мнений, обычаев, традиций [52].
Похожее определение социально-психологическому климату дает А.Д. Глоточкин, характеризуя социально-психологический климат как совокупность социально-психологических процессов и явлений - систему межличностных отношений, групповых настроений и состояний, коллективного мнения, внутригрупповых традиций [16].
Р.Х. Шакуров рассматривает понятие психологического климата с двух его сторон: психологической, которая раскрывается в эмоциональных, волевых, интеллектуальных состояниях и свойствах группы и социально-психологической, которая проявляется в интегративных особенностях психологии группы, значимых для сохранения ее целостности и для ее функционирования как самостоятельного объединения людей [72].
А.В. Петровский, А.В. Ярошевский определяет социально – психологический климат как качественную сторону межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивности совместной деятельности и всестороннему развитию личности в организации[46].
В.В. Бойко, А.Г. Ковалёв, В.Н. Панферов, рассматривая психологический климат коллектива, вводят категорию - «нравственные взаимоотношения». Исследователи утверждают, что нравственные взаимоотношения возникают в результате синтеза всех общественных отношений и их реальных проявлений в межличностном взаимодействии. В них фиксируется оценка реальных отношений и поведения человека в коллективе с точки зрения соблюдения им принципов гуманизма. Под углом зрения этих принципов могут быть оценены все другие качества личности. Проявляются нравственные взаимоотношения в виде таких качеств личности, как справедливость, честность, порядочность и др. Критерием нравственных взаимоотношений служат мировоззренческие взгляды, в которых отражаются и политические отношения общества [11].
По мнению Ю.Л. Неймера, «социально – психологический климат коллектива - это внутреннее состояние коллектива, отражающее его комплексную способность достигать стоящие перед ним цели» [36,с.22].
На основе анализа имеющихся в литературе определений и разработок в социальной психологии А.Г. Ковалевым и В.И. Панферовым было предложено следующее определение социально-психологического климата: «Социально-психологический климат – это специфическое социально-психологическое явление, которое складывается в коллективе под влиянием той сложной системы взаимоотношений, в которой находятся члены коллектива между собой и с окружающей социальной средой в процессе труда и общения, проявляется в эмоциональном, поведенческом, когнитивном, нравственном и идеологическом плане, воздействует на активность личности и деятельности коллектива» [11,с.63].
В целом можно сказать, что социально-психологический климат - это часть социально-психологического пространства организации, психологическое поле, на котором разворачивается деятельность каждого участника процесса труда, «плацдарм жизнедеятельности личности» [63].
Список литературы
- Алямовская В.Г. Социально-психологический аудит// Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2003- №4 – с.8-15.
- Амелин В.Я. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Курс лекций. -Ч.1. -М.: МПИ ФСБ РФ, 2003. -312 с.
- Андреева Г.М. Социальная психология сегодня. Поиски и размышления. – М.:,НОУ ВПО МПСИ, 2009. – 160 с.
- Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для ВУЗов/ 5-е издание, испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 363 с.
- Андреев В. И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. - М.: Народное образование. 1995. –269 с.
- Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. -СПб.: Питер. 2006. -528 с.
- Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. -М.: Академия, 2002. – 264 с.
- Асеев В.Г. Управленческая деятельность директора инновационной школы и её психологическое обеспечение. -Иркутск: Изд-во Иркутского гос. пед. ун-та, 2001. – 168 с.
- Бардиер Г.Л. Бизнес-психология. – М.: Генезис, 2002.-478 с.
- Берн Э. Лидер и группа: о структуре и динамике организаций и групп. – М.: Эксмо, 2009. – 512 с.
- Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.И. Социально-психологический климат коллектива и личность. -М.:Мысль,2008.- 193с.
- Большой психологический словарь./Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко-М.: АСТ, , 2009.- 816с.
- Боровиков Н.В. Климат организации . // Управление персоналом -2011 .-№3.– с.4-6.
- Волчкова В. И. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе. //Психология обучения. - 2009. - № 6. - с. 76-81.
- Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. – СПб.: Речь, 1998. – 120 с.
- Глоточкин А.Д. Проблемы поризводственного коллектива и социально-психологическая наука // Психологический журнал / Ред. Б.Ф. Ломов , Л.И. Анцыферова. – 1984. –№2.Т.5 – с. 162-165.
- Гусева Н. В. О нравственно-психологическом климате в педагогическом коллективе // Молодой ученый. -2011. -№11. Т.2. -с. 59-62.
- Джуэлл Л. Индустриально - организационная психология. - СПб.: Питер, 2001.-298 с.
- Журавлев А.Л. Социально-психологические проблемы управления // Прикладные проблемы социальной психологии. - 2001.-№ 11, - с.27-32.
- Заковоротная М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. -Ростов-н-Д .: Северо-кавказский научный центр высшей школы, 1999. – 180 с.
- Занковский А.Н. Организационная психология. - М.: Флинта, МПСИ, 2002.-562 с.
- Коллектив. Личность. Общение. Словарь социально-психологических понятий./ Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е.Семенова.- СПб.: Питер,2003.-143 с.
- Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. Часть I. – Ростов-н/Д.: Изд-во «Учитель», 2002-228 с.
- Кремень М.А Психология управления: Курс лекций. Часть I – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005.–184 с.
- Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. – М.: Аспект-Пресс, 2009. – 320 с.
- Лазарев В.С. Системное развитие школы. – М.: Педагогическое общество России,2003.-212 с.
- Лебедева В.А. Психология сегодня. Материалы Х регион. студ. науч.--практ. конф. Екатеринбург, / Отв. за выпуск В.А. Лебедева. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. - 254 с.
- Левин К. Разрешение социальных конфликтов. – СПб.: Речь, 2000. – 256 с.
- Лосев П.Н.Управление методической работой в современном ДОУ.//Управление ДОУ .-2005.-№3 .- с.34-36
- Лутошкин А.Н. Эмоциональный потенциал коллектива. – М.:1988-146 с.
- Лютенс Ф. Организационное поведение. - М.: Инфра , 1999.- 565с.
- Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2007. – 800 с.
- Матвиенко С.В. , Дворецкий С.А. Статистические методы в психологии и социальных науках. учеб-метод. пособие. - МО, Щелково: Издатель Мархотин М.Ю.,2013.-194 с.
- Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций. – Спб.: Изд-во «Союз», 2002.-338 с.
- Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных.Учебное пособие.3-е изд.,стереотип.-СПб.:Речь,2007.-392 с.
- Неймер Ю.Л. Социально – психологический климат коллектива предприятия // Социологические иссследования. -1990.- № 11.-с.81-88
- Овчарова Р.В. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом. - Курган.: изд-во Курганского гос. ун-та, 2006. -164 с.
- Организационная психология. / Под ред. Г. Суходольского, - М.: Гуманитарный центр, 2004. – 256 с.
- Организационная психология .Хрестоматия./Сост. и общая редакция Л. В. Винокурова, И. И. Скрипюка - СПб.: Питер, 2001.-378 с.
- Островский Э.В. Психология управления. М.: ИНФРА-М, 2009. — 249 с.
- Оценка зрелости, сплочённости и организованности коллектива.// Справочник руководителя дошкольного учреждения. - 2008.- №3, – с.45-49
- Панфилова А. П. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе : Учеб. пособие для учреждений высш. проф. образования. – М.:Academia, 2011 . – 237 с.
- Парыгин Б.Д. Социально – психологический климат коллектива. / Под ред. В.А. Ядова. Ленинград: Наука., 1981. – 191 с.
- Педагогика.Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. В.А. Сластенина. -- М.: Академия, 2002. - 576 с.
- Петрова Т. Ю. Особенности влияния социально-психологического климата в педагогическом коллективе на организацию образовательного процесса. //Научный аспект.– 2012 –№ 4 - с.74-78
- Петровский А.В, Ярошевский А.В. Психология. М.: Академия; Высшая школа, 2009. – 512 с.
- Платонов К.К. Краткий психологический словарь.-2-е издание, переработаное и дополненное.: Высшая школа,1984.-179 с.
- Платонов Ю.П. Основы социальной психологии. - СПб.: Речь, 2004 .- 452 с.
- Пономарева Е. А. Психология менеджмента. Программа учебной дисциплины. - М; МГПУ, 2009.
- Поташник М.М. "Качество образования: проблемы и технология управления"-М.: Педагогическое общество России, 2002.-352 с
- Поцепцов Г. Теория коммуникации. – М.: Ваклер, 2001. – 650 с.
- Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. - СПб.: Речь.2002.-483 с.
- Практическая психодиагностика ./ Под.ред. Д. Я. Райгородский . —Самара.: БАХРАХ-М, 2005. — 669 с.
- Психология человека в современном мире. Личность и группа в условиях социальных изменений .Том 5. / Под ред. А.Л. Журавлева, – М.: РАН, 2009. – 400 с.
- Психология и этика делового общения. Под ред. Лавриненко В.Н. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2005. — 415 с.
- Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Учебное пособие.- Самара .;Издательский дом «БАХРАХ-М»,2003.- 435с.
- Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология —СПб.: Питер, 2000. —416 с.
- Руководство педагогическим коллективом : модели и методы. Пособие для руководителей образовательных учреждений / под ред. В. С. Лазарева. — М. : Центр социальных и экономических исследований, 1995. — 158 с.
- Сафронова И.В. Управление конфликтами в коллективе дошкольного образовательного учреждения : Дис. канд. пед. наук: Москва,МГУС. 2000.-198 c.
- Социальная психология, ключевые идеи / Под ред. Р. Бэрона, Д. Бирна, Б. Джонсона, - СПб.: Питер, 2003. – 512 с.
- Столяренко А.М. Психология и педагогика Учеб.пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 -492 с.
- Столяренко Л.Д Психология управления.4-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 507 с.
- Технологии работы организационных психологов.Учебное пособие /под науч. ред. Л.М. Карамушки К.: ИНКОС, 2005. - 366 c.
- Управление человеческими ресурсами в неустойчивых деловых организациях: Новаковская О.А., Солодова Н.Г., Зубарев С.Ф., Шараздаева И.А., Кидаева Э.Э.-Б., Хамаганов К.Е Учебное пособие. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2007. - 536 с.
- Фернхем А., Хенвен П. Личность и социальное поведение. – СПб.: Питер, 2001. – 368 с.
- Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Институт Психотерапии,2002. -452 с.
- Фоменко С.Л. Профессиональное становление педагогического коллектива.- Дис. д-ра психол. наук: Екатеринбург. Урал гос пед ун-т . 2007 - 251 с.
- Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. – М.: Олма-Пресс, 2002. – 448 с.
- Хачванкян В.В. Есаян А.Ю., Сорокина Д.А. Социально-психологический климат – основа корпоративной культуры // Вестник Донецкого университета экономики и права. -2010-№2,- с.95-100.
- Чалдини Р. Психология влияния. – СПБ.: Питер, 2001. – 288 с.
- Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления.— Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004-325 с.
- Шакуров Р.Х., Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. -М., 1982.-207 с.
- Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами. 4-е изд., стер. - М.:Академия ,2007. - 384 с.
- Шепель В.М. Управленческая антропология: Человековедческая компетентность менеджера. –М.: Дом педагогики ,2000.-260 с.
- Шпалинский В.В. Психология менеджмента. – М.: УРАО, 2000. – 184 с.
- Штроо В.А Защитные механизмы: от личности к группе // Вопросы психологии. — 1998. — № 4. — с. 54-61.
- Ишмекеева А.К. Факторы формирование и коррекции социально – психологического климата в педагогическом коллективе.[Электронный ресурс] / Ишмекеева А.К. // Психология, социология и педагогика.-2013.- № 2-Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2013/02/1734/