Повторительно-обобщающий урок по теме "Личность" (в форме интеллектуальной игры "Морской бой").

Техтерекова Юлия Алексеевна

Правила игры «Морской бой».

- учитель закрепляет на середине доски карточки с заданиями примерно из 40 карточек в форме прямоугольника;

- на каждой карточке изображены цифры от 1 до 3 в зависимости от сложности задания (1 балл – лёгкое, 2 балла – сложнее, 3 - наиболее сложное).

- учащиеся по списку или по очереди выходят к доске, снимают любую карточку по выбору и читают с обратной стороны задание.

- если учащийся правильно отвечает на вопрос, напротив его фамилии на доске ставится тот балл, который он выбрал;

- если учащийся затрудняется дать ответ или отвечает неправильно, учитель обращается с этим заданием к классу;

- учащийся, правильно ответивший на вопрос, получает соответствующее сложности количество баллов;

- если учащийся у доски правильно выполнил часть задания, а остальное кто-то ответил с места, баллы делятся пополам и ставятся напротив фамилий учащихся на доске. Например, если задание на 2 балла, значит каждый из 2-х учащихся получает по 1 балла, если задание на 3 балла, соответственно по 1,5 балла.

- баллы напротив фамилий на доске проставляет выбранный в начале игры капитан;

- каждый учащийся должен минимум 2 раза побывать у доски, чтобы заработать положительную оценку, следовательно, количество клеточек(или карточек с заданиями) должно соответствовать количеству учеников примерно 1 к 2.;

- особенность игры в том, на некоторых карточках нет заданий и учащийся, выбравший эту карточку, не отвечая на вопрос получает баллы «бесплатно»;

- по завершению игры напротив вынесенных на доску фамилий набралось некоторое количество баллов. Сумма баллов, набранная каждым учащимся составляет его оценку. Некоторые учащиеся, набравшие более 5 баллов, по усмотрению учителя, могут получить 2 оценки за урок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повторительно-обобщающий урок

по курсу «Основы психологии»

по теме «Личность»

(в форме интеллектуальной игры «Морской бой»)

Цели урока:

  • Повторить и обобщить изученный материал;
  • Закрепить, полученные учащимися знания;
  • Проверить и оценить качество знаний учащихся;
  • Развивать интерес к психологии игровой формой урока.

Правила игры «Морской бой».

- учитель закрепляет на середине доски карточки с заданиями примерно из 40 карточек в форме прямоугольника;

- с эстетическими целями я делаю карточки из цветной бумаги – на 1 балл- оранжевые, на 2 – голубые, на 3 розовые.

- по краям доски список учащихся, где проставляются набранные в ходе игры баллы;

- на каждой карточке изображены цифры от 1 до 3 в зависимости от сложности задания (1 балл – лёгкое, 2 балла – сложнее, 3 - наиболее сложное).

- учащиеся по списку или по очереди выходят к доске, снимают любую карточку по выбору и читают с обратной стороны задание.

- если учащийся правильно отвечает на вопрос, напротив его фамилии на доске ставится тот балл, который он выбрал;

- если учащийся затрудняется дать ответ или отвечает неправильно, учитель обращается с этим заданием к классу;

- учащийся, правильно ответивший на вопрос, получает соответствующее сложности количество баллов;

- если учащийся у доски правильно выполнил часть задания, а остальное кто-то ответил с места, баллы делятся пополам и ставятся напротив фамилий учащихся на доске. Например, если задание на 2 балла, значит каждый из 2-х учащихся получает по 1 балла, если задание на 3 балла, соответственно по 1,5 балла.

- баллы напротив фамилий на доске проставляет выбранный в начале игры капитан;

- каждый учащийся должен минимум 2 раза побывать у доски, чтобы заработать положительную оценку, следовательно, количество клеточек(или карточек с заданиями) должно соответствовать количеству учеников примерно 1 к 2.;

- дополнительные баллы наиболее подготовленные учащиеся зарабатываю с места, отвечая на вопросы, которые вызвали затруднение у вышедших к доске;

- особенность игры в том, на некоторых карточках нет заданий и учащийся, выбравший эту карточку, не отвечая на вопрос получает баллы «бесплатно»;

- учащиеся не должны догадываться, где находятся «кораблики»;

- таких «корабликов должно быть 6-7 с баллами от 1 до 3;

- по завершению игры напротив вынесенных на доску фамилий набралось некоторое количество баллов. Сумма баллов, набранная каждым учащимся составляет его оценку. Некоторые учащиеся, набравшие более 5 баллов, по усмотрению учителя, могут получить 2 оценки за урок.;

- можно поставить условие: учащийся, который ни разу в ходе урока не дал полный развёрнутый безошибочный ответ на 3-хбалльное задание, не может получить оценку «5»;

- подводят итоги и объявляют оценки учитель и капитан.

Ход урока:

- оргмомент;

- выбор капитана;

- игра;

- завершающее слово учителя;

- подведение итогов;

- домашнее задание.

Оборудование:

  • Карточки с разноуровневыми заданиями;
  • Конспект учителя.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

1

2

1

3

2

1

3

2

3

2

2

2

2

2

3

1

3

2

3

3

1

1

2

3

2

3

1

4

2

3

1

3

2

3

1

2

5

1

2

2

2

1

2

2

3

Варианты заданий к таблице или на карточках:

1 –а) Дайте определение понятию «личность». (2);

1 - б) «кораблик» (1);

1 – в) На какие две части разделил психику З. Фрейд. Назовите эти части и охарактеризуйте их. (3);

1 – г) Знаменитый греческий философ Диоген 2500 лет назад расхаживал по улицам Афин с фонарем. На вопросы прохожих, что же он ищет днем с огнем, Диоген отвечал: «Ищу человека!» Странно, но ведь улицы древнего города были полны народа: старики и дети, мужчины и женщины, торговцы, богатые и бедные… И каждый из них был человек…»

Что же имел ввидуДиоген под словами «Ищу человека»?(2);

1 – д) Перечислите основные виды психологической защиты. (1);

1 – е) Ид (Оно), Эго (Я), Сверх-Эго (Сверх-Я). Расшифровать эти компоненты психики. (3);

1 – ж) Дайте определение понятию «психологическая защита». (2);

1 – з) «кораблик» (3);

2 – а) «кораблик» (2);

2 – б) Назовите автора психоаналитической теории. (2);

2 – в) Проекция – это… Приведите пример. (2)

2 – г) Замещение – это… Приведите пример. (2)

2 – д) Что это?

Это присуще каждому человеку. И именно это заставляет нас двигаться вперед. Чтобы быть полноценным человеком надо обладать этим.

Благодаря ему у больных детей есть больше шансов состояться в жизни.

Суворову это помогло из болезненного мальчика превратиться в гениального полководца.(3).

2 – е) Личность с т.зр. бихевиоризма. (1).

2 – ж) «Из вашего сына получится только сапожник. Вашему сыну не место в школе. Второгодник, двоечник, больше он ни на что не годиться», - говорили родителям учителя.

Прошло много лет и этот двоечник, ни на что не годный мальчишка стал всемирно известным психологом, основал школу индивидуальной психологии и объездил всю планету с лекциями, у него тысячи последователей и учеников.

Как зовут этого психолога? (3).

2 – з) кораблик (2).

3 - а) Какой вид психологической защиты описан в следующем примере?

«Агата Кристи с детства была крайне застенчива и косноязычна. Перспектива поддерживать разговор в компании малознакомых людей наводила на нее ужас, а уж если нужно было выступить публично – она и вовсе забывала слова. При этом фантазия и письменная речь, как нетрудно догадаться, у будущей писательницы были развиты очень хорошо. Сконцентрировавшись на своих сильных сторонах, она заслужила всемирную славу и звание «Королевы детектива». (3).

3 – б) Отрицание – это… Приведите пример. (1).

3 – в) Что может выступать в качестве подкрепления/стимулирования поведения человека?(1).

3 – г) Какой это по счету ребенок в семье?.

Главная проблема … ребенка – отсутствие четко закрепленного места в семье. Они где-то посередине. На них никто не обращает внимания. Из … детей обычно получаются хорошие психологи и дипломаты. Т.к. с самого детства им приходится маневрировать между младшими и старшими. … дети обычно добиваются многого в жизни, так как стремятся обогнать и перегнать старших детей. (2)

3 – д) кораблик (1).

3 – е) Какой вид психологической защиты описан в следующем примере?

«Мальчишка, влюбившись в соседку по парте, дергает ее за косички».(2).

3 – ж) кораблик (3).

3 - з) кораблик (1).

4 – а) Какой по счету это ребенок в семье?

Эгоист. Привык, что родители выполняют все его капризы. Когда такой ребенок вырастает, покидает семью и попадает в окружающий мир, то сталкивается с проблемой, что он не самый главный, что он – не «его величество». Ему трудно находить общий язык со своими ровесниками и с теми, кто младше. Этот ребенок комфортно чувствует себя в одиночестве.(2).

4 – б) Какое это поведение: оперантное или респондентное?

Поведение как ответ на знакомый стимул. Хорошо знакомые всем примеры - это сужение или расширение зрачка в ответ на световую стимуляцию, подергивание колена при ударе молоточком по коленному сухожилию, а также дрожь при холоде. В каждом из этих примеров взаимоотношение между, стимулом, (уменьшение световой стимуляции) и реакцией (расширение зрачка) невольное и спонтанное. Это происходит всегда. Бывает, если на вас кричат, вы тоже повышаете голос и демонстрируете именно это поведение (стимул - крик, реакция - ваше раздражение).(3).

4 – в) Саморелизация – это… (1).

4 - г) Особенности самореализующейся личности. (3).

4 – д) кораблик (2).

4 – е) Какое это поведение: оперантное или респондентное?

Данное поведение определяется событиями, которые следуют за реакцией, т.е. за поведением идет следствие, и ожидание этого следствия является причиной данного поведения. Например, если лай собаки регулярно подкреплять кусочком колбасы, то очень скоро она начинает лаять, «выпрашивая» колбасу.(3).

4 – ж) особенности последних детей в семье. (1).

4 – з) кораблик (2).

5 – а) Назовите два основных типа поведения по Скиннеру. (1).

5 – б) Формула поведения S – V – R . Что она означает.(2).

5 – в) Что означает формула поведения человека S – R, предложенная Д.Уотсоном ? Приведите пример. (2).

5 – г) Вытеснение – это… Приведите пример. (2).

5 – д) Что эффективнее: наказание или поощрение. Обоснуйте. (1).

5 – е) Какой вид психологической защиты описан в следующем примере?

«Да, я получил двойку за контрольную, но ведь и Иванов тоже получил! А он – отличник!» (2).

5 – ж) Разместите потребности в нужном порядке (пирамида потребностей Маслоу): любовь и принадлежность к определенной социальной группе, самореализация, физиологические потребности, уважение и признание, безопасность и уверенность в будущем.(3)

5 – з) Как ведет себя первый ребенок в семье? (3).

Обобщающее слово преподавателя.