Повторительно-обобщающий урок по теме "Личность" (в форме интеллектуальной игры "Морской бой").
Правила игры «Морской бой».
- учитель закрепляет на середине доски карточки с заданиями примерно из 40 карточек в форме прямоугольника;
- на каждой карточке изображены цифры от 1 до 3 в зависимости от сложности задания (1 балл – лёгкое, 2 балла – сложнее, 3 - наиболее сложное).
- учащиеся по списку или по очереди выходят к доске, снимают любую карточку по выбору и читают с обратной стороны задание.
- если учащийся правильно отвечает на вопрос, напротив его фамилии на доске ставится тот балл, который он выбрал;
- если учащийся затрудняется дать ответ или отвечает неправильно, учитель обращается с этим заданием к классу;
- учащийся, правильно ответивший на вопрос, получает соответствующее сложности количество баллов;
- если учащийся у доски правильно выполнил часть задания, а остальное кто-то ответил с места, баллы делятся пополам и ставятся напротив фамилий учащихся на доске. Например, если задание на 2 балла, значит каждый из 2-х учащихся получает по 1 балла, если задание на 3 балла, соответственно по 1,5 балла.
- баллы напротив фамилий на доске проставляет выбранный в начале игры капитан;
- каждый учащийся должен минимум 2 раза побывать у доски, чтобы заработать положительную оценку, следовательно, количество клеточек(или карточек с заданиями) должно соответствовать количеству учеников примерно 1 к 2.;
- особенность игры в том, на некоторых карточках нет заданий и учащийся, выбравший эту карточку, не отвечая на вопрос получает баллы «бесплатно»;
- по завершению игры напротив вынесенных на доску фамилий набралось некоторое количество баллов. Сумма баллов, набранная каждым учащимся составляет его оценку. Некоторые учащиеся, набравшие более 5 баллов, по усмотрению учителя, могут получить 2 оценки за урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Повторительно-обобщающий урок по теме "Личность" (форма "Морской бой") | 25.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Повторительно-обобщающий урок
по курсу «Основы психологии»
по теме «Личность»
(в форме интеллектуальной игры «Морской бой»)
Цели урока:
- Повторить и обобщить изученный материал;
- Закрепить, полученные учащимися знания;
- Проверить и оценить качество знаний учащихся;
- Развивать интерес к психологии игровой формой урока.
Правила игры «Морской бой».
- учитель закрепляет на середине доски карточки с заданиями примерно из 40 карточек в форме прямоугольника;
- с эстетическими целями я делаю карточки из цветной бумаги – на 1 балл- оранжевые, на 2 – голубые, на 3 розовые.
- по краям доски список учащихся, где проставляются набранные в ходе игры баллы;
- на каждой карточке изображены цифры от 1 до 3 в зависимости от сложности задания (1 балл – лёгкое, 2 балла – сложнее, 3 - наиболее сложное).
- учащиеся по списку или по очереди выходят к доске, снимают любую карточку по выбору и читают с обратной стороны задание.
- если учащийся правильно отвечает на вопрос, напротив его фамилии на доске ставится тот балл, который он выбрал;
- если учащийся затрудняется дать ответ или отвечает неправильно, учитель обращается с этим заданием к классу;
- учащийся, правильно ответивший на вопрос, получает соответствующее сложности количество баллов;
- если учащийся у доски правильно выполнил часть задания, а остальное кто-то ответил с места, баллы делятся пополам и ставятся напротив фамилий учащихся на доске. Например, если задание на 2 балла, значит каждый из 2-х учащихся получает по 1 балла, если задание на 3 балла, соответственно по 1,5 балла.
- баллы напротив фамилий на доске проставляет выбранный в начале игры капитан;
- каждый учащийся должен минимум 2 раза побывать у доски, чтобы заработать положительную оценку, следовательно, количество клеточек(или карточек с заданиями) должно соответствовать количеству учеников примерно 1 к 2.;
- дополнительные баллы наиболее подготовленные учащиеся зарабатываю с места, отвечая на вопросы, которые вызвали затруднение у вышедших к доске;
- особенность игры в том, на некоторых карточках нет заданий и учащийся, выбравший эту карточку, не отвечая на вопрос получает баллы «бесплатно»;
- учащиеся не должны догадываться, где находятся «кораблики»;
- таких «корабликов должно быть 6-7 с баллами от 1 до 3;
- по завершению игры напротив вынесенных на доску фамилий набралось некоторое количество баллов. Сумма баллов, набранная каждым учащимся составляет его оценку. Некоторые учащиеся, набравшие более 5 баллов, по усмотрению учителя, могут получить 2 оценки за урок.;
- можно поставить условие: учащийся, который ни разу в ходе урока не дал полный развёрнутый безошибочный ответ на 3-хбалльное задание, не может получить оценку «5»;
- подводят итоги и объявляют оценки учитель и капитан.
Ход урока:
- оргмомент;
- выбор капитана;
- игра;
- завершающее слово учителя;
- подведение итогов;
- домашнее задание.
Оборудование:
- Карточки с разноуровневыми заданиями;
- Конспект учителя.
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | |
1 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 3 |
2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 3 | 2 |
3 | 3 | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 |
4 | 2 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 |
5 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 |
Варианты заданий к таблице или на карточках:
1 –а) Дайте определение понятию «личность». (2);
1 - б) «кораблик» (1);
1 – в) На какие две части разделил психику З. Фрейд. Назовите эти части и охарактеризуйте их. (3);
1 – г) Знаменитый греческий философ Диоген 2500 лет назад расхаживал по улицам Афин с фонарем. На вопросы прохожих, что же он ищет днем с огнем, Диоген отвечал: «Ищу человека!» Странно, но ведь улицы древнего города были полны народа: старики и дети, мужчины и женщины, торговцы, богатые и бедные… И каждый из них был человек…»
Что же имел ввидуДиоген под словами «Ищу человека»?(2);
1 – д) Перечислите основные виды психологической защиты. (1);
1 – е) Ид (Оно), Эго (Я), Сверх-Эго (Сверх-Я). Расшифровать эти компоненты психики. (3);
1 – ж) Дайте определение понятию «психологическая защита». (2);
2 – а) «кораблик» (2);
2 – б) Назовите автора психоаналитической теории. (2);
2 – в) Проекция – это… Приведите пример. (2)
2 – г) Замещение – это… Приведите пример. (2)
2 – д) Что это?
Это присуще каждому человеку. И именно это заставляет нас двигаться вперед. Чтобы быть полноценным человеком надо обладать этим.
Благодаря ему у больных детей есть больше шансов состояться в жизни.
Суворову это помогло из болезненного мальчика превратиться в гениального полководца.(3).
2 – е) Личность с т.зр. бихевиоризма. (1).
2 – ж) «Из вашего сына получится только сапожник. Вашему сыну не место в школе. Второгодник, двоечник, больше он ни на что не годиться», - говорили родителям учителя.
Прошло много лет и этот двоечник, ни на что не годный мальчишка стал всемирно известным психологом, основал школу индивидуальной психологии и объездил всю планету с лекциями, у него тысячи последователей и учеников.
Как зовут этого психолога? (3).
2 – з) кораблик (2).
3 - а) Какой вид психологической защиты описан в следующем примере?
«Агата Кристи с детства была крайне застенчива и косноязычна. Перспектива поддерживать разговор в компании малознакомых людей наводила на нее ужас, а уж если нужно было выступить публично – она и вовсе забывала слова. При этом фантазия и письменная речь, как нетрудно догадаться, у будущей писательницы были развиты очень хорошо. Сконцентрировавшись на своих сильных сторонах, она заслужила всемирную славу и звание «Королевы детектива». (3).
3 – б) Отрицание – это… Приведите пример. (1).
3 – в) Что может выступать в качестве подкрепления/стимулирования поведения человека?(1).
3 – г) Какой это по счету ребенок в семье?.
Главная проблема … ребенка – отсутствие четко закрепленного места в семье. Они где-то посередине. На них никто не обращает внимания. Из … детей обычно получаются хорошие психологи и дипломаты. Т.к. с самого детства им приходится маневрировать между младшими и старшими. … дети обычно добиваются многого в жизни, так как стремятся обогнать и перегнать старших детей. (2)
3 – д) кораблик (1).
3 – е) Какой вид психологической защиты описан в следующем примере?
«Мальчишка, влюбившись в соседку по парте, дергает ее за косички».(2).
3 – ж) кораблик (3).
3 - з) кораблик (1).
4 – а) Какой по счету это ребенок в семье?
Эгоист. Привык, что родители выполняют все его капризы. Когда такой ребенок вырастает, покидает семью и попадает в окружающий мир, то сталкивается с проблемой, что он не самый главный, что он – не «его величество». Ему трудно находить общий язык со своими ровесниками и с теми, кто младше. Этот ребенок комфортно чувствует себя в одиночестве.(2).
4 – б) Какое это поведение: оперантное или респондентное?
Поведение как ответ на знакомый стимул. Хорошо знакомые всем примеры - это сужение или расширение зрачка в ответ на световую стимуляцию, подергивание колена при ударе молоточком по коленному сухожилию, а также дрожь при холоде. В каждом из этих примеров взаимоотношение между, стимулом, (уменьшение световой стимуляции) и реакцией (расширение зрачка) невольное и спонтанное. Это происходит всегда. Бывает, если на вас кричат, вы тоже повышаете голос и демонстрируете именно это поведение (стимул - крик, реакция - ваше раздражение).(3).
4 – в) Саморелизация – это… (1).
4 - г) Особенности самореализующейся личности. (3).
4 – д) кораблик (2).
4 – е) Какое это поведение: оперантное или респондентное?
Данное поведение определяется событиями, которые следуют за реакцией, т.е. за поведением идет следствие, и ожидание этого следствия является причиной данного поведения. Например, если лай собаки регулярно подкреплять кусочком колбасы, то очень скоро она начинает лаять, «выпрашивая» колбасу.(3).
4 – ж) особенности последних детей в семье. (1).
4 – з) кораблик (2).
5 – а) Назовите два основных типа поведения по Скиннеру. (1).
5 – б) Формула поведения S – V – R . Что она означает.(2).
5 – в) Что означает формула поведения человека S – R, предложенная Д.Уотсоном ? Приведите пример. (2).
5 – г) Вытеснение – это… Приведите пример. (2).
5 – д) Что эффективнее: наказание или поощрение. Обоснуйте. (1).
5 – е) Какой вид психологической защиты описан в следующем примере?
«Да, я получил двойку за контрольную, но ведь и Иванов тоже получил! А он – отличник!» (2).
5 – ж) Разместите потребности в нужном порядке (пирамида потребностей Маслоу): любовь и принадлежность к определенной социальной группе, самореализация, физиологические потребности, уважение и признание, безопасность и уверенность в будущем.(3)
5 – з) Как ведет себя первый ребенок в семье? (3).
Обобщающее слово преподавателя.