Конспект урока по курсу "Самоопределение личности" на тему: "Многообразие мира профессий".
В современной системе образования большое внимание уделяется предпрофильной подготовки учащихся. Во многих образовательных учреждениях ведутся профориентационные занятие, элективные курсы. Целью урока по теме: "Многообразие мира профессий" для учащихся 9-х классов является формирование представления о многообразии мира профессий, создание мотивации к профессиональному самоопределению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 47.6 КБ |
prezentatsiya._azbuka_professiy.pptx | 2.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
гимназия № 34 г. Орла
Конспект урока по курсу
«Самоопределение личности» для учащихся 9-х классов
по теме: «Многообразие профессий»
Автор-составитель:
педагог-психолог
Дмитриева А.А.
Орел, 2013 г.
Цели:
Обучающие:
- формирование представления о многообразии мира профессий;
- ознакомление с классификацией профессий по предметам труда, формирование умения относить профессию к определенному типу;
- информирование об истории возникновения разных профессий в игровой форме, повышение интереса к различным видам деятельности;
Развивающие:
- формирование мотивации к профессиональному самоопределению, трудовой деятельности в целом, потребности к приобретению профессии.
- развитие представлений о перспективах профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;
- развитие коммуникативных умений и навыков.
Воспитательные:
- формирование активной позиции личности в вопросах профессионального самоопределения.
Тип урока: урок-игра.
Методы обучения: словесные, наглядные, игровые.
Оборудование: ноутбук, WEB – презентация, бланки заданий.
План урока:
I. Организационный этап.
Приветствие. Сообщение тему урока. Деление на 2 команды.
II. Основная часть.
- «Разминка»;
- «Азбука профессий»;
- «Профессиональный словарь»;
- «Конкурс капитанов»;
- «Из истории профессий».
III. Заключительная часть.
Подведение итогов урока: итоги игры, оценка полученных знаний.
Ход урока:
I. Организационный этап. (5 мин.)
Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока сегодня «Многообразие профессий». Мне хочется начать этот урок с известных строк великого поэта Владимира Владимировича Маяковского:
У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
(В. Маяковский)
Совсем скоро вы окажетесь перед одним из важнейших выборов в Вашей жизни – профессиональным. Море профессий необозримо. В современном мире существует более 40 тысяч различных родов деятельности. Однако мир профессий далеко не статичен. Ежегодно в мире « рождается» около 500 профессий. А еще профессия может видоизмениться до неузнаваемости, так, что название останется одним и тем же, а сама суть профессии будет совсем другой, и людям придется полностью переучиваться — буквально заново учиться новой профессии.
Все мы прекрасно понимаем, что выбор профессии — это самый важный шаг в жизни человека, а мир профессий действительно очень многообразен, и у человека появилась необходимость как-то упорядочивать его, разделить на группы, т.е. провести классификацию.
Самой популярной является классификация Е.А. Климова по предмету труда. Он выделяет следующие типы профессий:
1. Человек - техника. К этой группе относятся профессии, связанные с производством, обслуживание и проектированием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца.
2. Человек - человек. К этой группе относятся профессии, связанные с работой с людьми.
3. Человек - природа. К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение и т.д.
4. Человек - знаковая система. К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами.
5. Человек - художественный образ. К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью.
Именно о многообразии и сложности современного мира профессий пойдет наш разговор сегодня. Знакомиться с миром профессии мы будем в немного видоизмененной форме игры «Что? Где? Когда?». В игре будут участвовать две команды: учащиеся делятся на две команды по 6 человек, выбирают название и капитана. Часть учащихся – жюри. Жюри оценивает правильность и быстроту ответов по заданному алгоритму в каждом задании и по итогам урока объявляет команду-победителя.
II. Основная часть.
1. «Разминка» (5 мин.)
Мы вспомнили, какие типы профессий выделяют в науке на основе классификации Е.А. Климова. Задание разминки состоит в следующем: в предложенном вам списке профессий необходимо правильно отнести каждую из них к одному из перечисленных типов.
Список профессий:
№ п/п | Название профессии | Тип профессии (по Е.А.Климову) |
1 | Скульптор | |
2 | Воспитатель | |
3 | Растениевод | |
4 | Врач-хирург | |
5 | Контроллер-кассир | |
6 | Оператор связи | |
7 | Радиомеханик | |
8 | Ветеринар | |
9 | Каменщик | |
10 | Слесарь-сантехник | |
11 | Дирижер | |
12 | Флорист | |
13 | Бухгалтер | |
14 | Учитель | |
15 | Лингвист |
За каждый правильный ответ команде начисляется 0,5 баллов. Жюри подсчитывает количество баллов и заносит в протокол.
2. «Азбука профессий» (5 мин.)
Следующее задание называется «Азбука профессий». Вам будут представлена презентация с картинками, изображающими различные профессии, название которых начинается на каждую букву алфавита (кроме тех букв, на которые слова не могут начинаться). Картинки с профессиями будут демонстрироваться 5 секунд. Ваша задача угадать, что это за профессия и записать свой ответ в бланк.
По итогам задания за каждый правильный ответ жюри начисляет 0,5 балла. Подводятся итоги задания и общие итоги по результатам двух заданий.
3. Профессиональный словарь» (5 мин.)
Сейчас я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся те группы слов, которые вы сейчас увидите на листе с заданием. На выполнение этого задания вам дается 3 минуты. Будьте внимательны.
а) Ткань, раскрой, лекало, костюм, ножницы, ателье. (Портной.)
б) Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская. (Столяр.)
в) Белый халат, больной, поликлиника, диагноз. (Врач.)
г) Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты. (Журналист.)
д) Земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно, удобрения, урожай. (Агроном.)
е) Платформа, вокзал, пассажиры, локомотив, кабина, рельсы, светофор, вагоны, ответственность. (Машинист локомотива.)
ж) Театр, зрители, сцена, премьера, аплодисменты, костюм, грим. (Артист.)
Жюри подводит итоги. За каждый правильный ответ начисляется 0,5 баллов. Подведение итогов задание. Результаты по итогам 3 заданий.
4. «Конкурс капитанов» (5 мин.).
А теперь пришло время капитанов команд показать, на что они способны. Сейчас у нас «Конкурс капитанов». Я приглашаю к себе капитанов двух команд. В этом конкурсе остальные игроки не участвуют, те, команды, которые будут пытаться подсказывать своим капитанам, наказываются штрафом в 5 баллов. Сейчас капитанам будут предложены 3 вопроса, связанные с различными аспектами профессиональной деятельности. Время на раздумья для каждого вопроса – 1 минута. Ответ вы пишите на листе. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Вопрос 1.
«Моя профессия на ваш взгляд может показаться легкой, но от нее зависит работа целого коллектива. Эта профессия требует постоянного движения и крепких нервов. Не всегда меня знают в лицо, так как чаще встречаются с моей спиной. Назовите мою профессию». Ответ: дирижер.
Вопрос 2. «Черный ящик»
В этом ящике находится орудие труда, используемое в работе музыканта, сталевара, врача. Что в ящике? Ответ: ложка. Музыканты-ложечники; врач в домашних условиях проверяет зев больного обычной ложкой; сталевары берут пробу стали специальной ложкой.
Вопрос 3.
Мальчик розу увидал,
Розу в чистом поле,
Аромат ее впивал,
Любовался вволю.
Эти строки принадлежат великому немецкому поэту Гете. В какой еще области человеческой деятельности известно его имя? Ответ: в области естествознания, а именно ботаники. Гете – автор работы «Опыт о метаморфозе растений». В приведенном четверостишии, таким образом, дается подсказка «знатокам». Источник: Советский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 299.
Подведение итогов. Жюри подсчитывает количество баллов в этом конкурсе и общее количество баллов каждой команды.
5. «Из истории профессий» (15 мин.)
Как я уже отмечала в начале урока, мир профессий постоянно изменяется: появляются новые профессии (мерчендайзер, супервайзер, копирайтер и т.д.), некоторые профессии видоизменяются или вообще исчезают (трубочист, фонарщик, палач и др.). Чтобы предугадать ,как будет изменяться рынок профессий в будущем, нужно обратиться к истории профессий. Следующее задание называется «Из истории профессий». Вам будут поочередно предложены 10 вопросов об истории различных профессий. Время для раздумий – 1 минута для каждого вопроса. За каждый правильный ответ вы получите 1 балл.
№ п/п | Вопрос | Правильный ответ |
1 | Представители этой профессии в прошлом входили в число самых доверенных лиц различных правителей. Например, во французских летописях имя этого придворного специалиста шло сразу после имени самого короля. Назовите эту профессию? | Это профессия повара. Доверяя свое здоровье повару, любой правитель должен был лично хорошо знать повара и быть уверенным, что тот, кто готовит для него пищу, не обманет и не отравит его. |
2 | Древние греки изображали богиню Гигею в виде молодой женщины, кормящей змею из чаши. Сегодня «сосуд Гигеи» является символом одной из областей научно и практической деятельности человека. Какой именно? | Сосуд Гигеи является символом медицины. Он изображается в виде чаши на длинной тонкой ножке, вокруг которой обвилась змея. |
3 | Изначально так называли хозяев постоялых дворов при почтовых станциях. Современные представители данной профессии отвечают за работу лишь одной определенной части отелей или гостиниц. | Правильный ответ: метрдотель Изначально термин «метрдотель» (от фр. maître d'hôtel– хозяин отеля) употреблялся во Франции для обозначения хозяев постоялых дворов при почтовых станциях. Сейчас метрдотель – это менеджер зала ресторана или кафе, часто при отеле. Он руководит командой официантов и иногда охраной. |
4 | Во Франции XVIII века на эту работу принимали людей, имеющих склонность к рисованию, и читали им курс архитектуры и истории искусств. Эти профессионалы изучали черчение и учились лепке, хотя их профессия связана, в первую очередь, с питанием. | Правильный ответ: кондитер. Это творческая работа кондитера. Кондитер изготавливает различные виды теста для тортов, пирожных, кексов, печенья и т.д. и оформляет готовые изделия. |
5 | Эта профессия не всегда была такой популярной, как сейчас. Дело в том, что главный инструмент этого специалиста весил изначально около 50 кг, а их клиентам «на приеме» приходилось сидеть, не двигаясь, в течение нескольких часов. Как называется эта профессия? | Это профессия фотографа. Первые фотоаппараты, появившиеся около 150 лет назад, были действительно огромны. А людям, решившим сделать свой фотопортрет, приходилось сидеть перед объективом в течение 8 часов, не шелохнувшись. |
6 | Первый автомобиль в России появился в конце XIX века (был привезен из Франции в 1891 году). А представители этой профессии, неразрывно связанной с транспортом, появились лишь в 1936 году. | Речь идет об инспекторе дорожного движения. В 1936 году в России была образована Государственная автомобильная инспекция (ГАИ), которая сегодня переименована в Государственную инспекцию по безопасности дорожного движения (ГИБДД). |
7 | Название профессии этого человека переводится с латинского языка, как "писарь", "секретарь". В Древнем Риме этот специалист занимался составлением жалоб, договоров, проектов, сделок и записывал их с помощью особых знаков. | Правильный ответ: нотариус. Это был прообраз современных нотариусов. Должность нотариуса не содержит в себе каких-либо властных полномочий. Нотариус удостоверяет или подтверждает только бесспорные права или бесспорные факты, имеющее юридическое значение на основании представленных документов. |
8 | Во времена Петра Первого так называли специально подобранных иностранцев, которые занимались шпионажем в пользу России. Сейчас это специалисты, доставляют в СМИ (газету, телеканал) сведения из другого города или страны. | Правильный ответ: корреспондент . В XVIII веке в России корреспондентами называли шпионов. Своим адресатам, ведущим разведку, они сообщали письменно интересующие их сведения. |
9 | Во времена, когда торговые отношения между Востоком и Западом только завязывались, при дворцах султанов появились драгоманы – внешнеторговые посредники, без которых купцам из разных стран было бы очень трудно договориться. Кем были драгоманы? | Правильный ответ: переводчики Драгоман – официальная должность переводчика и посредника между ближневосточными и азиатскими державами и европейскими дипломатическими и торговыми представительствами. |
10 | Представители этой профессии обладают неприкосновенностью личности, жилища и собственности. Они освобождены от налогов и таможенного досмотра. Но в тоже время, эксперты считают эту профессию одной из самых опасных. | Правильный ответ: дипломат Дипломат обладает неприкосновенностью личности, жилища и собственности. Он имеет неподсудность судам государства пребывания, освобожден от налогов, таможенного досмотра. |
В завершении задания жюри подсчитывает баллы каждой команды и общий итог игры.
III. Заключительная часть (5 мин.).
Подведение итогов. Выявление команды-победительницы. Вот и подошла к концу наша игра. Ребята делятся впечатлениями. Преподаватель дает слово жюри и награждает победителей призами.
Литература:
1. Судина С.В. Азбука профессий // Интернет-ресурс. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/592302/.
2. Интернет - ресурс. Режим доступа: http://images.yandex.ru/ .
3. Ашитко Е. Что? Где? Когда? Психологическая профориентационная игра // Школьный психолог. - №10. - 2013.
4. Сколько профессий существует в мире?// Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.topauthor.ru/Skolko_professiy_sushchestvuet_v_mire_155b.html
5. Головина В.В. Классификация профессий. Признаки профессии 9-й класс // Интернет-ресурс. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/531540/.
6. Кондратьева С. , Соколова Н., Хахунова М. под ред. И. Кузнецовой ЧТО? ГДЕ? КОГДА? Профориентационная игра // Школьный психолог. - № 36. – 2003.
7. Интересные факты о профессиях // Интернет – ресурс. Режим доступа: http://www.moeobrazovanie.ru/viktoriny/interesnye_fakty_o_professiah.html.
Приложения к уроку
Протокол игры
Задание баллы | Команда 1. | Команда 2. |
1. Разминка | ||
2. «Азбука профессий» | ||
3. «Профессиональный словарь» | ||
4. «Конкурс капитанов» | ||
5. «Из истории профессий» | ||
Итого: |
Разминка
Список профессий:
№ п/п | Название профессии | Тип профессии (по Е.А.Климову) |
1 | Скульптор | |
2 | Воспитатель | |
3 | Растениевод | |
4 | Врач-хирург | |
5 | Контроллер-кассир | |
6 | Оператор связи | |
7 | Радиомеханик | |
8 | Ветеринар | |
9 | Каменщик | |
10 | Слесарь-сантехник | |
11 | Дирижер | |
12 | Флорист | |
13 | Бухгалтер | |
14 | Учитель | |
15 | Лингвист |
Ответы вопросов разминки
№ п/п | Название профессии | Тип профессии (по Е.А.Климову) |
1 | Скульптор | Человек – художественный образ |
2 | Воспитатель | Человек-человек |
3 | Растениевод | Человек-природа |
4 | Врач-хирург | Человек-человек |
5 | Контроллер-кассир | Человек-человек |
6 | Оператор связи | Человек-знак |
7 | Радиомеханик | Человек-техника |
8 | Ветеринар | Человек-природа |
9 | Каменщик | Человек-техника |
10 | Слесарь-сантехник | Человек-техника |
11 | Дирижер | Человек - художественный образ |
12 | Флорист | Человек-природа |
13 | Бухгалтер | Человек-знак |
14 | Учитель | Человек-человек |
15 | Лингвист | Человек-знак |
Задание 2. «Азбука профессий»
Бланк для игроков
Буква | Профессия |
А | |
Б | |
В | |
Г | |
Д | |
Е | |
Ж | |
З | |
И | |
К | |
Л | |
М | |
Н | |
О | |
П | |
Р | |
С | |
Т | |
У | |
Ф | |
Х | |
Ц | |
Ч | |
Ш | |
Э | |
Ю | |
Я |
Бланк для жюри
Буква | Профессия |
А | Астроном |
Б | Бортпроводник |
В | Врач |
Г | Геолог |
Д | Дирижер |
Е | Егерь |
Ж | Журналист |
З | Закройщик |
И | Инженер |
К | Кассир |
Л | Летчик |
М | Маляр |
Н | Няня |
О | Официант |
П | Повар |
Р | Рыболов |
С | Сантехник |
Т | Товаровед |
У | Учитель |
Ф | Фотограф |
Х | Художник |
Ц | Циркач |
Ч | Чертежник |
Ш | Швея |
Э | Экскурсовод |
Ю | Юрист |
Я | Ямщик |
Задание 3. «Профессиональный словарь»
Слова | Профессия |
а) Ткань, раскрой, лекало, костюм, ножницы, ателье. | |
б) Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская. | |
в) Белый халат, больной, поликлиника, диагноз. | |
г) Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты. | |
д) Земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно, удобрения, урожай. | |
е) Платформа, вокзал, пассажиры, локомотив, кабина, рельсы, светофор, вагоны, ответственность. | |
ж) Театр, зрители, сцена, премьера, аплодисменты, костюм, грим. |
Слова | Профессия |
а) Ткань, раскрой, лекало, костюм, ножницы, ателье. | Портной |
б) Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская. | Столяр |
в) Белый халат, больной, поликлиника, диагноз. | Врач |
г) Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты. | Журналист |
д) Земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно, удобрения, урожай. | Агроном |
е) Платформа, вокзал, пассажиры, локомотив, кабина, рельсы, светофор, вагоны, ответственность. | Машинист локомотива |
ж) Театр, зрители, сцена, премьера, аплодисменты, костюм, грим. | Артист |
Задание 5. «Из истории профессий»
№ п/п | Ответ |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Э
Ю
Я