ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ – ИНТЕРНАТОВ VIII ВИДА
Для учащихся школ – интернатов 8 вида , где обучаются школьники с ограниченными возможностями здоровья , большое значение приобретает выбор своей будущей профессии , своего профессионального пути , так как правильно сделанный выбор – это залог успеха дальнейшей самостоятельной жизни, успех социализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_mstatya_v_aprioriicrosoft_word.docx | 23.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ – ИНТЕРНАТОВ VIII ВИДА
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Шубина Ольга Ивановна.
Государственное казенное специализированное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида г. Коврова
Активно развивающееся современное общество , новые социально – экономические отношения оказывают неизменное влияние на роль человека в профессиональном мире , на его личностное и профессиональное самоопределение , на его личностные и профессиональные качества.
Для учащихся школ – интернатов 8 вида , где обучаются школьники с ограниченными возможностями здоровья , большое значение приобретает выбор своей будущей профессии , своего профессионального пути , так как правильно сделанный выбор – это залог успеха дальнейшей самостоятельной жизни, успех социализации.
Учащимся с ограниченными возможностями здоровья очень трудно адаптироваться к самостоятельной жизни в обществе , так как они отличаются сравнительно небольшим социальным опытом , часто не могут правильно определить и осмыслить свой жизненный путь, имеют трудности в коммуникации (бывают замкнуты, упрямы, вспыльчивы ), не хотят, а иногда и не могут привыкнуть к трудовой дисциплине , профессиональным обязанностям. Кроме того их отличает инфантилизм, отсутствие мотивации к профессиональной самореализации, неуверенность в себе, своих силах. Эти дети нуждаются в постоянной контролирующей и стимулирующей помощи взрослого. Очень часто у учащихся, которые находятся на полном государственном обеспечении в школе – интернате появляется потребительское отношение к жизни, неспособность и нежелание проявлять волевые усилия в достижении своей цели.
Ограниченность профессионального выбора учащихся с ограниченными возможностями здоровья, их недостаточная профессиональная подготовленность, отсутствие опыта, а так же и наличие безработицы привело к тому, что в настоящее время в стране достаточно невысок процент выпускников школ – интернатов VIII вида, работающих по выбранной специальности. Это, на наш взгляд, является результатом недостаточной разработки вопроса профессиональной ориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в школах – интернатах, психолого – педагогического сопровождения в важный для них период личностного и профессионального самоопределения.
Поэтому одним из путей решения данной проблемы может являться разработанная нами программа коррекционно – развивающих занятий по профессиональной ориентации учащихся 9 – х классов школ – интернатов VIII вида « Я выбираю профессию».
Программа рассчитана на три календарных месяца по одному занятию в неделю.
Цель программы: способствовать осознанному профессиональному выбору учащихся на основе раскрытия особенностей и потенциальных возможностей личности в период профессионального и личностного самоопределения.
Задачи коррекционно – развивающей программы:
1 Дать представление учащимся о многообразии мира профессий, современном рынке труда.
2 Познакомить с особенностями и потенциальными возможностями своего организма, формирование положительной» Я – концепции».
3 Овладение приемами и методами профессионального выбора.
Тематическое планирование занятий.
№ | Темы занятий | Количество часов |
11 | Диагностико – мотивирующая часть. | 2 часа |
22 | Этот большой мир профессий. | 1 час |
33 | Что такое « Я»? | 1 час |
44 | « Я хочу!» | 1час |
55 | « Я могу! | 1 час |
66 | « Надо!» | 1 час |
77 | Я и другие (секреты коммуникации). | 2 часа |
88 | Самооценка и ее роль в профессиональном выборе . | 1 час |
99 | Самопрезентация . | 1 час |
110 | Итоговая диагностика | 1час |
Реализация программы коррекционно – развивающих занятий позволит, на наш взгляд, повысить уровень осведомленности учащихся о мире профессий, скорректировать особенности личностного развития, а так же придаст им уверенности , целеустремленности при выборе жизненного пути.