Формула решения школьных конфликтов
Материал о видах, причинах детских конфликтов, стратегиях поведения в конфликтных ситуациях. Конструктивное решение разногласий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formula_resheniya_konfliktov.ppt | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие конфликта, его сущность Слово конфликт происходит от латинского conflictus – столкновение, противоборство. Конфликт это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия Конфликт – закономерное явление , так как люди, вступающие в общение, отличаются друг от друга своими интересами, индивидуально-типологическими особенностями, направленностью, стилем жизни, разным видением одних и тех же проблем. Необходимо относиться спокойно к тому, что в детском коллективе они возможны, и делать всё необходимое для их предупреждения, конструктивного разрешения.
Виды конфликтов конфликты деятельности , возникающие по поводу успеваемости учащихся, выполнения ими учебных и внеучебных заданий; конфликты поведения (поступков), возникающие в связи с нарушением учащимися правил поведения в учебном заведении, чаще всего на занятиях, и за пределами учебного учреждения; конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и педагогов, в рамках их общения в процессе совместной педагогической деятельности .
П ричины конфликтов в детской среде: борьба за лидерство; ущемление достоинства или амбиций одного из детей; неподтверждение ролевых ожиданий, например: одна из конфликтующих сторон считала другую своей подругой, а та не поддержала её в ситуации, когда надо "выручать"; психологическая несовместимость ( например, экстраверта и интроверта); примитивный тип общения одного из противников: для него конфликтное поведение является нормой, он грубит, «задевает» других, постоянно провоцирует их на конфронтацию.
Стратегия поведения в конфликте Конкуренция, соперничество («акула») — стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Сотрудничество («сова») — выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон. Компромисс («лиса») — выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет. Избегание, уклонение («черепашка») — уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей. Приспособление («медвежонок») — принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.
Отрицательный последствия конфликта Психическая и физиологическая дезорганизация (снижение активности и эффективности деятельности) Состояние сомнения (неуверенность в себе, в своих силах) Появление агрессии или покорности (внутриличностный конфликт) Возникает чувство неполноценности Итог: стресс, фрустрация, неврозы.
Положительные стороны конфликта Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами; Получение новой информации об оппоненте; Источник инноваций, стимулирование к изменениям и развитию; Снятие «синдрома покорности» у подчиненных; Диагностика возможностей оппонентов, выявление вероятных ответных действий другой стороны.
Конструктивное решение разногласий Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны взрослого все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.
Прямые методы погашения конфликтов: Примирение – на основе компромисса, который не ущемлял бы личного достоинства обеих сторон: а) поочерёдно выслушать каждого ребенка: суть и причины столкновения. При этом пресекаются попытки очернить другого участника конфликта, выслушиваются только факты, а не эмоции. б) конфликтующие высказывают свои претензии друг к другу в классе. Решение принимается на основе выступления детей и объявляется от лица группы. Но в этом случае группа должна находиться на достаточно высоком уровне развития и способна выступать посредником в разрешении конфликта. Можно развести конфликтующие стороны по разным группам .
Косвенные методы погашения конфликтов 1. Прежде всего, надо дать конфликтующим сторонам возможность выговориться, "выпустить пар". Задача – не оценивать, не делать замечания, а внимательно слушать до тех пор, пока не выйдут все отрицательные эмоции и конфликтующие не будут готовы принять спокойно и разумно доводы взрослых и друг друга. 2. Затем повторить, уточнять высказанное обеими сторонами, пытается помочь им определить суть разногласий, сформулировать проблему, которую надо решить. 3. После этого следует предложение найти выход: "Что будем делать?" Посредник выслушивает предложения обеих сторон, подталкивает их к достижению компромисса или совместному решению проблемы.
НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ: Обвинять во всем конфликтующую сторону. Многие родители склонны идеализировать своих детей, но в любом конфликте замешаны две стороны. Сразу менять школу (учителя). Это крайняя мера, к которой следует прибегать только в том случае, если не получается решить конфликт мирным путем. Втягивать в конфликт других детей. Это нечестно. Учить ребенка хамить. Сегодня вы научите ребенка хамить другим детям и взрослым- завтра он начнет хамить вам. Абстрагироваться от школьных конфликтов. Жизненный опыт ребенка невелик, и ему необходима ваша помощь. Напоминайте своему чаду: что бы ни случилось, я на твоей стороне, я тебя люблю.
Педагог Родитель Ребенок
Спасибо за внимание