Олимпиада по психологии
Предварительный просмотр:
Олимпиада по психологии для уч-ся 9-11 кл.
Тестовые задания для первого этапа
1. Психическое состояние безразличия к окружающему, которое может возникать в экстремальных условиях:
А. Тоска.
Б. Грусть.
В. Апатия.
Г. Гнев.
2. Образ желаемого будущего, обладающего для данной личности признаками совершенства и привлекательности:
А. Воспоминание.
Б. Фантазия.
В. Цель.
Г. Идеал.
3. Процесс и результат установления контактов между людьми.
А. Общение.
Б. Связь.
В. Дружба.
Г. Любовь.
4. Социально оцениваемый акт поведения, продукт социального и нравственного выбора, в котором человек утверждает себя как личность:
А. Чтение.
Б. Чихание.
В. Действие.
Г. Поступок.
5. Свойство некоторых лидеров внушать своим последователям веру в их исключительные способности и вызывать преклонение перед собой и послушание.
А. Обаяние.
Б. Словоохотливость.
В. Харизма.
Г. Хитрость.
6. Оценочное суждение, в котором человека сравнивают с другими, причем сравнение в его пользу.
А. Комплимент.
Б. Похвала.
В. Порицание.
Г. Поддержка.
7. Движение мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние.
А. Мимика.
Б. Пантомимика.
В. Жест.
Г. Поза.
8. Способность человека сознательно управлять своей психикой и поведением.
А. Эмоции.
Б. Воля.
В. Внимание.
Г. Разум.
9. Движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние или указывающее на какой-либо предмет во внешнем мире:
А. Мимика.
Б. Пантомимика.
В. Жест.
Г. Поза.
10. Способность быстро находить пути к верному решению задач, ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, предвидеть ход событий без предварительного анализа и сложных логических рассуждений.
А. Анализ.
Б. Синтез.
В. Интуиция.
Г. Лабильность.
11. Система устойчивых взглядов человека на то, что происходит в мире вокруг него.
А. Мировоззрение.
Б. Мнение.
В. Образ.
Г. Мировосприятие.
12. Стремление человека к успехам, рассчитанное на повышение авторитета и признание со стороны окружающих.
А. Дисциплинированность.
Б. Ответственность.
В. Инициативность.
Г. Честолюбие.
13. Ошибочное устойчивое мнение, не подкрепляемое фактами и доказательствами, порождающее неправильное отношение человека к людям и окружающему миру:
А. Предрассудок.
Б. Установка.
В. Суждение.
Г. Заблуждение.
14. Относительно устойчивая структура умственных способностей человека, способность решать различные задачи и эффективно адаптироваться в обществе:
А. Интеллект.
Б. Сообразительность.
В. Ум
Г. Смекалка.
15. Склонность индивида изменять свои первоначальные оценки под влиянием мнения других:
А. Неустойчивость.
Б. Конформность.
В. Пассивность.
Г. Податливость.
16. Негативное эмоциональное состояние, которое возникает в ситуациях неопределенной опасности:
А. Тревога.
Б. Агрессия.
В. Отчаяние.
Г. Гнев.
17. Индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, определяющих его поведение в определенных жизненных обстоятельствах и условиях, и в первую очередь - при взаимодействии с окружающими людьми:
А. Стереотип.
Б. Индивидуальность.
В. Характер.
Г. Темперамент.
18. Переживание сильного душевного подъема, веселого настроения, чувства оптимизма, абсолютного благополучия:
А. Эйфория
Б. Стресс.
В. Аффект.
Г. Паранойя.
19. Вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующийся взаимной привязанностью их участников, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности:
А. Общение.
Б. Знакомство.
В. Дружба.
Г. Контакт.
20. Негативное состояние психики, вызывающее, как правило, разрушительные для человека чувства, поступки, деяния. В этом состоянии человек воспринимает чью-то удачу или успехи на любом поприще как обидную несправедливость по отношению к себе, как угрозу своему статусу, благополучию, как снижение ценности или даже обесценивание своего Я:
А. Злость.
Б. Зависть.
В. Страх.
Г. Отчаяние.
21. Одна из основных форм организации социального и межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях противоборства с добивающимися этих же целей и интересов другими индивидами или группами:
А. Конкуренция.
Б. Сотрудничество.
В. Избегание.
Г. Уступка.
22. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль:
А. Руководитель.
Б. Лидер.
В. Диктатор.
Г. Генератор идей.
23. Система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти.
А. План.
Б. Перекодирование.
В. Группировка.
Г. Мнемоника.
24.Оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, являющаяся важным регулятором ее поведения:
А. Самоуважение.
Б. Самопринятие.
В. Саморазвитие.
Г. Самооценка.
25. Черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности, проявляется в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда:
А. Ответственность.
Б. Трудолюбие.
В. Аккуратность.
Г. Организованность.
26. Деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни:
А. Учение.
Б. Игра.
В. Общение.
Г. Труд.
27. Какой отрасли психологии не существует?
А. Психология беспозвоночных.
Б. Психология развития.
В. Зоопсихология.
Г. Все ответы верны.
28. Современная психология изучает:
А. Психические процессы.
Б. Психические состояния.
В. Свойства личности.
Г. Все ответы верны.
29. Родители Светланы в раннем возрасте поддерживали у нее старание, настойчивость, целеустремленность, учили доводить начатое до конца. Какие черты характера, скорее всего, сформировались у нее?
А. Коммуникативные.
Б. Деловые.
В. Волевые.
30. Какие черты характера отражают отношение человека к труду?
А. Тактичность, грубость.
Б. Леность, трудолюбие.
В. Самоуверенность, самокритичность.
Г. Бережливость, щедрость.
Задания второго этапа
Задание 1. Расшифруйте анаграммы, каждая из которых обозначает психологическое понятие, попробуйте раскрыть их содержание.
1) НТЧЛЬИСО
2) ЦЯВИАОТМИ
3) ХАИПКСИ
4) ЕНОРАОБВЖИЕ
5) ЯОНМКЦУМИАИК
Задание 3. Поочередно просматривая буквенные ряды, выпишите из них «замаскированные» слова, образующие высказывание:
ДАНАЧЕРЕЗКОИВТЕРНИИЛОРКПБЫЮЛИТДЗИКАДЗВЕЗДАМОНИБОЬЛКЖ
Задание 4. Решите следующую задачу.
В одном городе живут пятеро друзей: Иванов, Петров, Сидоров, Гришин, Алексеев. Один – маляр, другой – шофёр, третий – плотник, четвёртый – слесарь, пятый – парикмахер.
Известно, что:
а) Петров и Гришин никогда не пользовались малярной кистью.
б) Иванов и Гришин вчера были в гостях у шофёра.
в) Петров и Алексеев живут в одном дома со слесарем.
г) Сидоров был свидетелем на свадьбе у Петрова и дочери парикмахера.
д) Иванов и Петров часто играют с плотником и маляром в домино.
е) Гришин и Алексеев ходят бриться в парикмахерскую, а слесарь бреется сам.
Кто из друзей какую профессию имеет?
Задание 5. Выберите один из четырех вариантов и укажите как можно больше связей между:
а) психологией и историей;
б) психологией и биологией;
в) психологией и литературой;
г) психологией и математикой
Задание 6. Перед Вами психологические характеристики личности, распределите их в таблице по основным типам темперамента:
повышенная возбудимость, длительная работоспособность, энергичность, сдержанность, вспыльчивость, непоседливость, терпеливость, медлительность движений и речи, медленная смена чувств и настроений, слабая эмоциональная возбудимость, быстрое усвоение и перестройка навыков, импульсивность, бедность движений, малая активность, вялость, выразительность мимики и пантомимики, молчаливость, повышенная чувствительность, приподнятое настроение, быстрая приспособляемость к новой обстановке, медленное усвоение и перестройка навыков, неуверенность в себе, повышенная эмоциональная возбудимость, выдержанность, однообразие мимики, подвижность, подавленность и растерянность при неудачах, быстрая смена чувств и эмоциональных состояний, терпеливость, невыразительность речи, ровное настроение, сосредоточенность внимания.
сангвиник флегматик холерик меланхолик
Задание третьего этапа
Эссе на тему «Психология и психолог в современном мире»
* Время для выполнения 30 минут
* Объем – 1-1,5 страницы формата А4
* Критерии оценки : 1. Актуальность материала. 2. Умение разделять житейскую и научную психологию. 3. Умение сосредотачиваться на главном 4. Владение психологической терминологией.