Проект "Радуга эмоций"

Полугрудова Алёна Юрьевна

В данной публикации представлен проект, направленный на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами игровой и рисуночной арт-терапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_raduga_emotsiy.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор проекта

Фамилия, имя, отчество

Полугрудова Алёна Юрьевна

Город, область

Город Усолье-Сибирское, Иркутская область

Номер, название учреждения, должность

МБДОУ «Детский сад № 10», педагог-психолог

Описание проекта

Название темы вашего учебного проекта

Радуга эмоций

Краткое содержание проекта

С целью реализации проекта  «Радуга эмоций» используются такие методы работы с детьми, как подвижные, релаксационные и эмоционально-экспрессивные игры. Игровая деятельность детей позволяет им научиться выражать свои эмоции в социально-приемлемой форме, развить коммуникативные навыки. Ведь именно в игре дети учатся устанавливать конструктивные  взаимоотношения со сверстниками.

 Использование бесед позволяет детям расширить словарь, научиться описывать, озвучивать свои эмоции в приемлемой для окружающих форме, лучше понять свои собственные чувства и чувства других людей, способствует закреплению полученных знаний.

 Анализ жизненных ситуаций способствует более глубокому пониманию причин возникновения того или иного эмоционального состояния, проявлений эмоций в поведении, перенесению нового опыта в повседневное общение.

 Тематическое рисование развивает творческие способности детей, умение выражать свои эмоции и чувства с помощью изобразительных средств.

Образовательные области

Социализация, коммуникация, познание, художественное творчество

Возрастные группы

Старшая, подготовительная группы (старший дошкольный возраст, 5-6 лет)

Приблизительная продолжительность проекта

1 месяц

Основа проекта

Федеральные государственные требования

В результате участия в проекте у детей формируется навыки, описанные в федеральных государственных требованиях к дошкольному образованию:

  • навыки творческой проектной деятельности индивидуального и группового характера,
  • коммуникативные навыки.

Развиваются умения:

  • определять эмоциональные состояния по мимике и пантомимике,
  • дифференцировать свои эмоциональные переживания,
  • выражать свои эмоции в социально приемлемой форме.

Расширяются представления о себе, семье и обществе.

Планируемые результаты обучения

 «После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

- личностные:

  • любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, коммуникабельность,
  • умение управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений,
  • соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

- метапредметные:

  • умеют применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, таки и им самим;
  • в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач;
  • предлагают собственный замысел и воплощают его в рисунке, постройке, рассказе.
  • овладевают универсальными предпосылками учебной деятельности.

- предметные:

  • Образовательная область «Социализация»: придерживаться в игре намеченного замысла, оставляя место для импровизации, договариваться со сверстниками об игре.
  • Образовательная область «Художественное творчество»: создавать индивидуальные и коллективные рисунки, использовать различные материалы и способы создания изображений, отражать эмоциональную окраску в рисунке с помощью цвета.
  • Образовательная область «Коммуникация»: использует речь как средство общения со сверстниками.
  • Образовательная область «Познание»: символически отображают эмоционально окрашенные ситуации, проживают и понимают ее основные смыслы и выражают их в образной форме.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Зачем мы играем?

Проблемные вопросы учебной темы

Как игра может помощь выразить чувства? Как игра может помощь понять чувства другого? Как мы учимся общаться в игре?

Учебные вопросы

Что такое эмоции? Какие бывают эмоции? Как эмоции проявляются в поведении? Каковы особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста? Может ли игра научить ребенка владеть своими чувствами? Как игра помогает ребёнку понимать свои и чужие эмоции?

План оценивания

График оценивания

До работы над проектом

Ученики работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы над проектом

  • Тест «Эмоциональные лица» Н. Я. Семаго;
  • Анкета для родителей «Игровое общение с ребенком»

  • Изучение особенностей изобразительной деятельности (по материалам Арнаутовой Т.А., Афонькиной Ю.А.)
  • Изучение умения подчинять цветовое решение рисунка задаче выражения его эмоционального содержания (Мелик-Пашаев А.А.)
  • Тест «Эмоциональные лица» Н. Я. Семаго;

Описание методов оценивания

Методы оценивания

Тест «Эмоциональные лица» Н. Я. Семаго Цель: Оценка возможности адекватного опознания эмоционального состояния, точность и качество этого опознания (тонкие эмоциональные дифференцировки), возможность соотнесения с личными переживаниями ребенка.

1-я серия (3 изображения) состоит из контурных (схематичных) изображений лиц. В схематичном виде проводятся следующие эмоциональные выражения: Злость (гнев);Печаль (грусть); Радость.

Эмоциональная экспрессия на контурных изображениях обозначена наиболее этологически значимыми элементами лица: характерным для каждого варианта пространственным расположением уголков рта и положения бровей.

2-я серия (14 изображений) заключает в себе изображения конкретных лиц детей (мальчиков и девочек: по 7 изображений соответственно). В методике используются изображения со следующими эмоциональными выражениями: Явная радость; Страх; Сердитость; Приветливость; Стыд, вина; Обида; Удивление.

Используется количественный и качественный анализ.

             Изучение особенностей изобразительной деятельности детей. (по материалам Арнаутовой Т.А., Афонькиной Ю.А.) 

 Цель: оценка рисунков, созданных детьми в процессе работы над проектом. Критерии оценки: содержание рисунка, особенности изображения, проявление творчества в рисунке, проявление самостоятельности, отношение к процессу и результату рисования. Параметры подвергаются качественному анализу.

Изучение умения подчинять цветовое решение рисунка задаче его эмоционального содержания (Мелик-Пашаев А.А.) Цель: анализ понимания и применения ребенком цвета как средства выражения эмоционального отношения. Анализируется различие цветового решения рисунков с контрастным эмоциональным содержанием. Рисунки подвергаются качественному анализу.

Продукты учебной деятельности детей

 Продуктами проектной деятельности детей являются:

  • индивидуальные рисунки, отражающие различные эмоции («Радостный рисунок», «Маска страха», «Чудеса», «Злой рисунок», «Грустный рисунок»),
  • групповые творческие работы «Подарок для ослика», «Дома дракончиков»,
  • продукты мыслительной деятельности детей (ответы на вопросы бесед, аукцион  идей) оформляются педагогом в форме видеоролика «Радуга детских эмоций»

Организационные мероприятия

Контроль осуществляется педагогом-психологом ДОУ. До работы над проектом проводится методика «Эмоциональные лица» и анкетирование родителей «Игровое общение с ребенком». На основе результатов диагностики формируются группы детей (в группы включаются дети с разным уровнем развития). В ходе работы над проектом для оценки выполнения детьми заданий изучаются особенности их изобразительной деятельности и умение подчинять цветовое решение рисунка задаче выражения его содержания. Для оценки результативности проекта повторно проводится методика «Эмоциональные лица».

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Концептуальные знания и технические навыки, необходимые учащимся, чтобы начать выполнение этого проекта:

  • Умение согласовывать свои игровые действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения;
  • Умение подчиняться правилам в групповых играх, выполнять инструкцию взрослого;
  • Умение анализировать проблемные ситуации, на основе конструктивного анализа находить конструктивные решения;
  • Умение составлять небольшие рассказы о событиях из личного опыта;
  • Умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей.

Учебные мероприятия

Организация непосредственно образовательной деятельности детей:

  1. Веселые клоуны: беседа «Радость», работа с пиктограммами, игры «Паровозик с клоунами», «Разноцветные шары», релаксация «Достань звезду», творческое задание «Радостный рисунок», рефлексия.
  2. Я не трус, но я боюсь…: беседа «Страх, работа с пиктограммами, игры «Спонтанный театр», «Рыбаки и рыбка», релаксация «Водопад», творческое задание «Маска страха», рефлексия.
  3. Путешествие в страну удивления: беседа «Удивительное рядом», работа с пиктограммами, этюд «Удивление», игры «Зеркало», «Облака», релаксация «Полет высоко в небе», творческое задание «Чудеса», рефлексия.
  4. Путешествие в страну драконов: беседа «Злость», работа с пиктограммами, игры «Злой дракон», «Тух-тиби-дух», релаксация Чаша доброты», творческое задание «Рисуем злость», коллективная работа «Дома дракончиков», рефлексия.
  5. Пятачок спешит на день рождения: беседа «Грусть», работа с пиктограммами, творческое задание «Грустный рисунок», беседа по картинке «Почему грустит ослик», аукцион идей «Как справиться с плохим настроением», коллективная работа «Подарок для ослика», релаксация «Дождь в лесу», рефлексия.
  6. Путешествие в страну Вина: беседа «Стыд, вина», работа с пиктограммами, прослушивание и разыгрывание истории Л.Н. Толстова «Косточка», упражнение «Покажи чувство язычком», «Волшебный мешочек», релаксация «Порхание бабочки», рефлексия.
  7. Путешествие в страну Интерес: упражнение «Закончи предложение», «Что слышно», этюд «Что там происходит?», релаксация «Подснежник», рефлексия.
  8. Итоговое мероприятие: психологический спектакль «Мой мир и я»

Организация совместной детско-родительской деятельности:

«Волшебная страна внутри нас»:

1 часть - работа родительских групп: работа с «кувшином эмоций», «Я-сообщение».

2 часть – совместная игровая деятельность детей и родителей: самомассаж. Подвижная игра «Найди свою палатку», малоподвижная игра «Зеркало и обезьяна», эстафета, массаж пальцев рук и ног, подвижная игра «Ловля обезьян», упражнения для профилактики плоскостопия.

Организация деятельности с педагогами:

1. Консультация «Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду»

2. Консультация «Роль подвижной игры в эмоциональном развитии дошкольника»

3. Тренинг «Путешествие во внутренний мир»

4. Тренинг «Сотворение мира»

Материалы для дифференцированного обучения

Ребенок с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ребенок)

Дидактические материалы для детей:

  • Чувства. Эмоции: комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений. – Х.: Ранок, 2007.
  • Я и другие: комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений. – Х: Ранок, 2008.
  • Я и мое поведение: комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений. – Х.: Ранок, 2008.

Адаптированные технологии:

  • Громова Т. В. Страна Эмоций: методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребенка. – М.: Перспектива, 2002.

Учащиеся выражают результаты своего обучения в форме устных ответов и творческих работ.

Ребенок, для которого язык преподавания не родной

Дидактические материалы для детей:

  • Чувства. Эмоции: комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений. – Х.: Ранок, 2007.
  • Я и другие: комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений. – Х: Ранок, 2008.
  • Я и мое поведение: комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений. – Х.: Ранок, 2008.

Одаренный ребенок

Самостоятельные исследования:

  • Интервью с членами семьи «На что похожа папина радость?», «Бабушка устала  – как мне себя вести?»;
  • Интервью с педагогами  ДОУ «Что может  расстраивать моего воспитателя?»;
  • Составление коллажей по результатам интервью.

Дополнительные задания, требующие более глубокого понимания материала:

Лебедева М. Азбука развития эмоций ребенка: набор развивающих карточек. – СПб: Речь, 2011

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии — оборудование (отметьте нужные пункты)

Лазерные диски с музыкой для релаксации, компьютер(ы), цветной принтер, цифровая камера, сканер, интернет-соединение, музыкальный центр.

Технологии — программное обеспечение (отметьте нужные пункты)

Программы обработки изображений Adobe Photoshop, Photo Story for Windows, программа создания видео из изображений Photo Story для Windows, пакет программ Microsoft Office, программа обработки звука WavePad Sound Editor

Материалы на печатной основе

  1. Алябьева Е. А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками: методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
  2. Веракса Н. Е. Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  3. Зайцева О.Ю., Даниленко Н.Г., Маркина Ю.Д. Педагогическая технология проектирования в управлении образовательным процессом: методическое пособие. – Иркутск: ИГПУ, 2007.
  4. Иванова Н. В., Бардинова Е. Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
  5. Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2004.
  6. Кожохина С. К. Растем и развиваемся с помощью искусства. - СПб.: Речь, 2006.
  7. Мардер Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошольного и младшего школьного возраста. - М.: Генезис, 2007.
  8. Монакова Н. И. Путешествие с Гномом: развитие эмоциональной сферы дошкольников. - СПб.: Речь, 2008.
  9. От рождения до школы. Премерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / под ред.Н.Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  10. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. - М.: Генезис, 2010.
  11. Чернецкая Л. В. Психологические игры и тренинги в детском саду. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  12. Юрчук Е. Н. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

Другие принадлежности

Акварельные краски, гуашь, восковые мелки, кисточки разного размера, баночки-непроливайки, цветные карандаши, альбомы для рисования, клей ПВА, белый картон, цветной картон, разноцветные нитки (шерсть, полушерсть)

Интернет-ресурсы

http://ru.wikipedia.org/wiki/Игровая_психотерапия

http://ru.wikipedia.org/wiki/Игра

http://ru.wikipedia.org/wiki/Эмоция

http://lib.adtm.ru/lib/psy/zinkevich_evstigneeva/practical_work_on_creative_therapy/theory_and_practice_game_therapy

http://lib.adtm.ru/lib/psy/zinkevich_evstigneeva/practical_work_on_creative_therapy/theory_and_practice_game_therapy

http://lib.rus.ec/b/135762

http://www.e-mama.ru/igri/ 

Другие ресурсы

Родители воспитанников