Проект "Радуга эмоций"
В данной публикации представлен проект, направленный на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами игровой и рисуночной арт-терапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_raduga_emotsiy.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор проекта | ||||
Фамилия, имя, отчество | Полугрудова Алёна Юрьевна | |||
Город, область | Город Усолье-Сибирское, Иркутская область | |||
Номер, название учреждения, должность | МБДОУ «Детский сад № 10», педагог-психолог | |||
Описание проекта | ||||
Название темы вашего учебного проекта | ||||
Радуга эмоций | ||||
Краткое содержание проекта | ||||
С целью реализации проекта «Радуга эмоций» используются такие методы работы с детьми, как подвижные, релаксационные и эмоционально-экспрессивные игры. Игровая деятельность детей позволяет им научиться выражать свои эмоции в социально-приемлемой форме, развить коммуникативные навыки. Ведь именно в игре дети учатся устанавливать конструктивные взаимоотношения со сверстниками. Использование бесед позволяет детям расширить словарь, научиться описывать, озвучивать свои эмоции в приемлемой для окружающих форме, лучше понять свои собственные чувства и чувства других людей, способствует закреплению полученных знаний. Анализ жизненных ситуаций способствует более глубокому пониманию причин возникновения того или иного эмоционального состояния, проявлений эмоций в поведении, перенесению нового опыта в повседневное общение. Тематическое рисование развивает творческие способности детей, умение выражать свои эмоции и чувства с помощью изобразительных средств. | ||||
Образовательные области | ||||
Социализация, коммуникация, познание, художественное творчество | ||||
Возрастные группы | ||||
Старшая, подготовительная группы (старший дошкольный возраст, 5-6 лет) | ||||
Приблизительная продолжительность проекта | ||||
1 месяц | ||||
Основа проекта | ||||
Федеральные государственные требования | ||||
В результате участия в проекте у детей формируется навыки, описанные в федеральных государственных требованиях к дошкольному образованию:
Развиваются умения:
Расширяются представления о себе, семье и обществе. | ||||
Планируемые результаты обучения | ||||
«После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения: - личностные:
- метапредметные:
- предметные:
| ||||
Вопросы, направляющие проект | ||||
Основополагающий вопрос | Зачем мы играем? | |||
Проблемные вопросы учебной темы | Как игра может помощь выразить чувства? Как игра может помощь понять чувства другого? Как мы учимся общаться в игре? | |||
Учебные вопросы | Что такое эмоции? Какие бывают эмоции? Как эмоции проявляются в поведении? Каковы особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста? Может ли игра научить ребенка владеть своими чувствами? Как игра помогает ребёнку понимать свои и чужие эмоции? | |||
План оценивания | ||||
График оценивания | ||||
До работы над проектом | Ученики работают над проектом и выполняют задания | После завершения работы над проектом | ||
|
|
| ||
Описание методов оценивания | ||||
Методы оценивания Тест «Эмоциональные лица» Н. Я. Семаго Цель: Оценка возможности адекватного опознания эмоционального состояния, точность и качество этого опознания (тонкие эмоциональные дифференцировки), возможность соотнесения с личными переживаниями ребенка. 1-я серия (3 изображения) состоит из контурных (схематичных) изображений лиц. В схематичном виде проводятся следующие эмоциональные выражения: Злость (гнев);Печаль (грусть); Радость. Эмоциональная экспрессия на контурных изображениях обозначена наиболее этологически значимыми элементами лица: характерным для каждого варианта пространственным расположением уголков рта и положения бровей. 2-я серия (14 изображений) заключает в себе изображения конкретных лиц детей (мальчиков и девочек: по 7 изображений соответственно). В методике используются изображения со следующими эмоциональными выражениями: Явная радость; Страх; Сердитость; Приветливость; Стыд, вина; Обида; Удивление. Используется количественный и качественный анализ. Изучение особенностей изобразительной деятельности детей. (по материалам Арнаутовой Т.А., Афонькиной Ю.А.) Цель: оценка рисунков, созданных детьми в процессе работы над проектом. Критерии оценки: содержание рисунка, особенности изображения, проявление творчества в рисунке, проявление самостоятельности, отношение к процессу и результату рисования. Параметры подвергаются качественному анализу. Изучение умения подчинять цветовое решение рисунка задаче его эмоционального содержания (Мелик-Пашаев А.А.) Цель: анализ понимания и применения ребенком цвета как средства выражения эмоционального отношения. Анализируется различие цветового решения рисунков с контрастным эмоциональным содержанием. Рисунки подвергаются качественному анализу. Продукты учебной деятельности детей Продуктами проектной деятельности детей являются:
Организационные мероприятия Контроль осуществляется педагогом-психологом ДОУ. До работы над проектом проводится методика «Эмоциональные лица» и анкетирование родителей «Игровое общение с ребенком». На основе результатов диагностики формируются группы детей (в группы включаются дети с разным уровнем развития). В ходе работы над проектом для оценки выполнения детьми заданий изучаются особенности их изобразительной деятельности и умение подчинять цветовое решение рисунка задаче выражения его содержания. Для оценки результативности проекта повторно проводится методика «Эмоциональные лица». | ||||
Сведения о проекте | ||||
Необходимые начальные знания, умения, навыки | ||||
Концептуальные знания и технические навыки, необходимые учащимся, чтобы начать выполнение этого проекта:
| ||||
Учебные мероприятия | ||||
Организация непосредственно образовательной деятельности детей:
Организация совместной детско-родительской деятельности: «Волшебная страна внутри нас»: 1 часть - работа родительских групп: работа с «кувшином эмоций», «Я-сообщение». 2 часть – совместная игровая деятельность детей и родителей: самомассаж. Подвижная игра «Найди свою палатку», малоподвижная игра «Зеркало и обезьяна», эстафета, массаж пальцев рук и ног, подвижная игра «Ловля обезьян», упражнения для профилактики плоскостопия. Организация деятельности с педагогами: 1. Консультация «Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду» 2. Консультация «Роль подвижной игры в эмоциональном развитии дошкольника» 3. Тренинг «Путешествие во внутренний мир» 4. Тренинг «Сотворение мира» | ||||
Материалы для дифференцированного обучения | ||||
Ребенок с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ребенок) | Дидактические материалы для детей:
Адаптированные технологии:
Учащиеся выражают результаты своего обучения в форме устных ответов и творческих работ. | |||
Ребенок, для которого язык преподавания не родной | Дидактические материалы для детей:
| |||
Одаренный ребенок | Самостоятельные исследования:
Дополнительные задания, требующие более глубокого понимания материала: Лебедева М. Азбука развития эмоций ребенка: набор развивающих карточек. – СПб: Речь, 2011 | |||
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта | ||||
Технологии — оборудование (отметьте нужные пункты) | ||||
Лазерные диски с музыкой для релаксации, компьютер(ы), цветной принтер, цифровая камера, сканер, интернет-соединение, музыкальный центр. | ||||
Технологии — программное обеспечение (отметьте нужные пункты) | ||||
Программы обработки изображений Adobe Photoshop, Photo Story for Windows, программа создания видео из изображений Photo Story для Windows, пакет программ Microsoft Office, программа обработки звука WavePad Sound Editor | ||||
Материалы на печатной основе |
| |||
Другие принадлежности | Акварельные краски, гуашь, восковые мелки, кисточки разного размера, баночки-непроливайки, цветные карандаши, альбомы для рисования, клей ПВА, белый картон, цветной картон, разноцветные нитки (шерсть, полушерсть) | |||
Интернет-ресурсы | http://ru.wikipedia.org/wiki/Игровая_психотерапия http://ru.wikipedia.org/wiki/Игра http://ru.wikipedia.org/wiki/Эмоция | |||
Другие ресурсы | Родители воспитанников |