Тренинговое занятие для учащихся 6 - 8 классов "Конфликт - это хорошо или плохо?"
Цель: ознакомление с понятием «конфликт» и его структурными элементами.
- Как часто происходят конфликты в вашей жизни?
- Между кем происходят конфликты?
- Могут ли происходить конфликты на международном уровне?
Стили входа в конфликт.
Пять стратегий выхода из конфликтной ситуации.
Как оставаться спокойным.
Упражнение «Подарок».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_konflikt.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конфликты.
Конфликт – это хорошо или плохо? Способы поведения в конфликте:
наступление, обсуждение, отступление, уход от конфликта.
Цель: ознакомление с понятием «конфликт» и его структурными элементами.
На доске написаны фразы: «Первый шаг разрешения конфликта – умение предвидеть его».
« Лучшее разрешение конфликта – то, при котором выигрывают
оба участника»
Психолог: Дорогие ребята! Вы сами заметили, что в последнее время ваши отношения друг с другом стали изменяться, и не всегда в лучшую сторону. В жизни мы с вами дружим и спорим, и попадаем в конфликтные ситуации. Давайте вместе разберемся, почему случаются конфликты, как вести себя в конфликтных ситуациях, можно ли конфликтов избежать.
Вопросы для учащихся:
- Как часто происходят конфликты в вашей жизни?
- Между кем происходят конфликты?
- Могут ли происходить конфликты на международном уровне?
Дети поэтапно заполняют таблицу, образец которой находится на доске:
Конфликт – это …
Мои мысли | Мои чувства | Мои действия |
Меня хотят обидеть, унизить | страх, обида | я убегаю |
Меня хотят оскорбить | раздражение | я подавляю |
Меня подавляют | тревога | я иду на компромисс |
Надо мной хотят посмеяться | злость | я ищу сотрудничества |
Стили входа в конфликт.
Психолог рассказывает учащимся о том, что у каждого человека есть привычный стиль входа в конфликт.
«Вулкан» - непредсказуемые вспышки, то есть человек ни с того ни с сего вдруг вступает в конфликт.
«Глиняный горшок» - медленно разогревается, то есть человек долго обижается, копит обиды, потом вступает в конфликт.
«Волна» - спорный вопрос кажется решенным, но потом поднимается снова и снова, то есть человек многократно возвращается к причине конфликта.
«Собиратель» - копит обиды, не показывает реакции. Никто не знает, что он обижен.
«Реактор» - человек резко расходится, его потом трудно остановить.
Ребята размышляют над тем, какой стиль поведения в конфликте им наиболее привычен, используя приведенные метафоры.
Конфликт – это хорошо или плохо?
Подростки в течение пяти минут пытаются записать как можно больше аргументов в защиту утверждения «Конфликт – это плохо …», затем в защиту утверждения «Конфликт – это хорошо …». Делается вывод о положительной роли конфликтов при умении их конструктивного разрешения.
Пять стратегий выхода из конфликтной ситуации.
Стиль | Сущность стратегии | Условия эффективного применения | Недостатки | |
1 | Соревнование | Ты отстаиваешь свои интересы до конца, иногда в ущерб другому. | Когда правда на твоей стороне, когда тебе во чтобы то ни стало надо победить | Эта стратегия может сделать тебя непопулярным. |
2 | Избегание | Ты откладываешь разрешение назревающего конфликта. | Когда хочешь выиграть время, может быть конфликт разрешится сам собой | Проблема осталась нерешенной. |
3 | Компромисс | Вы идете на взаимные уступки. | Когда другие стратегии не эффективны. | Ты получаешь только половину того, на что рассчитывал. |
4 | Приспособление | Ты игнорируешь свои собственные интересы, приспосабливаешься к другому. | Когда хорошие отношения для тебя важнее, чем твои интересы, когда правда на твоей стороне. | Твои интересы остались без внимания, ты уступил. |
5 | Сотрудничество | Вы оба пытаетесь найти взаимоприемлемый вариант, который бы устраивал обоих. | Когда есть время и желание разрешить конфликт. | Требует много времени и сил, а успех не гарантирован. |
Раздаются карточки учащимся с описанием различных способов выхода из конфликтных ситуаций и спрашиваю к какому способу решения она относится. После этого учащийся кладет карточку в соответствующий прямоугольник на плакате, объясняя при этом недостатки и преимущества каждой стратегии.
Варианты карточек с ответами:
- Настаиваю на своем (соревнование)
- Отбираю силой (соревнование)
- Откладываю решение на другое время (избегание).
- Пытаюсь все забыть (избегание).
- Обсуждаем точки зрения друг друга (сотрудничество).
- Пытаемся найти вариант, который бы устроил обоих (сотрудничество).
- Жду, что проблема решится сама (избегание).
- Уступаю все другому (приспособление).
- Предлагаю другу самому принять решение (приспособление).
- Уступаю ровно половину (компромисс).
- Иду на компромисс (компромисс)
- Прошу, чтобы в ситуации разобрались родители (избегание).
После того, как карточки разложены психолог задает участникам следующие вопросы:
- Какой из пяти вариантов чаще встречается в реальной жизни?
- Какой из пяти способов вы чаще используете в общении с друзьями, родителями, учителями?
- Какой из пяти способов является наиболее легким, а какой наиболее трудным для распознания?
Как оставаться спокойным.
Психолог рассказывает учащимся, что для разрешения конфликта необходимо оставаться спокойным. Учащимся раздаются листы с фразами, которые помогут оставаться спокойными. Для этого необходимо мысленно проговорить их в процессе конфликта. Учащимся, каждому раздаются листочки с фразами, они подчеркивают те фразы, которыми они будут пользоваться в дальнейшем.
- Это не вопрос жизни и смерти, я преодолею это.
- Он (она) делает это не для того, чтобы навредить мне, а чтобы удовлетворить свои желания.
- Я могу спокойно выяснить, что нужно этому человеку. Мы благополучно все решим.
- Все идет нормально.
- К этому можно подойти с юмором.
- Это останется в прошлом.
- Не беспокойся, я буду счастлив.
Упражнение «Подарок».
Здесь в этой комнате для каждого из вас есть подарок. Рассчитайтесь по порядку и запомните свой номер. Под таким же номером вы найдете свой подарок. И помните, что, вероятно, ни что не случайно. То, что скажет твой подарок, - предназначено именно тебе. Каждый находит в классе цветок, звездочку со своим номером, на обратной стороне которого написано пожелание.
Пожелания
- Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
- Отстаивай свою точку зрения в конфликте, но не дави на собеседника.
- В споре умей выслушать собеседника до конца.
- Уважай чувства других людей.
- Любую проблему можно решить.
- Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.
- Не сердись, улыбнись.
- Начни свой день с улыбки.
- Посмотри на других: в тебе и окружающих так много общего.
- Взгляни на своего обидчика – может, ему нужна твоя помощь.
- Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.
- Всегда внимательно выслушай своего собеседника.
Учащийся зачитывает, написанное на листочке, и дарит эти слова всем присутствующим.