Диагностика и консультирование. Стратегии выбора профессии. Слагаемые успеха.
Тема. Диагностика и консультирование.
Стратегии выбора профессии. Слагаемые успеха.
(Слайд №1)
Профессиональная деятельность занимает примерно третью часть жизни каждого человека. Это немало. Особенно если учесть что еще одну треть своей жизни мы проводим во сне. Заниматься столько времени любимым и интересным делом – счастье, которое вполне достижимо. Для этого необходимо знать свои возможности, профессиональные интересы и склонности, а так же учитывать требования профессии и ситуацию на рынке труда.
В подростковом возрасте идет интенсивное развитие общих и специальных способностей. В этом возрасте активно формируются и развиваются межличностные коммуникативные способности, включающие умение вступать в контакт с людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. Это возраст повышенной интеллектуальной активности. Именно в старшем школьном возрасте, когда осуществляется формирование профессиональных планов и происходит личностное самоопределение, необходимо знать и правильно оценивать свои способности и возможности, соотносить их с успешностью будущей деятельности и выбираемой профессии.
(Слайд №2)
Яркость, гибкость, оригинальность и острота мышления, настойчивость, дисциплинированность, уверенность и самообладание формируются и развиваются только в молодом возрасте. Наличие этих качеств и обеспечивает способность к труду.
(Слайд № 3)
Анкета. 8 и 9 класс
8 класс
Вы уже выбрали профессию?
Да – (40%)
Нет – (60%)
Что вы знаете о своей будущей профессии?
– где можно получить эту профессию – 85%
- предмет, содержание, условия труда - 80%
Что мешает выбрать профессию?
- плохо знаю мир профессий – 30%
- плохо знаю свои возможности – 30%
- еще не думал о выборе профессии – 15%
9 класс
Вы уже выбрали профессию?
Да – (55%)
Нет – (45%)
Что вы знаете о своей будущей профессии?
спрос на эту профессию на рынке труда - 80%
где можно получить эту профессию – 85%
профессионально важные качества – 50%
Что мешает выбрать профессию?
– не могу выбрать из нескольких вариантов -85%
- еще не думал о выборе профессии – 5%
Как и любое дело, выбор профессии начинается с постановки цели.
( Слайд №4)
Цели учащегося должны быть:
- конкретными (хочу получить Нобелевскую премию в области литературы, купить коттедж, стать крутым бизнесменом, хочу получить хорошее образование, пробежать марафонскую дистанцию за три часа и т.д.)
- реалистичными, то есть соотнесенными с собственными возможностями – физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными (если нет литературных способностей, то Нобелевская премия в области литературы – цель нереалистичная, если никогда не бегал, то лучше не выходить на марафонскую дистанцию)
- ограниченными во времени (цель это мечта, которая должна осуществиться точно к назначенному сроку)
(Слайд № 5)
Французский писатель и философ Ларошфуко писал: «Умный человек определяет место для каждого из своих желаний и затем исполняет их по порядку. Наша жадность часто нарушает этот порядок и заставляет преследовать одновременно такое множество целей, что в погоне за пустяками мы упускаем главное».
(Слайд №6)
Цели должны быть обеспечены внутренними ресурсами – личностными особенностями, профессионально важными качествами, а не внешними – деньги, связи, случай.
При планировании профессиональной карьеры учащегося необходимо выделить следующие моменты:
- главная цель (кем хочу стать, чего хочу достичь, каким хочу быть)
- цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия в кружках, секциях, знакомство с будущей профессией, место учебы, работы)
- пути и средства достижения целей (знания и умения)
- внутренние условия (способности, сила воли, здоровье)
(Слайд №7)
Если цель учащегося – выбор профессии соответствует его возможностям и потребностям, следует задать ему следующие вопросы:
- на какой уровень образования он может рассчитывать (высшее, среднее специальное), учитывая свою школьную успеваемость и интеллектуальные возможности, умения, склонности
- каким должно быть содержание профессии, чтобы учащемуся было интересно работать
- какое материальное вознаграждение он хочет получить за свой труд
- какой образ жизни он хочет вести (напряженный или свободных график работы)
(Слайд №8)
Выбор можно считать правильным, если соблюдаются следующие условия.
- учащиеся должны обладать набором профессионально важных качеств – интеллектуальных, физических, личностных.
- эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда
- будущая работа должна быть в радость, а не в тягость
Представим эти условия в виде трех окружностей «МОГУ», «НАДО», «ХОЧУ» и посмотрим, что означает несовпадение или частичное совпадение этих окружностей.
1 вариант (Слайд №9)
Требования рынка труда, возможности и желания самого человека даже не пересекаются. Результат описан в известной басне И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука». Можно только пожалеть человека, который хочет делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало – больше половины всех выпускников, только они об этом не знают.
2 вариант (Слайд №10)
Требования рынка, возможности и желания человека пересекаются, хотя не совпадают. Этот случай не так безнадежен, как первый, потому что можно найти компромисс между тремя условиями профессиональной успешности. По мере освоения профессии может расти интерес к ней. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда.
3 вариант (Слайд №11)
Счастливое совпадение требований на рынке труда, возможностей и желаний человека. К сожалению, самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.
(Слайд №12)
«То, что я делаю, я не назвал бы работой. Это высокое наслаждение, удовольствие, огромная радость, ни с чем не сравнимая», - писал о своей работе лауреат Нобелевской премии по физики Лев Ландау.
Интересы различаются по содержанию (интерес к литературе, музыку, технике, моделированию одежды и т.д.) по глубине, по длительности.
Способность проявлять интерес связана с особенностями темперамента человека: у меланхоликов и флегматиков обычно интересы более устойчивы и глубоки, зато у холериков и сангвиников интересы шире.
(Слайд №13)
Известны случаи, когда интересы ребенка шли вразрез с планами родителей. «У тебя на уме только стрельба, возня с собаками и ловля крыс, ты будешь позором для всей семьи», - стыдил мистер Дарвин своего сына Чарлза.
Большинство великих людей – ученые, писатели, композиторы, художники – уже в детском возрасте проявляли интересы и склонности к занятиям наукой, литературой, музыкой, изо. Но интерес возникал не на пустом месте. На формирование интересов влияет окружающая среда, воспитание и образование. У каждого человека есть своя «программа», которые психологи называют жизненным сценарием. Сценарий складывается еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей.
Определить интересы учащихся помогают психологические методики по профориентации.
В своей работе с учащимися я использую методики Г.В. Резапкиной.
(Слайд № 14)
1. Методика «Профиль»
| 8 класс | 9 класс |
Физика и математика | 11 | 15 |
Химия и биология | 9 | 10 |
Радоитехника и электроника | 16 | 18 |
Механика и конструирование | 6 | 8 |
География и геология | 11 | 10 |
Литература и искусство | 16 | 18 |
История и политика | 9 | 12 |
Педагогика и медицина | 4 | 6 |
Предпринимательство и домоводство | 16 | 20 |
Спорт и военное дело | 18 | 22 |
Нет ярко выраженного интереса | 16 | 3 |
(Слайд №15)
2. Опросник профессиональных предпочтений.
| 8 класс | 9 класс |
Практический | 32 | 35 |
Интеллектуальный | 15 | 20 |
Социальный | 18 | 15 |
Стандартный | 23 | 25 |
Предпринимательский | 37 | 35 |
Артистический | 32 | 20 |
Практический. Они больше ориентированы на практическую работу, общение с людьми, формулировку и изложение мыслей. Автослесарь, механик, электрик, агроном, садовод, кондитер, повар и др., которые предполагают решение конкретных задач и использование ручных навыков.
Интеллектуальный. Обладают аналитическими способностями, умеют хорошо излагать и формулировать свои мысли, склонны к решению логических, абстрактных задач. Биолог, физик, философ, экономист, программист и др. Общение не является ведущим видом деятельности.
Социальный. Обладают хорошими вербальными способностями, с удовольствием общаются с людьми. Математические способности развиты слабее. Ориентированы на труд, главным содержание которого является взаимодействие с другими людьми, направленное на обучение, лечение, обслуживание и др. задачи, требующие постоянного контакта и общения с людьми.
Стандартный. Предпочитают четко определенную деятельность. Чаще всего выбирают профессии, связанные с обработкой информации, представленной виде условных знаков, цифр, формул, текстов, ведение документации, бухгалтер, нотариус, топограф, корректор, патентовед и др. Коммуникативные и организаторские склонности развиты слабо, но зато прекрасно развиты исполнительные качества.
Предпринимательский. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей. Профессии предприниматель, менеджер, продюсер и др., связанные с руководством, управлением и влиянием на разных людей в разных ситуациях.
Артистический. Обладают хорошей реакцией и обостренным восприятием. Общительны. Избегают жесткой регламентации, предпочитают свободный график работы. Профессии могут быть связаны с литературой, театром, кино, музыкой, ИЗО.
(Слайд №16)
Выбор определенной профессии не ставит крест на других интересах учащихся. Многие известные люди отмечали рост случая в выборе своего жизненного пути. Выдающийся окулист В.П. Филатов мог стать известным художником, а профессию врача выбрал потому что, она показалась ему более нужной людям. Музыканты и ценители музыки знают А.П.Бородина как выдающегося музыканта, а ученые как великого химика. Юная англичанка по имени Маргарет решила стать химиком, закончила Оксфордский Университет и даже устроилась на завод по изготовлению пластмасс. Но вскоре поняла, что ошиблась в выборе профессии и круто изменила свою жизнь. Не став великим химиком, Маргарет Тэтчер стала великим политиком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezent_proforientatsiya.pptx | 121.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЯРКОСТЬ ГИБКОСТЬ ОРИГИНАЛЬНОСТЬ И ОСТРОТА МЫШЛЕНИЯ НАСТОЙЧИВОСТЬ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ УВЕРЕННОСТЬ САМООБЛАДАНИЕ
8 – е классы 9 – е классы Вы уже выбрали профессию? Да – 40% Да – 55% Нет – 60% Нет – 45% Что вы знаете о своей будущей профессии? – где можно получить эту профессию – 85% - предмет, содержание, условия труда - 80% спрос на эту профессию на рынке труда - 80% где можно получить эту профессию – 85% профессионально важные качества – 50% Что мешает выбрать профессию? - плохо знаю мир профессий – 30% - плохо знаю свои возможности – 30% - еще не думал о выборе профессии – 15% – не могу выбрать из нескольких вариантов -85% - еще не думал о выборе профессии – 5%
конкретными (хочу получить Нобелевскую премию в области литературы, купить коттедж, пробежать марафонскую дистанцию за три часа и т.д.) реалистичными , то есть соотнесенными с собственными возможностями – физическими, интеллектуальными, возрастными (если нет литературных способностей, то Нобелевская премия в области литературы – цель нереалистичная, если никогда не бегал, то лучше не выходить на марафонскую дистанцию) ограниченными во времени (цель это мечта, которая должна осуществиться точно к назначенному сроку)
Умный человек определяет место для каждого из своих желаний и затем исполняет их по порядку. Наша жадность часто нарушает этот порядок и заставляет преследовать одновременно такое множество целей, что в погоне за пустяками мы упускаем главное.
При планировании профессиональной карьеры учащегося необходимо выделить следующие моменты: - главная цель (кем хочу стать, чего хочу достичь, каким хочу быть) - цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия в кружках, секциях, знакомство с будущей профессией, место учебы, работы) - пути и средства достижения целей (знания и умения) - внутренние условия (способности, сила воли, здоровье)
Если цель учащегося – выбор профессии соответствует его возможностям и потребностям, следует задать ему следующие вопросы: - на какой уровень образования он может рассчитывать (высшее, среднее специальное), учитывая свою школьную успеваемость и интеллектуальные возможности, умения, склонности - каким должно быть содержание профессии, чтобы учащемуся было интересно работать - какое материальное вознаграждение он хочет получить за свой труд - какой образ жизни он хочет вести (напряженный или свободных график работы)
Выбор можно считать правильным, если соблюдаются следующие условия. - учащиеся должны обладать набором профессионально важных качеств – интеллектуальных, физических, личностных. - эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда - будущая работа должна быть в радость, а не в тягость
I вариант НАДО МОГУ ХОЧУ
II вариант НАДО МОГУ ХОЧУ
III ВАРИАНТ НАДО МОГУ ХОЧУ
«То, что я делаю, я не назвал бы работой. Это высокое наслаждение, удовольствие, огромная радость, ни с чем не сравнимая», - писал о своей работе лауреат Нобелевской премии по физике академик Лев Ландау.
« У тебя на уме только стрельба, возня с собаками и ловля крыс, ты будешь позором для всей семьи», - стыдил мистер Дарвин своего сына Чарлза .
Методика «Профиль» Направления профессиональной деятельности 8 классы 9 классы Физика и математика 11% 15% Химия и биология 9% 10% Радиотехника и электроника 16% 18% Механика и конструирование 6% 8% География и геология 11% 10% Литература и искусство 16% 18% История и политика 9% 12% Педагогика и медицина 4% 6% Предпринимательство и домоводство 16% 20% Спорт и военное дело 18% 22% Проф. интересы не сформированы 16% 3%
Опросник профессиональных предпочтений. Профессиональные типы 8 классы 9 классы Практический 32% 35% Интеллектуальный 15% 20% Социальный 18% 15% Стандартный 23% 25% Предпринимательский 37% 35% Артистический 32% 20%
А.П.Бородин В.П.Филатов Маргарет Тэтчер