"Психологическая составляющая режима дня"
консультация для педагогов по режиму дня
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologicheskaya_sostavlyayushchaya_pri_provedenii_rezhima_dnya.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
педагог - психолог
Иргашева Елена Вениаминовна
Троицк
Рациональный режим дня предусматривает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна детей в течение суток и организацию всех видов деятельности и отдыха в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями и возможностями организма. Так как все мы являемся практиками, то каждый из нас понимает, что режим дня для детей групп раннего возраста и младших групп должен быть гибким.
Режим дня в группах должен предусматривать постепенность перехода от одного процесса к другому. В этом вопросе на помощь воспитателям приходит психологическая служба.
Какова же психологическая составляющая при проведении режима дня?
На сегодняшний день данный вопрос актуален, так как педагоги-психологи дошкольных образовательных учреждений являются неотъемлемой частью образовательного пространства.
Игра – является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста и именно ей принадлежит огромная роль в воспитании и развитии ребенка. Но нельзя забывать, что игра – это своеобразный способ усвоения опыта, а не получения знаний. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Сотрудничество воспитателя со специалистами, позволит правильно организовать игру с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
А сейчас хотелось бы остановиться на основных режимных моментах:
- Утренний прием.
Содержание: Развитие культуры поведения, индивидуальная работа, развивающие игры.
Всем нам известно, что сейчас приняты новые требования к образовательным стандартам. Следовательно даже в режимных моментах надо понимать с какими образовательными областями мы работаем.
Образовательные области:
- коммуникация – общение с взрослыми, сверстниками (Развитие компонентов устной речи: лексическая сторона, произносительная сторона речи; связная речь – диалогическая и монологическая формы – в различных формах деятельности).
- Социализация – как процесс присвоения ребенком социального опыта. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе и других коллективах. В процессе социализации происходит формирование личности. В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения.
- Познание – происходит через информационные стенды, наблюдение. (развитие у детей познавательных интересов, через сенсорное развитие, способность к обучению, восприятие детей)
- Труд – выполнение трудовых поручений (помощи при сборе игрушек, полив цветов). Уважение к труду, ценность труда – присутствие и реализация во всем.
В младших группах возможно использование игровых приемов. Общаясь с маленькими детьми, таким образом, воспитатель не привлекает внимание детей, но и воспитывает культуру поведения.
Например: «Сегодня к нам в гости пришел Мишка. Давайте поздороваемся с ним…» И далее в течение дня (по мере необходимости привлечь внимание детей) общается с детьми от имени выбранной игрушки. Таким образом, привлекается внимание и интерес детей групп раннего возраста и младших групп.
- Утренняя гимнастика.
Содержание: Общеразвивающие упражнения, дыхательная гимнастика.
Образовательные области:
- Физическая культура
- Здоровье
Так как мы являемся экспериментальной площадкой на базе ресурсного центра «Здоровый ребенок», то физической культуре и здоровью мы уделяем особое внимание.
Необходимо замотивировать детей. Мотивом может быть, например: «Сильным хочешь быть и смелым, по утрам зарядку делай». Также приветствуются беседы на тему здоровья:
- «Как стать сильным и здоровым?»
- Зачем надо заниматься спортом?»
По окончании зарядки можно сказать: «Здоровье в порядке? Спасибо зарядке».
Все зависит от вашего и желания и желания воспитателей к сотрудничеству и введению каких-либо игровых моментов сквозь весь распорядок режима дня.
- Формирование и закрепление гигиенических навыков, мероприятия по оздоровлению
Содержание: Гигиенические процедуры: мытье рук, умывание прохладной водой перед приемом пищи
Образовательные области:
- Здоровье
- Социализация
Во время умывания можно использовать стишки, потешки. Такой ритуал позволит разнообразить элементарные гигиенические процедуры, которые в последующем с радостью войдут в привычку.
Также можно организовать (привнести) соревновательный момент, например, «Самые чистые ручки». Необходимо уделять внимание приемам самоконтроля и самооценки.
- Подготовка к завтраку, завтрак
Содержание: Сервировка стола, прием пищи, развитие культуры поведения
Образовательные области:
- Здоровье
- Социализация
- Регламентированная деятельность
- Содержание: Взаимодействие с педагогами и специалистами, игры и двигательные разминки между занятиями.
Подготовка к занятиям. Для переключения внимание с игровой деятельности можно также использовать игрушку. Для оценки любой деятельности детей необходимо использовать похвалу.
Образовательные области:
- Познание
- Социализация
- Коммуникация
- Безопасность (занятия по правилам дорожного движения, беседы о безопасности поведения на улице, безопасность на прогулке и занятиях)
- Физическая культура
- Музыка (музыкальное сопровождение во время взаимодействия специалистов с детьми)
- Художественное творчество – интерес к эстетической стороне окружающей действительности. (рисование, лепка, аппликация – любая продуктивная деятельность)
- Чтение художественной литературы – формирование интереса к потребности в чтении. Ценность нашей культуры.
- Труд
- Второй завтрак
Содержание: Сервировка стола, прием пищи, развитие культуры поведения
Образовательные области:
- Здоровье
- Социализация
- Эмоционально-стимулирующая гимнастика
Содержание: Гимнастика игрового характера, направленная на интеллектуальное и эмоциональное развитие, психогимнастика, телесно-ориентированные игры. Возможно применение пальчиковых игр, дыхательной гимнастики.
Образовательные области:
- Социализация
- Коммуникация
- Познание
- Здоровье
- Подготовка к прогулке, прогулка
Содержание: Подвижные игры (с бегом, прыжками), игры на развитие коммуникативных навыков и познавательной сферы.
Образовательные области:
- Социализация
- Коммуникация
- Познание
- Физическая культура
- Здоровье
- Труд
- Возвращение с прогулки
Содержание: Гигиенические процедуры: мытье рук, умывание, раздевание, развитие культуры поведения
Образовательные области:
- Социализация
- Здоровье
- Коммуникация
- Минутки здоровья
Содержание: Психогимнастика, речевые игры, пальчиковая гимнастика, телесно-ориентированные игры
Образовательные области:
- Здоровье
- Социализация
- Коммуникация
- Познание
- Подготовка к обеду, обед
Содержание: Сервировка стола, прием пищи, развитие культуры поведения
Образовательные области:
- Социализация
- Здоровье
- Подготовка ко сну
Содержание: Релаксация, использование элементов музыкальной терапии и сказкотерапии
Образовательные области:
- Здоровье
- Сон
Образовательные области:
- Здоровье
- Постепенный подъем
Содержание: Гимнастика после сна, ходьба по тактильным дорожкам, закаливание (воздушные контрастные ванны)
Образовательные области:
- Здоровье
- Физическая культура
- Социализация
- Минутки здоровья
Содержание: Игры на развитие речевой и моторной сферы
Образовательные области:
- Коммуникация
- Познание
- Здоровье
- Полдник
Содержание: Сервировка стола, прием пищи, развитие культуры поведения
Образовательные области
- Здоровье
- Социализация
- Регламентированная деятельность
Содержание: Взаимодействие с педагогами и специалистами
Образовательные области:
- Коммуникация
- Социализация
- Познание
- Безопасность (занятия по правилам дорожного движения, беседы о безопасности поведения на улице, безопасность на прогулке и занятиях)
- Чтение художественной литературы
- Художественное творчество
- Музыка (музыкальное сопровождение во время взаимодействия специалистов с детьми)
- Физическая культура
- Труд
- Минутки творчества
Содержание: Индивидуальные развивающие игры, свободная детская деятельность и творчество
Образовательные области:
- Социализация
- Коммуникация
- Познание
- Художественное творчество
- Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой
Содержание: Самостоятельная игровая деятельность детей, коммуникативные игры, наблюдения, поручения, развитие культуры поведения
Образовательные области:
- Социализация
- Коммуникация
- Познание
- Здоровье
- Труд
В заключении хотелось бы сказать, что большое значение для здоровья, эмоционального и физического развития детей имеет значение правильно составленный режим дня. Сотрудничество с воспитателями, всеми специалистами и родителями в совокупности поможет облегчить адаптационный период вновь поступивших детей, и сбалансировать режим дня всего детского сада.
- Мне нравится (1)