"Психологическая составляющая режима дня"

Иргашева Елена Вениаминовна

консультация для педагогов по режиму дня

Скачать:


Предварительный просмотр:

педагог -  психолог

Иргашева Елена Вениаминовна

Троицк

Рациональный режим дня предусматривает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна детей в течение суток и организацию всех видов деятельности и отдыха в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями и возможностями организма. Так как все мы являемся практиками, то каждый из нас понимает, что режим дня для детей групп раннего возраста и младших групп должен быть гибким.

Режим дня в группах должен предусматривать постепенность перехода от одного процесса к другому. В этом вопросе на помощь воспитателям приходит психологическая служба.

Какова же психологическая составляющая при проведении режима дня?

На сегодняшний день данный вопрос актуален, так как педагоги-психологи дошкольных образовательных учреждений являются неотъемлемой частью образовательного пространства.

Игра – является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста и именно ей принадлежит огромная роль в воспитании и развитии ребенка. Но нельзя забывать, что игра – это своеобразный способ усвоения опыта, а не получения знаний. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Сотрудничество воспитателя со специалистами, позволит правильно организовать игру с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

А сейчас хотелось бы остановиться на основных режимных моментах:

  1. Утренний прием.

Содержание: Развитие культуры поведения, индивидуальная работа, развивающие игры.

Всем нам известно, что сейчас приняты новые требования к образовательным стандартам. Следовательно даже в режимных моментах надо понимать с какими образовательными областями мы работаем.

Образовательные области: 

  • коммуникация – общение с взрослыми, сверстниками (Развитие компонентов устной речи: лексическая сторона, произносительная сторона речи; связная речь – диалогическая и монологическая формы – в различных формах деятельности).
  • Социализация – как процесс присвоения ребенком социального  опыта. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе и других коллективах. В процессе социализации происходит формирование личности. В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения.
  • Познание – происходит через информационные стенды, наблюдение. (развитие у детей познавательных интересов, через сенсорное развитие, способность к обучению, восприятие детей)
  • Труд – выполнение трудовых поручений (помощи при сборе игрушек, полив цветов). Уважение к труду, ценность труда – присутствие и реализация во всем.

 В младших группах возможно использование игровых приемов. Общаясь с маленькими детьми, таким образом,  воспитатель не привлекает внимание детей, но и воспитывает культуру поведения.

Например: «Сегодня к нам в гости пришел Мишка. Давайте поздороваемся с ним…» И далее в течение дня (по мере необходимости привлечь внимание детей) общается с детьми от имени выбранной игрушки. Таким образом, привлекается внимание и интерес детей групп раннего возраста и младших групп.

  1. Утренняя гимнастика.

Содержание: Общеразвивающие упражнения, дыхательная гимнастика.

Образовательные области:

  • Физическая культура
  • Здоровье

Так как мы являемся экспериментальной площадкой на базе ресурсного центра «Здоровый ребенок», то физической культуре и здоровью мы уделяем особое внимание.

 Необходимо замотивировать детей. Мотивом может быть, например: «Сильным хочешь быть и смелым, по утрам зарядку делай». Также приветствуются беседы на тему здоровья:

  • «Как стать сильным и здоровым?»
  • Зачем надо заниматься спортом?»

 По окончании зарядки можно сказать: «Здоровье в  порядке? Спасибо зарядке».

Все зависит от вашего и желания и желания воспитателей к сотрудничеству и введению каких-либо игровых моментов сквозь весь распорядок режима дня.

  1. Формирование и закрепление гигиенических навыков, мероприятия по оздоровлению

Содержание: Гигиенические процедуры: мытье рук, умывание прохладной водой перед приемом пищи

Образовательные области:

  • Здоровье
  • Социализация

 Во время умывания можно использовать стишки, потешки.  Такой ритуал позволит разнообразить элементарные гигиенические процедуры, которые в последующем с радостью войдут в привычку.

Также можно организовать (привнести) соревновательный момент, например, «Самые чистые ручки». Необходимо уделять внимание приемам самоконтроля и самооценки.

  1. Подготовка к завтраку, завтрак

Содержание: Сервировка стола, прием пищи, развитие культуры поведения

Образовательные области:

  • Здоровье
  • Социализация

  1. Регламентированная деятельность
  1. Содержание: Взаимодействие с педагогами и специалистами, игры и двигательные разминки между занятиями.

Подготовка к занятиям. Для переключения внимание с игровой деятельности можно также использовать игрушку. Для оценки любой деятельности детей необходимо использовать похвалу.

Образовательные области:

  • Познание
  • Социализация
  • Коммуникация
  • Безопасность (занятия по правилам дорожного движения, беседы о безопасности поведения на улице, безопасность на прогулке и занятиях)
  • Физическая культура
  • Музыка (музыкальное сопровождение во время взаимодействия специалистов с детьми)
  • Художественное творчество – интерес к эстетической стороне окружающей действительности. (рисование, лепка, аппликация – любая продуктивная деятельность)
  • Чтение художественной литературы – формирование интереса к потребности в чтении. Ценность нашей культуры.
  • Труд
  1. Второй завтрак

Содержание:  Сервировка стола, прием пищи, развитие культуры поведения

Образовательные области:

  • Здоровье
  • Социализация
  1. Эмоционально-стимулирующая гимнастика

Содержание: Гимнастика игрового характера, направленная на интеллектуальное и эмоциональное развитие, психогимнастика, телесно-ориентированные игры. Возможно применение пальчиковых игр, дыхательной гимнастики.

Образовательные области:

  • Социализация
  • Коммуникация
  • Познание
  • Здоровье
  1. Подготовка к прогулке, прогулка

 Содержание: Подвижные игры (с бегом, прыжками), игры на развитие           коммуникативных навыков и познавательной сферы.

Образовательные области:

  • Социализация
  • Коммуникация
  • Познание
  • Физическая культура
  • Здоровье
  • Труд

  1. Возвращение с прогулки

Содержание:  Гигиенические процедуры: мытье рук, умывание, раздевание, развитие культуры поведения

Образовательные области:

  • Социализация
  • Здоровье
  • Коммуникация

  1.  Минутки здоровья

Содержание: Психогимнастика, речевые игры, пальчиковая гимнастика, телесно-ориентированные игры

Образовательные области:

  • Здоровье
  • Социализация
  • Коммуникация
  • Познание

  1.  Подготовка к обеду, обед

Содержание: Сервировка стола, прием пищи, развитие культуры поведения

Образовательные области:

  • Социализация
  • Здоровье

  1.  Подготовка ко сну

Содержание: Релаксация, использование элементов музыкальной терапии и сказкотерапии

Образовательные области:

  • Здоровье

  1.  Сон

Образовательные области:

  • Здоровье

  1.  Постепенный подъем

Содержание: Гимнастика после сна, ходьба по тактильным дорожкам, закаливание (воздушные контрастные ванны)

Образовательные области:

  • Здоровье
  • Физическая культура
  • Социализация

  1.  Минутки здоровья

Содержание: Игры на развитие речевой и моторной сферы

Образовательные области:

  • Коммуникация
  • Познание
  • Здоровье

  1.  Полдник

Содержание: Сервировка стола, прием пищи, развитие культуры поведения

Образовательные области

  • Здоровье
  • Социализация

  1.  Регламентированная деятельность

Содержание: Взаимодействие с педагогами и специалистами

Образовательные области:

  • Коммуникация
  • Социализация
  • Познание
  • Безопасность (занятия по правилам дорожного движения, беседы о безопасности поведения на улице, безопасность на прогулке и занятиях)
  • Чтение художественной литературы
  • Художественное творчество
  • Музыка (музыкальное сопровождение во время взаимодействия специалистов с детьми)
  • Физическая культура
  • Труд

  1.  Минутки творчества

Содержание: Индивидуальные развивающие игры, свободная детская деятельность и творчество

Образовательные области:

  • Социализация
  • Коммуникация
  • Познание
  • Художественное творчество

  1.  Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой

Содержание: Самостоятельная игровая деятельность детей, коммуникативные игры, наблюдения, поручения, развитие культуры поведения

Образовательные области:

  • Социализация
  • Коммуникация
  • Познание
  • Здоровье
  • Труд

В заключении хотелось бы сказать, что большое значение для здоровья, эмоционального и физического развития детей имеет значение правильно составленный режим дня. Сотрудничество с воспитателями, всеми специалистами и родителями в совокупности поможет облегчить адаптационный период вновь поступивших детей, и сбалансировать режим дня всего детского сада.