Личностные ууд. Методики и результаты исследования
Материалы выступления на семинаре:"Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostnye_uud_-_doklad.docx | 621.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ.
ДИАГНОСТИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Материалы выступления на семинаре:
Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
- личностное самоопределение;
- смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать.
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей.
Методики, используемые в работе:
- Рисуночный тест «Что мне нравится в школе»
- Методика «Определение уровня школьной мотивации»
- Методика ранжирования «Мотивы учебной деятельности»
Рисуночный тест «Что мне нравится в школе»»
- Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.
- Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности;
Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности;
Уровни оценивания
- Высокий уровень - такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т. п.
- Внешняя мотивация – положительное отношение к школе, но школа больше привлекает внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. В рисунках на школьную тему такие дети, как правило, изображают школьные, но не учебные ситуации.
- Низкий уровень - подобные школьники посещают школу неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты.
Сводная таблица результатов выполнения задания
по методике «Что мне нравится в школе»
учащимися 1-а, 1-б и 1-в классов (сентябрь 2012г.)
КЛАССЫ | УРОВНИ (%) | ||
Высокий | Внешняя мотивация | Низкий | |
1-а | 42 | 58 | 0 |
1-б | 29 | 71 | 0 |
1-в | 21 | 75 | 4 |
итого | 31 | 68 | 1 |
Методика «Определение уровня школьной мотивации» (Н. Г. Лусканова)
- Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.
- Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своего отношения к обучению в школе и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.
Ученик должен ответить на вопросы:
1. Тебе нравится в школе ?
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
3. Если бы учитель сказал, что завтра не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу ?
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
9. У тебя в классе много друзей?
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
Уровни оценивания:
- 1. Высокий - Сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни. Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению с учебными аспектами. Содержательная мотивация. Ребенок любит ходить в школу, ему нравится получать новые знания. Такие дети обычно достаточно успешны.
- 2. Средний - Положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности. Формальная мотивация. Ребенку нравится ходить в школу, но не для получения знаний, а ради формальных признаков: пообщаться с другими детьми, поиграть и т. п. У таких детей успеваемость обычно средняя.
- 3. Низкий - Отрицательное отношение к школе и поступлению в неё. Негативная мотивация. Ребенку не хочется и не нравится ходить в школу. У таких детей даже при хорошем развитии психических процессов нет успешной обучаемости.
Сводная таблица результатов выполнения задания
по методике «Определение уровня школьной мотивации»
(Н. Г. Лусканова) учащимися 2-а, 2-б и 2-в классов (сентябрь 2012г.)
КЛАССЫ | УРОВНИ% | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
2-а | 67 | 21 | 12 |
2-б | 58 | 25 | 16 |
2-в | 52 | 35 | 12 |
итого | 59 | 27 | 13 |
Методика ранжирования
«Мотивы учебной деятельности»
- Цель: выявление мотивационных предпочтений школьников в учебной деятельности.
- Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для школьника.
Инструкция: на предоставленном бланке есть 14 ответов на вопрос: «Почему я учусь?». Ваша задача присвоить каждому утверждению соответствующее место с 1-го по 14-е, то есть на первом месте должен оказаться наиболее значимый для вас ответ, на втором – чуть менее значимый и т.д. до 14-го места.
№ | место | ПОЧЕМУ Я УЧУСЬ? Это мои причины |
1 | Учусь, потому что на уроках интересно. | |
2 | Учусь, потому что заставляют родители. | |
3 | Учусь, потому что нравится получать хорошие отметки. | |
4 | Учусь, чтобы подготовиться к будущей профессии. | |
5 | Учусь, потому что в наше время учатся все незнайкой быть нельзя. | |
6 | Учусь, чтобы похвалил учитель. | |
7 | Учусь, чтобы завоевать авторитет у товарищей по учёбе, чтобы уважали одноклассники. | |
8 | Учусь, потому что нравится узнавать что-то новое. | |
9 | Учусь, потому что нравится учитель (по каким-то предметам). | |
10 | Учусь, потому что хочу избежать плохих отметок и неприятностей. | |
11 | Учусь, потому что хочу больше знать. | |
12 | Учусь, потому что люблю думать, мыслить, соображать. | |
13 | Учусь, чтобы моя учёба радовала моих родителей. |
Результаты диагностики
- 3-а - Ведущими мотивами у учеников 3-а класса являются мотив процесса учёбы(27%), содержания учёбы(14%) и прагматический (20%).
- 3-б - Ведущими мотивами у учеников 3-б класса являются прагматический(25%), содержания учёбы(25%) и процесса учёбы (16%).
3-в - Ведущими мотивами у учеников 3-в класса являются содержания учёбы (35%), процесса учёбы(24%) и прагматический(23%).
Сводная таблица результатов выполнения задания
по методике ранжирования «Мотивы учебной деятельности» учащимися 3-а, 3-б и 3-в классов (сентябрь 2012г.)
КЛАССЫ | Уровни в % | ||
МОТИВ ПРОЦЕССА УЧЁБЫ | МОТИВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЁБЫ | ПРАГМАТИЧЕСКИЙМОТИВ | |
3-а | 27 | 14 | 20 |
3-б | 16 | 25 | 25 |
3-в | 24 | 35 | 23 |
ИТОГО | 22 | 25 | 23 |