Статья "Особенности выражения и понимания эмоциональных состояний младшими школьниками с проблемами развития из семей и детского дома"
Данные, полученные в исследовании, могут быть использованы для развития умения понимать эмоциональные состояния человека, развития общей психологической культуры детей. Коррекция экспрессивных умений необходима для снижения ошибок понимания невербального поведения человека детьми с проблемами развития в процессе межличностного общения, что приведёт к уменьшению конфликтных ситуаций, снижению отрицательного воздействия среды на личность младшего школьника и будет способствовать их более успешной социализации. Данный материал позволит разработать рекомендации для классных руководителей специальных (коррекционных) школ VIII вида, направленных на оптимизацию процесса общения детей младшего школьного возраста с проблемами в развитии. Результаты исследования могут быть использованы специальными педагогами и психологами вспомогательных школ в организации учебно-воспитательного процесса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности выражения и понимания эмоциональных состояний младшими школьниками с проблемами развития из семей и детского дома
- Обоснование выбора темы
В настоящее время идёт активный поиск средств гуманизации специального образования, ориентация на самоценность человеческой личности, её внутренние ресурсы, стремление к совершенствованию и саморазвитию. Гуманистические тенденции, связанные с оказанием психолого-педагогической помощи детям, имеющим проблемы в развитии, определяют главную цель их учебно-воспитательного процесса – социализацию детей в обществе. Основой социализации личности является общение, которое выступает как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие субъектов. Общаясь, человек развивает умение строить своё поведение согласно социальным нормам и ожиданиям. Важную роль в человеческом общении играет экспрессия, выступая как средство коммуникации, как объективный показатель состояний человека, его отношений. Экспрессия является показателем индивидуально-личностных характеристик, средством влияния на другого человека. Проблеме невербального поведения, в том числе развитию экспрессивных умений, пониманию и выражению эмоций посвящены работы многих отечественных и зарубежных исследователей (А.А. Бодалёва, В.Н. Куницыной, В.А. Лабунской, В.П. Морозова, К. Изарда, П. Экмана, М. Нэппа, Д. Холл и др.). При этом, как в отечественной, так и в зарубежной психологии фактически отсутствуют исследования, в которых был бы проведён сравнительный анализ развития способности к психологической интерпретации невербального поведения с точки зрения сензитивных периодов становления личности как субъекта общения, исследования, охватывающие детские возрасты, особенно это касается младшего школьного возраста. Познавая и присваивая эмоции, которые выражают взрослые, ребёнок вырабатывает собственные эмоциональные реакции, которые помогают ему адаптироваться в социуме, ощутить собственные успех или поражение, почувствовать состояние другого и понять его. Осознание и понимание своих эмоциональных состояний повышает адаптивные возможности ребёнка. Начало изучения личности детей с проблемами в развитии в отечественной психологии связано с именем Л.С. Выготского, он высказал мысль о теснейшей взаимосвязи интеллектуальной и эмоциональной сферы ребёнка. Дети с проблемами развития, включаясь в процесс общения, должны уметь адекватно выражать и понимать поведение другого человека по внешней экспрессии, оценивать качества личности людей, ориентироваться в конфликтных ситуациях, актуализировать и обобщать свой социальный опыт и принимать правильные решения в различных ситуациях. Отрицательный результат в общении оказывается следствием неадекватного выражения общающихся, неправильного понимания эмоционального состояния друг друга. Большинство исследователей детского развития (Бурменская Г.А., Карабанова О.А., Лидерс А.Г., Лангмайер Й., Матейчик З. и др.) единодушны во мнении, что основы личностного благополучия будущего взрослого закладываются в процессе внутрисемейного взаимодействия, поскольку полноценный эмоциональный контакт с родителями является необходимой основой развития здоровой личности. Семья играет важную роль в жизни младшего школьника. Представляет интерес исследование особенностей выражения и понимания эмоциональных состояний младшими школьниками с проблемами развитиия воспитывающихся вне семьи. Л.И. Божович и её коллеги отмечают, что у детей растущих вне семьи часто отсутствуют необходимые навыки общения, столь важные для нормального развития личности. При этих условиях возникает эмоциональный дискомфорт, который, как правило, проявляется в негативных формах. Они менее успешны в процессе взаимодействия с окружающими. А это, в свою очередь, оказывает влияние на разные стороны развития личности и, следовательно, является важнейшей составляющей процесса их социальной интеграции. Процесс усвоения ребёнком социального опыта предполагает развитие его экспрессивных умений. Эти аспекты социального развития пока недостаточно изучены, особенно, это касается детей с интеллектуальными отклонениями (далее младшие школьники с проблемами в развитии). Изложенные факторы вызвали наше внимание к обозначенной проблеме и определили тему исследования.
- Цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования
Цель исследования: изучить особенности выражения и понимания эмоциональных состояний младшими школьниками с проблемами развития из семей и детского дома.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста с проблемами развития из семей и детского дома.
Предмет исследования: особенности выражения и понимания эмоциональных состояний детьми с проблемами развития из семей и детского дома.
Гипотеза: существуют различия в степени выраженности умения понимать и выражать эмоциональные состояния младшими школьниками с проблемами развития из семей и детского дома.
Задачи исследования:
Теоретические:
- Рассмотреть проблему общения в современной психологии.
- Проанализировать исследования невербальной коммуникации в межличностном общении.
- Выявить особенности выражения и понимания других людей младшими школьниками с проблемами развития.
- Определить особенности психосоциального развития детей из детского дома.
Методические:
- Подбор методик, направленных на изучение степени выраженности умения понимать и выражать эмоциональные состояния человека.
- Адаптировать подобранные методики к возрастным особенностям детей и к особенностям психического развития.
Эмпирические:
- Выявить особенности выражения и понимания эмоциональных состояний детьми с проблемами в развитии из детского дома.
- Выявить особенности выражения и понимания эмоциональных состояний детьми с проблемами развития из семей.
- Выявить особенности выражения и понимания эмоциональных состояний детьми из общеобразовательной школы.
- Проанализировать особенности выражения и понимания эмоциональных состояний младшими школьниками с проблемами развития из семей и детского дома.
- Характеристика выборки, методики исследования
I группа – младшие школьники с проблемами развития из детского дома (15 мальчиков, 8 девочек);
II группа – младшие школьники с проблемами развития из семей (17 мальчиков, 8 девочек);
III группа – младшие школьники из общеобразовательной школы (8 девочек, 17 мальчиков). Всего 73 человека.
Методики исследования:
- Для определения степени выраженности умения понимать эмоциональные состояния человека (по графическим изображениям базовых эмоциональных состояний) использовалась методика Л.П. Стрелковой.
- Для выявления умения распознавать переживания и эмоциональные состояния по рисунку-портрету, использовалась методика А.Д. Вильшанской.
- Для определения особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданных эмоций использовалась методика Л.П. Стрелковой.
- Для определения соответствия эмоциогенных ситуаций эмоциональным состояниям использовалась методика Л.П. Стрелковой.
С целью проверки выдвинутых гипотез осуществлялась статистическая обработка данных с помощью математических методов (U – критерия Манна – Уитни).
- Результаты исследования, выводы
Нами была проведена работа, направленная на исследование особенностей выражения и понимания эмоциональных состояний младшими школьниками с проблемами развития из семей и детского дома. Анализ теоретических источников позволяет сделать следующие выводы. Общение – это не совокупность отдельных, разрозненных эпизодов взаимодействия ребёнка и взрослого, а процесс, развивающейся во времени, учитывающий опыт взаимоотношений и порождающий в соответствии с ним ожидания. Современные исследователи проблемы общения в психологии придерживаются различных точек зрения, акцентируют своё внимание на её различных аспектах. Отмеченные моменты, безусловно, верны и имеют огромное значение в разных областях психологической науки. Рассмотрение феномена общения, анализ исследования невербальной коммуникации в межличностном общении позволил нам выявить особую роль экспрессии эмоциональных состояний, которая включает в себя умение понимать и умение выражать эмоциональные состояния, для развития воспитанников детского дома. Мы подчеркнули значение семьи в процессе формирования эмоционального опыта детей и их дальнейшего личностного становления и развития. Обзор исследований, посвящённых факторам, влияющим на развитие умений понимать и выражать эмоциональные состояния, позволил сделать также вывод о том, что эти умения детерминированы взаимодействием ряда факторов: социально-психологических, личностных и индивидуальных. Способность понимать и выражать эмоции проявляются и развиваются в деятельности и влияют на успешность её осуществления. У детей, растущих в детских учреждениях, наблюдается не просто отставание или недоразвитие личностных образований, а интенсивное формирование некоторых, принципиально иных механизмов, позволяющих ребёнку приспособиться к жизни в детском доме и тем самым как бы заменяющих ему личность. Факты свидетельствуют, что значительная часть проблем, нарушений и недостатков в развитии личности воспитанников детских домов порождена не врождённо-наследственными факторами, а различными видами депривации, средовыми влияниями и педагогической запущенностью.
Эмпирическое исследование особенностей выражения и понимания эмоциональных состояний младшими школьниками с проблемами развития из семей и детского дома было направлено на проверку выдвинутой гипотезы. Анализ особенности проявления экспрессивных умений у детей младшего школьного возраста с проблемами развития, проживающих в разных социальных условиях позволил нам также сделать следующие выводы:
- У всех детей младшего школьного возраста на более высоком уровне развиты умения понимать эмоциональные состояния по графическим изображениям, чем по рисунку-портрету;
- Обнаруживается у младших школьников из общеобразовательной школы достаточно развитый понятийный аппарат обозначения эмоции, они в отличие от детей с проблемами в развитии в случаях неумения определить эмоцию, способны догадаться об оставшихся;
- Способность устанавливать соответствие эмоциогенной ситуации эмоциональному состоянию более выражена у младших школьников II и III групп, а дети I группы более успешны в определении отрицательных эмоциональных состояний;
- Дети с проблемами развития младшего школьного возраста способны достаточно адекватно использовать мимику и пантомимику, когда это происходит непроизвольно, но по заданному алгоритму умение выражать эмоциональные состояния развито на более низком уровне, чем у младших школьников из обычной школы;
- У младших школьников с проблемами развития, как из семей, так и из детского дома проявляются неадекватные реакции на явления окружающей действительности.
Таким образом, подтвердилась гипотеза о том, что существуют различия в степени умения понимать и выражать эмоциональные состояния младшими школьниками с проблемами развития из семей и детского дома.
Итак, на основе теоретического и практического материала мы установили, что характер общения детей с проблемами развития связан с особенностями умения детьми выражать и понимать заданные эмоции. А это позволило нам ещё раз убедиться, что их личностные и деловые качества складываются между детьми с проблемами развития трудно и медленно. Для них характерны: неадекватность реакций и неспособность глубоко осознать характер своих отношений с окружающими. Мимика, пантомимика являются важными помощниками в общении у лиц с проблемами в развитии. Поэтому необходимо мягко и настойчиво воспитывать культуру владения элементами невербального общения. Они должны эмоционально дополнять их речь. Дети с бедной пантомимикой не в состоянии выразить своё эмоциональное состояние, они сами полностью не улавливают, что им сообщается бессловесным образом. Это затрудняет процесс общения. Понимание выразительных средств общения и овладение ими помогает детям с проблемами в развитии стать интересными в общении, познать людей, завоевать друзей.
Представленная проблема, безусловно, требует дальнейшего уточнения и разработки, основанной на достижениях наиболее современных направлений психологии детства. В то же время остаётся много нерешённых вопросов, требующих участие не только педагогов-психологов, но и специалистов, работающих в смежных областях. Необходимо изменение всей ситуации вокруг ребёнка для раскрытия его потенциала.
Кроме того, впервые изученные нами особенности умений выражать и понимать эмоциональные состояния младшими школьниками с проблемами развития из семей и детского дома, имеет огромную практическую значимость. Данное исследование связано с возможностью использования полученных результатов в практике учебной и воспитательной работы. Данные, полученные в исследовании, могут быть использованы для развития умения понимать эмоциональные состояния человека, развития общей психологической культуры детей. Коррекция экспрессивных умений необходима для снижения ошибок понимания невербального поведения человека детьми с проблемами в развитии в процессе межличностного общения, что приведёт к уменьшению конфликтных ситуаций, снижению отрицательного воздействия среды на личность младшего школьника и будет способствовать их более успешной социализации. Данный материал позволит разработать рекомендации для классных руководителей специальных (коррекционных) школ VIII вида, направленных на оптимизацию процесса общения детей младшего школьного возраста с проблемами в развитии.
Автор: Терещенко Ирина Александровна, педагог - психолог высшей квалификационной категории.