Проектное задание Особенности психологического сопровождения подростков с девиантным поведением
Проектное задание будет полезно для изучения не только студентам высших учебных заведений, но и практическим психологам. Лишь совсем недавно негативное влияние средовых факторов на формирование девиантного и делинквентного (общественно опасного, противоправного) поведения, а также аномалий личностного развития ребёнка специалисты начали рассматривать в ещё одном аспекте: как психическую травматизацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnoe_zadanie_psikhologicheskoe_soprovozhdenie_podrostkov_s_deviantnym_povedeniem.docx | 42.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
Учреждение высшего профессионального образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Академия психологии и педагогики
Проектное задание
Особенности психологического сопровождения подростков
с девиантным поведением
Выполнено: магистрантом 1 курса | |
Терещенко Ириной Александровной |
Ростов-на-Дону
2014
Содержание
Введение …………………………………………………………………………… 3
- Характеристика подростков с девиантным поведением…………………… 5
- Психологическая травма как одна из причин формирования девиантного поведения подростка….………………………………………………………. 7
- Психологическое сопровождение подростков с девиантным поведением……………………………………………………………………... 8
Заключение ………………………………………………………………………… 9
Список использованной литературы…………………………………………….10
Приложение ……………………………………………………………………….11
Введение
Одна из основных функций школьного психолога – работа с подростками с девиантным поведением. Обращения к школьному психологу с проблемами подростков довольно часты, так как к деятельности психолога именно в этом направлении накопились самые большие ожидания.
Девиантное (отклоняющееся) поведение – устойчиво повторяющееся нарушение социальных норм и вытекающее из этого противоправное поведение.[4,с.43].Основными видами девиантного поведения является преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийства, проституция, бродяжничество. Традиционно считается, что на формирование девиантного (отклоняющегося) поведения подростков влияет неправильное воспитание и асоциальное окружение. В последнее время всё больше внимания уделяется аномалиям психического развития таких детей как совокупному результату действия биологических причин и неблагоприятной социальной среды. Однако лишь совсем недавно негативное влияние средовых факторов на формирование девиантного и делинквентного (общественно опасного, противоправного) поведения, а также аномалий личностного развития ребёнка специалисты начали рассматривать в ещё одном аспекте: как психическую травматизацию. Дети и подростки представляют собой группу риска по отношению к ПТСР, так как у них ещё недостаточно развиты личностные ресурсы, позволяющие эффективно справляться с последствиями травматических ситуаций. Травматические ситуации, вызывающие ПТСР, - это такие экстремальные критические события, которые обладают мощным негативным воздействием и требуют от индивида экстраординарных усилий по совладению с последствиями [7,с.13]. Проведённые исследования свидетельствуют о высокой степени психологической травматизации у подростков с девиантным поведением. [3,с.6]. Вместе с тем эти обстоятельства редко привлекают внимание специалистов, работающих с такими подростками.
Применительно к подросткам с девиантным поведением не разработаны методы и процедура направленной диагностики связанных с перенесёнными психологическими травмами состояний. Как правило, значительное число травм, перенесённых такими детьми, остаётся вообще не выявленным. Для коррекции асоциального, в том числе агрессивного поведения у подростков используются преимущественно когнитивно - поведенческие методы, апеллирующие к сознанию воспитанников и направленные на выработку у них новых привычек и форм поведения. Значительно меньше уделяется более глубоким причинам нарушения поведения, в частности, связанным с перенесёнными ранее психологическими травмами и стрессами.
Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений отклоняющегося поведения молодежи ставят перед обществом в качестве одной из основных задач необходимость психологического сопровождения подростков с девиантным поведением. Несмотря на то, что девиантное поведение как явление в школьной среде не может не вызывать острый научный и практический интерес и тревогу психологического сообщества в целом, в научной литературе данный вопрос недостаточно разработан, именно в контексте рассмотрения отклоняющегося поведения как следствия психологической травмы. В этой ситуации особую актуальность приобретает выбор темы проектного задания: «Особенности психологического сопровождения подростков с девиантным поведением». Поэтому, цель нашего исследования: изучить особенности психологического сопровождения подростков с девиантным поведением.
Задачи:
- Рассмотреть характеристику подростков с девиантным поведением.
- Проанализировать психологические травмы у подростков с девиантным поведением.
- Разработать рекомендации по психологическому сопровождению подростков с девиантным поведением, учитывающих опыт травматизации.
Объектом исследования выступают: подростки с девиантным поведением.
Предмет: особенности психологического сопровождения подростков с девиантным поведением.
- Характеристика подростков с девиантным поведением
Проблема психологических особенностей подростков с девиантным поведением привлекает внимание представителей психоаналитической ориентации, изучению природы и проявлению этих свойств посвящены работы А.Бандуры. А. Басса, Л. Берковца; эти проблемы получили отражение в работах отечественных учёных (С.Н. Сенников, Т.Н. Курбатова) и многих других. По их мнению, для девиантных подростков характерны такие особенности эмоционально-волевой сферы, как повышенная тревожность, дефектность ценностной системы, особенно в области целей и смысла жизни. Они, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, агрессивны, конфликтны, что затрудняет общение таких подростков с окружающими и создает значительные сложности при их воспитании. Подростковые девиации отличаются высокой личностной включенностью, заниженной критикой к совершенному проступку и возможностью рецидива. Агрессивные подростки, не доверяют окружающим, избегают ситуаций, в которых они могут оказаться в эмоциональной зависимости. Они менее доброжелательно относятся к сверстникам, часто смешивают секс и агрессию, практически не чувствуют вины за агрессивное поведение, подчиняются больше внешним, а не внутренним ограничениям. В отдельных случаях инициаторами агрессивного поведения могут быть отдельные подростки-аутсайдеры, дезадаптированные в силу различных причин и предпринимающие попытки самоутвердиться с помощью агрессии. К особой группе можно отнести подростков с риском суицида. Саморазрушительное поведение рассматривается как акт отчаяния, неспособность дальше руководить своей жизнью. Психологический смысл подросткового суицида - крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Сложные жизненные обстоятельства, неправильное семейное воспитание, низкий образовательный и культурный уровень окружающих влияют на многих, однако далеко не все поставленные в эти условия дети и подростки становятся девиантными личностями. Девиантное поведение подростков формируется в совокупности внешних и внутренних факторов, немаловажным среди которых является предрасположенность личности к внутреннему принятию своего отклоняющегося поведения, что, в первую очередь, зависит от психологических особенностей несовершеннолетнего [8,с.35].
Итак, мы можем сделать вывод о том, что для подростков с девиантным поведением, характерен особый процесс социализации, им свойственны следующие личностные характеристики не позволяющее эффективно справляться с последствиями травматических ситуаций:
1) неумение общаться с людьми, трудности с установлением контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;
2) нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать и принимать других, опора только на свои желания и чувства;
3) низкий уровень социального интеллекта, мешающий понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им, находить себе подобных и свой круг общения;
4) слабо развитое чувство ответственности за свои поступки;
5) потребительская психология отношения к близким, государству;
6) неадекватная самооценка;
7) несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь, чаще всего целеустремленность проявляется в достижении ближайших целей: получить желаемое, и привлекательное, что приводит к виктимности (жертвенности) в поведении;
8) несформированность жизненных планов, деформированная система ценностей, отсутствие глубоких и постоянных интересов;
9) склонность к аддиктивному (саморазрушающему) поведению - злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами. Она может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ).
2. Психологическая травма как одна из причин формирования девиантного поведения подростка
Разработка понятия травмы берёт своё начало в трудах З. Фрейда и Г.Юнга, позже рассматривалась как особая форма общей стрессовой реакции Селье. Н.К. Асанова обобщив определения, приводимые различными зарубежными авторами, выделяет четыре основные формы жестокого обращения, важные для практической работы: физическое жестокое обращение; сексуальное насилие над детьми; пренебрежение; психологическое насилие [1,с.19], [пр.1,с.12]. Жестокое обращение ведёт к деформации личностного развития, часто – к появлению отклоняющихся форм поведения. Последствия психологически травм проявляются в различных сферах жизнедеятельности ребёнка. Так, по данным Н.В. Тарабриной [7,с.15], основными последствиями физического насилия для подростков являются их недостаточный контроль над собственной импульсивностью, снижение способности к самовыражению, отсутствие доверяя к людям, депрессии. Непосредственно после травмы могут возникать острые состояния страха, кроме того, отсроченными последствиями физического насилия могут быть делинквентность и даже садистские наклонности. К одним из самых тяжёлых психологических травм относится сексуальное насилие. Негативное влияние сексуального насилия затрагивает личностную и когнитивную структуру, последствия которого проявляются в виде психосоматических заболеваний, злоупотребления психоактивными веществами и т.д. [6, с.29]. Другим видам психологической травматизации уделяется меньше внимания, однако они имеют большое значение для психологического благополучия и нормального развития ребёнка.
Итак, мы можем предположить, что психологическая травма является одной из причин формирования девиантного поведения подростка и поэтому, необходимо разработать рекомендации по психологическому сопровождению, учитывающих не только их личностные характеристики, но и пережитые ими стрессы.
3. Психологическое сопровождение подростков с девиантным поведением
Психологическое сопровождение девиантного подростка – это технология, предназначенная для оказания помощи в решении возникающих у него проблем, или в их предупреждении, она может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление. При этом необходимо уделить серьёзное внимание более глубоким причинам нарушения поведения, связанным с перенесёнными ранее психологическими травмами и стрессами. Предметом деятельности - являются ситуация развития подростка как система отношений ребенка: с миром, с окружающими, с самим собой. Целью психологического сопровождения подростка с девиантным поведением в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка. Задачи сопровождения: предупреждение возникновения проблем развития подростка; помощь (содействие) подростку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; психологическое обеспечение образовательных программ; развитие психологической культуры учащихся, родителей, педагогов. Основные направления сопровождения, как подчёркивает А.Д. Вильшанская, должны быть диагностическое, коррекционное, аналитическое, консультативно-просветительское, профилактическое, организационно-методическое [2, с.47]: формирование психологической культуры, развитие психологической компетентности подростков с девиантным поведением, администрации, педагогов, родителей. Учитывая личностные характеристики подростков, а также их травмирующий опыт полезно в дополнение к индивидуальной работе [приложение № 2. с. 13] проведение групповых занятий, направленных на развитие личности, а для этого можно использовать программу «Открытие» Джина Береби. В рамках этой программы важной составляющей частью являются обучение и тренировка различения собственных эмоций подростка и чувств окружающих, вербальное, образное и телесное отражение переживаний. Новым элементом, способствующим психокоррекционной работе с травмой, было бы введение в программу специальных заданий и упражнений, направленных на выражение подростками в позах, мимике и движениях своих различных состояний. Кроме того, групповая работа, дающая поддержку, эмоциональное принятие, ощущение собственной эффективности и растущих возможностей, может стать мощным внешним ресурсом, требующим эффективного завершения травматических переживаний. С другой стороны, оптимизация состояния подростков, достигаемая в ходе индивидуальной работы, способствует более динамичному и продуктивному ходу группового процесса, скорейшему появлению положительных личностных изменений. В групповой работе могут интенсивно прорабатываться многие смысловые проблемы, что чрезвычайно важно для эффективного окончания работы над травматическими переживаниями. Следует также отметить, что одним из важнейших принципов сопровождения девиантного подростка – должна быть комплексность: соорганизация различных специалистов в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, социальных педагогов, медицинских специалистов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов и т.д. [5, с.4]. Следует также разработать рекомендации по оказанию экстренной психологической помощи, которая может понадобиться в экстремальных критических событиях [приложение 3, с.14].
Итак, система сопровождения подростков с девиантным поведением должна отражать два основных направления: 1) диагностика развития подростков с девиантным поведением с целью определения возникающей проблемы и анализа причин, лежащих в её основе; 2) помощь в решении проблемы – проведение коррекционно-развивающих занятий, тренингов, стимулирующих их развитие, а также разработка индивидуальных рекомендаций, адресованных учителям и родителям. Обязательно технология их сопровождения должна проходить пять этапов: подготовительный, диагностический, групповой работы, повторной диагностической работы, консультативно-методической.
Заключение
В период перехода к рыночной экономики изменилось материальное положение многих слоев населения. Большинство живет за чертой бедности, увеличилось количество безработных и т.д. Все это создает конфликтные ситуации, а они приводят к травматизации подростков. Рассмотрение личностных характеристик подростков с девиантным поведением позволило нам сделать вывод, что они не способны в силу своих личностных особенностей справиться с ними, поэтому, в наше время проблема психологической травматизации становится более актуальной. Велика её значимость так как, часто девиантное поведение может быть в большей или меньшей мере обусловлено пережитыми подростком сверхсильными стрессами. Отсюда возникла необходимость разработки рекомендаций по психологическому сопровождению подростков с девиантным поведением учитывающих опыт их травматизации. Очень важно изменить сложившееся положение - помочь им преодолеть их проблемы, поэтому нами в процесс сопровождения рекомендовано включить программы групповой работы, которые, возможно, помогут завершить не только травмирующие переживания, но и будут способствовать появлению положительных личностных характеристик, предложены рекомендации экстренной психологической помощи.
Однако следует отметить, что если эта деятельность не будет поддерживаться государством рост преступности, наркомании, алкоголизма и суицидов будет только расти.
Список использованной литературы:
1. Асанова Н.К. Жестокое обращение с детьми: основные методологические. Практические и правовые аспекты //Руководство по предупреждению насилия над детьми. /Под ред. Н.К. Асановой. М.: ВЛАДОС, 1997.
2. Вильшанская А.Д. Дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в общеобразовательной школе (практические материалы). – 2008. - № 1, с. 47 – 54.
3. Дозорцева Е.Г. Психологическая травма подростков с проблемами в поведении. Диагностика и коррекция. – М.: Генезис. 2006.
4. Комаров К.Э. «Трудные» дети: Инструкция по взаимодействию. Методическое пособие для сотрудников органов внутренних дел. – М.: Генезис. 2009.
5. Нормативные документы и организационно-методические материалы для службы практической психологии Ростовской области.
6. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. – М.: ТЦ Сфера. 2006.
7. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СП.: Питер. 2001.
8. Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Приложение № 1
Словарь форм жестокого обращения с подростками
1. Физическое жестокое обращение – любое неслучайное нанесение повреждения ребёнку родителем или лицом, осуществляющим опеку.
2. Сексуальное насилие над детьми - использование ребёнка и подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.
3. Пренебрежение – хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребёнка в пище, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.
4. Психологическое насилие, в которое включается психологическое пренебрежение (последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребёнку необходимую поддержку, внимание и привязанность) и психологическое жестокое обращение (такие формы поведения, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребёнка, носящие хронический, систематический характер).
Приложение № 2
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ
С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ