Выступление на педагогическом совете. Венгер Александр Леонидович. Психологические синдромы.

Чудная Ирина Владимировна

Выступление на педагогическом совете после посещения лекции Венгера А.Л. "Психологические синдромы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon venger.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете.

Венгер Александр Леонидович.

Психологические синдромы.

Синдром – совокупность симптомов имеющих общее происхождение и логику развития.

Синдромы выделяются из практики. Бывают психиатрические синдромы (шизофрения, эпи синдром), нейропсихологические синдромы (какие – либо поражения мозга) и психологические синдромы (характеризуется определенными условиями происхождения, высокой устойчивостью и специфическим направлением развития, в ходе которого одни симптомы закономерно сменяются другими).

Схема психологического синдрома.

В синдроме заключен принцип обратной связи - таким образом порочный круг замыкается.

Синдром хронической неуспешности.

Этот синдром складывается в конце дошкольного или в младшем школьном возрасте. Ситуация развития характеризуется несовпадением между ожиданиями взрослый и достижениями ребенка.

Нарисовать схему!!!

Поведение -  низкий результат школьной деятельности, неудачи, трудности (чаще возникают в начале обучения).

Реакция родителей и учителей – низкая оценка, негативные замечания, недовольство, словесные высказывания

  • опять двойка, ааааааааааа!? четверка и т. д.

Психологические особенности – повышенная тревожность, не уверенность в себе, заниженная самооценка, и, как усугубление синдрома, - представление о себе, как о безнадежно плохом ученике. Также необходимо наличие у ребенка установки на исполнительность, послушность, некритичное требование взрослых. Как следствие, это вызывает снижение результата деятельности (непродуктивная трата времени на несущественные детали, отвлечение от работы на рассуждения « у меня опять ничего не получится», отказ выполнять задания потому что не смогу и т. д.).

  • перед контрольной учитель «настраивает» учеников на то, что её «Надо» сделать. У детей повышается уровень тревожности, у некоторых он начинает зашкаливать – в результате плохо сделанная работа. После этого учитель начинает еще больше настраивать детей на результат. В итоге – работа еще хуже

Закон Йеркса-Додсона (график нарисовать): при низкой мотивации и тревожности – результат деятельности низкий, при очень высокой мотивации и тревожности результат деятельности тоже низкий. Существует оптимум мотивации (чуть выше среднего).

Чем сложнее задача – тем ниже должен быть оптимальный уровень мотивации для ее решения.

Что делают родители чтобы это предотвратить – пытаются усилить дополнительные задания (репетиторство) – в результате может развиться перегрузка, так как на тревогу тратятся колоссальные силы. Тревога + доп занятия = астения (повышенная общая слабость , истощаемость, раздражительность). Ребенок в качестве самозащиты  может просто отключаться от процесса – охранительное торможение (полудрема)

  • спит на уроке

Причины возникновения синдрома:

  1. С низкого результата – проболел, другая школа, новые учителя.
  2. С низкой оценки родителей – тройка не оценка,- возникает тревога и она не дает решить даже средний результат
  3. Конфликты между родителями
  4. Конфликты между ребенком и родителями.

Вывод: устранение причины не влияет на сложившийся синдром. Выбраться из него очень сложно.

Куда приведет:

 У подростка со временем может привести к астено-невротическому синдрому.

 Может сформироваться выученная беспомощность:

  • Крыса мечется по клетке, по дну клетки – ток, нажимает на рычаги – ток не убирается. Она падает на  спину, закрывает глаза и замирает. Крысу достают, вытаскивают из клетки и кладут в другую клетку, где по полу тоже ток, но он убирается нажатием на рычаг. Крыса ложиться на пол и не ищет больше рычаги – выученная беспомощность.

Может быть так, все оценки взрослых перестают иметь для него значение. Неуспешность в учебе остается, а тревожность падает. Это происходит, потому что для него становятся важны оценки одноклассников и друзей.

Может возникнуть девиантное поведение – переворачивается система оценок – плохим быть хорошо. Чем хуже меня оценивают – тем лучше.

Что делать?

Можем ли мы напрямую воздействовать на психические особенности ребенка?

Можем – транквилизаторы и антидепрессанты – направить к врачу, но это крайний случай.

Мы можем повлиять на его поведение, изменив нашу реакцию:

  1. Выбор задач соответствующей сложности. Создать спокойную атмосферу оказать помощь в форме наводящих вопросов т. е. обеспечить успешность.
  2. Внешкольная деятельность. Если у ребенка что – то получается надо этим интересоваться, а не двойками.
  3. Сменить приоритет в оценках – посмотреть по каким другим предметам ребенок успевает и ориентироваться на них (музыка, рисование, физкультура).

Блок оценок (показать на схеме)

Дополнительные занятия:

  1. Чтобы ребенку было интересно (делать ярко красочно) (работают непроизвольные функции), чтобы это не было похоже на школу.
  2. Чтобы ребенок сам делал открытия, а не ему открывал педагог (обеспечить успешность)
  3. Режим занятий:

При астении урок разбивается на паузы. Новый материал объяснять 2-3 раза.

1 класс 10-2-10-2-10

2 класс 15-3-15

3 класс 20-5-20

4 класс 20 – 5 – 20

В перерыве – активные движения.

Правила оценочной безопасности

  1. Любая оценка определяется главным критерием: вчерашний уровень достижений ребенка.
  • если плохие оценки, то надо оценивать без оценок: вчера 20 ошибок, а сегодня 15 – это здорово, смотри, у тебя получается!!!
  • Учитель в школе не может так оценивать, потому что есть даже не столько правила, сколько другие ученики: почему ему 3, а мне 2??? Но можно поставить «2» маленькую не яркую и в уголке, а не жирно на всю тетрадь. Также бесценны комментарии учителя к этой двойке: можно сказать: опять у тебя двойка, бестолочь, а можно сказать, у тебя пока еще 2, но я вижу, что ты стараешься!!!
  • у меня по сочинениям было 5\2 и учительница меня всегда  хвалила за хорошо выраженные мысли и старалась не акцентировать на грамотности – и вот результат мысли я худо – бедно выражать научилась, не считаю себя неуспешной, все курсовые и диплом писала сама, а с грамотностью мне помогает компьютерный редактор.
  1. Искать в работе что-то хорошее и отмечать именно это.
  • карова – написал ребенок и отлично получилась только буква «А», так надо начинать с того, какая замечательная буква «а» у тебя в этом слове, а только потом разбираться нужно ли было её писать в данном слове.
  • У взрослого есть самоконтроль и самооценка, у ребенка этого нет ему нужна внешняя оценка.
  1. Отрицательная оценка дается  только вместе со способом её преодоления.
  • Способ решения проблемы должен быть конкретным (нарисовать картинку с коровой и большое «О»).
  • но! не выучить слово и запомнить его! Надо использовать непроизвольные функции.

При работе только родителей – ребенок выходит из этого синдрома за 6 месяцев, а при работе вместе с учителем – за 2-3 месяца. Наиболее устойчивой является самооценка – она менее изменяема.

Демонстративность

У демонстративный детей очень высокая потребность во внимании. Она может проявляться положительно (актер, лектор, учитель, политик) и отрицательно родственник, которому постоянно требуется ваше внимание. Крайняя степень демонстративности – истерия. Ганнушкин: «Степень приятности общения с истериком прямо пропорциональна дистанции с ним». Демонстративность – хороший двигатель и мотиватор. Все отличники – высокодемонтративные люди с позитивным самопредъявлением. Основной минус таких людей – это привлечь внимание любой ценой. Лучше конечно положительное, но сойдет и отрицательное. У демонстративных людей – эмоциональная регуляция поведения. Также они могут регулировать свой организм. Крайняя степень – конверсионная истерия (истерические болезни)

  • паралитик при пожаре встанет и побежит

У детей это может проявляться в частых болезнях (ж\к тракт, астма, головная боль, высокая температура) т. е. все что не имеет органического поражения. Это происходит оттого, что детям во время болезни уделяется много внимания и демонстративный ребенок это рано понимает. У него действительно болит. Попробуйте прислушаться к своему организму.

  • так, говорит малыш, прислушиваясь к себе, у меня голова болит – нет, а горло – вроде нет, а живот? А живот вроде что- то не так – маамаа!! у меня живот болит

Это происходит от того, что внутренние органы работают ритмично, под контролем вегетативной нервной системы, а когда туда начинает вклиниваться сознание, ритм нарушается и происходит спазм. Если долго тренироваться, то непременно получиться

  • Самое простое отрабатывается с ж\к трактом, концентрация внимания – усиление перистальтики_ понос рвота.

Что делать?

Основной принцип профилактики – лечение не должно быть приятным: минимум внимания, минимум развлечений, ни телевизора ни компьютера максимум почитать книжку. Регулярно полоскать горло содой и йодом. Не вступать в конфликт – все во «благо» «больного»  (нельзя утомляться  лучше выключить телевизор, от компьютера глаза заболят и температура подымится,  обязательно постельный режим, ну не буду тебя беспокоить – полежи один)

Синдром негативного самопредъявления.

Позиция такого ребенка (младшего школьника) – позиция «хулигана» которого окружающие замечают лишь тогда, когда он их возмущает и раздражает. Хорошо всякое внимание, нет положительного получим отрицательное.

Нарисуй схему!!!

Психологические особенности – основная черта – демонстративность (повышенная потребность во внимании) позиция хулигана.

Поведение -  постоянные нарушения правил.

Реакция на поведение -  повышенное внимание к ребенку, который нарушает правила.

Для ребенка с негативным самопредъявлением –  «хулиган» - это роль и он сам добровольно её играет. Он меняет маски и в другой ситуации он поведет себя совершенно по другому. Демонстративность появляется в кризисе 3-х лет (негативизим, упрямство) – ребенок понял, что это дает внимание и поведение закрепилось. Несмотря на негативную реакцию окружающих тревожность не появляется, т. к потребность во внимании удовлетворяется. Чем больше на него кричат, тем ему лучше.

Синдром  демонстративного нигилизма.

В подростковом возрасте у ребенка с негативным самопредъявлением, как правило, складывается самосознание нигилиста, чья заметность в обществе достигается  экстравагантностью и демонстративным противопоставлением себя окружающим, некая «оригинальная» личность, противостоящая обществу.

нарисуй схему!!!

Психологические особенности: демонстративность, самосознание нигилиста.

Поведение: эпатирующее поведение, нарушение правил,  курение, неуважительное отношение к старшим.

Реакция окружающих: повышенное внимание окружающих к эпатирующему поведению.

  • Для них это целая философия, любимый философ Ницше, любимый строй анархия и т. д.

Что делать?

Данные синдромы не ведут к невротизации ребенка, но ведут к невротизации окружающих. Невозможно удалить демонстративность, можно поменять способы удовлетворения потребности.

  1. Замечайте его, когда он не заметен.
  • сядьте рядом, когда он смотрит телевизор
  • погладьте по голове, когда он усердно работает
  1. Не отвечать проявлением внимания на его негативные выходки.
  • Существует два вида нарушений:
  1. за которые ругают (не обращать внимания)
  2. за которые наказывают – обязательно наказывать, но не проявлять эмоций  при этом для него ругань это похвала (лишить компа выдернув и убрав шнур, также телека, и молча выйти)
  • Первое время будет взрыв негативизма, а потом устаканится.
  • Ребенка с высокой демонстративностью нельзя оставлять совсем без внимания. Во время скандала холодность и равнодушие, позже тепло и внимание, можно уже через пять минут (максимум 30 минут). Только не выяснять отношения, а то закрепиться ритуал: скандал – примирение. Прежние нарушения должны быть забыты, они не должны ни вспоминаться, ни обсуждаться. Но наказание не отменяется. Задача наказания, чтобы он почувствовал – так делать для себя вредно.
  • При нигилизме не уделять внимания его эпатажным проявлениям, а уделять внимание его «интересной личности»

При грамотной коррекции синдром исправляется быстро – достаточно сменить маску.