Конспект занятия для учащихся 9-х классов с целью профилактики употребления ПАВ

Арбузникова Марина Викторовна

Употребление психоактивных веществ (ПАВ) (веществ, вызывающих зависимость), включая наркотические вещества, является на сегодняшний день одной из наиболее остро стоящих перед обществом проблем. По современным статистическим данным, большинство наркоманов начинают употреблять наркотики в подростковом возрасте, и более половины лиц, регулярно употребляющих ПАВ - подростки. Несовершеннолетние обычно начинают выпивать или принимать наркотически действующие вещества в группе сверстников или под влиянием взрослых. Независимо от того, есть ли у подростка психические отклонения или нет, групповые нормы поведения и склонность к подражанию приводят к тому, что если хотя бы один из сверстников пробовал спиртное или наркотики, то начинает выпивать или принимать наркотические вещества вся подростковая группа. Исходя из этого, возникает необходимость в проведении информационно-профилактической работы с девятиклассниками в период их профессионального и личностного самоопределения. Занятие «Скажи наркотикам - НЕТ» носит развивающий характер и направлено на развитие  у детей более точного представления о причинах возникновения наркотической зависимости и способствует обучению подростков внутреннему самоуправлению, развитию умения понимать себя, противостоять убеждениям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия для учащихся 9-х классов

«Скажи наркотикам - НЕТ»

Педагог-психолог МОУ СОШ № 89 г. Волгограда Арбузникова М.В.

Тема:  Профилактическая работа по предупреждению развития «вредных» привычек: табакокурения, токсикомании, наркомании.

Цель занятия: содействие созданию социально-психологических условий, способствующих вовлечению подростков в мероприятия антинаркотической направленности, пропаганда здорового образа жизни.

Задачи:

  1. Ознакомить с причинами возникновения зависимости и последствиями употребления наркотических веществ.
  2. Способствовать формированию устойчивого неприятия употребления наркотиков.
  3. Способствовать обучению подростков внутреннему самоуправлению, развитию умения понимать себя, противостоять убеждениям.
  4. Способствовать формированию умения анализировать, обобщать, сравнивать.
  5. Способствовать  развитию рефлексии у детей и формированию объективной самооценки.

Предварительная работа:

Употребление психоактивных веществ (ПАВ) (веществ, вызывающих зависимость), включая наркотические вещества, является на сегодняшний день одной из наиболее остро стоящих перед обществом проблем. По современным статистическим данным, большинство наркоманов начинают употреблять наркотики в подростковом возрасте, и более половины лиц, регулярно употребляющих ПАВ - подростки. Несовершеннолетние обычно начинают выпивать или принимать наркотически действующие вещества в группе сверстников или под влиянием взрослых. Независимо от того, есть ли у подростка психические отклонения или нет, групповые нормы поведения и склонность к подражанию приводят к тому, что если хотя бы один из сверстников пробовал спиртное или наркотики, то начинает выпивать или принимать наркотические вещества вся подростковая группа. Исходя из этого, возникла необходимость в проведении информационно-профилактической работы с девятиклассниками в период их профессионального и личностного самоопределения. Занятие «Скажи наркотикам - НЕТ» носит развивающий характер и направлено на развитие  у детей более точного представления о причинах возникновения наркотической зависимости и способствует обучению подростков внутреннему самоуправлению, развитию умения понимать себя, противостоять убеждениям.

Оборудование:

  1. Плакаты «Спорные утверждения» (приложение 1).
  2. Текст ситуации (приложение 2).
  3. Плакат «Алгоритм отказа» (приложение 3).
  4. Карточки с заданиями (приложение 4).

Продолжительность занятия – 40 минут. Количество участников – 20. Возраст участников – 14-15 лет.

Ход занятия.

Вводная часть.

1.Приветствие.

2.Игра «Спорные утверждения».

Цель –  информирование о проблеме наркомании, предоставление возможности каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему наркомании.

По четырем сторонам комнаты прикрепляются листы бумаги с написанными на них утверждениями:
"Совершенно согласен"
"Согласен, но с оговорками"
"Совершенно не согласен"
"Не имею точного мнения"
Ведущий зачитывает спорные утверждения, после чего участники должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. После принятия решения  участники  должны его обосновать: "почему я считаю именно так". Выслушав мнения каждого из участников, ведущий в виде краткой лекции излагает своё мнение. Выслушав все точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, наиболее подходящими для них теперь.

 Примеры спорных утверждений:

• Лёгкие наркотики безвредны.
• Наркомания это болезнь.
• Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.
• Многие подростки начинают употребление наркотиков "за компанию".

Основная часть.

1.Анализ конкретной ситуации.        

Цель – содействие осознанию учащимися причин, по которым человек начинает принимать наркотики.

Учащимся зачитывается ситуация и задаются вопросы для обсуждения:

  • Почему Тане так хотелось попасть на эту вечеринку? (Все ребята говорили об этом, она надеялась, что удастся весело провести время в компании)
  • Что чувствовала Таня в начале вечера и почему? (Ей было скучно, казалось странным, что речь многих была невнятной и искаженной,  было неизвестно, почему некоторые уходили в отдельную комнату и чем они там занимались?)
  • Какие условия способствовали тому, что Таня решила попробовать марихуану, не смотря на страх? (Таня считала, что понравившийся ей Александр никогда даже не посмотрит на нее, если она не попробует?)
  • Как может сложиться судьба Тани, если она не научится говорить «нет»? (Неумение Тани противостоять давлению среды может привести к наркомании, алкоголизму, неразборчивости в сексуальных связях, кражам).
  • Что могла сделать Таня, чтобы избежать проблемной ситуации? (уйти с вечеринки, отказаться пробовать наркотики).

 

По итогам обсуждения делаются выводы о том, что подростками часто движет желание хорошо провести время. Однако они не знают, как можно отказаться от наркотиков, при этом сохранив расположение друзей. В результате, они теряют  контроль над ситуацией и попадают в неприятные условия.

        

2.Упражнение «Навыки отказа».

Цель – содействие созданию условий, способствующих формированию навыков уверенного поведения, аргументационного отказа в ситуации выбора.

Учащимся предъявляется алгоритм отказа:  ОСОЗНАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ + ОТКАЗ + АРГУМЕНТ + ВСТРЕЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Приводятся примеры отказов с объяснением каждого шага.

Шаг 1. Осознание проблемной ситуации (оказавшись в затруднительной ситуации задавайте вопросы «Что мне предлагают?», «Зачем?»).

Шаг 2. Отказ («Какие могут быть последствия?», когда выясните, что это опасно, откажитесь, скажите «НЕТ»).

Шаг 3. Аргумент (аргументом может быть слабое здоровье: "Нет, спасибо. У меня на это аллергия»,  или желание сохранить голову светлой: "Я не буду. У меня завтра контрольная (или соревнования)». Или уже существующий отрицательный опыт: "Я пробовал. Мне не понравилось).

Шаг 4. Встречное предложение (предлагая альтернативу, человек отвергает действие, а не человека, который предложил это.
Встречное предложение переводит разговор на другую тему и исключает насмешки. Сделав встречное предложение, ты достойно выходишь из сложной ситуации («Может, лучше покатаемся на велике или сходим в компьютерный клуб?", « А ты прыгал с парашютом?" и т.д.)

Далее работа  проводится в микрогруппах, каждой из которых предлагается одна из ситуаций:
• На перемене в туалете одноклассник предлагает  покурить.
• Лидер двора предлагает попробовать наркотик "за компанию".
• На вечеринке друзья уговаривают выпить алкоголь.

Задание подгруппам: в течение пяти минут придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая подгруппа "проигрывает" свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль - "уговаривающего, другой - "отказывающегося".

Заключительная часть.

1.Рефлексия занятия.

Цель – подведение итогов занятия.

- Ведущий подводит итоги занятия:

- Задаются вопросы:

  • Что нового узнали на занятии?
  • Легко или сложно было выполнять задание?
  • Понравилось ли занятие?
  • Что было интереснее всего?

Список использованной литературы.

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов-СПб: Питер, 2001.
  2. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие. – М.; «Ось-89», 2009.
  3.  Еникеева Д. Почему подростки начинают выпивать и употреблять наркотики. http://www.narcom.ru/
  4.  Комплексное сопровождение развития учащихся: программы, развивающие занятия, рекомендации / авт.-сост. Меттус Е.В.- Волгоград: Учитель,2007.
  5. Программа по профилактике наркомании. Ресурсы и материалы. Прожект Хармони Инк. (США), 2001, http://www.projektharmony.ru

Приложение 2.

Текст ситуации.

Таня сидела на краю дивана. Единственное, чего ей хотелось, так это побыстрее уйти. Таня очень хотела попасть на эту вечеринку, все ребята говорили об этом. Она надеялась, что удастся весело провести время в компании, но теперь ей было невыносимо скучно. Комнату заполнил дым, обволакивая лица смеявшихся и шутивших, хотя речь многих казалась невнятной и искаженной. Некоторые из ребят время от времени уходили в дальнюю комнату, иногда с ними уходили девушки. Таня не знала, чем они там занимаются, только все это казалось странным. Другие пили вино и пиво.

- Эй, Таня, позвала ее одноклассница.- Выпей, расслабся, встряхнись.        

Таня неохотно взяла из рук Ани банку пива и сделала большой глоток. Пиво защекотало ей горло.

Рядом проходил симпатичный молодой человек. Он уже давно привлекал ее внимание. Он взял ее за руку.

- Ты Таня?- спросил он тихо.

- Да, ответила она, довольная, что ее узнали.

После этой встречи вечеринка стала казаться ей все же неплохой. Вначале они болтали о разных пустяках, а потом Александр пригласил ее  в другую комнату.

Польщенная, Таня последовала за Александром. Она чувствовала, что пиво ударила ей в голову, у нее немножко кружилась голова, но ей хотелось быть с Александром.

В комнате витал какой-то странный, незнакомый запах. Александр представил Таню своим друзьям. Они, казалось, не замечали девушку, но ее тронула забота парня. Затем ему передали какого-то странного вида сигарету. Она была вдвое меньше обычной. Александр удовлетворенно вздохнул и поблагодарил своего приятеля. Он глубоко затянулся.

- Отлично, - сказал он и протянул Тане сигарету.

- Что это? – спросила она.

В комнате раздался смех…

- Ты уверен, что ей здесь место? – спросил один из парней.

- С ней все в порядке, - уверенно ответил Александр. – Ну, попробуй. Это марихуана, не бойся, ты почувствуешь себя отлично.

Таня очень испугалась. Как она могла пойти на это? Она знала, что ей не следует этого делать…но Александр ей очень нравился. Он никогда даже не посмотрит на нее, если она не попробует.

- В чем дело? – спросил Александр. – попробуй хотя бы, все ее курят, не может она быть такой вредной.

- Просто поднеси ее к губам и глубоко вдохни, затянись, - посоветовала одна из девушек.

- Давай, попробуй…тебе понравится, - уговаривали ее все в один голос.

Таня взяла сигарету и сделала первую затяжку.