Презентация ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ КАК ФАКТОР ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ
Краткое описание результатов исследования по прблеме психического здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_chast_1.pptx | 119.5 КБ |
prezentatsiya_chast_2.pptx | 787.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель исследования изучение психологической адаптации обучающихся с различным уровнем психического здоровья и разработка системы развивающей и психокоррекционной поддержки психического здоровья студентов в среднем профессиональном заведении.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Раскрыть сущность понятий «психическое здоровье» личности и «психологическая адаптация обучающихся к образовательному процессу». 2. Выявить специфические черты психологических подходов к проблеме психологического сопровождения и психологической поддержки обучающихся в период их профессионального обучения. 3. Исследовать уровни психического здоровья обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях, степень их психологической адаптации к процессу обучения в среднем профессиональном техническом училище. 4. Охарактеризовать взаимосвязь степени психологической адаптации учащихся СПТУ и уровня их психического здоровья. 5. Разработать и апробировать систему психологической развивающей и психокоррекционной поддержки обучающихся с различными уровнями психического здоровья.
Объект исследования психологическая адаптация студентов с различными уровнями психического здоровья к процессу обучения в средних профессиональных учебных заведениях .
Предмет исследование взаимосвязь уровней психического здоровья обучающихся со степенью их психологической адаптации к процессу обучения в среднем профессиональной учебном заведении, а также роль системы психокоррекционной и развивающей поддержки учащихся СПТУ.
Теоретико-методологической основой исследования фундаментальные положения системного и личностно-деятельностного подходов , А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, концептуальные подходы к проблеме адаптации личности, раскрывающие сущность, механизмы и факторы адаптационных процессов в работах Г.М. Андреевой, А.А. Балла, Ф.Б. Березина, А.Г. Здравомыслова, А.А. Налчаджяна, Г. Селье, В.А. Ядова и др.
Изучение проблем психического здоровья личности Jenkins R . Etal ., Harrison J . Et al . , Е.Л. Богомолова, Н. Гаранян, Е.Д. Красик, Е.А. Крюков, Б.Д. Петраков, О.Н. Соколова, А.Б. Холмогорова Вопросы психологической поддержки личности и личностно-ориентированного образования рассматривались в работах А.Г. Асмолова, О. Гозмана, И.Б. Котовой, В.А. Петровского, Е.Н. Шиянова и др.
концепции профессионального становления личности (А.А. Деркач, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Ю.П. Поваренков, Н. С. Пряжников, А.М. Столяренко и др.); теории возрастного развития личности (Л.И. Божович, В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн); научные труды, раскрывающие различные аспекты построения психологической службы образования (М.Р. Битянова, Е.В. Бурмистрова, И.В. Дубровина, А.П. Овчарова, Е.Ю. Пряжникова, Н.В. Самоукина и др.).
Методы исследования Метод междисциплинарного теоретического анализа, Беседа, Констатирующий и , формирующий эксперименты, Метод экспертных оценок, « Базисная карта этнокультуральных исследований», Психодиагностические методы, Метод изучения документации, Тренинги, Статистические методы обработки полученных данных.
Схема проведения исследования 1 этап (2001-2002 гг.) поисково-теоретический 2 этап (2003 г.) экспериментально-исследовательский 3 этап (2004-2007 гг.) – формирующий 4 этап (2007-2008) – контрольно-обобщающий
Характеристика выборки Выборку составили 598 подростков, контрольная группа – 310 респондентов , экспериментальная группа - 288 респондентов . В исследовании приняли также участие 78 преподавателей и 160 родителей
Основные виды нарушений психического здоровья учащихся СПТУ.
Основные виды нарушений психического здоровья учащихся СПТУ.
Факторы, затрудняющие психологическую адаптацию учащихся к процессу обучения Неспособность выдержать темп учебного процесса Низкая учебная мотивация Недостаточная способность к усвоению учебного материала Девиантное поведение Увеличение (по сравнению со средней школой) объема учебной информации Возрастание требований к навыкам самостоятельной работы
ПРОГРАММА Методический блок Консультационный блок Психокоррекционной и развивающей работы блок
Для учащихся Методический блок Цель- актуализация знаний по вопросам профессионального становления; психологических особенностей подросткового возраста, психического здоровья и психологической адаптации к процессу и условиям обучения. Задачи: передача знаний о самоактуализации и самореализации личности; о жизненных и профессиональных сценариях, ценностях и целях; передача знаний о здоровом образе жизни, о ПАВ и последствиях их употребления; обсуждение различных аспектов вопроса формирования адекватного и позитивного самоотношения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Для учащихся Консультационный блок Цель : помочь подросткам научиться с помощью предоставленной консультантом психологической информации самим решать возникающие в их учебной деятельности проблемы. Задачи : помощь в лучшем осознании собственных жизненных и профессиональных планов и перспектив, своих социальных и профессиональных ценностей. помощь в развитии толерантности и способности эффективно адаптироваться в различных социальных группах; способствование повышению стремления учащихся к ведению здорового образа жизни.
Для учащихся Б лок психокоррекционной и развивающей работы Целью : обучение практическому использованию полученных знаний и стратегий поведения в учебных и житейских ситуациях. Задачи : развитие у учащихся стремления к познавательной и практической деятельности; развитие навыков личностной и профессиональной рефлексии; повышения уровня самоотношения личности; изменение привычных стереотипных форм реагирования и поведения на более конструктивные; развитие у учащихся системы общественно значимых моральных мотивов поведения (гражданской позиции); развитие способности к продуктивному межличностному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.
Для преподавателей Методический блок Цель: актуализация знаний по проблеме психологической адаптации учащихся СПТУ, их психического здоровья и психологической специфики подросткового возраста. Задачи: анализ существующих концептуальных и эмпирических подходов по проблеме психологической адаптации личности, а также проблеме психического здоровья подростков; обсуждение различных аспектов вопроса организации обучения учащихся с различными уровнями психического здоровья; - повышение мотивации преподавателей относительно необходимости использования дифференцированного подхода к обучению учащихся с различными уровнями психического здоровья.
Для преподавателей Консультационный блок Цель: помочь педагогам с помощью предоставляемых консультантом психологической информации самим решать возникающие в их профессиональной деятельности проблемы. Задачи : помощь в лучшем осознании психологических затруднений в деятельности преподавателей при работе с учащимися, имеющими различные уровни психического здоровья; стимулирование мотивации профессионального самосовершенствования; способствование повышению психологической культуры преподавателей училищ.
Для преподавателей Блок психокоррекционной и развивающей работы Цель: обучение практическому использованию знаний и методических приемов преподавания в ходе обучения учащихся . Задачи : организация работы на занятиях в микрогруппах в соответствии с уровнем психического здоровья учащихся и степенью психологической адаптации их к условиям училища; мониторинг получаемых результатов; оценка эффективности собственной преподавательской деятельности; изменение привычных стереотипных форм реагирования и поведения (особенно с «трудными» учащимися-подростками) на более конструктивные; стимулирование профессиональной и личностной самореализации, личностного роста педагогов.
Для родителей Методический блок Цель: актуализация знаний по проблеме психического здоровья учащихся, специфики подросткового возраста, особенностей детско-родительских отношений, трудностей адаптации подростков к условиям училища и процессу обучения. Задачи: знакомство с существующими психологическими теориями и подходами к проблеме психического развития в подростковом возрасте; обсуждение различных аспектов вопроса организации родительской поддержки учащихся в процессе их обучения в СПТУ; повышение чувства родительской компетентности при взаимодействии с подростками, обладающими различными уровнями психического здоровья.
Для родителей Консультационный блок Цель : помочь родителям с помощью предоставляемых консультантом психологической информации самим решать проблемы, возникающие при общении и взаимодействии с подростками. Задачи: помощь в лучшем осознании психологических затруднений в воспитании учащихся-подростков; помощь в выборе стратегий поддержки подростков при преодолении ими различного вида зависимостей и разных форм асоциального поведения; способствование повышению психологической культуры родителей учащихся.
Для родителей блок психокоррекционной и развивающей работы Цель: обучение практическому использованию знаний и навыков взаимодействия с подростками-учащимися СПТУ. Задачи данного блока: развитие навыков адекватной оценки происходящего при общении с подростками; оценка эффективности собственного стиля воспитания; изменение привычных стереотипных форм реагирования и поведения подростков на более конструктивные; стимулирование осознанного отношения к построению позитивных взаимоотношений с подростками.
Динамика показателей психического здоровья учащихся экспериментальной группы
Динамика показателей психического здоровья учащихся контрольной группы
Динамика показателей психологической адаптации учащихся экспериментальной группы
Динамика показателей психологической адаптации учащихся контрольной группы