Профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях сельской национальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_publikatsii.docx | 20.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Котлова А.А.
студентка 5 курса
факультета педагогики и психологии АГУ
научный руководитель:
д.п.н., профессор
Кубашичева Л.Н.
Профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях сельской национальной школы
Актуальность исследования педагогических условий профессионального самоопределения старшеклассников сельской школы заключается в том, что социально-экономическая ситуация, связанная с переходом страны на рыночные отношения, имеет определенное влияние на профессиональный выбор школьников.
По данным исследователей в сельских общеобразовательных учреждениях проблеме формирования профессионального самоопределения не уделяется должного внимания, вследствие чего абсолютное большинство старшеклассников не связывают свой выбор будущей профессии со своими реальными возможностями и потребностями сельского рынка труда, не владеют информацией о профессиях сельской местности, не ориентированы в выборе будущей профессиональной деятельности со стороны родителей.
Проблема профессионального самоопределения долгое время не рассматривалась и не изучалась (как самостоятельное направление): в течение долгого времени решались вопросы профориентации учащихся, то есть проблема выбора профессии и места в трудовой сфере с ориентацией на социальный заказ общества, профессиональную среду.
На сегодняшний день возникла необходимость решать эту проблему с ориентацией на личность ученика, то есть с помощью профессионального самоопределения.
Процесс профессионального самоопределения длится долгое время: старшеклассник ищет ответы на вопросы о выборе будущей профессии. Эти потребности желательно стимулировать, помогая старшекласснику в этом, начиная с дошкольного возраста, хотя есть и взрослые люди, которые редко задумываются или совсем не задумываются над этими вопросами.
Существует большое количество характеристик этого понятия.
Самоопределение в современном изменяющемся мире выступает важнейшим аспектом личностного развития и полноценной жизнедеятельности человека. Учитывая, что наиболее ярко самоопределение личности актуализируется в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте, а школа выступает важнейшим институтом социализации, представляется актуальным исследовать технологию социально-педагогической помощи в самоопределении старшеклассников.
Современное понимание профессиональное самоопределение охватывает проблемы взаимосвязи профессионального самоопределения с общим жизненным самоопределением личности, влияния воздействий на личность окружающей социальной среды.
С темой профессионального самоопределения также сталкивается любой профессионал каждые 3-5 лет, когда начинает ощущаться профессиональное утомление. Для некоторых творческих личностей процесс профессионального самоопределения носит непрерывный характер. Можно сказать, что такие люди находятся в состоянии вечного поиска.
Анализ научных работ по профессиональному самоопределению старшеклассников показал, что в своем большинстве эти проблемы рассматриваются относительно учащихся общеобразовательных школ (Б. А. Бурнашов, Р. Г. Гурова, Т. И. Екимова, В. Г. Максимов и др.). Менее разработаны положения о профессиональном самоопределении старшеклассников сельских школ (А. З. Андрейко, С. А. Броневщук, Е. А. Дроздовская, В. А. Поляков, В. Д. Симоненко и др.)
Профессиональное самоопределение сельских школьников представляет собой сложный процесс выбора профессиональной деятельности, осуществляемого под влиянием совокупности внешних (социокультурных, информационных, экономических, географических) и внутренних (содержательных, технологических, организационных) условий. Внешние условия профессионального самоопределения определяют мотивационную сторону (желания, стремления, потребности, мотивы, цели), а внутренние условия обеспечивают осуществляемый выбор необходимыми знаниями и умениями, позволяющими реализовать поставленные цели.
Результатом профессионального самоопределения старшеклассников в условиях сельской школы должна стать не узконаправленная профессиональная специализация, а готовность учащегося к профессиональному и карьерному росту, а также образованию в течение всей жизни, способность самостоятельно ставить цели и определять этапы их достижения, оптимально используя при этом имеющиеся ресурсы.
С целью формирования профессионального самоопределения старшеклассников сельской школы, нами был проведен констатирующий эксперимент с учащимися МОУ СОШ № 6 а. Хатажукай Шовгеновского района. Для этого были использованы разработанный нами опросник к выбору профессии и ДДО Е. А. Климова.
Результаты, полученные в ходе проведения дифференциально-диагностического опросника (Е. А. Климов) получились таким образом, что девушки предпочитают профессии типа «человек-человек» (65%), а это значит, все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением. Юноши предпочитают профессии типа «человек-техника» (55%), то есть все технические профессии. Для девушек не свойственна профессия типа «человек-техника» (0%), а для юношей - «человек-природа».
Анализ и интерпретация опросника к выбору профессии показали, что лидирующим мотивом у юношей и девушек является хорошая оплата труда (55%). Возможность профессионального роста (карьера) составляет у девушек 20 %, а у юношей – 25%. Юноши отмечают, что большое влияние на выбор профессии оказали родители (50%). Большинство девушек (30 %) считают, что сделали свой выбор самостоятельно, а также значительную роль отводят общественному мнению (20 %). Юноши планируют стать профессионалом своей профессии с помощью личных качеств (30%), с помощью знакомств и связей (70%). Девушки осуществить желаемое планируют с помощью своих способностей (50%) и личных качеств (50%).
Радует и тот факт, что не прослеживаются иждивенческие позиции. Старшеклассники сельской школы не ждут от будущей профессии больших социальных льгот и привилегий, а рассчитывают, прежде всего, на собственные силы в решении социальных проблем. Вместе с тем для них важен престиж профессии, который откроет им возможность самосовершенствоваться, раскрыть свой творческий потенциал, получать удовлетворение от работы. Однако, при этом, они не хотели бы занимать активную позицию и проявлять инициативу.
Исходя из выявленных проблем, можно отметить, что девушки и юноши не хотят продолжать семейную династию, связанную с потребностями сельского рынка труда. Происходящие социально- экономические условия на все сферы жизни общества сельской местности.
Таким образом, исследование показало, что у старшеклассников сельской школы наблюдается внешний аспект ценностных ориентаций, мотива выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. Это позволяет наметить дальнейшие шаги по проектированию предпрофильной подготовки учащихся, что обеспечит определенный «задел» для формирования готовности их к профессиональному старту. Следует отметить, что на протяжении уже десятка лет выпускники сельской школы не выбирают профессии, связанные с работой только на селе.
Список литературы:
1.Климов Е. А. Как выбирать профессию. М.,1991
2.Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.; Воронеж, 2003
3.Поляков В. А. Технология карьеры. М., 2000
4.Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии, или путеводитель выпускника. М., 2005
5.Рогов Е. И. Выбор профессии: становление профессионала. М., 2003
6.Самопознание и выбор профессии / И. А. Волошина и др. М., 2001