рабочая программа для ШБП

     Недостаточность сформированности пространственных представлений, напрямую влияет на уровень интеллектуального развития ребёнка, феноменологически проявляется в нарушениях графической деятельности, в трудностях овладения письмом, чтением, математическими операциями.

     Диагностика детей дошкольного и младшего школьного возраста выявила недостаточную сформированность пространственного мышления, что на прямую связанно с недоразвитием глазомера, пространственного восприятия и мелкой моторики. Трудности в пространственной ориентировке на листе бумаги становятся гигантскими при обучении ребёнка в первом классе.

      Опираясь на труды отечественных психологов, мы разработали программу, занятия которой направленны на развитие:

 - пространственной ориентировки на листе бумаги;

 - пространственного восприятия;

 - пространственного мышления;

 - мелкой моторики;

 - зрительной и слуховой памяти;

 - процессов внимания;

 - самоконтроля за деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_dlya_shbp.docx39 КБ

Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЗЕИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

Описание: http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=80bfd04737d4afebee4b4e077f55ce24-128-144&n=21

Рабочая программа

 

  «Развивалочка»

(психологическое развитие детей в группах предшкольной подготовки)

                                       

                                                           Срок реализации программы: 1 год

                                                                  Программа рассчитана на детей 6-7 лет

                                                          Составитель: Т.А.Тисличенко      

                                         педагог – психолог,

                                                         

2014 год

Пояснительная записка

     Недостаточность сформированности пространственных представлений, напрямую влияет на уровень интеллектуального развития ребёнка, феноменологически проявляется в нарушениях графической деятельности, в трудностях овладения письмом, чтением, математическими операциями.

     Диагностика детей дошкольного и младшего школьного возраста выявила недостаточную сформированность пространственного мышления, что на прямую связанно с недоразвитием глазомера, пространственного восприятия и мелкой моторики. Трудности в пространственной ориентировке на листе бумаги становятся гигантскими при обучении ребёнка в первом классе.

      Опираясь на труды отечественных психологов, мы разработали программу, занятия которой направленны на развитие:

 - пространственной ориентировки на листе бумаги;

 - пространственного восприятия;

 - пространственного мышления;

 - мелкой моторики;

 - зрительной и слуховой памяти;

 - процессов внимания;

 - самоконтроля за деятельностью.

     Данная программа может быть использована в работе с детьми старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста.

     Задачи программы:

  1. Формирование социальной адаптации ребёнка к обучению в первом классе;
  2. Развитие пространственной ориентировки на листе бумаги;
  3. Формирование пространственных отношений;
  4. Развитие коммуникативных навыков;
  5. Развитие мелкой моторики;
  6. Развитие зрительного восприятия;
  7. Развитие зрительного внимания;
  8. Развитие слуховой и зрительной памяти;
  9. Развитие пространственного восприятия и мышления;
  10. Формирование навыков контроля и самоконтроля

Принципы:

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Принцип всестороннего гармоничного развития личности.
Принцип активного обучения
Принцип непрерывности и последовательности.
Принцип активности и наглядности.

 Основные методы работы:

  • Элементы социально-психологического тренинга.
  • Сюжетно-ролевые игры.
  • Психогимнастика.
  • Дидактические игры и упражнения.

Предлагаемая программа рассчитана на 20 занятий, по 1 занятию в неделю, продолжительность каждого занятия  30 минут.

Форма занятия. Каждое занятие состоит из трех частей: разминка, основная и заключительная.
Разминка 
Цели:
1. Создание положительного настроя в группе.
2. Сохранение во время занятий доброжелательного отношения детей друг к другу.
3. Тактильное соприкосновение друг с другом.
4. Развитие положительной самооценки.
Основные процедуры разминки — это приветствия и упражнения на контакт.
Основная часть. Основная часть выполняет ведущую роль в ходе всего занятия. Она включает в основном упражнения и игры, направленные на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков.
Заключение
Цели: создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
Прощание детей носит ритуальный характер.

Условия реализации программы:

Требования к помещению:

- хорошо освященный кабинет, оборудованный набором мебели (круглый стол или парты, поставленные полукругом, стулья, диван, мягкий ковёр);

 - аудио, видео, телеаппаратура;

 -  мультимедийный проектор.

 Во время занятия, в самом начале, дети сидят в кругу на стульчиках, что значительно облегчает им взаимодействие и дает ощущение общности.
В группе принимается правило «Когда говорит один — остальные его слушают и понимают». Взрослому нужно давать возможность детям высказать свое мнение, поделиться впечатлением после любого упражнения.

Желательно все занятия проводить в музыкальном сопровождении. Это позволяет сделать занятие более эффективным и эмоциональным.

Тематическое планирование занятий

Развиваемые психологические процессы

Методики и задания

Кол-во часов

Оборудование

1

Коммуникативные навыки, словесные обозначения предметов, слуховые ощущения

«Давайте познакомимся», «Бип», «Назови предметы», «Узнай по звуку»

1

Надувной мяч, предметы для создания звуков

2

Произвольное внимание

«Говори», «Выполни команду», «Какого цвета», «Цветные полоски»

1

Мяч, разноцветные изображения цветов и овощей, 10 прямоугольников из разноцветной бумаги на каждого ребёнка

3

Коммуникативные навыки, получение опыта взаимодецствия в парах, преодаление боязни тактильного контакта

«Ладонь в ладонь»

1

-

4

Воображение, умение перевоплащаться

«Волшебные превращения», «Зеркало»

1

-

5

Коммуникативные навыки, умение согласовывать свои действия

«Сиамские близнецы»

1

Лист бумаги большого формата, цветные карандаши или восковые мелки, перевязочный материал

6

Слуховое восприятие

«Путаница», «Учись»

1

Мольберн и картина, школьные принадлежности

7

Воображение, операция мышления

«Сложи сказку», «Подбери картинку»

1

Рисунки –иллюстрации к сказкам, набор предметных картинок

8

Внимание, активный словарь

«Мой необыкновенный фотоаппарат», «Кто точнее»

1

Таблица с геометрическими фигурами, бумага, карандаш

9

Воображение, память, коммуникативные навыки

«Оживим картинку», «Найди одинаковое», «Магнитофон»

1

Картины с просты сюжетом

10

восприятие

«Точный глаз» «Поиграем в индейцев», «Угадай кто говорит»

1

Прозрачный стакан, наполненный предметами; иллюстрации

11

Операции мышления

«Заселение домика», «Третий лишний», «Домик», «Сравни»

1

иллюстрации

12

Образное представление

Отгадывание загадок

1

Загадки

13

Наблюдательность

Сравнение прадметов и нахождение отличий

1

Изображение геометрических фигур

14

Воображение

«Дорисуй предмет»

1

Изображение геометрических фигур, линий

15

Операции мышления

Рисование по опорным точкам, составление целого из частей

1

Опорные точки, линейка

16

Пространственные представления

«Где этот домик?», «Найди предметы одного цвета»

1

Домики

17

Зрительный анализ, словесный синтез

«Кто наблюдательнее», «Назови одним словом», «Конкретизация понятий»

1

Предметы для рисования с натуры, наборы слов

18

Операции мышления

«Найди отличия», «Дорисуй недостающие детали»

1

Комплекты рисунков с недостающими деталями, бумага, карандаши

19

Пространственные представления

«Где спрятались игрушки»

1

План комнаты, игрушки

20

Зрительная память

«Запомни картинки», «Запомни порядок»

1

Картинки с изображением отдельных предметов, цветные карандаши

Литература:

  1.  Андрианов М. А. Философия для детей (в сказках и рассказах) Минск, Современное слово, 2009 г. – 280 с.
  2. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения)./Под ред. И.В.Вачкова-М.: Ось-89, 2003г.-168с.
  3. Газета «Школьный психолог» 2005г., №14 с.40-44
  4. Управление начальной школой, 2013 г., №7 с.17-18
  5. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов и родителей. – М.:Издательство ГНОМ иД, 2000. – 160с.
  6. Сартан П.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: Сфера, 2001. – 128с.
  7. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе, М.: Генезис, 2009. – 344с.