рабочая программа для ШБП
Недостаточность сформированности пространственных представлений, напрямую влияет на уровень интеллектуального развития ребёнка, феноменологически проявляется в нарушениях графической деятельности, в трудностях овладения письмом, чтением, математическими операциями.
Диагностика детей дошкольного и младшего школьного возраста выявила недостаточную сформированность пространственного мышления, что на прямую связанно с недоразвитием глазомера, пространственного восприятия и мелкой моторики. Трудности в пространственной ориентировке на листе бумаги становятся гигантскими при обучении ребёнка в первом классе.
Опираясь на труды отечественных психологов, мы разработали программу, занятия которой направленны на развитие:
- пространственной ориентировки на листе бумаги;
- пространственного восприятия;
- пространственного мышления;
- мелкой моторики;
- зрительной и слуховой памяти;
- процессов внимания;
- самоконтроля за деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dlya_shbp.docx | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЗЕИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
Рабочая программа
«Развивалочка»
(психологическое развитие детей в группах предшкольной подготовки)
Срок реализации программы: 1 год
Программа рассчитана на детей 6-7 лет
Составитель: Т.А.Тисличенко
педагог – психолог,
2014 год
Пояснительная записка
Недостаточность сформированности пространственных представлений, напрямую влияет на уровень интеллектуального развития ребёнка, феноменологически проявляется в нарушениях графической деятельности, в трудностях овладения письмом, чтением, математическими операциями.
Диагностика детей дошкольного и младшего школьного возраста выявила недостаточную сформированность пространственного мышления, что на прямую связанно с недоразвитием глазомера, пространственного восприятия и мелкой моторики. Трудности в пространственной ориентировке на листе бумаги становятся гигантскими при обучении ребёнка в первом классе.
Опираясь на труды отечественных психологов, мы разработали программу, занятия которой направленны на развитие:
- пространственной ориентировки на листе бумаги;
- пространственного восприятия;
- пространственного мышления;
- мелкой моторики;
- зрительной и слуховой памяти;
- процессов внимания;
- самоконтроля за деятельностью.
Данная программа может быть использована в работе с детьми старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста.
Задачи программы:
- Формирование социальной адаптации ребёнка к обучению в первом классе;
- Развитие пространственной ориентировки на листе бумаги;
- Формирование пространственных отношений;
- Развитие коммуникативных навыков;
- Развитие мелкой моторики;
- Развитие зрительного восприятия;
- Развитие зрительного внимания;
- Развитие слуховой и зрительной памяти;
- Развитие пространственного восприятия и мышления;
- Формирование навыков контроля и самоконтроля
Принципы:
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Принцип всестороннего гармоничного развития личности.
Принцип активного обучения
Принцип непрерывности и последовательности.
Принцип активности и наглядности.
Основные методы работы:
- Элементы социально-психологического тренинга.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Психогимнастика.
- Дидактические игры и упражнения.
Предлагаемая программа рассчитана на 20 занятий, по 1 занятию в неделю, продолжительность каждого занятия 30 минут.
Форма занятия. Каждое занятие состоит из трех частей: разминка, основная и заключительная.
Разминка
Цели:
1. Создание положительного настроя в группе.
2. Сохранение во время занятий доброжелательного отношения детей друг к другу.
3. Тактильное соприкосновение друг с другом.
4. Развитие положительной самооценки.
Основные процедуры разминки — это приветствия и упражнения на контакт.
Основная часть. Основная часть выполняет ведущую роль в ходе всего занятия. Она включает в основном упражнения и игры, направленные на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков.
Заключение
Цели: создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
Прощание детей носит ритуальный характер.
Условия реализации программы:
Требования к помещению:
- хорошо освященный кабинет, оборудованный набором мебели (круглый стол или парты, поставленные полукругом, стулья, диван, мягкий ковёр);
- аудио, видео, телеаппаратура;
- мультимедийный проектор.
Во время занятия, в самом начале, дети сидят в кругу на стульчиках, что значительно облегчает им взаимодействие и дает ощущение общности.
В группе принимается правило «Когда говорит один — остальные его слушают и понимают». Взрослому нужно давать возможность детям высказать свое мнение, поделиться впечатлением после любого упражнения.
Желательно все занятия проводить в музыкальном сопровождении. Это позволяет сделать занятие более эффективным и эмоциональным.
Тематическое планирование занятий
№ | Развиваемые психологические процессы | Методики и задания | Кол-во часов | Оборудование |
1 | Коммуникативные навыки, словесные обозначения предметов, слуховые ощущения | «Давайте познакомимся», «Бип», «Назови предметы», «Узнай по звуку» | 1 | Надувной мяч, предметы для создания звуков |
2 | Произвольное внимание | «Говори», «Выполни команду», «Какого цвета», «Цветные полоски» | 1 | Мяч, разноцветные изображения цветов и овощей, 10 прямоугольников из разноцветной бумаги на каждого ребёнка |
3 | Коммуникативные навыки, получение опыта взаимодецствия в парах, преодаление боязни тактильного контакта | «Ладонь в ладонь» | 1 | - |
4 | Воображение, умение перевоплащаться | «Волшебные превращения», «Зеркало» | 1 | - |
5 | Коммуникативные навыки, умение согласовывать свои действия | «Сиамские близнецы» | 1 | Лист бумаги большого формата, цветные карандаши или восковые мелки, перевязочный материал |
6 | Слуховое восприятие | «Путаница», «Учись» | 1 | Мольберн и картина, школьные принадлежности |
7 | Воображение, операция мышления | «Сложи сказку», «Подбери картинку» | 1 | Рисунки –иллюстрации к сказкам, набор предметных картинок |
8 | Внимание, активный словарь | «Мой необыкновенный фотоаппарат», «Кто точнее» | 1 | Таблица с геометрическими фигурами, бумага, карандаш |
9 | Воображение, память, коммуникативные навыки | «Оживим картинку», «Найди одинаковое», «Магнитофон» | 1 | Картины с просты сюжетом |
10 | восприятие | «Точный глаз» «Поиграем в индейцев», «Угадай кто говорит» | 1 | Прозрачный стакан, наполненный предметами; иллюстрации |
11 | Операции мышления | «Заселение домика», «Третий лишний», «Домик», «Сравни» | 1 | иллюстрации |
12 | Образное представление | Отгадывание загадок | 1 | Загадки |
13 | Наблюдательность | Сравнение прадметов и нахождение отличий | 1 | Изображение геометрических фигур |
14 | Воображение | «Дорисуй предмет» | 1 | Изображение геометрических фигур, линий |
15 | Операции мышления | Рисование по опорным точкам, составление целого из частей | 1 | Опорные точки, линейка |
16 | Пространственные представления | «Где этот домик?», «Найди предметы одного цвета» | 1 | Домики |
17 | Зрительный анализ, словесный синтез | «Кто наблюдательнее», «Назови одним словом», «Конкретизация понятий» | 1 | Предметы для рисования с натуры, наборы слов |
18 | Операции мышления | «Найди отличия», «Дорисуй недостающие детали» | 1 | Комплекты рисунков с недостающими деталями, бумага, карандаши |
19 | Пространственные представления | «Где спрятались игрушки» | 1 | План комнаты, игрушки |
20 | Зрительная память | «Запомни картинки», «Запомни порядок» | 1 | Картинки с изображением отдельных предметов, цветные карандаши |
Литература:
- Андрианов М. А. Философия для детей (в сказках и рассказах) Минск, Современное слово, 2009 г. – 280 с.
- Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения)./Под ред. И.В.Вачкова-М.: Ось-89, 2003г.-168с.
- Газета «Школьный психолог» 2005г., №14 с.40-44
- Управление начальной школой, 2013 г., №7 с.17-18
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов и родителей. – М.:Издательство ГНОМ иД, 2000. – 160с.
- Сартан П.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: Сфера, 2001. – 128с.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе, М.: Генезис, 2009. – 344с.