психологическая гостинная для педагогов
психологическая гостинная для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologicheskaya_gostinnaya.docx | 23.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье человека является социальной ценностью, и оно формируется на протяжении всей жизни. Людей, которые всю жизнь живут в ладу с самим собой, можно назвать счастливыми. Но число таковых невелико, потому что всегда находятся причины для разочарований в себе самом, расстройств, а с ними приходит конец душевной гармонии. Стресс, выгорание…
Наглядный материал выносится на доску (плакат, цитаты о здоровье).
Затем все участники пишут на карточке – как они понимают, что такое ЗДОРОВЬЕ.
Все слышали о людях, у которых от беспокойства
начинает болеть голова, отсюда распространенные
выражения типа «Эта работа – сплошная головная боль!»
Э. Берн
Учительский СТРЕСС
Известно, что по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть других профессионалов, непосредственно работающих людьми. По данным НИИ медицины, к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны около 60% учителей.
Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций. В ходе обучения дети нередко нарушают дисциплину, между ними возникают непредвиденные конфликты, они могут не понимать объяснений учителя и пр. Профессиональное общение с коллегами и руководством также часто связано с конфликтами по поводу нагрузки, с чрезмерным контролем со стороны администрации, перегруженностью различными поручениями. Не всегда найти общий язык и с родителями по поводу учебы детей, их поведения. Многие педагоги, сталкиваясь с подобными ситуациями, постоянно испытывают сильный стресс, связанный с необходимостью быстро принять ответственное решение. Хорошо известно, как разрушительно действует на человека длительный стресс…
Необходимо все время сдерживать вспышки гнева, раздражения, тревоги, отчаяния повышает внутреннее эмоциональное, напряжение, пагубно сказывается на здоровье. Такие заболевания, как гипертония, астма, язва желудка, становятся профессиональными заболеваниями учителей
Учителя, оказавшись втянутыми в водоворот реформы образования, постоянно сталкиваются с различными, не всегда продуманными нововведениями, часто меняющимися требованиями, бесконечными проверками. Это нарушающие привычный, размеренный ход школьной жизни события создают дополнительное напряжение.
Предлагаемые тренинговые занятия, упражнения направлены на развитие эмоциональной устойчивости.
психолог предлагает выполнить тест «Нужно ли вам учиться бороться со стрессом?» (по А.И. Тащевой, 2005г.)
Тест «Нужно ли вам бороться со стрессом?» (самодиагностика)
Ответьте «да» или «нет» на пять вопросов. Если положительных ответов будет больше четырех, пора задуматься о том, что стресс отнимает у вас много сил, ресурсов, а значит – и здоровья.
1. Бываете ли вы вспыльчивы по пустякам?
2. Случалось ли вам испытывать по вечерам ощущение, что шея онемела, мышцы ноют, а в спине – тупая боль?
3. Испытываете ли вы сильные головные боли от конфликтов в семье, в школе?
4. Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения, сна?
5. Часто ли вам кажется, что вы тратите слишком много времени на решение чужих проблем, и у вас не остается времени на себя?
Упражнение 3. « Ассоциация »
Все участники свои карточки, которые заполнили раньше то, что можно соотнести со словом здоровье…(сила, задор и т.д.) вывешивают на ватман с надписью – ЗДОРОВЬЕ.
Упражнение: Рассмотрим, а что же можно соотнести с понятием ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ… (радость, гармония, стабильность и т.д.) Все ответы проговариваются участниками. Психолог раздает каждому яркие картинки – цветы. Участники делают запись на одной из сторон картинки (…радость и т.д.) В конце нашей встречи создаем творческую работу «Здоровье».
Упражнение 4. Психотест: «Все ли у вас в порядке?»
Педагоги отвечают на вопросы (да, нет)
- Легко ли вы находите общий язык с другими людьми?
- Насколько вы великодушны?
- Способны ли вы дать себе верную оценку?
- Умеете ли вы правильно планировать свое время?
- умеете ли вы добиваться своего?
- Умеете ли вы решать свои проблемы?
- Умеете ли вы подать себя?
- Часто ли вы прислушиваетесь к внутреннему голосу?
- Умеете ли вы расслабляться?
- Умеете ли вы отдыхать от проблем?
- Легко ли вы поддаетесь влиянию других людей?
- Насколько вы открыты?
- насколько хорошо вы умеете владеть собой?
- Знаете ли вы сильные стороны своего характера?
- Насколько хорошо вы умеете импровизировать?
- Радушная ли вы хозяйка?
- Легко ли вам осуществить задуманное?
- Любите ли вы приключения?
- Насколько вы отходчивы?
Результатом выходят ответы (да, нет), которые набрал каждый педагог при ответах (да, если их больше, то у вас пока все хорошо, если нет, то стоит задуматься над собой).
Упражнение 5. Полезные советы
Для поддержания физической активности, психологического здоровья есть полезные советы:
А - «Десять заповедей правильного питания»;
Б - Физические упражнения для педагогов – педагоги, которые хотя бы раз в неделю занимаются физическими упражнениями с умеренной или повышенной нагрузкой, имеют меньше шансов заболеть сердечно – сосудистыми заболеваниями.
В - Необходимо придерживаться активного образа жизни (ходьба, бег, игра ит.д.)
Применение комплексов физических упражнений всегда оказывает благотворное влияние на физиологию и психологию человека.
Г- Зоны бодрости и здоровья: См. приложение №2 (психолог раздает памятки «Зоны бодрости»), при выполнении заданий указывает на расположение точек.
Каждый педагог должен знать и помнить то, что на теле человека есть зоны бодрости и здоровья. Точечный массаж – метод рефлексотерапии, повышающий сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Зная точки бодрости, легко и быстро можно снять напряжение, головную боль, утомляемость. Соблюдая определенные условия, можно в рабочей обстановке (на работе) «восстановить» себя, если уделить для себя несколько минут.
Упражнение 6. Игра «Мир без тебя» (для администрации школы)
Цель: Определение нужности каждого человека в этом мире - на работе, в семье…и т.д.
Пособия: Очки.
Психолог: Для игры приглашается 5 человек, они играют роль – «школьная администрация»…
Задание – примерить гигантские волшебные очки, которые помогают увидеть в человеке только хорошее, даже то, что он иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки, выйду в центр и посмотрю через стекло на кого – ни будь из вас: и скажу - «Мир без тебя, Ирина Петровна был бы неинтересен, потому что ты…умеешь слушать других, потому что ты …надежная…». А теперь ты, (имя учителя), примерь волшебные очки, посмотри на педагогов и постарайся увидеть в ком – ни будь как можно больше хорошего, может быть об этом надо сказать вслух?...
Так все пять человек примеривают очки.
Завершение: психолог благодарит всех и отмечает то, что каждый педагог – это личность (талантливая, душевная, внимательная и трогательная…) Администрация школы остается довольной тем, что педагоги в их коллективе подобрались такие замечательные. Спасибо всем!
- Тренинг «Уютно ли учителю в школе?» (фрагмент)
Цель: знакомство с простейшими приемами устранения дискомфорта и правилами психогигиены общения.
Задачи:
- вооружить учителя знаниями, которые бы повышали его психическую устойчивость в трудных (критических) ситуациях, обеспечивали научно обоснованными способами с жизненными невзгодами.
Оборудование: карточки с вопросами, ручки, ватман с рисунком «корзина», клей.
Ход занятия:
Участники тренинга рассаживаются в круг. «Знакомство» упражнение на развитие умений говорить комплименты окружающим нас людям. Каждый участник обращается к сидящему справа – обращается… и представляется сам…Я….., а вы знаете…вы мне очень нравитесь, у вас есть вкус..., а вы знаете… . и так каждый участник проводит свой диалог.
В завершении каждый участник выписывает самый интересный комплимент на свою карточку и вывешивает на информационный лист в «корзину». Спасибо.
Упражнение 9. «Чистое дыхание»
Цель: Усвоение навыков саморегуляции.
Пособия: полоски бумаги нарезанные очень тонко. Нитки (20 см.)
Часто педагоги испытывают волнение, находятся в ситуации стресса.
В таких случаях начинает сильно биться сердце и риск плохого самочувствия возрастает. Для того что бы «Сбить» волнение, необходимо вспомнить о простом, но очень эффективном способе восстановление дыхания.
Первая проба: все участники садятся по удобнее и начинают свое дыхание с того, что бы при вдохе полоска бумаги находится около носа на расстоянии 30 – 40 см., при выдохе нужно стараться, что бы полоска оставалась неподвижной и на том же месте (повтор до трех раз);
вторая проба: бумажные полоски заменив на ниточки, вдыхаем и выдыхаем, стараясь оставлять ниточки на месте и неподвижными…удачи.
Данное упражнение снимает напряжение, восстанавливает дыхание и эмоциональный фон стабилизируется.
Упражнение 10. «Гнев – на милость»
Цель: Снятие эмоционального напряжения.
Задачи:
- освоить приемы релаксации.
-расширить способы профилактики управления нервной системы в критических условиях.
Практические психологи рекомендуют в подобных ситуациях, когда происходит (срыв, невроз, ситуация приближенная к риску и т.д.) использовать пособие «Дартц».
- Участник может набирать очки, кидая стрелы (дротики) в мишень;
- участник может заменить мишень – на фото;
- участник может «наказать» условно своего обидчика и тем самым выйти из критического состояния, снять эмоциональное напряжения. Психолог предлагается участникам сделать по 3 – 4 пробы.
Исцеление душевных «ран», благотворно влияет на детей, семью, на здоровье в целом.
Настроение педагога – не только результат внешних обстоятельств, но и его собственных усилий. Научившись контролировать и регулировать своё настроение, можно получить такое преимущество как спокойствие и стабильность… и именно в этом и заключается успешность современного педагога. Я сейчас хотела бы вам предложить тест, который позволит понять нам насколько вы подчиняетесь указаниям (иными словами следуете ли вы инструкции).
Обратная связь: на бумажках
Желаю всем коллегам
крепкого здоровья и творческих успехов!