Рабочая программа внеурочной деятельности по психологии «Развитие творческих познавательных способностей»
Рабочая программа
внеурочной деятельности по психологии
«Развитие творческих познавательных способностей»
Календарно - тематическое планирование занятий.
1,2,3 классы.
Данная рабочая программа разработана на основе методического пособия с электронным приложением автора составителя Д.А.Глазунова «Психология. 1 класс. Развивающие занятия» - М.: Глобус, 2008, - 240с. – (Школьный психолог) и с помощью программы О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.doc | 376 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
внеурочной деятельности по психологии
«Развитие творческих познавательных способностей»
Разработчик программы
педагог-психолог Харисова Л.И.
Пояснительная записка.
Проблема формирования психологически здоровой личности в настоящее время является очень актуальной, учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.
С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программу и т.д. Успешность освоения учебной деятельности, прежде всего, заложена не в ранней программной подготовке дошкольника, а в полноценном освоении игровой деятельности. Так, в частности, в процессе развития сюжетной игры расширяется кругозор, формируется воображение, произвольность поведения, вырабатываются умения принимать правила, инструкцию, следовать заданному алгоритму, формируются познавательные интересы. В дальнейшем обучении, совместной работе с учителем у школьников, на основе познавательных интересов, формируются потребности в теоретических знаниях, что, в свою очередь, преобразуется в многообразие мотивов учебной деятельности. В контексте формирования учебной мотивации необходимо упомянуть понятия, введенные в психологию Л.С. Выготским – спонтанное и реактивное обучение. Спонтанное обучение характерно для детей, организующих свою деятельность по своей программе, по своему желанию, стремлению, такие стремления возникают непроизвольно, желание чему-то научиться зависит от многих субъективных факторов. Школьная практика опирается на реактивное обучение, т.е. на способность ребенка организовывать свою деятельность по чужой программе. Умение учиться только по чужой программе ставит перед учителем проблем не меньше, чем умение учиться, подчиняясь только сиюминутным интересам. Умение перейти от непроизвольного спонтанного обучения к произвольному спонтанному обучению, такому обучению, при котором ребенок переосмысливает чужую программу и делает её своей собственной, не может быть без соответствующего уровня мышления и познавательных процессов (память, внимание, воображение).
Возникает необходимость в проведении развивающих занятий, помогающих младшему школьнику не только приобрести навыки работы в классе, принятия учебной задачи, самостоятельной деятельности, но и актуализировать познавательные процессы, расширить кругозор, получить новый деятельный опыт.
Хороши эти занятия тем, что на каждом уроке проводится как диагностическая, так и коррекционная работы.
Одна из главных задач данных уроков научить детей не бояться ошибаться, для этого используются мотивационные беседы и самопроверка с обсуждением основных ошибок. Большая часть упражнений выполняется в тетради и на бланках, поэтому очень удобно использовать цветные карандаши, фиксирующие ошибки. Это замечательный способ диагностики трудностей ребёнка.
Данная рабочая программа разработана на основе методического пособия с электронным приложением автора составителя Д.А.Глазунова «Психология. 1 класс. Развивающие занятия» - М.: Глобус, 2008, - 240с. – (Школьный психолог) и с помощью программы О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей».
Сроки реализации программы: учебный курс изучается в 1 классах, 1 раз в неделю по 35-40 мин.
Цель курса: познавательно-личностное развитие школьников, формирование умения осуществлять различные умственные действия, развитие самостоятельности детей, способность к рассуждению, самоконтроль, стремление отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения и многое другое, т.е. формируются такие психологические качества и умения, которые помогают школьникам усваивать учебный программный материал на предметных уроках.
Задачи курса:
- развитие познавательных способностей;
- развитие общеучебных умений и навыков.
Комплексная психолого-педагогическая задача школьного обучения состоит в том, чтобы не только обеспечить усвоение совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и сформировать у учащихся представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания.
Так же в структуру занятий включены кинезиологические упражнения, успешно используемые психофизиологами для коррекции школьных трудностей. Необходимость включения таких упражнений диктуется тем, что школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие. Основным типом мышления младшего школьника является наглядно-образное мышление, связанное с эмоциональной сферой, это предполагает участие правого полушария в обучении. Однако вся система образования нацелена именно на развитие формально-логического мышления, на овладение способами построения однозначного контекста. Происходит чрезмерная стимуляция еще не свойственных детям функций левого полушария при торможении правого. В ответ, как результат перевозбуждения, перегрузки левого полушария, появляются повышенная утомляемость, отвлекаемость и забывчивость. И как следствие недостаточной активности ведущего правого полушария — раздражительность, непоседливость, беспокойство, сниженный фон настроения. Полноценные комплексы упражнений, рекомендуемые психофизиологами, невозможно полностью применить в рамках урока, поэтому используются упражнения, которые удобно и легко выполнять в классе, они не требуют специально организованного пространства, просты в выполнении.
Таким образом, достигается основная цель обучения — расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Принципы построения занятий:
1. От простого к сложному.
2. По актуальности задач на каждом возрастном этапе.
3. Каждое занятие рассчитано на 35—40 мин., темп и продолжительность занятий выбираются в зависимости от особенностей класса.
4. Принцип «спирали» - через каждые 7 занятий задания повторяются;
5. Наращивание темпа выполнения заданий;
6. Смена разных видов деятельности.
Структура занятия:
1.Психогимнастика (1-2 минуты). Выполнение физических упражнений
улучшает мозговую деятельность: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
Корригирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты). Выполнение корригирующей гимнастики для глаз способствует как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.
2. Разминка (3—5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, включение в работу. Поэтому вопросы разминки достаточно лёгкие, способные вызвать интерес и рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребёнка к активной учебно-познавательной деятельности.
3. Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: памяти, внимания, воображения, мышления (10—15 минут). Задания, используемые на этом этапе занятия, не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
4. Веселая переменка (3-5 минут). Динамическая пауза, проводимая на занятиях, не только развивает двигательную сферу ребёнка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
5. Логически-поисковые задания. Задания, обучающие детей: наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их и делать выводы (5-10 минут).
6. «Цвет моего настроения» (используется в начале и конце урока).
Содержание уроков психологического развития:
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия. Исследования учёных убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности («Колечко», «Рисуем двумя руками», «Лезгинка»).
Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия, — научить школьников не только выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность («Все ли ты увидел?», «Загадочные контуры»).
При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания, т.е. умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Такое умение также основывается на расчлененном, дифференцированном отражении различных параметров и условий деятельности («Копирование», «Послушай и ответь», «Копирование по точкам», «Перепутанный рассказ» и др.).
Основным направлением в развитии памяти школьников является формирование у них опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных знаков («Запомни фигуры», «Послушай и ответь» и др.).
Важное значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. На уроках психологического развития у учащихся вырабатываются умения определять соотношения конкретных и более общих понятий: «род-вид», «целое-часть», «причина-следствие» и др., формируются элементарные логические операции («Часть – Целое»).
При развитии процессов воображения, являющегося важной составляющей уроков психологического развития, выполняются задания как на воссоздающее («Волшебный карандаш»), так и на творческое воображение («Что это?»; «Закончи рисунки» и др.).
Реализация закона дифференциации осуществляется и по отношению к другим направлениям психологического развития младших школьников - формированию предпосылок овладения учебной деятельностью и психологических новообразований данного возрастного периода. Например, формирование умения анализировать и копировать образец начинается с выполнения простого задания, требующего оперирования целостными образами объектов, значительно различающихся между собой. Постепенно переходят к нахождению заданного образца среди изображений, отличающихся малозаметными деталями, и выполнению заданий по самостоятельному воспроизведению образцов, заданных в словесной форме («Графический диктант»).
Аналогично осуществляется развитие психологических новообразований младшего школьного возраста, например, внутреннего плана действия. Первые задания направлены на развитие умения расчленено воспринимать, понимать и выполнять словесные указания взрослого, затем умения оперировать объектами или их частями во внутреннем плане, но со зрительной опорой, а затем переходят к заданиям, требующим умения оперировать объектами во внутреннем плане без зрительной опоры.
Точно так же, основываясь на законе дифференциации и всесторонне развивая на различном содержании процессы анализа и синтеза, осуществляется формирование и других важных для учебной деятельности психологических качеств (пространственных представлений, умения подчинять свои действия заданной системе требований).
Оценка эффективности уроков психологического развития
Для оценки эффективности уроков психологического развития можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты уроков;
- результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности данных уроков может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.).
Кроме того, представляется важным оценивать воздействие уроков психологического развития на эмоциональное состояние учеников. Для этого используется прием цветограммы: школьников в начале и конце каждого урока просят нарисовать цветными карандашами свое настроение в данный момент. Использование красного цвета свидетельствует о восторженном настроении, оранжевого - о радостном, зеленого - о спокойном, уравновешенном состоянии, фиолетового - о тревожности, напряженности, черного - об унынии, разочаровании, упадке сил. Сравнение результатов этого задания, полученных в начале и конце урока, а также изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволит сделать выводы об изменении эмоционального состояния каждого ученика под влиянием уроков психологического развития.
В соответствии с программой ФГОС существует 4 вида универсальных учебных действий (УУД): личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Личностные УУД:
- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
- соотносить поступок с моральной нормой; оценивать свои и чужие поступки (честно, виноват, поступил правильно и др.);
- мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения;
- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.
- выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
- применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре.
Регулятивные УУД:
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
- овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
- извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста;
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- уметь справляться со страхами, обидами, гневом.
Познавательные УУД:
- уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя;
- учиться исследовать свои качества и свои особенности;
- учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя;
- учиться наблюдать;
- сравнивать предметы, объекты, находить сходства и различия;
- группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
Коммуникативные УУД:
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
- учиться доверительно, и открыто говорить о своих чувствах;
- слушать и понимать речь других ребят;
- осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией;
- уметь отстаивать свою позицию в коллективе, противостоять давлению сверстников.
Предполагаемые результаты:
- развитие основных мыслительных способностей учащихся;
- развитие различных видов памяти, внимания и воображения;
- развитие речи;
- становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля;
- снижение тревожности и необоснованного беспокойства;
- высокая степень познавательной активности учащихся.
Форма оценивания знаний учащихся – безотметочная.
Формы контроля: выполнение тестовых заданий, диагностика.
Календарно - тематическое планирование занятий.
1 класс.
Номер занятия | Задачи | Содержание | Дата проведения |
1. | 1. Развитие мотивации к обучению. | 1. Вводная часть. 2. Мотивационная беседа «Два пловца». 3. Обсуждение истории с детьми. | |
2. | 1. Ориентация в пространстве. 2. Развитие произвольности внимания. 3. Развитие произвольности восприятия. 4. Зрительный анализ. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Движение глазами в четырёх направлениях». 3.Упражнение «Рисуем по клеточкам». 4. Игра «Футбол». 5. Упражнение «Дорисуй и проверь». 6. Упражнение «Самый, самый». 7. «Цвет моего настроения». | |
3. | 1. Развитие произвольности внимания. 2. Развитие произвольности восприятия. 3. Ориентация в пространстве. 4. Развитие воображения. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Движение глазами в четырёх направлениях». 3. Упражнение «Копирование». 4. Упражнение «Маршрут». 5. Упражнение «Перекрестное марширование». 6. Упражнение «Рисунок из фигур». 7. «Цвет моего настроения». | |
4. | 1. Развитие произвольности внимания. 2. Развитие произвольности восприятия. 3. Ориентация в пространстве. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Кулак-ребро-ладонь». 3. Упражнение «Звучащие предметы». 4. Упражнение «Буквы в воздухе». 5. Упражнение «Перекрестное марширование». 6. Упражнение «Самый, самый». 7. «Цвет моего настроения». | |
5. | 1. Развитие произвольности восприятия. 2. Развитие произвольности внимания. 3. Ориентация в пространстве. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Колечко». 3. Упражнение «Графическая сказка». 4. Упражнение «Повтори движение». 5. Упражнение «Необычное письмо». 6. Упражнение «Свеча». 7. «Цвет моего настроения». | |
6. | 1. Развитие произвольности восприятия. 2. Ориентация в пространстве. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием» 3. Упражнение «Самый, самый» 4. Упражнение «Раздели лист». 5. Упражнение «Графический диктант». 6. Упражнение «Маршрут». 7. «Цвет моего настроения». | |
7. | 1. Развитие тонкой моторики. 2. Ориентация в пространстве. 3. Развитие произвольности восприятия. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Лезгинка». 3. Упражнение «Закрась фигуры». 4. Упражнение «Графическая сказка». 5. Упражнение «Самый, самый». 6. «Цвет моего настроения». | |
8. | 1. Развитие мышления. 2. Развитие произвольности. 3. Развитие воображения. 4. Ориентация в пространстве. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Лезгинка». 3. Упражнение «Рисунок с противоположным свойством». 4. Упражнение «Графический диктант». 5. Упражнение «Рисунок из фигур». 6. Упражнение «Самый, самый». 7. «Цвет моего настроения». | |
9 | 1. Развитие произвольности восприятия. 2. Развитие произвольности внимания. 3. Ориентация в пространстве. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием». 3. Упражнение «Закрась фигуры». 4. Упражнение «Дорожки». 5. Упражнение «Маршрут». 6. «Цвет моего настроения». | |
10. | 1. Развитие произвольности восприятия. 2. Ориентация в пространстве. 3. Развитие моторики. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием». 3. Упражнение «Необычное письмо». 4. Упражнение «Скопируй точки». 5. Упражнение «Лягушка». 6. Упражнение «Графический диктант». 7. «Цвет моего настроения». | |
11. | 1. Развитие произвольности восприятия. 2. Зрительный анализ. 3. Развитие произвольности внимания. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием». 3. Упражнение «Спрятанные фигуры». 4. Упражнение «Поймай слово». 5. Упражнение «Необычное письмо». 6. Упражнение «Звучащие предметы». 7. «Цвет моего настроения». | |
12. | 1. Ориентация в пространстве. 2. Развитие произвольности внимания. 3. Развитие произвольности восприятия. 4.Зрительный анализ. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Колечко». 3. Упражнение «Скопируй точки». 4. Упражнение «Запомни и запиши». 5. Упражнение «Контуры». 6. Упражнение «Кулачки». 7. «Цвет моего настроения». | |
13. | 1. Ориентация в пространстве. 2. Развитие произвольности внимания. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием». 3. Упражнение «Самый, самый». 4. Упражнение «Маршрут». 5. Упражнение «Переплетённые линии». 6. Упражнение «Звучащие предметы». 7. «Цвет моего настроения». | |
14. | 1. Развитие произвольности восприятия. 2. Развитие произвольности запоминания. 3. Развитие произвольности внимания. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием». 3. Упражнение «Что изменилось?». 4. Упражнение «Копирование по точкам». 5. Упражнение «Перекрестное марширование». 6. Упражнение «Маршрут». 7. «Цвет моего настроения». | |
15. | 1. Развитие воображения. 2. Развитие произвольности восприятия. 3. Ориентация в пространстве. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Восьмерка». 3. Упражнение «Волшебный карандаш». 4. Упражнение «Скопируй точки». 5. Упражнение «Лезгинка». 6. Упражнение «Маршрут». 7. «Цвет моего настроения». | |
16. | 1. Ориентация в пространстве. 2. Развитие моторики. 3. Развитие произвольности восприятия. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Колечко». 3. Упражнение «Спрятанные фигуры». 4. Упражнение «Закрась фигуры». 5. Упражнение «Поймай слово». 6. Упражнение «Запомни и запиши». 7. Упражнение «Кулачки». 8. «Цвет моего настроения». | |
17. | 1. Развитие произвольности внимания. 2 .Развитие произвольности запоминания. 3. Развитие произвольности восприятия. 4. Развитие воображения. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием». 3. Упражнение «Поймай слово». 4. Упражнение «Волшебный карандаш». 5. Упражнение «Графический диктант». 6. Упражнение «Что изменилось». 7. Упражнение «Огонь и лёд». 8. «Цвет моего настроения». | |
18. | 1. Развитие произвольности внимания. 2. Развитие мышления. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Лягушка». 3. Упражнение «Найди отличия». 4. Упражнение «Сравни». 5. Упражнение «Четвертый лишний». 6. Упражнение «Копирование по точкам». 7. Упражнение «Огонь и лёд». 8. «Цвет моего настроения». | |
19. | 1. Развитие концентрации внимания. 2. Развитие произвольности восприятия. 3. Развитие произвольности запоминания. 4. Развитие мышления. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием». 3. Упражнение «Пиктограммы». 4. Упражнение «Найди пару». 5. Упражнение «Ухо – нос». 6. «Цвет моего настроения». | |
20. | 1. Развитие мышления. 2. Развитие произвольности восприятия. 3. Зрительный анализ. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Лягушка». 3. Упражнение «Найди существенное». 4. Упражнение «Графический диктант». 5. Упражнение «Спрятанные фигуры». 6. Упражнение «Огонь и лёд». 7. «Цвет моего настроения». | |
21. | 1. Развитие произвольности запоминания. 2. Развитие произвольности восприятия. 3. Развитие воображения. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Восьмерка». 3. Упражнение «Послушай и ответь». 4. Упражнение «Необычное письмо». 5. Упражнение «Ухо-нос». 6. Упражнение «Найди отличия». 7. Упражнение «Волшебный карандаш». 8. «Цвет моего настроения». | |
22. | 1. Развитие логического запоминания. 2. Развитие мышления. 3. Развитие концентрации внимания. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Кулак – ребро – ладонь». 3. Упражнение «Подбери слово». 4. Упражнение «Запомни и запиши». 5. Упражнение «Найди существенное». 6. Упражнение «Кулачки». 7. «Цвет моего настроения». | |
23. | 1. Развитие мышления. 2. Развитие произвольности запоминания. 3. Развитие произвольности внимания. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Лезгинка». 3. Упражнение «Сравни». 4. Упражнение «Послушай и ответь». 5. Упражнение «Перекрестное марширование». 6. Упражнение «Графический диктант». 7. «Цвет моего настроения». | |
24. | 1. Развитие мышления. 2. Развитие произвольности восприятия. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием». 3. Упражнение «Найди существенное». 4. Упражнение «Найди пару». 5. Упражнение «Спрятанные фигуры». 6. Упражнение «Мельница». | |
25. | 1. Развитие произвольности внимания. 2. Развитие мышления. 3. Развитие моторики. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием». 3. Упражнение «Найди пару». 4. Упражнение «Расскажи о…» 5. Упражнение «Художники». 6. Упражнение «Мельница». 7. «Цвет моего настроения». | |
26. | 1. Развитие произвольности восприятия. 2. Развитие моторики. 3. Развитие мышления. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Колечко». 3. Упражнение «Контуры». 4. Упражнение «Копирование по точкам». 5. Упражнение «Рисуем двумя руками». 6. Упражнение «Перекрёстное марширование». 7. «Цвет моего настроения». | |
27. | 1. Развитие концентрации внимания. 2. Развитие произвольности внимания. 3. Развитие мышления. 4. Развитие речи. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Лезгинка». 3. Упражнение «Расскажи о …». 4. Упражнение «Перепутанный рассказ». 5. Упражнение «Перекрестное марширование». 6. Упражнение «Найди отличия». 7. «Цвет моего настроения». | |
28. | 1. Развитие мышления. 2. Развитие произвольности запоминания. 3. Развитие концентрации внимания. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Восьмерка». 3. Упражнение «Закономерности». 4. Упражнение «Художник». 5. Упражнение «Послушай и ответь». 6. Упражнение «Ухо – нос». 7. «Цвет моего настроения». | |
29. | 1. Развитие мышления. 2. Ориентация в пространстве. 3. Развитие произвольности запоминания. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Лезгинка». 3. Упражнение «Ребусы». 4. Упражнение «Раскрась по маршруту». 5. Упражнение «Перекрёстное марширование». 6. Упражнение «Послушай и ответь». 7. «Цвет моего настроения». | |
30. | 1 .Развитие произвольности восприятия. 2. Развитие концентрации внимания. 3. Развитие моторики. 4. Развитие мышления. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием». 3. Упражнение «Копирование по точкам». 4. Упражнение «Контуры». 5. Упражнение «Художник». 6. Упражнение «Часть – Целое» 7. Упражнение «Огонь и лёд». 8. «Цвет моего настроения». | |
31. | 1. Развитие произвольности восприятия. 2. Развитие мышления. 3. Развитие моторики. 4. Развитие произвольности внимания. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Колечко». 3. Упражнение «Рисуем по клеточкам». 4. Упражнение «Ребусы». 5. Упражнение «Рисуем двумя руками». 6. Упражнение «Кулачки». 7. Упражнение «Найди отличия». 8. «Цвет моего настроения». | |
32. | 1. Развитие мышления. 2. Развитие моторики. 3. Развитие произвольности восприятия. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Кулак-ребро-ладонь». 3. Упражнение «Лишняя фигура». 4. Упражнение «Рисунок двумя руками». 5. Упражнение «Ухо – Нос». 6. Упражнение «Рисунок по клеткам». 7. «Цвет моего настроения». | |
33. | 1. Развитие моторики. 2. Развитие зрительной памяти. 3. Развитие воображения. 4. Словарное развитие. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием». 3. Упражнение «Ребусы». 4. Упражнение «Закономерности». 5. Упражнение «Раскрась по маршруту». 6. Упражнение «Угадай по признакам». 7. Упражнение «Кулачки». 8. «Цвет моего настроения». | |
34. | 1. Развитие мышления. 2. Ориентация в пространстве. 3. Развитие произвольности запоминания. 4. Развитие произвольности внимания. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием». 3. Упражнение «Расскажи о…» 4. Упражнение «Перепутанный рассказ». 5. Упражнение «Раскрась по маршруту». 6. Упражнение «Запомни и ответь». 7. Упражнение «Огонь и Лёд». 8. «Цвет моего настроения». |
Календарно - тематическое планирование занятий.
2 класс.
Номер занятия | Задачи | Содержание | Дата проведения |
1 | 1. Развитие воображения. 2. Развитие произвольности и устойчивости внимания. 3. Развитие произвольности запоминания. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием». 3. Упражнение «Волшебный карандаш». 4. Упражнение «Переплетенные линии». 5. Упражнение «Ухо-нос». 6. Упражнение «Запомни слова». 7. «Цвет моего настроения». | |
2. | 1. Развитие воображения. 2. Развитие речи. 3. Развитие произвольности и устойчивости внимания. 4. Развитие произвольности запоминания. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием». 3. Упражнение «Волшебный карандаш». 4. Упражнение «Словесный аукцион». 5. Упражнение «Мельница». 6. Упражнение «Переплетённые линии». 7. «Цвет моего настроения». | |
3 | 1. Развитие устойчивости внимания. 2. Развитие произвольности. 3. Развитие речи. 4. Развитие произвольности запоминания. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием». 3. Упражнение «Шрифт». 4. Упражнение «Словесный аукцион». 5. Упражнение «Послушай и запомни». 6. Упражнение «Кулачки». 7. «Цвет моего настроения». | |
4 | 1. Развитие речи. 2. Развитие произвольности и устойчивости внимания. 3. Развитие произвольности запоминания. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием». 3. Упражнение «Словесный аукцион». 4. Упражнение «Шрифт». 5. Упражнение «Корректор». 6. Упражнение «Перекрёстное марширование». 7. Упражнение «Послушай и запомни». | |
5 | 1. Развитие устойчивости внимания. 2. Развитие произвольности запоминания. 3. Развитие воображения. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием». 3. Упражнение «Шрифт». 4. Упражнение «Что изменилось?». 5. Упражнение «Волшебный карандаш». 6. Упражнение «Кулачки». 8. «Цвет моего настроения». | |
6 | 1. Развитие речи. 2. Развитие воображения. 3. Развитие произвольности запоминания. 4. Развитие концентрации и устойчивости внимания. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Кулак, ребро, ладонь». 3. Упражнение «Словесный аукцион». 4. Упражнение «Послушай и запомни». 5. Упражнение «Ухо-нос». 6. Упражнение «Спрятанное слово». 7. Упражнение «Сорви яблоко» 8. «Цвет моего настроения». | |
7 | 1. Развитие воображения. 2. Развитие произвольности запоминания. 3. Развитие устойчивости внимания. 4. Развитие речи. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Лезгинка». 3. Упражнение «Комиксы». 4. Упражнение «Что может быть…». 5. Упражнение «Сорви яблоко» 6. Упражнение «Запомни слова». 7. Упражнение «Фраза в цифрах». 8. «Цвет моего настроения». | |
8 | 1. Развитие воображения. 2. Развитие произвольности запоминания. 3. Развитие внимания. 4. Развитие речи. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Кулак, ребро, ладонь». 3. Упражнение «Что может быть…?». 4. Упражнение «Послушай и запомни». 5. Упражнение «Мельница». 6. Упражнение «Расставь точки». 7. Упражнение «Волшебный карандаш». 8. «Цвет моего настроения». | |
9 | 1. Развитие произвольности внимания. 2. Развитие пространственной ориентации. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Лезгинка». 3. Упражнение «Графический диктант». 4. Упражнение «Холодно -горячо». 5. Упражнение «Контуры». 6. Упражнение «Сорви яблоко» 7. «Цвет моего настроения». | |
10 | 1. Развитие переключаемости и устойчивости внимания. 2. Развитие воображения. 3. Развитие произвольности запоминания. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием». 3. Упражнение «Корректор». 4. Упражнение «Перекрёстное марширование». 5. Упражнение «Послушай и запомни». 6. Упражнение «Словесный аукцион». 7. «Цвет моего настроения». | |
11 | 1. Развитие воображения. 2. Развитие мышления. 3. Развитие внимания. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Движение по 4-м направлениям с привлечением движения языка и дыханием». 3. Упражнение «Комиксы». 4. Упражнение «Подбери пару». 5. Упражнение «Ухо-нос». 6. Упражнение «Расставь точки». 7. Упражнение «Сорви яблоко» 8. «Цвет моего настроения». | |
12 | 1. Развитие внимания. 2. Развитие воображения. 3. Развитие речи. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Лезгинка. 3. Упражнение «Пропавшее число». 4. Упражнение «Ныряльщик». 5. Упражнение «Графический диктант». 6. Упражнение «Что может быть…». 7. Упражнение «Продолжи историю». 8. «Цвет моего настроения». | |
13 | 1. Развитие мышления. 2. Развитие восприятия. 3. Развитие внимания. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Кулак, ребро, ладонь». 3. Упражнение «Логико-поисковые задачи». 4. Упражнение «Скопируй фигуры». 5. Упражнение «Перекрёстное марширование». 6. Упражнение «Холодно -горячо». 7. «Цвет моего настроения». | |
14 |
| 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям».
7. Упражнение «Тряпичная кукла и солдат». | |
15 |
| 1. «Цвет моего настроения».
7. «Цвет моего настроения». | |
16 |
| 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Движение по 4-м направлениям с привлечением языка и дыхания». 3. Упражнение «Выдели свойства».
7. Упражнение «Расставь точки». | |
17 |
| 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Движение по 4-м направлениям с привлечением движения языка и дыханием».
8. Упражнение «Тряпичная кукла и солдат». | |
18 |
| 1. «Цвет моего настроения».
8. «Цвет моего настроения». | |
19 |
| 1. «Цвет моего настроения».
6. Упражнение «Послушай и запомни» . 7. «Цвет моего настроения». | |
20 |
| 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Кулак, ребро, ладонь».
8. «Цвет моего настроения». | |
21 |
| 1. «Цвет моего настроения».
8. «Цвет моего настроения». | |
22 |
| 1. «Цвет моего настроения».
7. Упражнение «Контуры» 8. «Цвет моего настроения». | |
23 |
| 1. «Цвет моего настроения».
7. Упражнение «Скопируй фигуры». 8. «Цвет моего настроения». | |
24 |
| 1. «Цвет моего настроения».
6. «Цвет моего настроения». | |
25 |
| 1. «Цвет моего настроения».
8. «Цвет моего настроения». | |
26 |
| 1. «Цвет моего настроения».
7. «Цвет моего настроения». | |
27 |
| 1. «Цвет моего настроения».
7. Упражнение «Корректор». | |
28 |
| 1. «Цвет моего настроения».
7. Упражнение «Графический диктант». 8. «Цвет моего настроения». | |
29 |
| 1. «Цвет моего настроения».
8. «Цвет моего настроения». | |
30 |
| 1. «Цвет моего настроения».
3. Упражнение «Фраза (слово) в цифрах».
7. «Цвет моего настроения». | |
31 |
| 1. «Цвет моего настроения».
8. «Цвет моего настроения». | |
32 |
| 1. «Цвет моего настроения».
8. «Цвет моего настроения». | |
33 |
| 1. «Цвет моего настроения».
7. «Цвет моего настроения». | |
34 |
| 1. «Цвет моего настроения».
7. «Цвет моего настроения». |
Календарно - тематическое планирование занятий.
3 класс.
Номер занятия | Задачи | Содержание | Дата проведения |
1 | 1. Развитие смыслового запоминания. 2. Развитие произвольности восприятия. 3. Развития произвольности запоминания. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием». 3. Упражнение «Слово-подсказка». 4. Упражнение Горизонтальная восьмерка». 5. Упражнение «Вспомни и запиши». 6. Графический диктант. 7. «Цвет моего настроения». | |
2. | 1. Развитие мышления. 2. Анализ текстов. 3. Развитие произвольного запоминания. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием». 3. Упражнение «Простая задача». 4. Упражнение «Запомни и ответь» 5. Упражнение «Сорви яблоко». 6. Упражнение «Классификация» 7. «Цвет моего настроения». | |
3 | 1. Анализ текстов 2. Развитие произвольности запоминания. 3. Развитие воображения. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Лезгинка». 3. Упражнение «Слово-подсказка». 4. Упражнение «Комиксы». 5. Упражнение «Сорви яблоко». 6. Вспомни и напиши. 7. «Цвет моего настроения». | |
4 | 1. Анализ текстов. 2. Развитие мышления. 3. Развитие произвольности восприятия. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Двойные рисунки». 3. Упражнение «Сравни пару». 4. Упражнение «Графический диктант». 5. Упражнение «Тряпичная кукла и солдат». 6. Упражнение «Простая задача». 7. «Цвет моего настроения». | |
5 | 1. Развитие произвольности запоминания, 2. Развитие воображения. . | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием». 3. Упражнение «Запомни и ответь». 4. Упражнение «Горизонтальная восьмерка». 5. Упражнение «Комиксы». 6. Упражнение «Фраза в цифрах». 8. «Кулачки». | |
6 | 1. Анализ текстов. 2. Развитие мышления. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Двойные рисунки». 3. Упражнение «Смешанный рассказ». 4. Упражнение «Дерево». 5. Упражнение «Фраза в цифрах». 6. Упражнение «Кулачки». 7. «Цвет моего настроения». | |
7 | 1. Развитие мышления. 2. Развитие произвольности восприятия. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Лезгинка». 3. Упражнение «Сравни пару». 4. Упражнение «Двойной диктант». 5. Упражнение «Тряпичная кукла и солдат». 6. Упражнение «Конструктор». 7. «Цвет моего настроения». | |
8 | 1. Анализ текстов. 2. Развитие мышления. 3. Развитие навыков пространственной ориентации | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям». 3. Упражнение «Нарисуй и опиши». 4. Упражнение «Симметричный рисунок». 5. Упражнение «Дерево». 6. «Цвет моего настроения». | |
9 | 1. Анализ текстов 2. Развитие мышления. 3. Развитие воображения и речи. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Двойные рисунки». 3. Упражнение «Мысль другими словами». 4. Упражнение «Простая задача». 5. Упражнение «Горизонтальная восьмерка». 6. Упражнение «Классификация». 7. «Цвет моего настроения». | |
10 | 1. Анализ текстов 2. Развитие мышления, воображения, речи. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Лезгинка». 3. Упражнение «Смешанный рассказ». 4. Упражнение «Нарисуй и опиши». 5. Упражнение «Сорви яблоко». 6. «Цвет моего настроения». | |
11 | 1. Анализ текстов, 2. Развитие мышления. 3. Развитие внимания. 4. Развитие речи. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Движение по 4-м направлениям с привлечением движения языка и дыханием».. 3. Упражнение «Спрятанное слово». 4. Упражнение «Конструктор». 5. Упражнение «Двойной диктант». 6. Упражнение «Нелепицы». 7. Упражнение «Дерево». 8. «Цвет моего настроения». | |
12 | 1. Анализ текстов. 2. Развитие воображения. 3. Развитие мышления. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Горизонтальная восьмерка». 3. Упражнение «Фраза в цифрах». 4. Упражнение «Сравни пару». 5. Упражнение «Комиксы». 6. Упражнение «Кулачки». 7. «Цвет моего настроения». | |
13 | 1. Развитие мышления. 2. Развитие речи. 3. Развитие воображения. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям». 3. Упражнение «Мысль другими словами». 4. Упражнение «Угадай по описанию». 5. Упражнение «Тряпичная кукла и солдат». 6. «Цвет моего настроения». | |
14 |
3. Развитие речи. | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Двойные рисунки». 3. Упражнение «Классификация». 4. Упражнение «Нарисуй и опиши». 5. Упражнение «Дерево». 6. . «Цвет моего настроения». | |
15 |
| 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Горизонтальная восьмерка». 3. Упражнение «Слово–подсказка».
5. Упражнение «Конструктор». 6. Упражнение «Сорви яблоко». 7. «Цвет моего настроения». | |
16 |
| 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Движение по 4-м направлениям с привлечением языка и дыхания». 3. Упражнение «Запомни и ответь».
5. Упражнение «Смешанный рассказ».
7. «Цвет моего настроения». | |
17 |
| 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Горизонтальная восьмерка». 3. Упражнение «Нелепицы». 4. Упражнение «Графический диктант». 5. Упражнение «Сорви яблоко». 6. Упражнение «Мысль другими словами». 7. «Цвет моего настроения». | |
18 |
| 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Движение по 4-м направлениям с привлечением
3. Упражнение «Нарисуй и опиши». 4. Упражнение «Кулачки». 5. Упражнение «Угадай по описанию». 6. «Цвет моего настроения». | |
19 |
пространственной ориентации. | 1. «Цвет моего настроения».
3. Упражнение «Пара по образцу». 4. Упражнение «Двойной диктант». 5. Упражнение «Интервью». 6. Упражнение «Тряпичная кукла и солдат». 7. «Цвет моего настроения». | |
20 |
| 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Горизонтальная восьмерка». 3. Упражнение «Спрятанное слово». 4. Упражнение «Слово трансформер». 5. Упражнение «Ныряльщик». 6. Упражнение «Фраза в цифрах». 7. «Цвет моего настроения». | |
21 | 1. Развитие мышления. 2. Развитие внимания. 3. Развитие речи. | 1. «Цвет моего настроения».
7. «Цвет моего настроения». | |
22 | 1. Развитие мышления. 2. Развитие внимания. 3. Развитие речи.
пространственной ориентации. | 1. «Цвет моего настроения».
3. Упражнение «Нелепицы». 4. Упражнение «Инопланетянин».
6. Упражнение «Сорви яблоко». 7. «Цвет моего настроения». | |
23 | 1. Развитие мышления. 2. Развитие внимания. 3. Развитие речи.
| 1. «Цвет моего настроения».
3. Упражнение «Ищем похожее». 4. Упражнение «Симметричный рисунок». 5. Упражнение «Мысль другими словами». 6. Упражнение «Тряпичная кукла и солдат». 7. «Цвет моего настроения». | |
24 |
| 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Горизонтальная восьмерка». 3. Упражнение «Небылицы». 4. Упражнение «Балда». 5. Упражнение «Угадай по описанию». 6. «Цвет моего настроения». | |
25 |
| 1. «Цвет моего настроения».
3. Упражнение «Спрятанное слово». 4. Упражнение «Фраза в цифрах». 5. Упражнение «Сорви яблоко». 6. «Цвет моего настроения». | |
26 | 1. «Цвет моего настроения».
4. Упражнение «Графический диктант».
7. «Цвет моего настроения». | ||
27 |
| 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Горизонтальная восьмерка».
4. Упражнение «Слово - трансформер». 5. Упражнение «Кулачки». 6. Упражнение «Нелепицы». 7. Упражнение «Тряпичная кукла и солдат». 8. «Цвет моего настроения». | |
28 |
3. Развитие внимания | 1. «Цвет моего настроения». 2. Упражнение «Двойные рисунки». 3. Упражнение «Вспомни по описанию». 4. Упражнение «Небылицы». 5. Упражнение «Сорви яблоко». 6. «Цвет моего настроения». | |
29 |
| 1. «Цвет моего настроения».
3. Упражнение «Превращения». 4. Упражнение «Симметричный рисунок». 5. Упражнение «Пара по образцу». 6. Упражнение «Дерево». 7. «Цвет моего настроения». | |
30 |
| 1. «Цвет моего настроения».
3. Упражнение «Монолог предметов».
7. «Цвет моего настроения». | |
31 |
| 1. «Цвет моего настроения».
7. «Цвет моего настроения». | |
32 |
| 1. «Цвет моего настроения».
5. «Цвет моего настроения». |