План работы педагога-психолога на 2014-2015 учебный год.
План работы педагога-психолога
на 2014-2015 учебный год.
Цель работы педагога-психолога:
- психолого-педагогическое сопровождение учащихся в образовательно-воспитательном процессе школы;
- сохранение психологического здоровья детей как основа для полноценного психического и психологического развития ребенка на всех этапах образования;
- психолого-педагогическое сопровождение процесса развития и воспитания детей в образовательном пространстве школы;
-создание благоприятных условий для оптимального психического и психологического развития ребенка и оказанию им специализированной помощи в преодолении психологических трудностей.
Задачи:
- содействовать созданию социально-психолого-педагогических условий для успешной адаптации обучающихся первого и пятого классов;
- обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития детей при переходе на ФГОС ООО;
- осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих трудности в психическом развитии, в освоении ООП, ОВЗ, используя разнообразные формы психопрофилактической и коррекционно-развивающей работы;
-способствовать созданию психолого-педагогических условий для успешного развития детей, опираясь на индивидуальные особенности, реальные личностные достижения каждого ребенка и зону его ближайшего развития;
- повышать психологическую компетентность педагогов и родителей учащихся;
-содействовать коллективу образовательного учреждения в создании психологически безопасной образовательной среды.
Методическая тема: психологическое сопровождение федеральных государственных образовательных стандартов (начальная школа).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_psikhologa_na_2014-2015g.doc | 147 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
Директор НОУ СОШ «Баярд»
__________________Ганеев Ф. Р.
План работы педагога-психолога
Харисовой Л.И.
на 2014-2015 учебный год.
Цель работы педагога-психолога:
- психолого-педагогическое сопровождение учащихся в образовательно-воспитательном процессе школы;
- сохранение психологического здоровья детей как основа для полноценного психического и психологического развития ребенка на всех этапах образования;
- психолого-педагогическое сопровождение процесса развития и воспитания детей в образовательном пространстве школы;
-создание благоприятных условий для оптимального психического и психологического развития ребенка и оказанию им специализированной помощи в преодолении психологических трудностей.
Задачи:
- содействовать созданию социально-психолого-педагогических условий для успешной адаптации обучающихся первого и пятого классов;
- обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития детей при переходе на ФГОС ООО;
- осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих трудности в психическом развитии, в освоении ООП, ОВЗ, используя разнообразные формы психопрофилактической и коррекционно-развивающей работы;
-способствовать созданию психолого-педагогических условий для успешного развития детей, опираясь на индивидуальные особенности, реальные личностные достижения каждого ребенка и зону его ближайшего развития;
- повышать психологическую компетентность педагогов и родителей учащихся;
-содействовать коллективу образовательного учреждения в создании психологически безопасной образовательной среды.
Методическая тема: психологическое сопровождение федеральных государственных образовательных стандартов (начальная школа).
Наименование работы | Условия проведения | Ответственный | Сроки | Предполагаемый результат |
Психологическая диагностика развития УУД в 1 классе Стартовая. Личностные УУД: «Беседа о школе» (Т.А. Нежновой, Цвето-рисуночный тест Регулятивные УУД: Графический диктант, «Образец и правило» Познавательные УУД: Проба на определение количества слов в предложении, «Исключение лишнего» Коммуникативные УУД: Методика «Рукавички» Итоговая. Личностные УУД: Тест «Лесенка», Опросник Н. Г.Лускановой "Оценка уровня школьной мотивации», Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи, Регулятивные УУД: «Кодирование», «Корректурная проба». Познавательные УУД: Методика на определение уровня вербального мышления (по К. Йерасеку), «10 слов» (А.Л.Венгер). Коммуникативные УУД: Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман). | Групповая и индивидуальная форма | Психолог | Сентябрь, апрель | Получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности УУД у учащихся 1 класса в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения. Использование в работе пед. коллектива знания личностных и интеллектуальных особенностей учащихся для решения проблемы школьной успеваемости |
Диагностика развития УУД во 2 классах Личностные УУД: Опросник мотивации Н.Г. Лукановой, Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж.Пиаже) Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха. Регулятивные УУД: Тест «Сложная фигура» (А.Рей), методика «Пиктограмма» (А.Р. Лурия). Познавательные УУД: Методика «Исключение слов», методика «Вербальная фантазия». Коммуникативные УУД: «Узор под диктовку» (Цукерман). «Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж.Пиаже); Социометрия. | Групповая и индивидуальная форма | Психолог | Ноябрь- декабрь | Получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности УУД у учащихся вторых классов в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения. Использование в работе пед. коллектива знания личностных и интеллектуальных особенностей учащихся для решения проблемы школьной успеваемости |
Диагностика развития УУД в 3 классах Личностные УУД: Анкета Т.И. Юферевой, «Три оценки» А.И.Липкиной, Задание на выявление уровня моральной децентрации (Ж.Пиаже). Регулятивные УУД: Проба на внимание (П.Я.Гальперин). Познавательные УУД: Методика «Счет»; Методика «Слова», Методика "Логические задачи" (А. 3. Зак). Коммуникативные УУД: «Совместная сортировка» (Бурменская), Социометрия. | Групповая и индивидуальная форма | Групповая и индивидуальная форма | Ноябрь- декабрь | Получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности УУД у учащихся 3 классов в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения. Использование в работе пед. коллектива знания личностных и интеллектуальных особенностей учащихся для решения проблемы школьной успеваемости. |
Диагностика развития УУД в 4 классе Личностные УУД: Рефлексивная самооценка учебной деятельности. Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм ) Методика КТО Я? Регулятивные УУД: Методика диагностики уровня сформированности внутреннего плана действий (А.З. Зак) Познавательные УУД: Методика для определения уровня умственного развития младших школьников Э. Ф. Замбацявичене. Сформированность универсального действия общего приема решения задач (по А.Р. Лурия). Коммуникативные УУД: Задание «Дорога к дому», Методика «Кто прав?», Социометрия. | Групповая и индивидуальная форма | Психолог | Декабрь- январь | Получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности УУД у учащихся четвертого класса в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения. Использование в работе пед. коллектива знания личностных и интеллектуальных особенностей учащихся для решения проблемы школьной успеваемости |
Диагностика готовности учащихся 1 класса к школе (система из трех методик А. Венгер: «Рисунок человека», «Образец и правило», «Графический диктант»; Методика МЭДИС Е. И. Щебланова, И. С. Аверина, Е. Н. Задорина. Проективные методики «Я школьник», «Школа зверей». | Групповая форма | Психолог, кл. руководитель | Сентябрь- октябрь | Выявление симптомов дезадаптации детей, выявления уровня сформированности психологических особенностей выявление уровня интеллектуального развития учащихся. |
Сбор первичной информации о семьях детей, находящихся в сложной жизненной ситуации и детей с ОВЗ. | Инд. работа | Психолог, зам. директора по ВР | Сентябрь, октябрь | Сбор данных для дальнейшей работы с данными семьями |
Углубленное психологическое обследование детей группы риска, детей с ОВЗ (диагностика уровня школьной тревожности Филипса, диагностика психических процессов, диагностика личности) | Инд. работа | Психолог, зам. директора по ВР | В течении года | Предупреждение или коррекция возможной дезадаптации |
Динамическая диагностика детей, посещающих коррекционные - развивающие занятия | Групповая и инд. работа | Психолог | В течение года | Отследить динамику развития детей |
- Учащиеся 6 классов. Анкета интересов личности «Карта интересов». Характерологический тест Шмишека. Анкетирование «Психологический климат в школе». Методика исследования личности «Дом-дерево-человек». | Групповая и инд. работа | Психолог | Март- апрель | Анализ учащимися: особенностей своей личности; своих отношений с окружающими людьми, корректировка и введение новизны в эти отношения. |
- Учащиеся 7 класса. Методика диагностики типа школьной мотивации учащихся седьмых классов. Методика «Карта интересов». Структура интеллекта согласно теории Говарда Гарднера. | Групповая и инд. работа | Психолог | Март- апрель | Анализ учащимися: особенностей своей личности; своих отношений с окружающими людьми, корректировка и введение новизны в эти отношения. |
Учащиеся 8 классов. Диагностика личностных особенностей Опросник Айзенка «Методика диагностики характерологических особенностей личности». Методика «Опросник профессиональной готовности». Исследование личности «Дом-дерево-человек». Методика «Ценностные ориентации – мечты, желания». Методика «Самооценка уверенности в себе». | Групповая и инд. работа | Психолог | Январь- февраль | Анализ готовности учащихся к выбору профессии и профессиональных предпочтений. Анализ: особенностей своей личности, своих способностей |
Диагностика профессиональных планов и намерений учащихся 9 класса (диагностика мотивации учения: личностного смысла обучения; уровня целеполагания; преобладание внутренних или внешних мотивов учения; стремлением к достижению успехов или в стремление к недопущению неудач в учебном процессе; активность в реализации учебных мотивов в своем поведении. Методика «Интеллектуальная лабильность». Анкетирование «Психологический климат в школе». | Групповая и инд. работа | Психолог, кл. руководители | Январь, февраль | Выявление интересов и склонностей у учеников. Профилактика экзаменационного стресса. Определение профессиональной направленности. Диагностика интеллектуальной лабильности, мотивации учения как прогноз успешной сдачи экзамена. |
Диагностика учащиеся 10 касса Методика «Карта интересов». Диагностика общего уровня интеллектуальных способностей учащихся. Краткий ориентировочный, отборочный тест, В.Н. Бузин. | Групповая и инд. работа | Психолог, кл. руководители | Январь, март | Овладение приемами саморегуляции. |
Диагностика учащихся 11 класса Методика «Интеллектуальная лабильность». Самодиагностика стресса учащимися. | Групповая и инд. работа | Психолог, кл. руководители | Январь, февраль | Профилактика экзаменационного стресса, овладение приемами саморегуляции. Диагностика интеллектуальной лабильности, как прогноз успешной сдачи экзамена. |
Диагностика суицидального риска среди обучающихся 7- 8 - 9 классов (знакомство с вновь прибывшими детьми) | Групповая работа | Психолог, зам.дир. по ВР, кл. руководитеи | В течение года | Предупреждение суицидального риска у детей и подростков. |
Диагностика родителей: - первичная диагностика родителей по определению готовности детей к поступлению в школу Диагностика процесса адаптации ребенка в школе Анкета для родителей по выявлению уровня адаптации ребенка к школе; Анкета незаконченных предложений. - родителей пятиклассников Анкета «Как хорошо я знаю своего ребенка». | Групповая и инд. работа | Психолог | Сентябрь- октябрь | Повысить уровень психологической компетентности родителей обучающихся |
Диагностика будущих первоклассников. Диагностика психических механизмов: памяти, внимания, мышления: методика «Бусы», «Кто где живет», упр. «Найди домик» методика «Срисовывание группы точек», «Срисовывание слов», «Мамы и их детеныши», методика «Диктант» Л.А. Венгера и Л.И. Цеханской; Рисуночная методика «Я школьник», «Школа зверей», | Психологическая готовность к регулярному обучению, выявление особенностей личности и уровень сформированности ВПФ. | |||
Коррекционно-развивающая работа Учащиеся 1 класса Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации первоклассников | Групповая и инд. работа | Психолог | В течении года | Снизить тревожность; Сформировать чувство психологической защищенности у детей в условиях совместной творческой деятельности; |
Развивающие занятия для учащихся 2-3 классов по программе внеурочной деятельности «Развитие творческих познавательных способностей». авт. Д.А.Глазунова - Мотивационные беседы «Великий пловец», «Дедушка и мальчик», «Деревья характеры». -Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: памяти, внимания, мышления. -профилактические и коррекционные сказки для школьной жизни. Сказки о мудрости, любви и доброте: «Васин ранец» А.Лопатина - Упражнения «Наука бережливости». | Групповая и инд. работа | Психолог | В течении года | Развить такие способности как: самоконтроль, самостоятельность, способность к рассуждению, стремление отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения и многое другое, т.е. Сформировать положительный климат в группе, снять эмоциональное напряжение, Развить конструктивные способы взаимодействия в детском коллективе |
Учащиеся 4 класса. Занятие с элементами сказкотерапии и арт-терапии «Деревья характеры». | Групповая и инд. работа | Психолог | В течении года | Повышение уровня готовности учащихся к переходу в основную школу |
Занятия с учащимися 9 класса | Групповая работа | Психолог, кл. руководитель | Январь- март | Актуализация процесса проф. самоопределения через повышения психологической компетентности личности девятиклассника |
Занятия с учащимися 11 класса. Обучение приёмам саморегуляции: физические упражнения, аутотренинг, программирование словами. Метод направленных визуализаций «Храм тишины», «Волны» Упражнение «Стрела» П. Ферручи. | Групповая работа | Психолог, кл. руководитель | Январь, февраль | Овладение приемам саморегуляции. Профилактика экзаменационного стресса. Программирование успешной сдачи экзамена. |
Развивающие занятия. Подготовка к школьному обучению. Тренировка психических механизмов: памяти, внимания, воображения, мышления. Мотивационная беседа «Что я возьму в школу», Занятия с использованием элементов сказкотерапии. Психопрофилакти-ческие и коррекционные сказки для школьной адаптации Автор: М.А. Панфилова: Создание "Лесной школы", «Букет для учителя», «Смешные страхи», «Школьные правила». | Групповая работа инд. работа | Психолог, кл. руководитель | Ноябрь май - июнь | Психологическая готовность к регулярному обучению, выявление особенностей личности и уровень сформированности ВПФ. |
Психологическое просвещение родителей: Психологическая готовность детей к обучению в школе «Первый раз в первый класс» | Родительское собрание | Психолог, кл. руководитель | Ноябрь | Повышение психологической компетентности участников образовательного процесса, для увеличения общего уровня адаптированности первоклассников |
- просвещение родителей: Возрастные особенности учащихся 5-х классов. «Первый раз в пятый класс» | Родительское собрание | Психолог, кл. руководитель | Ноябрь | Повышение психологической компетентности родителей в адаптационный период. |
- просвещение родителей: Возрастные особенности детей 6-7 лет «Готовимся в школу» | Родительское собрание | Психолог, кл. руководитель | Май | Повышение психологической компетентности родителей |
- просвещение родителей: Психологическая готовность учащихся к ЕГЭ | Родительское собрание | Психолог | Март | Повышение психологической компетентности участников образовательного процесса |
-Беседы с учащимися, имеющими проблемы в обучении и поведении | Инд. беседы | Психолог, зам. по ВР | В течение года | Предупреждение различного рода девиаций |
Консультации для классных руководителей учеников 1 класса по темам: «Психологическая готовность детей к школе», «Характеристика детей младшего школьного возраста», «Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения». | Инд. беседы | Психолог | Сентябрь, октябрь | Предупреждение дезадаптации первоклассников |
Консультации для классных руководителей 5-х классов: социально-психологические особенности учащихся | Инд. беседы | Психолог | Сентябрь-ноябрь | Предупреждение дезадаптации учащихся 5-х классов |
Консультации с родителями по вопросам воспитания и текущих проблем | Инд. беседы | Психолог, зам. по ВР | В течение года | Решение текущих проблем. |
Консультирование по вопросам школьной тревожности | Инд. беседы | Психолог | В течение года | Предупреждение или коррекция возможной дезадаптации |
Консультации учащихся по вопросам «Профессиональная ориентация» | Инд. и групповые беседы | Психолог, кл. руководители | Февраль, апрель | Помощь в определении дальнейшего маршрута образовательного маршрута |
-Рекомендации по оказанию помощи родителям, имеющих детей испытывающих трудности в адаптационный период | Групповые и инд. консультации | Психолог, кл. руководители | Сентябрь, октябрь | Повышение психологической грамотности родителей |
-Консультирование родителей по проблемам воспитания детей | Групповые и инд. консультации | Психолог, зам. дир. по ВР | В течение года | Решение текущих проблем |
-Консультирование учителей по вопросам воспитания и обучения учащихся | Инд. консультации | Психолог | В течение года | Повышение психологической грамотности |
Экспертная работа Педагоги: -Комплексный медико-психолого-педагогический анализ безопасности образовательной среды | Посещение занятий | Психолог | В течение года | Повышение уровня профессиональной компетентности |