Основная направленность методики (теста) | Название методики |
Дошкольный возраст |
|
Определение уровня мотивационной готовности к школе
| - «Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников» М.Р. Гинзбург;
- «Экспресс-тест на мотивационную готовность к школе»;
- «Мотивационная готовность» А. Венгер;
- Тест "Мотивационная готовность", диагностирующий внутреннюю позицию школьника (по Т.Д. Марцинковской);
Тест для определения мотивационной готовности, осведомленности и отношения ребёнка к школе. |
Определение уровня социальной готовности
| - Экспериментальная беседа по определению «Внутренней позиции школьника» разработана Н.И. Гуткиной;
- Социометрические методики «Два дома», «Капитан корабля»;
- Тест "Лесенка" для исследования самооценки (По Т.Д. Марцинковской).
|
Определение волевой готовности
| - «Графический диктант»;
- Лото Когана;
- Для определения личностной готовности: Тест-опросник на определение школьной зрелости;
- Лестница;
- Три желания
|
Внимание | Методика «ДА и нет» |
Память. | Методика «Запомни фразы» |
Мышление | - Методика «Домик на полянке»
- «Подбери пару»;
- «Доски Сегена»;
- «Разрезная картинка»;
- «Найди сходства и отличия»;
- «Картинка или рассказ со скрытым смыслом»;
- «Перепутаницы»;
- «4-й лишний»;
- Серия картинок»;
- «Объясни пословицу, крылатое выражение»;
- «Предметная классификация»;
- «Кубики Коса»;
- «Выделение предметов на зашумленном фоне»;
- «методика 10 слов» А.Р. Лурия;
- «Методика 5 слов» по Леонтьеву;
« Отгадывание загадок». |
Развитие мелкой моторики у дошкольников | Методика «Продолжи узор». |
Младший школьный возраст |
|
Методический комплекс диагностики уровня сформированности УУД у обучающихся в начальной школе
| 1 класс - Стартовая.
- Личностные УУД: «Беседа о школе» (модифицированная методика Т.А. Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина, Цвето-рисуночный тест А.О. Прохорова и Г.Г. Генинг.
- Регулятивные УУД: Графический диктант, «Образец и правило» (А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман).
- Познавательные УУД: Проба на определение количества слов в предложении (С.Н.Карпова), «Исключение лишнего» (тест А. Отиса – Р. Леннона) .
- Коммуникативные УУД: Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман).
- Итоговая.
- Личностные УУД: Тест «Лесенка», Опросник Н. Г.Лускановой "Оценка уровня школьной мотивации», Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи, Анкета Л.М.Ковалевой «Психологический анализ особенностей адаптации
- первоклассников к школе».
- Регулятивные УУД: Методика «Кодирование», «Корректурная проба».
- Познавательные УУД: Методика на определение уровня вербального (абстрактного) мышления (по К. Йерасеку), методика «10 слов» (А.Л.Венгер,Г.А. Цукерман).
- Коммуникативные УУД: Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман).
|
| 2 класс - Личностные УУД: Опросник мотивации Н.Г. Лукановой, Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж.Пиаже) Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха.
- Регулятивные УУД: Тест «Сложная фигура» (А.Рей), методика «Пиктограмма» (А.Р. Лурия).
- Познавательные УУД: Методика «Исключение слов», методика «Вербальная фантазия».
- Коммуникативные УУД: «Узор под диктовку» (Цукерман и др., 1992). «Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж.Пиаже; Флейвелл); Социометрия.
|
| 3 класс - Личностные УУД: Анкета Т.И. Юферевой, «Три оценки» (методика А.И.Липкиной, Задание на выявление уровня моральной децентрации (Ж.Пиаже).
- Регулятивные УУД: Проба на внимание (П.Я.Гальперин и С.Л. Кабельницкая).
- Познавательные УУД: Методика «Счет»; Методика «Слова» Т.И. Юферевой, Методика "Логические задачи" (А. 3. Зак).
Коммуникативные УУД: Задание «Совместная сортировка» (Бурменская, 2007), Социометрия. |
| 4 класс - Личностные УУД: Рефлексивная самооценка учебной деятельности. Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э.Туриелю в модификации Е.А.Корчагиной и О.А.Карабановой) Методика КТО Я? (модификация методики Куна).
- Регулятивные УУД: Методика диагностики уровня сформированности действия рефлексии, методика диагностики уровня сформированности внутреннего плана действий (А.З. Зак)
- Познавательные УУД: Методика для определения уровня умственного развития младших школьников Э. Ф. Замбацявичене. Сформированность универсального действия общего приема решения задач (по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой).
- Коммуникативные УУД: Задание «Дорога к дому», Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А.), Социометрия.
|
Сформированности психологических особенностей. | - Система из трех методик: «Рисунок человека», «Образец и правило», «Графический диктант».
|
Диагностика интеллектуальных способностей
| - Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7 лет (МЭДИС) Е. И. Щебланова, И. С. Аверина, Е. Н. Задорина;
- Проверка способности извлекать информацию на слух;
- Понимание причинно-следственных связей;
- Исследование словесно-логического мышления учащихся вторых классов;
- Тест «Сформированность навыка чтения»;
Исследование словесно-логического мышления (Э.Ф. Замбацявичене). |
Диагностика школьной тревожности | - Прихожан А.М. Проективная методика для диагностики школьной тревожности;
Рисуночные методики по диагностике эмоционально-аффективной сферы: «Нарисуй человека», «Кинетический рисунок семьи», «Дом-дерево-человек» (Ф..Гудинаф−Д.Харрис, А.Керн – Я.Йерасек, Р.Бернс, С.Кауфман) |
Диагностика школьной мотивации | - Анкета для оценки уровня школьной мотивации
- Н. Лускановой;
- Проективные методики «Школа звере», «Я школьник», «Что я люблю в школе».
|
Подростковый и старший школьный возраст |
|
Диагностика уровня развития познавательных процессов | - ШТУР;
- Красно-черные таблицы Шульте;
- Методика “Отыскивания чисел”;
- Методика пиктограмм (по А.Р. Лурии);
- Методика “Простые аналогии” и “Сложные аналогии”, “Сравнение понятий”, “Выделение существенных признаков”, “Числовые ряды” ;
- Г.Бурдон «Корректурная проба».
|
Диагностика личностных особенностей | - Тест Филипса;
- Исследование самооценки Дембо-Рубинштейн:
- Тест-опросник на выявление акцентуации характера К. Леонгард (мод. Шмишека);
- ПДО Личко;
- Тест Люшер;
- Проективная методика - «Дом Дерево Человет» Р.Бернс, «Тест несуществующее животное»;
- Методика диагностики направленности учебной мотивации Т.Д. Дубавицкая;
- Басса-Дарки (мод. Сафина) Методика диагностики показателей и форм агрессии;
- «Кто Я»;
- «Карта интересов личности».
|
Диагностика межличностных отношений в коллективе и семье | - Методика Лири;
- Метод социаметрических измерений;
- Тест “Подростки о родителях” (Вассерман, Горькавая, Ромицина);
- Р.Бернс «Кинетический рисунок семьи»;
- Р.Жиль Проективная методика исследования семейного состояния (межличностные взаимоотношения).
|
Критические ситуации | Диагностическая анкета о критических ситуациях подростков (по В.В. Овчаровой |
Диагностика интеллектуальных способностей
| - Тест Амтхауэра;
- Методика Мюнстерберга;
- КОТ Краткий Ориентировочный тест;
- Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT) Р. Кеттел;
- Матрицы Ровена;
Методика «Интеллектуальная лабильность». |
Диагностика личностных особенностей и межличностных отношений | - “Тест Руки” Э. Вагнера;
- Рисуночная методика “Нарисуем свой характер”;
- Опросник Айзенка «Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности»,
- Методика РАТ (Л. Н. Собчик);
- Проективная методика - ТНЖ “Счастливое НЖ”, “Злое несуществующее животное”, “Несчастное несуществующее животное”;
- Методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т.А.Немчинова);
- Проективная методика - “Рисунок семьи”, “Семья животных”;
Цветовой тест отношений (ЦТО). |
Профессиональная ориентация | - Тест Голланда;
- Анкета интересов личности;
- Матрица выбора профессии;
- Опросник готовности к профессиональному самоопределению;
- “Перекресток”;
- ДДО (Е. Климов);
- Методика изучения статусов профессиональной идентичности (автор А.А. Азбель);
- Тест «Стратегии и модели преодолевающего поведения (автор Никифиров Г.С.);
- Методика Н. Холла на определение уровня Эмоционального Интеллекта;
- Методика «Опросник профессиональной готовности».
- (Л. Н. Кабардовой);
- Ценностные ориентации – мечты, желания;
Самооценка уверенности в себе. |
Педагогический коллектив |
|
Особенности личности и оценка профессиональной направленности | - Методика Юнга;
- Тест агрессивности (А. Ассингера),;
- Тест общительности (В. Ряховский);
- Методика на выявление способов реагирования в конфликте (К.Н. Томаса);
- Опросник профессиональной направленности учителя,
- Тест на выявление тенденций к стилям лекционного общения.
|
Родители |
|
| - Опросник родительского отношения,
методика диагностики личности с помощью психогеометрического теста С. Делингера (адаптация А.А. Алексеевой и Л.А. Громовой); - В.В.Ткачева «Лесенка для родителей»;
- Методика Отношение к детям (тест родительского отношения) Авторами методики являются Я.А. Варга, В.В. Столин.).
|