Паспорт кабинета педагога-психолога

Харисова Лейсан Ильдаровна

 

Паспорт кабинета

педагога-психолога

                      Педагог-психолог:

                                            Харисова Л.И.

 

 

Пояснительная записка

         Специализированный кабинет педагога-психолога предназначен для квалифицированной консультативно - методической, психологической и психокоррекционной помощи детям, их родителям и педагогам по вопросам  обучения.

         Основная задача: обеспечение психологических условий для оптимального психического развития детей в образовательном учреждении.

         Основной принцип работы: индивидуальный подход к детям.

 Направления деятельности и содержание работы.

Психологическая работа осуществляется по следующим направлениям:

·  Психопрофилактическая работа.

·  Психодиагностическая работа.

·  Развивающая и психокоррекционная работа.

·  Консультативная работа.

·  Психологическое просвещение и образование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasport_kabineta_pedagoga.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное образовательное учреждение                                                 средняя общеобразовательная школа  «Баярд» с

углубленным изучением отдельных предметов

Паспорт кабинета

педагога-психолога

                      Педагог-психолог:

                                            Харисова Л.И.

Пояснительная записка

        Специализированный кабинет педагога-психолога предназначен для квалифицированной консультативно - методической, психологической и психокоррекционной помощи детям, их родителям и педагогам по вопросам  обучения.

        Основная задача: обеспечение психологических условий для оптимального психического развития детей в образовательном учреждении.

        Основной принцип работы: индивидуальный подход к детям.

 Направления деятельности и содержание работы.

Психологическая работа осуществляется по следующим направлениям:

·  Психопрофилактическая работа.

·  Психодиагностическая работа.

·  Развивающая и психокоррекционная работа.

·  Консультативная работа.

·  Психологическое просвещение и образование.

1. Инструктивно-нормативные документы

        Закон об образовании Российской Федерации после принятия закона № 122-ФЗ от 22.08.2004.

        Международная конвенция о правах ребёнка.

        Федеральный закон о защите детей от информации причиняющий вред их здоровью и развитию Принят: Государственной Думой 21 декабря 2010 года. Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2010 года.

        Решение Коллегии Минобразования РФ от 27.05.1997 N 6/1 "О стратегии воспитания и психологической поддержке личности в системе общего и профессионального образования" Источник публикации: "Вестник образования", N 10, 1997; "Образование в документах", N 16, 1997.

Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 03.07.1998) Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 23.07.2008).

«О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования» Письмо  Минобразования РФ от 27.06.2003 N 28-51-513/16

Должностная инструкция педагога-психолога.

2. Документация педагога-психолога:

1. Годовой перспективный план работы педагога психолога.

2. Журнал учета проведенной работы

3. График работы

4. Программы и методы психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работы.

5. Аналитический отчет о проведенной работе за год, утвержденный руководителем учреждения.

3. Программы и материалы, дополняющие программы

        Программа внеурочной деятельности по психологии: «Развитие творческих познавательных способностей»;

        Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации  первоклассников;

        Глазунов, Д.А. Психология. 1 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением/ авт.-сост. Д.А. Глазунов. – М.: Издательство «Глобус», 2008. – 240с. – (Школьный психолог).

        Глазунов, Д.А. Психология. 2 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением/ авт.-сост. Д.А. Глазунов. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 240с. – (Школьный психолог).

        Глазунов, Д.А. Психология. 3 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением/ авт.-сост. Д.А. Глазунов. – М.: Издательство «Глобус», 2010. – 190с. – (Школьный психолог).

        Мухаметова Р.М. Психология. 1-2 классы. Разработки занятий. – Изд. 2-е, переработанное/ Сост. Р.М. Мухаметова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 112с.

        Мухаметова Р.М. Психология. 3-4 классы. Разработки занятий. – Изд. 2-е, переработанное/ Сост. Р.М. Мухаметова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 112с.

        Мухаметова Р.М. Психология. Разработка занятий. 7 класс. Сост. Мухаметова Р.М. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.- 112с.

        Панфилова М.А. Психопрофилактические и коррекционные сказки для школьной адаптации.

        Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, 1 класс, + Программа курса «РПС» - 3-е изд, перераб. – М.: Росткнига,2009. – 270с.

        Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Рабочая тетрадь

        Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (2 класс) / Рабочая тетрадь

        Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей / Методическое пособие, 3 класс, + Программа курса «РПС» - 3-е изд, перераб. – М.: Росткнига,2009. – 270с.

        Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (3 класс) / Рабочая тетрадь

4.  Диагностический материал

Перечень диагностических методик,

применяемых в практической работе

Основная направленность методики (теста)

Название методики

Дошкольный возраст

Определение уровня мотивационной готовности к школе

  • «Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников»  М.Р. Гинзбург;
  • «Экспресс-тест на мотивационную готовность к школе»;
  • «Мотивационная готовность» А. Венгер;
  • Тест "Мотивационная готовность", диагностирующий внутреннюю позицию школьника (по Т.Д. Марцинковской);

Тест для определения мотивационной готовности, осведомленности   и отношения ребёнка к школе.

Определение уровня социальной готовности

  • Экспериментальная беседа по определению «Внутренней позиции школьника» разработана Н.И. Гуткиной;
  • Социометрические методики «Два дома», «Капитан корабля»;
  • Тест "Лесенка" для исследования самооценки (По Т.Д. Марцинковской).

Определение волевой готовности

  • «Графический диктант»;
  • Лото Когана;
  • Для определения личностной готовности: Тест-опросник на определение школьной зрелости;
  • Лестница;
  • Три желания

Внимание

  • Методика «Вежливость»;

Методика «ДА и нет»

Память.

  • Методика «Назови цифры»

Методика «Запомни фразы»

Мышление

  • Методика «Домик на полянке»
  • «Подбери пару»;
  • «Доски Сегена»;
  • «Разрезная картинка»;
  • «Найди сходства и отличия»;
  • «Картинка или рассказ со скрытым смыслом»;
  • «Перепутаницы»;
  • «4-й лишний»;
  • Серия картинок»;
  • «Объясни пословицу, крылатое выражение»;
  • «Предметная классификация»;
  • «Кубики Коса»;
  • «Выделение предметов на зашумленном фоне»;
  • «методика 10 слов» А.Р. Лурия;
  • «Методика 5 слов» по Леонтьеву;

« Отгадывание загадок».

Развитие мелкой моторики у дошкольников

  • Методика «Змейка»;

Методика «Продолжи узор».

Младший школьный возраст

Методический комплекс диагностики уровня сформированности УУД

у обучающихся в начальной школе

1 класс

  • Стартовая.
  • Личностные УУД: «Беседа о школе» (модифицированная методика Т.А. Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина, Цвето-рисуночный тест А.О. Прохорова и Г.Г. Генинг.
  • Регулятивные УУД: Графический диктант, «Образец и правило» (А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман).
  • Познавательные УУД: Проба на определение количества слов в предложении (С.Н.Карпова), «Исключение лишнего» (тест А. Отиса – Р. Леннона) .
  • Коммуникативные УУД: Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман).
  • Итоговая.
  • Личностные УУД: Тест «Лесенка», Опросник Н. Г.Лускановой "Оценка уровня школьной мотивации», Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи, Анкета Л.М.Ковалевой «Психологический анализ особенностей адаптации
  • первоклассников к школе».
  • Регулятивные УУД: Методика «Кодирование», «Корректурная проба».
  • Познавательные УУД: Методика на определение уровня вербального (абстрактного) мышления (по К. Йерасеку), методика «10 слов» (А.Л.Венгер,Г.А. Цукерман).
  • Коммуникативные УУД: Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман).

2 класс

  • Личностные УУД: Опросник мотивации Н.Г. Лукановой, Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж.Пиаже) Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха.
  • Регулятивные УУД: Тест «Сложная фигура» (А.Рей), методика «Пиктограмма» (А.Р. Лурия).
  • Познавательные УУД: Методика «Исключение слов», методика «Вербальная фантазия».
  • Коммуникативные УУД: «Узор под диктовку» (Цукерман и др., 1992). «Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж.Пиаже; Флейвелл); Социометрия.

3 класс

  • Личностные УУД: Анкета Т.И. Юферевой, «Три оценки» (методика А.И.Липкиной, Задание на выявление уровня моральной децентрации (Ж.Пиаже).
  • Регулятивные УУД: Проба на внимание (П.Я.Гальперин и С.Л. Кабельницкая).
  • Познавательные УУД: Методика «Счет»; Методика «Слова» Т.И. Юферевой, Методика "Логические задачи" (А. 3. Зак).

Коммуникативные УУД: Задание «Совместная сортировка» (Бурменская, 2007), Социометрия.

4 класс

  • Личностные УУД: Рефлексивная самооценка учебной деятельности. Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э.Туриелю в модификации Е.А.Корчагиной и О.А.Карабановой) Методика КТО Я? (модификация методики Куна).
  • Регулятивные УУД: Методика диагностики уровня сформированности действия рефлексии, методика диагностики уровня сформированности внутреннего плана действий (А.З. Зак)
  • Познавательные УУД: Методика для определения уровня умственного развития младших школьников Э. Ф. Замбацявичене. Сформированность универсального действия общего приема решения задач (по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой).
  • Коммуникативные УУД: Задание «Дорога к дому», Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А.), Социометрия.

Сформированности психологических особенностей.

  • Система из трех методик: «Рисунок человека», «Образец и правило», «Графический диктант».

Диагностика интеллектуальных способностей

  • Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7 лет (МЭДИС) Е. И. Щебланова, И. С. Аверина, Е. Н. Задорина;
  • Проверка способности извлекать информацию на слух;
  • Понимание причинно-следственных связей;
  • Исследование словесно-логического мышления учащихся вторых классов;
  • Тест «Сформированность навыка чтения»;

Исследование словесно-логического мышления (Э.Ф. Замбацявичене).

Диагностика школьной тревожности

  • Прихожан А.М. Проективная методика для диагностики школьной тревожности;

Рисуночные методики по диагностике эмоционально-аффективной сферы: «Нарисуй человека», «Кинетический рисунок семьи», «Дом-дерево-человек» (Ф..ГудинафД.Харрис, А.Керн – Я.Йерасек, Р.Бернс, С.Кауфман)

Диагностика школьной мотивации

  • Анкета для оценки уровня школьной мотивации
  • Н. Лускановой;
  • Проективные методики «Школа звере», «Я школьник», «Что я люблю в школе».

Подростковый и старший школьный возраст

Диагностика уровня развития познавательных процессов

  • ШТУР;
  • Красно-черные таблицы Шульте;
  • Методика “Отыскивания чисел”;
  • Методика пиктограмм (по  А.Р. Лурии);
  • Методика “Простые аналогии” и “Сложные аналогии”, “Сравнение понятий”, “Выделение существенных признаков”, “Числовые ряды” ;
  • Г.Бурдон «Корректурная проба».

Диагностика личностных  особенностей

  • Тест Филипса;
  • Исследование самооценки Дембо-Рубинштейн:
  • Тест-опросник на выявление акцентуации  характера К. Леонгард (мод. Шмишека);
  • ПДО Личко;
  • Тест Люшер;
  • Проективная методика  - «Дом Дерево Человет»  Р.Бернс, «Тест несуществующее животное»;
  • Методика диагностики направленности учебной мотивации Т.Д. Дубавицкая;
  • Басса-Дарки (мод. Сафина) Методика диагностики показателей и форм агрессии;
  • «Кто Я»;
  • «Карта интересов личности».

Диагностика межличностных отношений в коллективе и семье

  • Методика Лири;
  • Метод социаметрических измерений;
  • Тест “Подростки о родителях” (Вассерман, Горькавая, Ромицина);
  • Р.Бернс «Кинетический рисунок семьи»;
  • Р.Жиль Проективная методика исследования семейного состояния (межличностные взаимоотношения).

Критические ситуации

Диагностическая анкета о критических ситуациях подростков (по В.В. Овчаровой

Диагностика интеллектуальных способностей

  • Тест Амтхауэра;
  • Методика Мюнстерберга;
  • КОТ  Краткий Ориентировочный тест;
  • Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT) Р. Кеттел;
  • Матрицы Ровена;

Методика «Интеллектуальная лабильность».

Диагностика личностных особенностей и межличностных отношений

  • “Тест Руки” Э. Вагнера;
  • Рисуночная методика “Нарисуем свой характер”;
  • Опросник Айзенка «Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности»,
  • Методика РАТ  (Л. Н. Собчик);
  • Проективная методика - ТНЖ “Счастливое НЖ”, “Злое несуществующее животное”, “Несчастное несуществующее животное”;
  • Методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т.А.Немчинова);
  • Проективная методика - “Рисунок семьи”, “Семья животных”;

Цветовой тест отношений (ЦТО).

Профессиональная  ориентация

  • Тест Голланда;
  • Анкета интересов личности;
  • Матрица выбора профессии;
  • Опросник готовности к профессиональному самоопределению;
  • “Перекресток”;
  • ДДО (Е. Климов);
  • Методика изучения статусов профессиональной идентичности (автор А.А. Азбель);
  • Тест «Стратегии и модели преодолевающего поведения (автор Никифиров Г.С.);
  • Методика Н. Холла на определение уровня Эмоционального Интеллекта;
  • Методика «Опросник профессиональной готовности».
  • (Л. Н. Кабардовой);
  • Ценностные ориентации – мечты, желания;

Самооценка уверенности в себе.

Педагогический коллектив

Особенности личности и оценка профессиональной направленности  

  • Методика Юнга;
  • Тест агрессивности (А. Ассингера),;
  • Тест общительности (В.  Ряховский);
  • Методика на выявление способов реагирования в конфликте (К.Н. Томаса);
  • Опросник профессиональной направленности учителя,
  • Тест на выявление тенденций к стилям лекционного общения.

Родители

  • Опросник родительского отношения,  

методика диагностики личности с помощью психогеометрического теста  С. Делингера (адаптация А.А. Алексеевой и Л.А. Громовой);

  • В.В.Ткачева  «Лесенка для родителей»;
  • Методика  Отношение к детям (тест родительского отношения) Авторами методики являются Я.А. Варга, В.В. Столин.).

5. Методическая литература:

        Айзенк Г.Й. Как измерить свой интеллект. Коэффициент JQ/ Пер. с англ. Н. Кириленко. – СПб.: 2005. – 224с.

        Астапов В.М. Тревожность у детей. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 160с.

        Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.

        ВенгерА.Л. ЦуерманГ.А. Психологичеккое обследование младших школьников. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС., 2001.-160 с.

        Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощ. Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Союз», - 2002, - 160с.

        Бретт Д. Жила была девочка похожая на тебя. Библиотека психологии и психотерапии.

        Диагностика эмоционально-нравственного развития/ Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб.: Издательство «Речь», 2002. – 17с.

        Дилтс Р. Фокусы языка. – СПб.: Питер, 2000. – 320 с.

        Зинкевич-Евсигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии – 2-е изд.перераб. и доп. СПб.: Речь, 2013. – 320с.

        Курс практической психологии /Автор-сост Р.Р.Кашапов.- Ижевск.: Изд-во Удм.ун-та, 1999.-448с.

        Мочалова Н.М. Одаренность и её развитие/ ред. Королева Л.Ю.

        Мочалова Н.М. Блестящая память это реально. Учебно-методическое пособие. Уфа, 2001, 65с.

        Мочалова Н.М. Задачи на развитие комбинаторного мышления. Сборник №1. Учебно-методическое пособие. Уфа, 2001, 66с.

        Мочалова Н.М., Ермилова Развитие внимания. Учебно-методическое пособие. Уфа, 2001, 54с.

        Осницкий А.К. Психология самостоятельности. Эль-Фа  Серия «Библиотека психолого-педагогической литературы»

        Пиз А. Язык телодвижений. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 272 с.

        Самоукина Н Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. М.: ИНТОР, 1997.-192с.

        Сирдюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2002 – 128с.

        Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психолический практикум». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 160с.

        Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Ред.-сост. Д.Я.Райгородский  

        Практическая психология в тестах – М.: АРС-ПРЕСС, 1998 с. 376

        Проективная методика для диагностики школьной тревожности. Учебно –методическое пособие  /Сост. И.Б. Дерманова.- СПб.: Издательство «Речь, 2002. – 52с.»

        Психологическая помощь подростку в кризисных: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги /авт.-сост. М.Ю.Михайлина, М.А.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 207 с.

        Романова  Графические методы в практической психологии. – СПб.: Речь, 2002. – 416 с.

        Рудестам К. Групповая психотерапия – СПб.: Издательство  «Питер», 2000. – 384с. (серия «Мастера психологии»)

        Узорова О. Нефедова Е. 1000 упражнения для подготовки к школе.

        ШевандринН.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС,1999.-512с.:ил.

        Шарохина в.Л. Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий. – М.: Национальный книжный центр, 2012 – 48с.

        Школьный тест умственного развития: Учебно-методическое пособие/ Сост. Ж.А. Балакшина, Т.В. Прохоренко . – СПб.: Издательство «Речь», 2002. – 32с.

        Халикова Л.Р. Психологическое обеспечение федеральных государственных образовательных стандартов: начальная школа: учебно методическое пособие. – Уф: ИРО РБ, 2012. – 116с.

        Хухлаева О.В.  Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (7 - 8 классы) Автор: Хухлаева О.В. Издательство: Генезис Год: 2007 Страниц: 167 с.

6. Материально-техническое оснащение и организация пространства кабинета

        Реализация комплекса коррекционных, консультативных мероприятий предполагает проведение занятий в специально оборудованном помещении психологического кабинета.

Оборудование кабинета:

        Аквариум, детский стол, детский стул, шкаф для пособий, стол-парта,   стул взрослый, диван, настенное зеркало, тумбочка,  пластиковая полка, палас напольный, доска настенная магнитно-маркерная, ящики для документации.

Технические средства:

  • Музыкальный центр с набором аудиодисков;
  • Компьютер (электронная база данных);
  • Принтер;
  • Мультимедиа:  Презентации к урокам.

Методические материалы:

Практические материалы для психологической работы в комнате;

Набор игрушек, настольных игр, соответствующих возрасту детей;

Набор различных материалов  (краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага и т. п.);

Методы компьютерной диагностики:

  • Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса.
  • Методика оценки профессионального личностного типа Джона Голланда.
  • Карта интересов Голомштока
  • КОС (Коммуникативные и организаторские склонности)
  • Цветовой тест Люшера

Библиотека практического психолога;

Раздаточный материал для учащихся, учителей, участников групп социально-психологического тренинга или для других групповых занятий (бланки к тестам).

7. Организация пространства кабинета.

        Учитывая специфику задач, кабинет практического психолога территориально включает  несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение.

        Зона диагностики:  рабочий стол, картотека с данными о детях, учителях, родителях как клиентах кабинета: закрытая картотека, содержащая данные и результаты обследований (недоступная посторонним).

        Консультативная зона: мягкие кресла, удобный  диван, аквариум с  неярким освещением создают обстановку уюта, защищенности, располагают к расслаблению, успокоению, способствуют открытому, доверительному общению в условиях индивидуального, группового консультирования.

        Зона игровой терапии: мягкое покрытие полов;  игрушки, поделочные материалы, карандаши, альбомы. Все это обеспечивает простоту адаптации детей к условиям работы в кабинете и способствует снятию напряженности.

        Зона релаксации и снятия психоэмоционального напряжения: мягкий диван, музыкальный центр с набором аудиозаписей, аквариум с  неярким освещением.

        Рабочая зона педагога-психолога: рабочий стол, документация педагога-психолога, портфолио педагога, творческая папка педагога, компьютер.

        

        8. Фитодизайн

        Растения, способствуют созданию оптимальных санитарно-гигиенических и эстетических условий для  организации занятий и отдыха учащихся.

        9. Цветовое оформление кабинета

        Цвет оказывает влияние на психическое состояние человека и способен изменить его настроение, поэтому, при оформлении кабинета важно учитывать требования цветопсихологии. Кабинет окрашен светлым желто-зеленым цветом,  вызывающим ощущение легкости и чувственное восприятие мира.