Стресс и приемы его регуляции
Это занятие можно проводить как профилактическое с учащимися 9-х и 11-х классов, как психологическую подготовку перед сдачей экзаменов. В занятии исполььзуются и раскрываются упражнения телесной терапии.ю аромо терапии и др...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Профилактическоое занятие для уч-ся 9 и 11 классов перед экзаменами. | 461 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинговое занятие
Стресс
и
приемы его регуляции
Воронежская область
Бобровский район
с Хреновое
МОУ Хреновская сош №1
Автор: Моргунова Э.Н.
педагог-психолог
Цель: Формирование навыков саморегуляции для снятия негативных последствий стресса.
Задачи: Познакомить учащихся с понятием стресс и его видами.
Понимать значение стресса в жизни человека.
Гармонизировать психоэмоциональное состояние.
Развивать у подростков сенсорно-перцептивную сферу.
Познакомить подростков со способами саморегуляции в преодолении стресса.
Помочь овладеть навыками их применения.
Формировать умения саморефлексии у подростков.
Оборудование: ватман, маркер, магнитофон, газеты, мультимедийный проектор , слайды с изображением природы, эфирные масла используемые для снятия стресса и напряжения ( например: ромашковое, иланг-иланг, апельсиновое), аудио кассеты с музыкой: Чайковского, Моцарта, Грига, Ф.Гойя, Бетховена, с композицией тяжелого рока; а также со звуками воды и птиц.
Ход занятия
1. Приветствие ведущего и игра-активатор «Друг к другу»
( 2 мин)
- Здравствуйте, ребята. Сегодняшнее наше занятие посвящено способам снятия негативных последствий стресса. Но сначала я предлагаю вам сыграть в игру.
Вам необходимо свободно перемещаться по аудитории и выполнить мои команды. Когда я скажу: «Друг к дружке», - вы должны найти себе пару. После того как вы найдете пару, я дам вам задания игра проходит под плавную музыку)
И так начали: « Друг к другу!»
Теперь пожмите друг другу руку, прикоснитесь друг к другу - нога к ноге, нос к носу, голова к голове, ухо к уху, щека к щеке и пр.
Снова двигайтесь по залу и ищите новую пару. Игра продолжается в новых парах.
Обсуждение:-Какие ощущения вы испытывали? Расскажите об этом с помощью ассоциаций.( передается мягкая игрушка и каждый из участников называет предмет или явление с которым у него ассоциировались ощущения от игры)
2.Упражнение « Интервью»(1,5 мин)
- А теперь мы с вами попробуем взять интервью. Мы знаем, журналистам приходится разговаривать с людьми иногда в сложных обстоятельствах , и они справляются с задачей. Вы сейчас разделитесь на пары и получите опросные листы, ваша задача взять интервью.( Как только участники получают опросные листы, включается громко музыка тяжелого рока, которая длится до конца интервью)
Лист1 | Лист2 |
1.Что для вас стресс? | 1.Кто или что вас раздражает? |
2.Испытывают ли стресс ваши близкие? | 2.Что обычно вы говорите близким ,когда вы видите что они напряженны? |
3.На что похоже ваше стрессовое состояние? | 3.Могли бы вы вообще не испытывать стресс? |
Обсуждение: - Что раздражало вас? Что мешало?
3.Упражнение « Лепка» (2мин)
- А сейчас попробуйте слепить из газеты (она заранее подготовлена для каждого подростка) свое ощущение от этого упражнения. Если это что-то приятное то может быть шар, что-то мягкое, а если неприятные, то можно даже разорвать на кусочки. Все зависит от вашего внутреннего состояния.
4. Мини-лекция « Возникновение стресса и его виды»(5 мин)
план
А) Что такое стресс.
Б) Как он возникает.
В) Стресс «Кролика»
Г) Стресс «Льва»
Обсуждение: Кто из вас испытывал стресс «Кролика» или «Льва»? каких ситуациях?
Как вы думаете, стресс может положительно влиять на нас?
А в чем оно заключается?
А какие отрицательные последствия вам известны?
Стоит ли их избегать?
5.Знакомство со способами саморегуляции в преодолении негативных последствий стресса. (15 мин)
- Умеете ли вы справляться со своим стрессом?
Давайте сейчас вместе вспомним, как мама утешает своего ребенка? (гладит)
Как это делает друг? (похлопывает по плечу)
А любимый? (обнимает)
А как сын утешает мать? (прижимается, целует)
А если нет никого рядом? Вот сейчас я дам вам несколько советов о том, как самому себе помочь преодолеть негативные последствия стресса и мы с вами попробуем им научиться.
5.1Похлопывание по коленям, щекам.
5.2.Поглаживание.
5.3. «антистрессовая точка»
.
5.4. « Божественные ворота»( снимает крайнюю раздраженность)
5.5 «Мудра земли» (снимает стрессы, повышает самооценку)
Сложите большой и безымянный пальцы кольцом, остальные выпрямите. Закройте глаза и замрите.
5.6. «Лестница небесного храма» (снимает состояние безысходности, тоски, улучшает настроение)
Сложите пальцы в виде лестницы: большой на большой, безымянный на безымянный итд. Мизинцы выпрямите, и замрите на несколько минут. Улыбнитесь!
5.7. «Сова и совенок» (освобождает от напряжения)
Схватите и плотно сожмите мышцы правого плеча левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Вдохните глубоко и разведите плечи. Посмотрите через левое плечо и разведите плечи. Опустите подбородок на грудь и глубоко вдохните, расслабляя мышцы. Повторите тоже с левым плечом.
5.8. « Крюки» (поднимает настроение, улучшает позитивное отношение)
5.9. Упражнение «расслабление»
Руки сложить за спиной в замок и потянуться, напрягая спину. Расслабить мышцы. Расцепить руки.
Пошевелите пальцами ног.
( можно использовать и такие упражнения как «Энергизатор», «Кнопки баланса», «Слон», кнопка «радость жизни»)
6.Показ слайдов.(3 мин)
-А теперь попробуем другой вид расслабления. Мы оставим в покое наше тело и совершим небольшую прогулку.(начинается показ слайдов в сопровождении звуков воды и птиц)
Обсуждение: Что чувствовали сейчас?
7.Элементы аромотерапии.(2 мин)
-Что усиливает наши зрительные ощущения? Конечно, запах. Каждый из вас уже знает, что запахи играют особую роль в нашей жизни. Одни, например, напоминают нам приятные события, например, запах апельсина-напоминает праздник. А еще он помогает снять напряжение, депрессию, сильную усталость, повышает работоспособность. ( демонстрация масла сладкого апельсина). Есть еще такие ароматические эфирные масла как «иланг-иланг» (снимает состояние стресса, нервное истощение, беспокойство.), лавандовое, ромашковое, масло душицы и т д. Немного масла можно втереть в область щитовидной железы и висков. Должны ощутить растекающееся тепло по телу. Осторожно применять аллергичным людям.
8.Игра «Почеркушки» (5 мин)
А сейчас мы немного поиграем : вы прослушаете музыкальнее фрагменты и во время прослушивания начеркаете что-нибудь с помощью штрихов, завитушек, крючков и др. Попробуйте начеркать то, что вам навеет музыка.( раздается бланк, включается запись)
Бланк для игры.
1 | 3 | 5 |
2 | 4 |
9.Рефлексия.(5 мин)
- Очень хорошо, вы замечательно поработали.
Что оказалось на этом занятии интересным и полезным для вас?
А может быть что-то вам не понравилось?
10. Ритуал прощания.(1 мин)
Под музыку с закрытыми глазами надо прикоснуться к ладоням друг-друга, почувствовать тепло, чтобы полученная энергия на этом занятии стала еще больше.
Литература.
- «Психологическое здоровье в условиях школы»- Федоренко Л.Г.,- КАРО,2003г.
- «Антистрессовая аптека» - Бандурка А. М., Бочарова С.П.,-Харьков, ООО «Фортуна-пресс», 2000г.
- «Что вы знаете и чего не знаете о себе», Степанов С.О.,М.2001г.
- «Профилактика подростковой наркомании», Белогуров С.Б., Климович В.Ю.,М.2003г.
- «Психология», Д.Майерс,Питер, 2003г.
- «Я и все-все-все»,Родионов В.А.,Ярославль,2002г.
- «Школьный психолог», №8, 2006г.