Рабочая программа по внеурочной деятельности "Жизненные навыки в третьем классе"
Программа составлена на основе программы С.В.Кривцовой «Жизненные навыки. Уроки психологии в начальной школе» в рамках Федеральной программы Правительства РФ «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhiznennye_navyki_3_klass.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 471
Выборгского района Санкт-Петербурга
«Рассмотрено» на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол № _______________ от «_____» июня 201… года Руководитель методического объединения: ____________ | «Согласовано»: Заместитель директора по УВР _______________ _______________________ от «___» августа 201…года | «Утверждаю» Директор ГБОУ школа №471 ___________ И.В. Сидорова Приказ № _____________ от «__» августа 201…года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
(социальное направление)
«Жизненные навыки»
3 класс
педагог-психолог: Акоста Анна
программа составлена на основе программы С.В.Кривцовой «Жизненные навыки. Уроки психологии в начальной школе» в рамках Федеральной программы Правительства РФ «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе»
Санкт-Петербург
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Направленность программы – социальная. Основные виды деятельности – познавательная, игровая. Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Актуальность данной программы состоит в том, что в содержании современного начального образования существует определенный дисбаланс между развитием рационального и эмоционального интеллекта (эмоциональный интеллект – способность понимать и усваивать знания о чувствах и с помощью чувств). Последнему уделяется недостаточно внимания. По сути, эмоциональный интеллект детей, их социальная компетентность не являются объектами направленного развития в рамках школьного обучения, так как традиционно считается, что место этим проблемам – в семейном воспитании. В стабильном обществе социальные и жизненные навыки естественным образом транслируются ребенку семьей или формируются в процессе наблюдения за поведением взрослых. В эпоху социальных перемен, когда традиционные формы социальной интеграции более не являются успешными, а ценности «родительского» поколения подвергаются ревизии самими взрослыми, родители и педагоги сталкиваются с трудностями в стандартных воспитательных ситуациях.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Жизненные навыки» составлена на основании учебного пособия: Жизненные навыки. Уроки психологии в третьем классе / Под ред. С. В. Кривцовой, 2002 г., Генезис, Москва.
Программа ориентирована на использование УМК:
- Рабочая тетрадь для 3 класса.
Педагог-психолог или учитель использует учебное пособие:
- Жизненные навыки. Уроки психологии в третьем классе/ Под ред. С. В. Кривцовой, 2002 г., Генезис, Москва.
Цель программы – развитие эмоционального интеллекта детей, развитие толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе.
Задачи:
- создать в рамках образовательного учреждения психологически безопасное место, где чувства и потребности ребенка будут иметь первостепенное значение;
- дать возможность детям пережить опыт безусловного принятия со стороны взрослого-ведущего и научить детей позитивно воспринимать сверстников и самих себя;
- создать возможность получения детьми нетравматического опыта самопознания и познакомить их с некоторыми законами логики чувств и навыками, развивающими эмоциональный интеллект;
- передать ценности уважительного и серьезного отношения к своим и чужим чувствам.
Ожидаемые результаты:
- улучшение психологической и социальной комфортности в классном коллективе, адаптация в социуме;
- развитие регуляторного и познавательного компонентов деятельности;
- укрепление психологического здоровья школьников
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные умения и навыки:
- Предложить кому-либо помощь.
- Выразить свои теплые чувства другому.
- Осознать свои чувства.
- Наградить себя.
- Определять, что мне нравится.
- Извиняться.
- Справляться со своими эмоциями.
- Благодарить.
- Занять свое свободное время.
- Проявить заботу о другом.
Метапредметные умения и навыки:
- Слушать и слышать.
- Задавать вопросы.
- Следовать инструкциям.
- Доводить задание до конца.
- Дискутировать.
- Строить речевое высказывание в устной форме.
Познавательные умения и навыки:
- Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя.
- Учиться исследовать свои качества и свои особенности.
- Учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя.
- Учиться наблюдать.
- Моделировать ситуацию с помощью учителя.
Коммуникативные умения и навыки:
- Говорить и принимать комплименты.
- Не отвлекаться.
- Закончить и начать разговор.
- Делиться.
- Доверительно и открыто говорить о своих чувствах.
- Учиться работать в паре и в группе.
- Выполнять различные роли.
- Слушать и понимать речь других ребят.
- Осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
Описание ценностных ориентиров содержания программы
Ценность чувств – признание ценности своих и чужих чувств и эмоций, что реализуется в общении с людьми.
Ценность безопасности – основывается на осознании принятия людей такими, какие они есть, с их проблемами, чувствами и эмоциями.
Ценность дружбы. Дружба одна из основных сфер человеческой жизни, без которой невозможно решить свои жизненные задачи.
Ценность толератности проявляется в способности принять другого человека, понять его и наладить контакт.
Ценность ответственности – проявление одного из важных человеческих качеств, которое помогает осуществить свои жизненные задачи.
Содержание программы
Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. Программа занятий направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей.
Главный акцент в программе ставится на развитие эмоционального интеллекта ребенка, который включает в себя чувства, потребности, переживания и пристрастия, - то есть субъективный мир человеческой души. Программа формулирует жизненные задачи возраста, знакомит с ними детей и родителей, предлагает обсудить ценности и принципы, лежащие в основе выбора «правильного» способа решения той или иной задачи и предполагает наиболее адекватные способы решения. В рамках программы происходит решение не столько познавательных, сколько личностных задач младших школьников.
Чувства и эмоции ребенка ставятся на первый план, в ходе прохождения данной программы формируются навыки общения, умения понимать и распознавать свои чувства. На основе теории жизненных задач детей строится содержание кружка, постепенно дети знакомятся с необходимой информацией, которая им поможет в последствие в решении жизненных реальных ситуаций.
В течение третьего класса осваиваются следующие темы:
- «Дом моей души: забота о теле – забота о себе» - дети учатся уважать свое тело и заботиться о нем, формируется философское отношение к телу.
- «Праздники. Ценности и радости» - формирование ценностного отношения к культурным традициям, обрядам и обычаям.
- «Отношения с другими» - рассмотрение многочисленных конфликтов и проблем в отношениях с друзьями: справедливость и дружелюбие как способ хорошо жить вместе.
- «Отношение с собой. Мое достояние» - звучит тема индивидуальности: мое собственное, не похожее на других Я, мои ценности и то, что для меня важно.
Тема «Дом моей души: забота о теле – забота о себе»
- Вводное. Какой я? Помочь детям вспомнить приобретенный в прошлом году опыт работы в группе, принятые правила группового взаимодействия; дать возможность вновь почувствовать себя в атмосфере принятия и понимания, поделиться впечатлениями и быть услышанными.
- Строим тело. Дать детям возможность выразить свое видение тела, создав тело фантастического существа, спокойно обсудить тревоги, связанные с телом.
- Как я воспринимаю мир. Изучаем руки. Обратить внимание детей на то, что воспринимать мир можно разными способами; дать детям возможность изучить свою руку, руку другого человека; помочь осознать, что прикосновения бывают разными; показать в безопасной обстановке, как можно обходиться с разными прикосновениями; создать условия для развития децентрации через «примеривание» на себя роли слепого человека; способствовать развитию милосердия и толерантности.
- Я умею двигаться. Дать детям возможность почувствовать разные движения своего тела, получить удовольствие от движений, сравнить разные движения.
- Забота о теле – это забота о себе. Уточнить жизненную важность заботы о здоровье, обратить внимание детей на связь между здоровьем тела и здоровьем духа; помочь детям более серьезно и заинтересованно отнестись к поддержанию и развитию своей спортивной формы и хорошего самочувствия.
- Портрет в полный рост. Дать детям возможность самим пережить чувство боли и задуматься о том, как по-разному чувствительны к боли другие дети, тем самым способствовать развитию децентрации; организовать ребят на поддержку друг другу с помощью создания большого портрета; познакомить детей со схемой человеческого тела.
Тема «Праздники: ценности и радости»
- Любимый праздник. Помочь детям увидеть, что ощущение праздника, представления о празднике могут различаться у детей и взрослых, а также у разных детей между собой. Научить детей отличать праздничное настроение от любого другого.
- Как просто делать подарки! Показать детям, что праздник можно создавать самому, а делать подарки – искусство, требующее прежде всего фантазии, а не денег.
- Дорога к празднику. Дать детям понять и почувствовать на собственном опыте, что праздник, праздничное настроение может возникнуть и при совсем не праздничных обстоятельствах, что можно самому создать себе праздник.
- Праздник ожидания праздника. Научить детей проявлять терпение в ожидании радостного события.
- Бесконечный праздник. Показать детям ценность праздника, его отличие от будней.
- Радости и ценности. Обратить внимание детей на разнообразие ценностей, развивать в детях толерантность к ценностям других.
- Я готовлюсь к празднику. Показать детям, что ритуалы празднования – это уважение к ценностям других.
Тема «Отношения с другими»
- Карта отношений. Дать возможность ребенку почувствовать, что он, как и каждый человек, включен в систему отношений, что он может активно действовать внутри нее и исследовать ее.
- Отношения, которые мне нравятся. Показать детям, что отношения могут нравиться или не нравиться; прояснить ценности в отношениях для каждого.
- Что я знаю о другом. Дать детям возможность встать на позицию другого человека, проявить эмпатию.
- Планеты и орбиты. Дать понять, что отношения бывают разными, помочь детям научиться распознавать эти отношения, увидеть реальные отношения в классе в этот момент времени.
- Взаимодействие. Дать детям возможность получить разный опыт взаимодействия, понять, как важно знать, что у другого человека есть свои интересы, желания, потребности.
- Путешествие на космическом корабле. Подготовка к полету. Отработать умение договариваться, учитывая интересы других людей.
- Полет на космическом корабле. Дать детям возможность получить опыт проживания конфликтной ситуации в безопасном структурированном пространстве; потренировать децентрацию, выход в метапозицию в конфликтной ситуации; помочь научиться распознавать интересы других сторон конфликта.
- Такие разные отношения. Подвести итоги размышлений о взаимоотношениях, поговорить об ответственности каждого за то, что происходит в отношениях.
Тема «Отношения с собой. Мое достояние»
- Мое достояние. Ввести понятие «достояние», помочь детям осознать, что важно для каждого из них, чего они хотят.
- Кто я? Дать возможность почувствовать, что в разных ситуациях человек выступает в разных ролях.
- Мой стиль. Дать представление об индивидуальном стиле, о том, что входит в это понятие.
- Я глазами других. Дать детям возможность посмотреть на себя глазами других.
- Уважение к чужому достоянию. Научить детей видеть и уважать чужое достояние.
- Самое ценное. Обобщить полученный опыт по данной теме; закрепить и уточнить это понятие, прояснить то, что осталось непонятным.
Последовательность тем основана на понимании построении жизненных навыков, которые опираются на логику чувств. Они состоят из 4 уровней, которые связаны друг с другом. Создавая условия для переживаний 1, 2, 3, и 4 уровней, психолог подводит детей к переживанию полноценного, осмысленного действия.
На первом уровне речь идет о создании базы для отношений доверия, для этого мы рассматриваем тревогу, неуверенность и противопоставляем им чувство безопасности. На втором уровне мы говорим о полноценном проживании жизни – о том, как радоваться и горевать, печалиться и любить. На третьем уровне мы знакомим ребят с тем, что не все, что нам нужно делать, обязательно будет нравиться, и говорим в связи с этим о чувстве долга. Наконец, на четвертом уровне мы рассматриваем, что нам понадобиться, для того чтобы правильно принимать решения и воплощать их в жизнь. Здесь говориться о мужестве и решимости.
Проектный выход программы
На основе изучения каждой темы детьми создаются специальные предметы, которые будут напоминать о проведенном времени и формировать чувство безопасности.
Совместная деятельность:
- Фантастическое тело
- Портрет в полный рост
- Календарь ожидания праздника
Календарно-тематический план
№ | Кол-во часов | Название занятия |
I | 7 | «Дом моей души: забота о теле – забота о себе» |
1 | 1 | Вводное. Какой я? |
2 | 1 | Строим тело. |
3 | 1 | Как я воспринимаю мир. |
4 | 1 | Я умею двигаться. |
5 | 1 | Забота о теле – это забота о себе. |
6 | 2 | Портрет в полный рост. |
II | 9 | «Праздники: ценности и радости» |
1 | 1 | Любимый праздник. |
2 | 2 | Как просто делать подарки! |
3 | 1 | Дорога к празднику. |
4 | 1 | Праздник ожидания праздника. |
5 | 1 | Бесконечный праздник. |
6 | 2 | Радости и ценности. |
7 | 1 | Я готовлюсь к празднику. |
III | 12 | «Отношения с другими» |
1 | 2 | Карта отношений. |
2 | 2 | Отношения, которые мне нравятся. |
3 | 1 | Что я знаю о другом. |
4 | 2 | Планеты и орбиты. |
5 | 1 | Взаимодействие. |
6 | 1 | Путешествие на космическом корабле. Подготовка к полету. |
7 | 2 | Полет на космическом корабле. |
8 | 1 | Такие разные отношения. |
IV | 6 | «Отношения с собой. Мое достояние» |
1 | 1 | Мое достояние. |
2 | 1 | Кто я? |
3 | 1 | Мой стиль. |
4 | 1 | Я глазами других. |
5 | 1 | Уважение к чужому достоянию. |
6 | 1 | Самое ценное. |
Итого: 34 часа |
Методы и средства работы
- Тренинговая форма
- Просмотр мультипликационных отрывков
- Техника коллажа
- Работа с текстами с элементами критического мышления
- Рисование, лепка из пластилина
- Ролевые игры
- Дискуссии, обсуждение вопросов, связанных с темой занятия
- Моделирование образцов поведения
- Рассказывание и разыгрывание историй и сказочных сюжетов
Методическое обеспечение
- рабочая программа курса;
- поурочные разработки для учителя;
- рабочие тетради для ученика.
Материально-техническое обеспечение:
- использование интерактивных средств, наличие канцелярских принадлежностей - цветные карандаши, ручки, белая и цветная бумага, клей, ножницы и т. д.
Список литературы:
- Жизненные навыки. Уроки психологии в третьем классе / Под ред. С. В. Кривцовой. М.: Генезис. 2002.
- С. В. Кривцова. Жизненные навыки. Уроки психологии в 3 классе. Рабочая тетрадь школьника. М.: Генезис. 2009.
- Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг «Навыки конструктивного взаимодействия». М.: Генезис, 2000.
- Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. М.: Генезис. 1999.