Конференция Выявление способностей и сопровождение одарённых детей в условиях сельской школы
Одной из актуальных проблем общества является формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. На первый план выходят определенные требования к такой личности — творческой, активной, социально ответственной, профессионально грамотной, неординарно мыслящей, способной нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи.
В данной статье рассматриваются вопросы выявления и развития одаренности в условиях сельской школы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конференция
Выявление способностей и сопровождение одарённых детей в условиях сельской школы.
Одной из актуальных проблем общества является формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. На первый план выходят определенные требования к такой личности — творческой, активной, социально ответственной, профессионально грамотной, неординарно мыслящей, способной нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи.
Значительную роль в формировании такой личности играет школа. Важно, чтобы именно здесь были созданы все возможные условия, при которых ребенок мог бы всесторонне развиваться и самосовершенствоваться, сохраняя и укрепляя при этом свое физическое, интеллектуальное и психическое здоровье. Перед сельской школой задача индивидуализации образовательного процесса особенно актуальна, так как в рамках одного образовательного учреждения, чаще одного класса, необходимо удовлетворить потребности всех категорий учащихся.
В нашей стране в рамках подпрограммы «Одаренные дети» Федеральной целевой программы «Дети России» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 января 2007г. № 27-р) была предпринята попытка научной разработки концепции одаренности на государственном уровне.
Однако при работе с этими детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, множеством противоречивых теоретических подходов и методов, вариативностью современного образования, а также чрезвычайно малым числом специалистов, подготовленных к работе с одаренными детьми.
Отсюда возникает проблема создания целостной системы работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы, в т.ч. сельской.
По данным исследований одаренность чаще всего остается незамеченной в семьях, где ребенок является первым или единственным. В семьях, где у всех детей высокие способности — одаренность воспринимается как обычное явление, а в семьях где у родителей низкий уровень образования одаренность ребенка часто не замечается. Так же, развитию одаренности в семье мешает установка родителей: «пусть мой ребенок будет как все».
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениям (и/или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Детский возраст — период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.
Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным, внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты. Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.
Одарённость в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.
Исследователи выделяют следующие признаки одаренности, характерные для младших школьников: отличная память, яркое воображение, тонкая моторная координация, превосходное развитие речи, любознательность, активность в исследовании окружающего, готовность усваивать новые знания, доброта, открытость, понятливость, повышенная впечатлительность.
Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).
Выделяются три типа одаренности:
1) очевидная (Моцарт, Чайковский, Ломоносов). Часто явная одаренность может быть "на всю жизнь", а может быть возрастной, до определенного возраста;
2) скрытая, непроявленная. Например, одарен в шахматах, а развить негде: в школе нет кружка, т.е. нужны соответствующие условия;
3) потенциальная. Одаренность не определена, ребенок не попал в те условия, где бы определили, одарен он или нет.
Параметры одаренных детей:
1. Опережающее развитие познания (любопытство, способность прослеживать причинно-следственные связи, отличная память, большой словарный запас, повышенная концентрация внимания, упорство и т.д.).
2. Психосоциальные аспекты (личные системы ценностей, яркое воображение, экстрасенсорное восприятие, обостренное чувство справедливости).
3. Физические характеристики (высокая подвижность, низкая продолжительность сна).
Для одаренных детей характерна особая потребность в умственном поиске, в умственной нагрузке. Стремление к познанию - самая яркая характеристика одаренного ребенка.
Другие качества одаренных детей:
- сверхчувствительность к проблемам (способность видеть проблему);
- склонность к решению проблемных заданий;
- неординарность стиля деятельности, оригинальность мышления, оригинальность во всем;
- познавательная мотивация;
- исследовательская, творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем;
- возможности достижения оригинальных решений;
- возможности прогнозирования и предвосхищения;
- способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.
- быстрое освоение и высокая успешность деятельности;
- чувство удовольствия от деятельности;
- неприятие стандартных заданий и готовых ответов;
- предпочтение парадоксальной, противоречивой, неопределенной
информации;
- склонность к сверхцелям, вызывающая депрессию, неудовлетворенность;
- гибкость мышления;
- легкость генерирования идей (продуктивность мышления);
- легкость к ассоциированию (умение находить аналогии там, где они не просматриваются);
- способность к прогнозированию (предвосхищению, антиципации);
- высокая концентрация внимания;
- широта интересов, склонностей.
Различают следующие виды одаренности:
1. Академическая и общая интеллектуальная одаренность (трудолюбие, усидчивость, высокий уровень обучаемости, умение думать, анализировать, исследовать).
2. Творческая, художественная одаренность и продуктивыное мышление (в отдельных видах творчества, предметах – талантливость, креативность, нестандартное видение мира, нестандартное мышление).
3. Социальная одаренность (лидерство, эмпатия, доброта, коммуникабельность).
Для проявления и становления творческих возможностей ребенка в школе необходимо создать максимальные условия для развития его одаренности:
- уважение к личности и интересам ребенка, серьезное отношение к его вопросам и высказываниям;
- деятельность ребенка должна находиться в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка (в зоне "ближайшего развития");
- поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию;
- демонстрация ребенку того, что его любят таким, какой он есть, а не за достигнутые успехи;
- гибкость в организации учебного процесса (индивидуальные программы, темпы обучения)
- свобода в выборе профиля обучения по склонностям (больше исследовательской деятельности, индивидуализация обучения, создание межклассных секций, межвозрастных групп);
- специальным образом подготовленный персонал;
- коррекция завышенных требований одаренного ребенка к деятельности (самоедство, неумение до конца довести работу), самооценки, диссинхронии (неравномерного психического развития у одаренных детей с дисгармоничным типом развития);
- выстраивание взаимоотношений с родителями по развитию одаренных детей в семье;
Создание таких условий предусматривается при организации образовательного процесса в школе.
Целью взаимодействия семьи и школы — снижение возможности исчезновения одаренности, через развитие познавательной мотивации, мотивации достижения, расширение видов деятельности..
Алгоритм работы учителя с родителями одаренных детей:
- Диагностика семьи: возраст ребенка, вид одаренности, особенности мышления, особенности личности, степень адаптации в коллективе, характеристика семьи (социальный статус, стиль воспитания, пол родителей, взаимоотношения родителей).
- Возможности педагога во взаимодействии — оценить свои ограничения и возможности (границы на сколько можно вмешаться в ситуацию, и что можно сделать).
- Планирование работы с родителями с учетом интересов ребенка.
- Диагностика продвижения ребенка.
Необходимо: создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей.
этого можно достичь, решив следующие задачи:
- развить и поддержать классного руководителя, воспитателя, работающих с одаренными детьми
- создать действенные механизмы поддержки одаренных детей начальной школы;
- осуществлять необходимые мероприятия для выявления одаренных детей.
Заключение
Исследуя тему «Организация работы с одаренными детьми в сельской школе», мы изучили психолого-педагогическую литературу. Нами была охарактеризована одаренность как социально-психологическая проблема, были определены принципы и методы выявления одаренных детей.
Базой нашего исследования была МБОУ «Верховажская начальная общеобразовательная школа».
Для создания условий, влияющих на развитие способностей одаренных детей в сельской школе, была разработана система управленческих действий: изучена концепция одаренности, принята школьная программа «Одаренный ребенок», подобраны методики для выявления одаренности, направленности личности, проанализированы возможности учебного плана, укрепления материально-технической и методической базы, создания службы сопровождения, определены принципы, стратегии, формы обучения и развития способностей одаренных детей.
При разработке программы «Одаренные дети» нами приняты исходные формулы одаренности:
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениям (и/или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Для выявления одаренных детей используются методы наблюдения, анализа продуктов деятельности, психолого-педагогическая диагностика и др.
Для развития способностей одаренных детей применены стратегии, разработанные в научном мире, определены формы, направления деятельности по их реализации.
Для стимулирования личностного развития учащихся используются личностноориентированные технологии обучения: метод проектов, технологии развития критического мышления, обучения в сотрудничестве, проблемного эвристического разноуровневого, занятия исследовательской работой.
Для выполнения задачи непрерывного обучения педагогов эффективной работе с одаренными детьми в ОУ работает методический семинар, проведена серия тематических педсоветов по проблеме.
Таким образом, выстроена оригинальная система работы в условиях сельской школы. Анализ изменений, произошедших в результате решения поставленных задач свидетельствует о позитивном влиянии инновационной деятельности на образовательный процесс:
- Создана система научно-методического сопровождения, стимулирования творческой, инновационной, исследовательской деятельности педагогов;
- Педагоги творчески применяют традиционные и осваивают инновационные методики и технологии для работы с одаренными детьми;
- Осуществляется психолого-педагогическая поддержка образовательного процесса, обеспечивается психологическая комфортность развития личности младших школьников.
Увеличение методической активности педагогов, улучшение показателей обучения и воспитания, рост эффективности исследовательской, поисковой, проектной деятельности способных школьников, их удовлетворенности УВП, снижение напряженности позволяют сделать вывод о достаточно высоком уровне эффективности организации работы с одаренными детьми в условиях сельской школы.
Следовательно, сельская школа способна решать проблему выявления, обучения и воспитания талантливых, способных, мотивированных на познавательную деятельность детей, которые тоже нуждаются во внимании и руководстве. Одаренность обнаруживается только тогда, когда ей удалось проявиться и закрепиться.