Собрание для родителей детей 2-3 летнего возраста «В детский сад с радостью!»
В данной статье описано собрание для родителей детей 2-3 летнего возраста по вопросам адаптации к условиям детского сада "В детский сад с радостью!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_adaptatsiya_detey_k_usloviyam_detskogo_sada.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Собрание для родителей детей 2-3 летнего возраста
«Адаптация детей к условиям детского сада»
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
I Приветствие. Игра «Будем знакомы».
На экране слайды с фотографиями детей в разные режимные моменты.
- Дорогие родители, бабушки и дедушки.
Мы очень рады видеть вас на первом родительском собрании, мы понимаем, без союза с детьми, без вашей поддержки и помощи воспитание детей и создание для них уюта и радости в детском саду – невозможная задача.
Но в начале давайте познакомимся (звучит припев песни «Улыбка»). Пусть музыка известной песни « Улыбка» раскрепостит нас, заставит улыбнуться
II Наука Психология.
В самом начале мне хочется сказать, что наука -детская психология занимается изучением закономерностей развития детей.
Основные функции психолога в д/с – создание психологических условий для развития дошкольников, оказание психологической помощи детям, педагогам и родителям.
III Вопросы адаптации.
Сегодня я хотела бы немного осветить вопросы адаптации детей к детскому саду, поговорить об особенностях физического и психического развитии детей 2-3 лет.
Когда малыш отделяется от семьи и идет в детский сад, он попадает в новые для него условия. Меняется режим дня, характер питания, температура помещения, характер общения ( отсутствие близких и постоянный контакт со сверстниками) и т.п., поэтому проблема адаптации ребенка к детскому саду является ведущей.
Возраст от 1 до 2,5-3 лет характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поэтому адаптация к дошкольному учреждению проходит в некоторых случаях достаточно болезненно.
Адаптация – от латинского слова «приспосабливаться» - это сложный процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом .
Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным изменениям( адаптивность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики), или негативным(стресс).
Выделяют два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт – эмоциональная удовлетворенность, внешняя адекватность поведения – способность легко и точно выполнять требования среды.
Длительность периода адаптации зависит от многих факторов:
- От способностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка
- От состояния здоровья;
- От резкого контраста между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находиться в дошкольном учреждении;
- От разницы в методах воспитания.
Практика показывает, что существует три степени тяжести адаптационного периода ( легкая, средней тяжести, тяжелая) :
1. Легкая адаптация. Ребенок активен, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт.
Сдвиги в поведении нормализуются в течение 1 недели. Аппетит - снижается, к концу первой недели восстанавливается. Сон - восстанавливается в течение 2 недель.
Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений.
Адаптация проходит в течение 20 дней.
2. Адаптация средней тяжести:
(затягивается на 30-40 дней .)В течении всего периода настроение может быть вялое, плаксивое, неустойчивое. Для детей характерна пассивность, малоподвижность, наблюдается регрессия навыков. Может наблюдаться отсутствие аппетита, кратковременность и беспокойность сна. Восстановление до возрастной нормы в течение полутора месяцев. Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми. (Слезы при расставании).
Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений.
Вес не изменился или несколько снизился.
3.Тяжелая адаптация характеризуется , во-первых, значительной длительностью (от 2 до 6 месяцев) и тяжестью всех проявлений
(Ребенок болеет, теряет в весе, Поведение - неадекватное, иногда граничит с невротическими проявлениями, появляются патологические привычки: обгрызание ногтей, сосание пальца. Может возникнуть энурез.
Длительный отказ от еды, аппетит снижен, нестабилен, может наблюдаться невротическая рвота (при кормлении насильно).
Сон - нестабилен, неглубок, невротичен (ребенок плачет во сне, часто просыпается), отказ от сна.
Срок адаптации растягивается из-за частых длительных болезней
4. Сверхтяжелая адаптация: длится от 6 месяцев до 1 лет. Ребенок апатичен по отношению к близким взрослым при встрече и разлуке. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду.
Как бы мы не готовили ребенка к саду, он все равно в первое время находится в состоянии стресса. Это проявляется в отказе от пищи, негативном эмоциональном состоянии, ухудшении самочувствия (может наблюдаться повышение артериального давления, температуры. Вам надо также знать, что у ребенка во время адаптационного процесса внезапно, без каких-то видимых причин, возможно кратковременное повышение температуры. Обычно в этих случаях врач говорит об "адаптационных свечах". Такие "свечи" лишний раз подчеркивают тяжесть адаптационного периода.
Малыш беспокойно спит или не спит вообще, мочится в постель, жмется к взрослым или, наоборот, отказывается от контактов с ними. Может вздрагивать во сне, становится беспричинно обидчивым, теряет приобретенные ранее умения, худеет.
В поведенческом плане: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, лень (своеобразный протест, желание обратить на себя внимание).
Причины тяжелой адаптации:
-отсутствие в семье режима совпадающего с режимом в ДОУ;
-наличие у ребенка своеобразных привычек;
-неумение занять себя игрушкой;
-отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков;
-отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми;
-негативное эмоциональное состояние родителей к детскому саду, его сотрудникам;
-попустительское отношение к особенностям развития ребенка или завышенные требования.
Влияет на адаптацию тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики.А вот флегматикам и меланхоликам сложнее. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни в детском саду: не могут быстро одеться, поесть, собраться на прогулку. Их часто подстегивают(не только в садике, но и дома), не давая возможности побыть самим собой.
Рекомендации «Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал впервые посещать детский сад»:
Настраивайте ребенка на мажорный лад. Внушайте ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду, он чувствует ваши переживания.
По возможности приводить малыша должен кто-то один, будь то мама, папа или бабушка. Так он быстрее привыкнет расставаться.
Разработайте несложную систему прощальных знаков и ежедневно её повторяйте (воздушный поцелуй, прощание двух мизинцев) при этом важно уходить не задерживаясь, так малышу будет проще отпускать вас. Если вы не будете бояться разлуки с малышом, то и он легче будет её переносить.
Разрешите ребенку брать в детский сад любимые игрушки, предметы, напоминающие о доме.
Не оставляйте его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой. Не обманывайте ребенка, забирайте вовремя, как пообещали.
В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.
Создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье
Не увеличивайте, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратить походы в цирк, в театр. Намного сократить просмотр телевизионных передач.
Как можно раньше сообщите врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
Не кутайте своего ребенка, а одевайте его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
Отправляйте в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.
Выполняйте закаливающие мероприятия
Учите ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
Создавайте в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении. Будьте терпимее к его капризам.
«Не пугайте», не наказывайте детским садом.
Уделяйте ребенку больше времени, играйте вместе, каждый день читайте книгу.
Не скупитесь на похвалу
Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми словами.
Радуйтесь минутам общения со своим ребенком!
Известный семейный психотерапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день: четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день не только ребенку, но и взрослому. Удовлетворение потребности в любви и принятии – необходимое условие не только в адаптационный период, но и нормального психического развития детей.
IVОсобенности физического и психического развития детей 2-3 летнего возраста.
Каковы же особенности данного возраста?
Особенности физического развития
- более выносливый, так как совершенствуется деятельность всех его органов;
- вырастает на 7-8 см, вес увеличивается на 2 кг;
- изменяется комплекция, удлиняются ноги, происходит окостенение скелета;
- совершенствуется ходьба: ребенок может изменить по сигналу направление и ритм ходьбы, увеличивается длина шага;
- может кататься на трехколесном велосипеде;
- может подпрыгивать на двух ногах, уверенно лазать, бросать мяч, держа его двумя руками;
- совершенствуется мелкая моторика: может самостоятельно раздеться, одеться и развязать ботинки.
Особенности психического развития:
Совершенствуется развитие центральной нервной системы, заканчивается формирование коры больших полушарий головного мозга.
Бодрствует 6-6,5 часов;
Становится более терпеливым;
Умеет подождать, легче адаптируется к новым условиям;
Плохо реагирует на запреты, трудно переключится с одного вида деятельности на другой;
Формирующиеся привычки не являются прочными и требуют частого подкрепления;
Происходит развитие основных психических процессов.
Восприятие становится тоньше, дифференцировка лучше: ребенок узнает голоса и различает звуки на слух, в свойствах предметов ( цвет, форма, величина), в числовых и пространственных представлениях( много-мало, далеко –близко).Восприятие ребенка этого возраста носит непроизвольный характер, он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Задача взрослого — правильно назвать признаки и действия предмета. Детям этого возраста наиболее полезны самообучающие игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки и т. д. Ребенка необходимо знакомить с цветовым спектром, эталонами формы (основные геометрические фигуры). Малыш в возрасте 2-3-х лет способен различать:
— 5 форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
— 8 цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, фиолетовый, оранжевый).
У ребенка развивается память- может вспомнить, что было в прошлом году. Он воспроизводит в играх действия взрослых, по частям узнает предмет.
Внимание становится более устойчивым. Ребенок может заниматься одним делом15-20 минут.
Под влиянием восприятия продолжает развиваться мышление. На третьем году оно из наглядно-действенного становится наглядно-образным. У ребенка начинают появляться представления о причинно-следственных связях( стул упал, потому что у него нет одной ножки). Развивается способность к обобщениям, формируются представления о явлениях природы, труде взрослых, общественной жизни, о назначении предметов. Ребенок понимает рассказ взрослого без показа игрушки или картинки.
Речь занимает ведущую роль в развитии детей этого возраста. На третьем году расширяется пассивный и активный словарь. Активный словарь к двум годам – 200-300 слов, к трем годам – 1200-1500 слов. Ребенок начинает говорить сложными предложениями, происходит грамматизация слов, улучшается дикция, появляются вопросы: «зачем?», «почему?» «когда?» К трем годам ребенок способен делать умозаключения, сравнения, способен на обобщения: «Кто летает? – Муха, самолет».В этом возрасте ребенок учится пользоваться речью. Она возникает из потребности ребенка общаться с окружающим миром_ это средство социального общения.
- Игровая деятельность становится все разнообразнее. В 2-2,6 лет преобладает сюжетно –отобразительные игры. ( отображают социальные отношения_ ласковое обращение с куклой) В этот период детей очень привлекает все с чем «играют» взрослые: краны в ванной, посуда, компьютер, папины документы, мамина косметика… Ребенок очень любопытен и иногда похож на обезьянку, копирующую окружающих взрослых. В подобной исследовательской деятельности закладывается такие важные качества, как уверенность в себе, самостоятельность, любознательность. Но происходит это только в том случае, если рядом находится взрослый, понимающий особенности данного возрастного этапа и создающий благоприятные условия для исследовательской самостоятельной деятельности.
- В 2,6 лет начинает формироваться сюжетно-ролевая игра – ребенок не только отображает действия, но и начинает при этом сам кого-то изображать: «Я - шофер», «я- доктор». Сам кого-то изображает, но часто забывает о взятой на себя роли;
- Играют без сюжета, экспериментируют с предметами, желая узнать их свойства;
- В процессе много двигаются, возят, катают;
- Могут играть 20-30 минут;
- В игре проявляются разнообразные чувства: удовольствие, радость, обида и д.р.
Основной способ познания ребенком окружающего мира — метод проб и ошибок, поэтому дети очень любят разбирать игрушки.
Предметно-развивающая среда, окружающая ребенка, не должна перегружаться
большим количеством игрушек.
В этом возрасте дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического комфорта или его отсутствия (шарф может «кусаться», а колготки — «мокриться»).
Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка — это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима.
V Заключение.
Основными чертами ребенка 2-3-х лет являются открытость, честность и искренность. Он просто не умеет скрывать свои симпатии или антипатии к кому или чему бы то ни было. Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.