Системный подход в организации адаптационного периода при поступлении ребенка в детский сад
В статье изложена система работы педагога-психолога со всеми участниками образовательного процесса в период поступления ребенка в детский сад
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_adaptatsionnogo_perioda_pri_postuplenii_rebenka_v_detskiy_sad.docx | 29.4 КБ |
Предварительный просмотр:
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ РЕБЕНКА В ДЕТСКИЙ САД
Адаптация детей к условиям детского сада является предметом внимания широкого круга специалистов: врачей, педагогов, психологов. Понятие адаптации многоаспектно. Н.М. Аксарина характеризует адаптацию как установление наиболее правильных отношений между организмом и внешней средой. Нарушение этих отношений снижает приспособительные возможности организма ребенка и ведет к деформации функций тех или иных органов.
Резкое и значительное изменение в жизни ребенка приводит к серьезным нарушениям его поведения и развитию отрицательных реакций. Переход из семьи в детское учреждение для многих малышей означает резкое нарушение привычек, ломку сложившего стереотипа.
Различают три степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую. Основными показателями являются сроки нормализации эмоционального самоощущения малыша, появление положительного отношения к воспитателям и сверстникам, интереса к предметному миру, частота и длительность острых заболеваний.
Основными факторами, влияющими на длительность процесса адаптации, являются:
- Физическое состояние ребенка. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он легче справляется с трудностями. Нервно и соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой аппетит и сон дети испытывают значительно большие трудности в яслях.
- Возраст, в котором ребенок поступает в детский сад. Этот фактор имеет глубинную связь с привязанностью ребенка к близкими и возникающими на этой основе невротическими формами поведения.
- Степень сформированности у ребенка навыков общения с окружающими и предметной деятельности. Для ребенка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет необходимыми для этого средствами.
- Отношение ребенка к ровесникам. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов со взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода.
- Отсутствие необходимых для современной семьи знаний: медицинских, педагогических, психологических, юридических.
- Расхождения в требованиях взрослых и стилях взаимодействия между ребенком и взрослым в детском саду и дома.
Все это позволяет сделать вывод, что организованная деятельность по адаптации детей раннего возраста должна представлять целостную систему, включающую всех участников образовательного процесса: педагогов, педагога-психолога, родителей, детей.
Вот поэтому и назрела необходимость организации системы работы по адаптации детей к дошкольному учреждению.
Целью данной работы является создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение путем взаимодействия детского сада и семьи.
Задачи:
- помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к дошкольному учреждению;
- формировать у ребенка чувства защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру;
- оказать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ;
- выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье;
- обучить воспитателей методам взаимодействия с родителями и проведения индивидуальной и подгрупповой работы с детьми в адаптационный период.
Лучшим периодом года для поступления в детский сад считается конец августа - начало сентября. В это время у ребенка имеется естественная закаленность, запас витаминов, введение в образовательную деятельность только начинается, роста простудной заболеваемости еще нет.
Данная система работы рассчитана на три месяца – сентябрь, октябрь, ноябрь и включает:
- работу с детьми:
а) алгоритм постепенного вхождения в ребенка в детский сад;
б) планирование организованной деятельности в период адаптации;
- работу с родителями;
- работу с воспитателями.
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Основные принципы работы по адаптации детей:
1.Тщательный подбор педагогов в формируемую группу детей третьего года жизни.
2. Предварительное знакомство воспитателя с ребенком и родителями.
3. Постепенное наполнение групп (прием 2–5 детей в неделю).
4. Постепенное вхождение ребенка в детский сад и его неполное пребывание в начальный период адаптации (2–3 часа, возможность пребывания с мамой).
5. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода, дополнительные выходные дни).
6. Сохранение в первые 2–3 недели имеющихся у малыша привычек.
7. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).
Алгоритм постепенного вхождения в детский сад
Для малыша менее болезненное расставание с мамой – это постепенная разлука. Поэтому необходима система поэтапного привыкания ребенка к условиям детского сада.
Этапы:
- Приход ребенка вместе с родителями на время прогулки.
- Посещение вместе с мамой групповой комнаты в вечернее время. Экскурсия по группе.
- Пребывание ребенка в группе в первые три дня по два-три часа.
- Ребенок остается на прогулку (до 11.00) – 2-3дня.
- Ребенок остается на обед (до 12.00) – 2-3дня.
- Ребенок остается на сон (до 15.00) – 2-3 дня.
- Ребенок остается на целый день, но рекомендуют забрать его немного раньше.
Иногда при выраженных нарушениях эмоционального состояния целесообразно сделать ребенку выходной в середине недели.
Последовательность в реализации всех этапов, шаг за шагом, минутка разлуки плюс еще одна и так далее – залог успешного вхождения малыша в детский сад.
Планирование организованной деятельности воспитателя с детьми
В первое время пребывание малыша в детском саду осложняется поведенческими реакциями, нарушается сон, питание, коммуникативность, что, в конечном счете, сказывается на его состоянии здоровья. Поэтому в период адаптации важно проведение закаливающих процедур с детьми (мытье рук прохладной водой, закаливание воздухом).
При организации закаливающих процедур учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка и пожелания родителей. Закаливание помогает снизить уровень инфекционно-воспалительных заболеваний, нормализует поведенческие реакции детей.
Работу с детьми в адаптационный период необходимо планировать по следующим направлениям:
- игровое взаимодействие;
- конструирование;
- двигательная активность;
- эмоциональная отзывчивость.
В адаптационный период отдается предпочтение индивидуальным и фронтальным формам работы.
Игровое взаимодействие включает:
- сюжетные игровые действия;
- игры с водой и песком;
- пальчиковые игры;
- игры-забавы.
Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д.
В конструировании отражается деятельность детей с пластмассовыми и деревянными конструкциями, а также конструирование из мягких модулей.
Планируя раздел «двигательная активность» подбираются:
- игровые упражнения;
- подвижные игры;
- музыкальные игры.
В раздел «эмоциональная отзывчивость» можно включать:
- чтение потешек и стихов;
- рассказывание сказок;
- пение песенок;
- слушание музыки;
- рассматривание игрушек, книжек, картинок;
- наблюдение за объектом;
- рисование картинок для детей.
Если минуты расставания мамы с ребенком будут в виде целенаправленной организованной деятельности, то малышу некогда будет вспоминать о том, где сейчас находится мама.
Весь период психолог осуществляет наблюдение за адаптацией к среде, составляет схемы индивидуальной психологической помощи.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
№ | Мероприятие, тема | Сроки | Ответственный |
1. | Индивидуальная беседа, сбор первичных сведений, заключение родительских договоров. | Февраль-март | Заведующий |
2. | Собрание для родителей будущих воспитанников на тему «Как подготовить ребенка к детскому саду» | Март | Заведующий, врач, педагог-психолог. |
3. | День открытых дверей. Общее родительское собрание на тему «Добро пожаловать в детский сад!». Знакомство с воспитателями. Анкетирование «Ваши пожелания и ожидания». | Июнь | Заведующий, воспитатели. |
4. | Конференция для родителей на тему «Особенности прохождения адаптационного периода. Физическое и психическое развитие детей 2-3лет». Просмотр видеофильма «Первые дни ребенка в социуме». | Сентябрь | Старший воспитатель, педагог-психолог |
5. | Консультация для родителей «Закаливание – одно из средств профилактики простудных заболеваний. Основные формы закаливания». | Октябрь | Медработник, воспитатели. |
6. | Игровой тренинг «Игры и игрушки детей раннего возраста». | Ноябрь | Старший воспитатель, воспитатели. |
7. | Индивидуальные консультации | В течение всего периода | Медработники, старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатели |
8. | Оформление стендов, альбомов, коллажей. | В течение всего периода | Воспитатели |
9. | Организация библиотеки семейного чтения. | В течение всего периода | Старший воспитатель, педагог-психолог. |
10. | Ознакомление с информационными материалами детского сада на сайте. | В течение всего периода | Заведующий, старший воспитатель. |
РАБОТА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ
№ | Мероприятие, тема | Сроки | Ответственный |
1. | Консультация для педагогов на тему «Первые дни ребенка в детском саду». Особенности адаптации. Игровая деятельность в адаптационный период. | Май | Старший воспитатель, педагог-психолог |
2. | Круглый стол на тему «Маленькие хитрости на каждый день. Или что делать в трудных ситуациях?» | Сентябрь | Педагог-психолог |
3. | Совещание на тему «Итоги адаптационного периода». | Декабрь | Заведующий, старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатели |
4. | Индивидуальные консультации | В течение всего периода | Заведующий, врач, старший воспитатель, педагог-психолог. |
5. | Организация библиотеки для воспитателей | В течение всего периода | Старший воспитатель, педагог-психолог. |
Критериями оценки эффективности системы работы служат следующие показатели:
- диагностика уровня адаптированности детей раннего возраста к д/с;
- анкетирование родителей по степени осведомленности об особенностях адаптационного периода;
- отзывы родителей по организации адаптационного периода.
Ожидаемые результаты:
- легкая степень адаптации детей раннего возраста в группе;
- уменьшение количества заболеваний детей в адаптационный период;
- повышение эффективности взаимодействия ДОУ с родителями;
- оптимизация взаимодействия родителей и детей;
- активное усвоение ребенком норм и правил социального поведения.
ЛИТЕРАТУРА
- Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия/И.В.Лапина, – Волгоград: Учитель, 2010.
- Дружная семейка: программа адаптации детей к ДОУ/ Е.О.Севостьянова. – М.:ТЦ Сфера, 2006.
- Игры с детьми раннего возраста: Методические рекомендации/Сост. М.А.Аралова. – М.:ТЦ Сфера, 2008.
- Образовательная система «Школа 2100». «Детский сад 2100». Образовательная программа для детей раннего возраста (2-3 года). Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (Проект) / Под науч. ред. О.В.Чиндиловой. –М.: Баласс, 2012.
- Справочник дошкольного психолога / Г.А.Широкова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.