Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения. Работа с педагогическим коллективом.
Идеология психолого-педагогического сопровождения профильного обучения состоит в том, чтобы не оградить ребенка от трудностей, в частности от трудности выбора, не решать проблемы за него, а создавать условия для совершенствования им осознанного, ответственного и самостоятельного выбора.
Психолого-педагогическое сопровождение подразумевает не только психологическую, но и педагогическую позицию, реализуемую на основе взаимодействия и сотрудничества всех субъектов образовательного процесса: учителей, классных руководителей, социального педагога, представителей школьной администрации, родителей.
Таким образом, Целью психологического сопровождения педагогов, является создание условий для повышения компетентности педагогов для работы в профильных классах; взаимодействие с педагогами в форме “сотрудничества” для формирования у школьника готовности к осознанному выбору профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie_profilnogo_obucheniya.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения.
Работа с педагогическим коллективом.
Введение профильного обучения на старшей школьной ступени поставило перед старшеклассниками ряд проблем. Одна из них – проблема выбора профиля обучения, которая встает перед школьниками в девятом классе, а иногда и раньше. У старшеклассников возникает много сложностей психологического характера, таких как растерянность, неуверенность в своих силах, неопределенность, изменчивость интересов, незнание своих особенностей, склонностей, трудности в принятии конкретного решения, выбор профиля дальнейшего обучения. Разрешить многие из этих проблем самостоятельно они не всегда могут. Для более благоприятного прохождения процесса профессионального и профильного самоопределения старшеклассникам именно в этот период необходима помощь и поддержка взрослых – родителей, педагогов, психологов.
Учитывая тот факт, что именно в школе происходит эмоциональное, социальное и психическое становление личности, необходимо использовать все возможности формирования психологической готовности школьников к выбору профессии в ходе образовательного процесса.
Идеология психолого-педагогического сопровождения состоит в том, чтобы не оградить ребенка от трудностей, в частности от трудности выбора, не решать проблемы за него, а создавать условия для совершенствования им осознанного, ответственного и самостоятельного выбора.
Психолого-педагогическое сопровождение подразумевает не только психологическую, но и педагогическую позицию, реализуемую на основе взаимодействия и сотрудничества всех субъектов образовательного процесса: учителей, классных руководителей, социального педагога, представителей школьной администрации, родителей.
Таким образом, Целью психологического сопровождения педагогов, является создание условий для повышения компетентности педагогов для работы в профильных классах; взаимодействие с педагогами в форме “сотрудничества” для формирования у школьника готовности к осознанному выбору профессии.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- взаимодействие с педагогами в форме “сотрудничества” для формирования у школьника готовности к осознанному выбору профессии;
- информационная поддержка педагогов в вопросах, касающихся профильного обучения и предпрофильной подготовки школьников;
- повышение психологической компетентности педагогов по вопросам, связанным с обучением и развитием учащихся, а также взаимодействия “педагог – ученик”;
- оказание методической и консультативной помощи по вопросам адаптации учащихся к особенностям профильного и углубленного обучения;
- формирование навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактика эмоционального выгорания в педагогической деятельности.
- разработка информационных материалов для психолого-педагогических семинаров, лекций, родительских собраний, презентаций.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся старшего звена в условиях профилизации образования – это поэтапный процесс, в ходе которого происходит формирование профессионально и социально зрелой личности, способной реализовать себя в любых социально-экономических условиях. ППС профильных классов делится на два сопровождающих цикла: предпрофильный (8-й и 9-й классы) и профильный (10-й и 11-й классы).
Психолого-педагогическое сопровождение 8-х и 9-х классов.
Успешная реализация профильного обучения в старшей школе невозможна без предпрофильной подготовки, призванной создать условия для повышения готовности подростков к самоопределению и сознательному выбору варианта будущего обучения.
Цель работы психолога - организовать систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки педагогов, содействующей повышению психологической компетентности педагогов по вопросам, связанным с предпрофильной подготовкой школьников.
В соответствии с целью перед психологом стоят следующие задачи:
- помощь педагогам в осуществлении информационной работы с учащимися;
- информирование классных руководителей и администрации ОУ о профильных и профессиональных предпочтениях учащихся;
- психологическое просвещение педагогов об актуальных проблемах учащихся 9-х классов и о том, какую помощь они могут оказать подросткам.
Педагогам результаты психологических исследований представляются на консилиуме в виде профкарт класса. При этом у них есть возможность проанализировать возможности ребят, и оценить какую помощь и поддержку они смогут оказать тем подросткам, которые в этом нуждаются.
В конце сопровождающего цикла анализируется вся проведенная классными руководителями, психологом и педагогами работа. Делаются выводы об эффективности работы, вносятся предложения по проектированию дальнейшей программы работы в
10-х и 11-х классах.
Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения (10-й и 11-й классы).
Для современного 10-го класса, находящегося в условиях обновления содержания образования, важнейшей является проблема социально-психологической адаптации к новой ситуации обучения. К ней, в свою очередь, можно отнести такие проблемы, как адаптация в новом коллективе, адаптация к увеличившейся учебной нагрузке по определенному профилю, к новым требованиям учителей.
Основная цель работы с педагогами в 10-м классе – способствовать социально-психологической адаптации учащихся 10 классов к новой ситуации обучения; при работе с 11-м классом - помощь в осуществлении информационной работы с учащимися; в определении и формировании социальной и профессиональной готовности старшеклассников.
Задачи:
- психологическое просвещение педагогов относительно адаптационного периода у десятиклассников;
- совместная с классными руководителями работа по программе адаптации учащихся 10-х классов в начале учебного года;
- создание условий для формирования адекватной самооценки своих потребностей и возможностей;
- психологическое просвещение педагогов об актуальных проблемах будущего выпускника школы.
В конце сопровождающего цикла анализируется вся проведенная классным руководителем, психологом и педагогами работа. Делаются выводы об эффективности работы, разрабатываются рекомендации и пожелания для оптимизации работы в выстраивании индивидуальных образовательных маршрутов выпускников школы.
Таким образом, возможно осуществление главной цели психолого-педагогического сопровождения педагогов – создание таких социально-педагогических условий, в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своей жизни: своей деятельности, общения и собственного внутреннего мира.
Для реализации поставленных целей и задач используются основные направления работы психолога, но наибольший акцент ставится на следующие виды работы:
Психопросвещение и профилактика : по вопросам, выявленным как актуальные в ходе работы, осуществляется посредством:
- выступлений на педагогических советах и семинарах;
- подготовка методических материалов;
- совместной разработки уроков, подготовки к родительским собраниям;
- ознакомление с игровыми методами обучения, подбор литературы;
- помощь в проведении уроков, бесед, классных часов, в составлении индивидуального психологического портрета каждого ученика и класса;
- практических занятий с элементами тренинга;
- организационно-деятельностных игр.
Примерная тематика выступлений на педагогических советах и семинарах:
Выступления на педагогических советах :
- Мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий для ее развития.
- Уровень творческого мышления и воображения учащихся.
- Психологическая компетентность учителя.
- Психологические особенности адаптационного периода учащихся 10-х классов.
- Индивидуальные способности учащихся.
- Личностные качества обучающихся, приоритетные на личностно ориентированном уроке.
- Психологический портрет выпускника.
Психолого-педагогические семинары:
- Позитивная педагогика. Толерантность учителя.
- Стили мышления педагогов.
- Этика педагогического общения как необходимое условие. предупреждения эмоционального сгорания учителя.
- Психопрофилактика экзаменов.
- Психологическое здоровье педагогов.
- Конфликты в педагогической среде.
- Роль диагностических методик в работе классного руководителя.
Консультирование: это универсальная форма организации сотрудничества педагогов в решении различных школьных проблем и профессиональных задач самого педагога:
- по вопросам школьной и социальной дезадаптации учащихся;
- по личным и профессиональным проблемам;
- по вопросам взаимоотношений в системе «учитель-ученик - родитель»;
- информирование классных руководителей о результатах диагностических исследований и об актуальных проблемах учащихся;
- индивидуальное обращение по вопросам: работы с семьей, с учащимися, личностного развития и т.д.
Подводя итог, надо сказать, что результатом совместной работы с педагогами по психолого-педагогическому сопровождению предпрофильной подготовки и профильного обучения является:
- рост числа поступлений выпускников в профессиональные образовательные учреждения по профилю обучения;
- повышение уровня сформированности профессиональных планов обучающихся 9-11 классов.