Программа элективного курса "Моя карьера" предпрофильный уровень 9 класс.
В программе представлена система работы, направленная на формирование адекватного представления обучающихся 9-х классов о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий, ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии. Программа «Моя карьера» разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения и в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ. Психолого-педагогическими средствами создается поле выбора профиля обучения и формируется у учащихся психологическая готовность к этому выбору на основе знаний о своем профессиональном и личностном потенциале. В процессе работы по данной программе учащиеся заполняют «Дневник профессиональной карьеры», в котором фиксируются результаты диагностики и рекомендации по выбору профиля обучения и будущей профессии. Итогом работы учащихся является обоснование выбранного профиля и защита мини-проекта «Моя будущая профессия».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_moya_karera.doc | 177.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное образование город Нижневартовск
Муниципальная общеобразовательная средняя школа № 10.
Согласовано заместителем директора
по учебной работе МОСШ №10
_______________Л.Б. Деминой
От___________________2011 г.
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«МОЯ КАРЬЕРА»
ПРЕДПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
9 КЛАСС.
Составила педагог-психолог: Т.А.Николаева
2011 – 2012 учебный год.
Содержание
Содержание программы …………………………………………………………..2
Паспорт программы ………………………………………………………......3
Пояснительная записка …………………………………………………………..5
Цель, задачи программы .………………………………………………………….7
Концептуальная основа
……………………………..…………………………....7
Условия реализации программы
……..…………………………………………………....8
Формы и режим занятий ………………………………………………………......9
Содержание программы ………………………………………………………….10
Прогнозируемый результат ………………………………………………………….17
Критерии оценки
.………………………………………………………....18
Литература
……………...…………………………………………..19
Приложения
…………………………………………………………..20
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Программа элективного курса по предпрофильной подготовке для обучающихся 9-х классов «Моя карьера». |
Организация исполнитель | Муниципальная общеобразовательная средняя школа № 10. |
Адрес организации исполнителя, телефон, факс | 628609 Город Нижневартовск, Проспект Победы, 20-В телефон 8(3466) 244101, 243899 факс 8(3466) 244101 |
Ф.И.О., должность автора | Николаева Татьяна Анатольевна, педагог – психолог |
Целевые группы | Учащиеся 9-х классов. |
Цель программы | Формирование у учащихся готовности к осознанному выбору профиля в обучении как первой ступеньки в выборе профессии с учетом своих индивидуальных качеств личности, общих и специальных способностей, а также профессиональных предпочтений. |
Направленность программы | Профориентационная |
Вид | Модифицированная |
Уровень реализации | Школьное образование |
Уровень освоения программы | Общекультурный |
Способ освоения содержания образования | Репродуктивный |
Краткое содержание программы | В программе представлена система работы, направленная на формирование адекватного представления учащихся 9-х классов о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий, ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии. Программа «Моя карьера» разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения и в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ. Психолого-педагогическими средствами создается поле выбора профиля обучения и формируется у учащихся психологическая готовность к этому выбору на основе знаний о своем профессиональном и личностном потенциале. В процессе работы по данной программе учащиеся заполняют «Дневник профессиональной карьеры», в котором фиксируются результаты диагностики и рекомендации по выбору профиля обучения и будущей профессии. Итогом работы учащихся является обоснование выбранного профиля и защита мини-проекта «Моя будущая профессия». |
Пояснительная записка.
Актуальность программы обусловлена высокой значимостью социально-психологического сопровождения молодежи в решении вопросов профессионального самоопределения и планирования профессиональной карьеры. Анализ ситуации на рынке труда показал значимость формирования индивидуальных траекторий жизненного и профессионального самоопределения и построения карьеры для молодых людей с учетом их интересов, способностей, личностных особенностей и требований рынка труда.
В настоящее время социально-экономическое состояние общества обуславливает развитие рыночных отношений не только в сфере экономики, но и в сфере труда и занятости. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда. Для того чтобы не оказаться в подобной ситуации молодой человек должен ориентироваться в ситуации на рынке труда, быть конкурентоспособным и гибким в принятии разного рода решений, уметь представить себя в более выгодном свете для работодателя, а для этого необходимо адекватно оценивать свои личные особенности, способности, возможности и потребности, а также иметь четкое представление о своих профессиональных и жизненных планах.
Таким образом, в современных условиях профессиональное самоопределение предполагает четко продуманный выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.
Курс «Моя карьера» позволяет учащимся ориентироваться в профессиях и специальностях, поможет в выборе деятельности, которая приведет к удовлетворению своих потребностей и поможет реализоваться применительно к способностям, склонностям, характеру, темпераменту конкретной личности, поможет оценить свои возможности, уменьшить вероятность ошибок при выборе профессии.
Основой, на которой строится программа, является изучение современных публикаций в области профессионального самоопределения и планирования профессиональной карьеры и обобщение передового опыта работы.
Опыт работы в решении вопросов жизненного и профессионального самоопределения учащихся старших классов показал, что в большинстве случаев выпускники имеют достаточно ограниченное представление о себе, мире профессий, своем профессиональном будущем, требованиям рынка труда, технологиях выбора и построения профессиональной карьеры; не владеют набором необходимых навыков анализа ситуаций, рефлексии собственного поведения, принятия решений. В связи с этим их выбор часто оказывается неосознанным, необоснованным, случайным.
Что касается выбранного профиля обучения, в старших классах в течение первого месяца обучения происходит осознание многими старшеклассниками того, что выбор сделан неверно. Таким образом, данные проблемы формируют основное направление работы в рамках программы, а именно проба сил, получение опыта, самоанализ себя и собственных шагов в ситуации выбора индивидуального образовательного маршрута (обучение в профильном или непрофильном классе, обучение в других образовательных учреждениях или поиск работы).
Сегодня старшеклассников волнуют следующие вопросы: как выбрать «свою» профессию? Какие специальности востребованы и перспективны? Где можно получить выбранную специальность? Какие есть новые специальности и в чем их особенности? Как согласовать свой выбор с мнением родителей? Как принять верное решение?
Ответы на поставленные вопросы школьник может получить посредством отбора и анализа необходимой информации, включения в процедуры диагностики и самодиагностики интересов и познавательных способностей, участия в деловых и профориентационных играх, анализа собственного опыта проб и ошибок в ходе учебного процесса и освоения элективных курсов, опыта взаимодействия с другими людьми в разных жизненных ситуациях, опыта участия в разного рода творческих проектах и др.
Новизна программы в том, что обычно работа по сопровождению предпрофильного обучения предполагает усвоение информации. В нашем случае акцент делается на «пробу сил» и формирование у учащихся способов принятия решения, которые в ходе реализации данной программы могут формироваться и отслеживаться. Во время прохождения программы учащимися происходит отслеживание и рефлексия собственных шагов и принятие собственных решений: предполагается ведение «Дневника профессиональной карьеры», в котором протоколируются результаты самодиагностики, самостоятельно анализируется и принимается решение о выборе профиля обучения, определения собственного индивидуального образовательного маршрута, определение варианта будущей профессии. Такая система работы позволит учащимся освоить механизмы анализа себя и собственного опыта познания (в том числе через освоение базовых общеобразовательных, элективных курсов), а также способы принятия решения в контексте реальных жизненных задач по определению образовательной траектории в старшей профильной школе или другом образовательном учреждении и дальнейшего профессионального становления.
Цель программы:
- формирование у учащихся готовности к осознанному выбору профиля в обучении как первой ступеньки в выборе профессии с учетом своих индивидуальных качеств личности, общих и специальных способностей, а также профессиональных предпочтений.
Задачи программы:
- формирование у учащихся системы знаний, представлений о себе, собственных ресурсах, возможностях и способностях;
- формирование у учащихся представлений о рынке труда и рынке образовательных услуг;
- развитие способности учащихся 9-х классов к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и будущей профессии;
- освоение учащимися технологии принятия решения в ситуации выбора образовательной траектории; формирование умения принимать решения;
- активизация личностной позиции учащихся в ситуации профессионального выбора, формирование уверенности в собственных шагах по построению образовательно-профессионального проекта.
Концептуальная основа.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, задача которого – создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социалиализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.
Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка – система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование и т.п. Профильная ориентация призвана способствовать принятию школьниками осознанного решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социально – профессиональному самоопределению.
В настоящее время в рамках концепции профильного обучения уже разработано ряд технологий, отличающихся акцентами целевых ориентаций, особенностями содержания и методик. Так, технология С.Н.Чистяковой направлена на профессиональное самоопределение, А.А.Дробот акцентирует личностное самоопределение, Г.П.Шереметова – социальное самоопределение и саморазвитие, И.С.Якиманская опирается на опыт, Т.В.Машарова связывает самоопределение с самосознанием личности. Л.В.Байбородовой и Л.Н.Серебренниковым разработана технология предпрофильной подготовки на концептуальной основе проектного обучения.
Данная программа строится на принципах подхода Г.В.Резапкиной, основная идея которого в том, что профессионал – это человек, которому профессиональная деятельность помогает удовлетворять практически все потребности, от низших до высших (самоуважение, самоактуализация). Профессионализм зависит не от содержания работы, а от квалификации, личностных качеств и мотивации человека. Человек выбирает профессию и карьеру в соответствии со своими убеждениями и ценностями.
Основные задачи концепции Г.В.Резапкиной: формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий; ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессий.
В рамках данного подхода решающее значение для профессионального развития личности имеет становление «Я-концепции», т.е. представлений личности о себе во взаимодействии со своим окружением, с реальными ситуациями. Профессиональная карьера понимается как процесс постоянной адаптации личности к миру труда, а развитие карьеры как последовательность решений субъекта. Данные посылки формируют основную стратегию работы в рамках программы, а именно – активная проба сил, получение опыта, самоанализ школьником себя и собственных шагов в ситуации самоопределения относительно будущего профиля обучения, индивидуального образовательного маршрута, возможного варианта профессиональной карьеры. Блоки программы определены с учетом необходимости и достаточности освоения школьником основных условий и факторов выбора, являющихся основой для построения образовательно-профессионального проекта. Позиция психолога – поддержка и развитие способности личности строить свое собственное профессиональное будущее, помощь школьнику в его собственных шагах по решению вопросов профессионального самоопределения.
Программа «Моя карьера» разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения и в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ. В программе изложены современные взгляды на проблему выбора профессии и планирования карьеры, и даны диагностические и профинформационные материалы, которые должны помочь ребятам в выборе профессии.
Условия реализации программы.
Настоящая программа предназначена для осуществления профориентационной работы с учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки и рассчитана на 35 часов в группах численностью 12-15 человек. Организация занятий возможна в режиме 1 часа в неделю. Каждая тема укладывается в один урок.
Уроки разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения и модульной организации учебного процесса. Уроки сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных блока (модуля) по принципу один модуль – одна четверть.
1 блок «Что я знаю о своих возможностях» (11 часов).
2 блок «Что я знаю о профессиях» (7 часов).
3 блок «Профессиональные способности и выбор профиля» (8 часов).
4 блок «Планирование профессиональной карьеры» (9 часов).
Формы и режим занятий.
В программе использованы различные типы уроков (занятий). В них входит профессиональная диагностика с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности, контрольные задания.
Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала. Заключительные занятия направлены на моделирование учащимися индивидуального маршрута в предпрофильной подготовки.
В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам курса, плакаты, схемы, «Дневник профессиональной карьеры».
При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачетную систему оценивания в объеме курса.
Зачетное оценивание предполагает выполнение учащимися в конце каждого раздела курса итоговых заданий, которые предпочтительно оформлять в «Дневник профессиональной карьеры» с целью отслеживания индивидуальных результатов работы. Курс заканчивается выполнением и защитой мини-проекта «Моя будущая профессия» и выставлением зачетных оценок.
Желательно занятия проводить в звукоизолированном помещении, где можно было бы довольно быстро организовать учебное пространство — переставлять стулья и столы, освобождать место для подвижных психотехнических упражнений.
Несмотря на наличие плана работы, нельзя свести способ ведения занятий с подростками к четко запрограммированному; в намеченный замысел всегда могут быть внесены изменения.
Описываемые занятия по форме, содержанию и способу организации учебной деятельности, по принципам взаимодействия психолога с учащимися во многом отличаются от традиционных уроков в школе, поскольку основаны, прежде всего, на диалогичности общения, рефлексивной позиции ведущего, безоценочном принятии учащихся.
Педагог-психолог, ведущий занятия, выступает в роли психолога, и педагога. Как учитель, он дает теоретические знания, организует и направляет учебную деятельность старшеклассников. Как психолог — профессионально осуществляет все диагностические процедуры, проводя их анализ и интерпретацию таким образом, чтобы это служило как целям обучения, так и формированию мотивации достижения у подростков, укреплению у них веры в свои силы и возможности, способствовало групповой рефлексии и благоприятному эмоциональному климату в классном коллективе.
Содержание программы.
I БЛОК. Что я знаю о своих возможностях.
I.I Введение
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.
Учащиеся должны знать:
- определение понятия «личный профессиональный план»;
- роль профессионального самоопределения в жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
- обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;
- называть основные элементы структуры личного профессионального плана;
- называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;
- перечислять основные разделы программы курса;
- составлять личный профессиональный план.
Учащиеся должны иметь представление:
- о смысле и значении труда в жизни человека и общества.
I.II Что я знаю о своих возможностях.
Самооценка. Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Потребности, их виды. Чувства и эмоции. Стресс и тревожность. Память. Внимание. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта.
Учащиеся должны знать:
- определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»;
- типы нервной системы;
- типы темперамента;
- особенности своей личности;
- определения понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «мотив», «мотивация», «потребность».
- определение понятий «чувства» и «эмоции»;
- определение понятий «стресс» и «тревожность»;
- определения понятий «память», «внимание»;
- виды памяти и внимания;
- качества внимания;
- определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект»;
- виды мышления;
- формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение;
- основные операции мышления;
- основные качества мышления;
- особенности интеллектуальной сферы;
- типы интеллекта.
Учащиеся должны уметь:
- называть типы нервной системы и их различия;
- определять свой тип нервной системы;
- выявлять свой ведущий тип темперамента;
- определять наиболее типичные черты своего характера;
- исследовать формы проявления характера;
- выявлять уровень самооценки;
- называть отличительные признаки видов мотивации;
- называть основные процессы памяти;
- перечислять основные виды памяти;
- указывать отличительные особенности различных видов памяти;
- определять особенности своей памяти;
- перечислять основные приемы и методы запоминания;
- перечислять основные качества и виды внимания;
- объяснять, чем различные виды внимания отличаются друг от друга;
- определять особенности своего внимания;
- перечислять типы мышления;
- определять свой преобладающий тип мышления;
- называть формы логического мышления и определять их сущность;
- перечислять основные мыслительные операции и качества мышления;
- определять тип своего интеллекта;
II БЛОК Что я знаю о профессиях.
Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.
Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.
Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).
Учащиеся должны знать:
- определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»;
- подтипы профессий в сфере «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.
- определение понятия «способности»;
- основные виды способностей
Учащиеся должны уметь:
- называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии;
- приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
- выявлять тип своей будущей профессии;
- определять свои профессиональные предпочтения;
- выделять подтипы профессий рассматриваемого типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
- называть ПВК профессий рассматриваемого типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
- формулировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей профессии.
III. «Профессиональные способности и выбор профиля».
Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей. Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Профессии гуманитарного профиля. Профессии физико-математического профиля. Профессии правового профиля. Профессии естественно - научного профиля.
Учащиеся должны знать:
- определения понятий «интересы», «склонности», «способности», «специальные способности», «профпригодность», «компенсация способностей», «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ»,
- виды профпригодности;
- профессии, относящиеся к гуманитарному профилю;
- профессии, относящиеся к правовому профилю;
- профессии, относящиеся к физико-математическому профилю;
- профессии, относящиеся к естественно-научному профилю.
Учащиеся должны уметь:
- выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;
- делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);
- перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.
- объяснять необходимость наличия определенных условий для развития способностей.
Учащиеся должны иметь представление:
- о важности решения проблемы выбора профессии.
IV. Планирование профессиональной карьеры.
Мотивы и потребности. Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана. Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). Рекомендации по выбору профессии.
Учащиеся должны знать.
- компоненты и субъекты рынка труда;
- «мотив», «мотивация»;
- определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера», «должность», «внутренняя оценка карьеры», «внешняя оценка карьеры»
- навыки самопрезентации;
- пути получения профессии.
Учащиеся должны уметь:
- указывать отличительные признаки различных видов карьеры;
- высказывать свое мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры на самооценку человека;
- называть мотивационные факторы выбора профессии;
- называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;
- определять цели собственной будущей карьеры.
Учащиеся должны иметь представление:
- о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования.
Обобщение
Защита мини-проекта «Моя будущая профессия». Зачет.
Учащиеся должны знать:
- определение понятия «личный профессиональный план».
Учащиеся должны уметь:
- составить ЛПП в конце изучения курса «Моя карьера».
Тематическое планирование элективного курса «Моя карьера».
№ п./п. | Тема | Кол-во часов | Методические приемы |
I БЛОК. Что я знаю о своих возможностях. | |||
1 | Введение. | 1 | Беседа "Что я знаю о себе". Упр. "Оригинальное знакомство", "Кто Я?" |
2 | Самооценка и уровень притязаний. | 1 | Беседа. Упр."Найди сходство"Упр. "Представление". |
3 | Темперамент и выбор профессии. | 2 | Опросник Айзенка. Беседа: "Типы темперамента и профессии". |
4 | Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. | 1 | Тест эмоций (Басса-Дарки).Упр."Угадай эмоцию","Назови эмоцию". |
5 | Стресс и тревожность. | 1 | Методика определения уровня тревожности. Тест "Оценка школьных ситуаций". Упр. "Паутинка". |
6 | Определение типа мышления. | 1 | Упр. "По горячим следам". Методика определения типа мышления. |
7 | Внимание и память. | 1 | Упр. "Двойной счет", "Кто быстрее". Игра "Муха". |
8 | Уровень внутренней свободы. | 1 | Методика "Определение уровня внутренней свободы". Игра "Перевоплощение". |
9 | Обобщающий урок. | 1 | Заполнение таблицы "Мой психологический портрет". Психологический кроссворд . |
II БЛОК Что я знаю о профессиях. | |||
10 | Классификация профессий. Признаки профессий. | 1 | Рассказ о классификации профессий. Игра "Молекула". Упр. "Назови профессию", "Пирамида Климова". |
11 | Определение типа будущей профессии. | 1 | Игра "Аукцион". Методика определения типа будущей профессии. |
12 | Профессия, специальность, должность. Формула профессии. | 1 | Беседа. Упр. "Найди профессии", "Формула профессии". |
13 | Интересы и склонности в выборе профессии. | 1 | Беседа. Методика "Профиль". Упр. "Круг чтения". |
14 | Определение профессионального типа личности. | 1 | Методика "Определение профессионального типа личности". Игра "Имитация". |
15 | Профессионально важные качества. | 1 | Беседа. Игра "Молчание - знак согласия". |
16 | Профессия и здоровье. | 1 | Беседа. Упр. "Медицинские ограничения проф. Пригодности". Методика "Мое здоровье". |
17 | Обобщающий урок. | 1 | Заполнение таблицы "Моя будущая профессия". Психологический кроссворд. |
III. «Профессиональные способности и выбор профиля». | |||
18 | Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. | 1 | Беседа. Упр. "Определение технических способностей". |
19 | Способности к интеллектуальным видам деятельности. | 2 | Беседа. Тест умственного развития. |
20 | Способности к профессиям гуманитарного профиля. | 1 | Беседа. Упр.."Поведение в конфликте". Тест Томаса. Ролевая игра "Конфликт". |
21 | Способности к профессиям правового профиля. | 1 | Упр. "Атрибуты". Тест "Интеллектуальная лабильность". Игра "Клавиатура". |
22 | Способности к физико-математического профиля. | 1 | Упр. "Я - руководитель", "Круг чтения". Игра "Акулы и дельфины". |
23 | Способности к профессиям естественно-научному профилю. | 1 | Беседа. Упр. "Мыслитель или художник", "Ведущее полушарие". |
24 | Уровни профессиональной пригодности. | 1 | Беседа. Упр. "По горячим следам". |
25 | Обобщающий урок. | 1 | Заполнение таблицы "Мои способности". Психологический кроссворд. |
IV. Планирование профессиональной карьеры. | |||
26 | Мотивы и потребности. | 1 | Беседа. Упр. "Преодоление", "Определение мотивации". |
27 | Ошибки в выборе профессии. | 1 | Беседа. Игра "Оптимисты, скептики", "Круг чтения". |
28 | Современный рынок труда. | 1 | Беседа. Упр. "Я бы в хакеры пошел", "Мышеловки". |
29 | Пути получения профессии. | 1 | Упр. "Матрица профессионального выбора". |
30 | Навыки самопрезентации. | 1 | Беседа. Игра "Личное пространство", "Работа над ошибками. |
31 | Стратегия выбора профессии. | 1 | Беседа. Упр. "Машина времени". |
32 | Обобщающий урок. | 1 | Упр. "За" и "Против". |
33 | Защита мини-проекта "Моя будущая профессия". | 2 | Демонстрация творческих работ. |
Прогнозируемые результаты.
По завершении курса учащиеся смогут наметить для себя жизненные и профессиональные ориентиры, и тем самым заложить фундамент своего будущего. Разберутся в собственных интересах, способностях и склонностях, получат представление о будущей профессии, о требованиях которые она предъявляет. Определятся в выборе дальнейшего образовательного маршрута и выберут элективные курсы, предлагаемые школой с учетом своих индивидуальных особенностей.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:
- психологические особенности личности;
- самоопределение;
- профессиональные интересы и склонности, способности;
- классификация, типы и подтипы профессий;
- профессиограмма;
- профессиональная пригодность;
- проектирование профессионального жизненного пути;
- карьера, виды карьеры;
- личный профессиональный план;
- общение;
- самооценка;
- профпригодность;
- компенсация способностей;
- рынок труда.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
- раскрывать психологические особенности своей личности;
- выявлять свои способности и профессиональные интересы;
- определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
- работать с профессиограммами;
- ориентироваться в типах и подтипах профессий;
- составлять личный профессиональный план;
- проектировать свою профессиональную карьеру.
Способы проверки ожидаемых результатов:
- анкетирование учащихся (см. Контрольные вопросы к курсу «Моя карьера»);
- контрольные вопросы по окончанию темы урока;
- обоснование индивидуального образовательного маршрута (выбор профиля);
- защита мини-проекта «Моя будущая профессия».
Критерии оценки.
По завершению курса выставляется «зачёт» или «не зачет», оценка в баллах в данном случае не имеет смысла, так как многие из обсуждаемых вопросов очень индивидуальны. Требованием для выставления «зачёта» является разработанный учащимся на заключительном занятии индивидуальный образовательный маршрут в рамках предпрофильной подготовки и защита мини-проекта «Моя будущая профессия». В том случае, если у учащегося возникнут трудности, он приглашается на индивидуальную консультацию, в ходе которой педагог-психолог поможет составить ему этот маршрут (опираясь на индивидуальный «банк данных» «Дневник профессиональной карьеры» – диагностику, собранную в ходе проведения курса).
Список литературы:
- Бобровская Л.Н.. Просихина Е.А., Сапрыкина Е.А. Элективный курс профориентационной направленности «Информационная подготовка». М, 2007 г.
- Бобровская Л.Н.. Просихина Е.А., Сапрыкина Е.А. Элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия». М, 2007г.
- Климов Е.А. «Как выбирать профессию», М, 1984 г.
- Кон И.С. «В поисках себя» М, 1990 г.
- Макаева О.А. Григорьева Е.С. «Я выбираю профессию» М., 2002 г.
- Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Технологии профессионально – творческого саморазвития учащихся.
- Мелибруда М. «Я-Ты-Мы» М., 1986 г
- «Методические рекомендации по проведению профориентационной работы»\Сост. И.В. Кузнецова – Ярославль, 1986 г.
- Орлов Ю.А. «Самопознание и самовоспитание характера», М., 1987 г.
- Овчарова Р.В. «Справочная книга школьного психолога» М., 1998 г.
- «Профессиональная ориентация на рынке труда. Образовательная программа» Сост. Бендюков М.А. Александрова О.Е.
- Пряжников Н.С. «Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Комплект из 4 методических пособий». М.-Воронеж, 1997.
- Под ред. Чистяковой С.Н., Шалавиной Т.И. «Твоя профессиональная карьера». М. «Просвещение» 2006г.
- Резапкина Г.В., Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2005.
- Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам.
П Р И Л О Ж Е Н И Е.
Контрольные вопросы к элективному курсу
«Моя карьера».
1.Знаешь ли ты, с учетом каких фактов нужно выбирать профессию?
(отметь нужный вариант)
- да.
- нет.
- затрудняюсь ответить.
Если знаешь, перечисли эти факторы ______________________________________
2. Знаешь ли ты, какие основные ошибки могут быть при выборе профессии?
- да.
- нет.
- затрудняюсь ответить.
Если знаешь, перечисли эти ошибки______________________________________
3.Знаешь ли ты, какие существуют правила выбора профессии?
- да.
- нет.
- затрудняюсь ответить.
Если знаешь, перечисли эти правила______________________________________
4.В сегодняшней ситуации про себя я могу сказать:
1. Да, я могу принять решение о том, какой профиль обучения выбрать и обосновать свой выбор.
2. Да, я могу принять решение о том, какой профиль обучения выбрать, но обосновать свой выбор не могу
3. Я могу принять решение такое решение только при чьей-либо поддержке (специалиста, классного руководителя, родителей и т.д.).
4. Мне достаточно сложно принять такое решение и тем более обосновать его.
5. Не знаю, что сказать.
6. Другой вариант________________________________________________________
5.Выбирая профессию и профиль обучения, задумываешься ли ты, насколько важна для тебя эта профессия?
- Да, я думаю об этом.
- Лишь тогда, когда заходит об этом разговор.
- Нет, никогда об этом не задумывался.
- Другой вариант_______________________________________________________
6.В ситуации выбора профессии (профиля обучения) я чувствую себя
- Уверенно.
- Недостаточно уверенно.
- Неуверенно.
- Затрудняюсь ответить.
- Другой вариант_______________________________________________________
7.Знаешь ли ты, какие профессии востребованы сегодня на рынке труда?
- Да, знаю.
- Знаю, но очень мало.
- Практически ничего не знаю.
- Другой вариант_______________________________________________________
8.Можешь ли в данный момент сказать, что для тебя особенно важно в жизни?
- Да, могу.
- Нет, не могу.
- Затрудняюсь ответить.
- Другой вариант_______________________________________________________
9.Как ты считаешь, влияют ли жизненные ценности (семья, карьера, здоровье, обучение, социальное признание, работа, материальное благополучие, внутренний покой) на выбор профессии (профиля обучения)?
- Считаю, что сильно влияют.
- Считаю, что влияют незначительно.
- Считаю, что не влияют.
- Не знаю.
- Другой вариант_______________________________________________________
10.Задумываешься ли ты, о своих жизненных целях, о том, чего ты хочешь добиться в жизни?
- да.
- нет.
- затрудняюсь ответить.
11. Задумываешься ли ты, о своих жизненных целях, о том, чего ты хочешь добиться в профессии?
- да.
- нет.
- затрудняюсь ответить.
12.Перечисли, пожалуйста, шаги (действия), которые надо сделать, чтобы принять решения о профиле обучения?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Умеешь ли ты справляться со своим волнением?
- да.
- нет.
- только иногда.
- затрудняюсь ответить.
14. Можешь ли ты составить свой маршрут получения образования?
- да.
- нет.
- затрудняюсь ответить.
15.Знаешь ли ты, что такое портфолио?
- Да, знаю.
- Знаю лишь в общих чертах.
- Мало что знаю.
- Не знаю.
16. Можешь ли ты сейчас определить, к какому типу относится интересующая тебя профессия?
- работа с людьми.
- работа с техникой.
- работа со знаками, символами, языками.
- работа с живой природой.
- работа с искусством, творчеством.
- затрудняюсь ответить
17.Что ты знаешь о предполагаемой профессии?
- Условия работы.
- Требования данной профессии к человеку.
- Требования к уровню образования.
- Уровень оплаты труда.
- Виды работ, выполняемые специалистом на данном рабочем месте.
- Практически ничего не знаю.
- Затрудняюсь ответить.
- Другой вариант_______________________________________________________
18.Задумываешься ли ты, к овладению какой профессией у тебя есть способности?
- Да, я думаю об этом.
- Лишь тогда, когда об этом заходит разговор.
- Нет, никогда не задумывался об этом.
- Затрудняюсь ответить.
19.Как ты считаешь, насколько твои качества, способности соответствуют предлагаемой профессии?
- Полностью соответствуют.
- Скорее соответствуют.
- Скорее не соответствуют.
- Полностью не соответствуют.
- Не знаю.
- Другой вариант_______________________________________________________
20.Какими источниками информации о профессиях ты пользуешься?
- Справочники, энциклопедии, буклеты.
- Периодические издания: газеты, журналы.
- Интернет.
- Профессиограммы.
- Беседы со специалистами, работающими по той или иной профессии.
- Беседы с родителями, другими родственниками.
- Консультации психолога, профконсультанта.
- Беседы с друзьями, знакомыми, сверстниками.
- Беседы с учителями.
- Не знаю.
- Другой вариант_______________________________________________________
21. Задумываешься ли ты о том, что уже знаешь и умеешь?
- да.
- нет.
- затрудняюсь ответить.
22. Как тебе может помочь твой жизненный опыт при получении образовании?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Благодарим за ответы!