Рисунки и образы в работе психолога
Вашему вниманию предлагается психотерапевтическая модель работы с рисунками, предложенная В.Окландер в книге "Окна в мир ребенка". Версии работы с метафорами в гештальте из книги Н.М.Лебедевой "организационное консультирование: гештальт-подход"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhoterapevticheskaya_model_v.docx | 13.69 КБ |
versii_ravoty_s_metaforami_v_geshtalt.docx | 21.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Психотерапевтическая модель В. Оклендер при работе с рисунком
1. Выявляется отношение ребенка к предлагаемому заданию, его мотивация к рисованию. («Ты хочешь рисовать? Что тебе для этого необходимо?»)
2. Ребенку предлагается описать свой рисунок в целом. («Что ты нарисовал?»)
3. Дальнейшее самораскрытие ребенка проявляется через описание им различных частей картины. («А что значит вот это в твоем рисунке?»)
4. Ребенку предлагается рассказать историю возникновения рисунка от имени картины, используя слово "я". Например: "Я - картина. У меня есть много разных линий, которые пересекают меня... "
5. Терапевт выделяет несколько предметов из рисунка, чтобы ребенок идентифицировался с ними. Например: "Будь белым облаком и опиши себя через него. На что ты похож? Как ты себя чувствуешь?"
6. Если необходимо, ребенку задаются специальные вопросы, чтобы он лучше включился в процесс идентификации. Можно спросить ребенка: «Ты когда-нибудь испытывал что-нибудь похожее?», «Ты когда-нибудь делаешь это?», «Относится ли это каким-нибудь образом к твоей жизни?». Подобные вопросы можно задавать в самой разнообразной форме, но необходимо задавать их очень мягко и осторожно.
7. Дальнейшее фокусирование детского внимания происходит путем подчеркивания определенных сторон выделенных объектов. Повышение интереса либо отсутствие его у ребенка по отношению к предъявляемым предметам рассматривается психотерапевтом как достоверный показатель отношения субъекта к описываемым ситуациям. («Я заметила, что тут очень толстая лилия. Что это для тебя?»). Иногда ситуация выясняется быстро с помощью прямого вопроса, например, «Это относится к твоей жизни?», а иногда у ребенка возникают спонтанные ассоциации, связанные с какими-либо событиями в его жизни. Бывает, что ребенок замолкает или меняется в лице, можно спросить: «Что случилось?» И ребенок начинает рассказывать, а иногда он отвечает: «Ничего».
8. Ребенку предлагается придумать диалог между двумя предметами картины, которые находятся либо в дружественном, либо в антагонистическом отношении.
9. Особое внимание обращается на цвет. Перед тем как ребенок приступает к рисованию, он закрывает глаза и ему задаются вопросы: "Подумай о том, какие цвета ты будешь использовать. Что означают для тебя светлые и темные цвета?" Терапевт может акцентировать внимание на оттенке цвета и стимулировать его употребление в цветовой гамме картины.
10. В процессе терапии наблюдаются изменения в настроении ребенка, в позиции его тела, в выражении лица, дыхании, голосе, молчании, потому что молчание может означать обдумывание, воспоминание, волнение либо осознавание нового.
11. Через идентификацию ребенка с объектами рисунка удается выяснить, что ему хотелось передать во взаимоотношении предметов картины. Последующий анализ помогает ему осознать то, что он выразил в рисунке. («Это как-то соотносится с твоей жизнью? Что из того, что ты говорил от лица этого предмета, ты можешь сказать о себе самом?») Вопросы могут быть сформулированы различным образом, потому что не всегда быстро удается раскрыть характер представлений ребенка.
12. Оставляя рисунок, переходим далее к рассмотрению жизненных ситуаций, которые проявились в картине. Иногда у ребенка спонтанно возникают ассоциации с объектами картины, и он начинает рассказывать фрагменты из своей жизни, прямо или косвенно связанные с нарисованными образами.
13. Внимание уделяется композиции рисунка, особенно «пустым» местам.
14. Терапевт работает, в первую очередь, с передним планом рассуждений ребенка. Можно следовать проявлениям переднего плана, а иногда предпочтительнее обращаться к противоположному плану
Предварительный просмотр:
РАБОТА С МЕТАФОРАМИ
1. Участникам подумать о себе в метафорах животного мира, то есть найти одну метафору для себя и окружающего мира. Обычно мы разрешаем участникам использовать не только животных, но и птиц, пресмыкающихся, рыб ... и помимо «одиночных особей» привлекать стада, стаи и т. д.
2. Далее работа протекает так: предлагается назвать себя и среду. Например, это может быть кошка, гуляющая сама по себе, и огромный бешеный слон.
3. Клиента просят пожить жизнью кошки, погулять по ковру, поговорить от ее имени. Здесь часто следуют вопросы о чувствах и желаниях кошки. (Ведущий может поменяться с участником ролями и предложить ему посмотреть на свою кошку со стороны). Ведущий работает на расширение зоны осознавания участника, предлагая делиться чувствами не только ему, но и разным частям тела, он может организовать диалоги между ним и средой, может использовать многократные смены ролей, чтобы клиент побывал на месте разных частей и просто посмотрел на взаимодействие кошки со средой со стороны.
4.После достаточно долгого пребывания в пространстве метафоры делаются челноки в реальность. Участнику задаются вопросы, например, о том, каким образом в его реальной жизни в окружающем мире проявляется способность кошки уворачиваться от бешеного слона, или о том, как так получалось, что все окружающие не рассматривают слона как бешеного, являясь его частями? Затем участнику предлагается вернуться в метафору и внести одно-два желаемых изменения в свое взаимодействие со слоном (могут меняться повадки кошки или скорость движения слона). И снова следует челнок в реальность: «Что сделанные тобой (участником) изменения могут означать в жизни? Как ты можешь их в реальности достичь?»
Например, одна из участниц выбрала в качестве метафор себя и своей организации лису и медведя, соответственно. В какой-то момент сеанса она искушала медведя, вертя перед ним хвостом, предлагая то одно, то другое, а медведь (по ее же просьбе) лишь рычал в ответ. Женщина радостно говорит о том, что все происходящее очень похоже на то, что имеет место в ее профессиональной жизни: она выходила с множеством инициатив к начальству, а «им как будто ничего не нужно, иногда отмахиваются, иногда рычат». Чуть позже снова из роли лисы она спонтанно, «в сердцах» говорит медведю: «Ну что ты все рычишь да отмахиваешься? Что ты хочешь?» И так же спонтанно, не сговариваясь, члены группы, изображавшие медведя, практически хором завопили: «Меду!» У участницы мгновенно изменилось выражение лица, и она попросила остановить работу в этом месте: «Все! Поняла. Я же их ни разу не спросила, а им-то что надо, что они-то сами хотят - от меня и не только от меня. Я только предлагала то, что, может быть, им совершенно не нужно. Им меду
хочется, а я предлагаю пойти искупаться, чтобы было не скучно! Простая вещь ведь - спросить, а я со своими идеями лезла. Мне абсолютно понятно, что нужно попробовать сделать в моей реальной работе».
ЭТАПЫ РАБОТЫ.
- Выбор клиента.
- Описание клиентом себя в метафорической форме.
3) Клиент выбирает участников группы или предметы для исполнения различных ролей.
- Выстраивание метафоры. Клиент находит также свое место в выстроенной метафоре и сообщает, кем он в ней является.
- Высказывания частей от первого лица. (Например: «Я - парадный вход, и я горжусь, что мной пользуется такое большое количество людей». Или: «Мне, крыше, очень неудобно стоять, да и обидно - на меня никто не обращает внимания, не смотрит».)
- Клиенту предлагается сделать «привязку» наиболее важных частей к реальности.
- Возврат в метафору. Диалоги различных частей между собой.
- Многократная смена ролей.
- Клиент вносит одно-два изменения в метафору.
- Челнок в реальность: «привязка» сделанных изменений к реальной жизни.
РАБОТА С МАНДАЛОЙ
Приемы описаны для групповой работы.
В центре круга находится большой набор фломастеров (карандашей, цветных мелков). Участникам группы предлагается подумать о своей жизни, осознать чувства и желания, которые при этом возникают, и выбрать три (или четыре) разноцветных фломастера, привлекающие сейчас их внимание. Если в группе есть психологи, важно подчеркнуть, чтобы они отвлеклись от своего опыта работы с проективными методиками и цветовыми тестами (в частности, тестом Люшера). Теперь каждый участник на листе бумаги проводит четыре цветные линии и рядом с ними выписывает ряд ассоциаций, которые всплывают у него, когда он смотрит на линию определенного цвета. Никаких ограничений на ассоциативные ряды не накладывается. Это могут быть существительные, прилагательные, глаголы. В ассоциативных рядах могут присутствовать названия предметов, чувств, времен года и т. д. Затем с помощью выбранных цветов на обратной стороне листа предлагается создать мандалу «Мир моей жизни»: очертить крут, изобразив в нем каким-то образом свое пространство. Можно рисовать конкретных людей, не заботясь об эстетике, или символически отразить организационную структуру, функциональные обязанности, межличностные отношения и пр.
Ведущий работает с волонтером в центре, предложив остальным подвинуться ближе, чтобы все имели возможность видеть мандалу.
1.Участник, с которым идет работа, зачитывает свои ассоциативные ряды и кладет на ковер лист с мандалой.
2.Остальным членам группы предлагается посмотреть на мандалу и высказать свои фантазии (ассоциации) по ее поводу. Вспомним некоторые из них, звучавшие в наших группах: «Луг с цветами, а посередине - капля крови», «Паутина, в которую попали три мухи», «Небо со вспышками молнии - вот здесь и здесь (показываются зоны)».
3. Автор мандалы отмечает те фантазии, которые для него важны и вызвали эмоциональный отклик.
4. Далее члены группы (не обязательно все) дают ему обратную связь, отвечая на вопросы: «На что вы обращаете внимание? Что кажется любопытным? Что бросается в глаза?» Обратная связь должна быть безоценочной, без использования интерпретаций. Приведем примеры таких высказываний: «Мне бросается в глаза, что верхняя часть мандалы в основном в темных тонах, а нижняя - в светлых»; «Любопытно, что означают для тебя эти красные стрелы, направленные навстречу друг другу»; «Очень много пятен и точек, причем пятна соединены друг с другом и с некоторыми точками, а точки между собой - нет».
5. Опять следует вопрос к автору мандaлы о том, что в обратных связях для него значимо.
6. Теперь сам автор рассказывает о том, что он изобразил: «Вот это наши планерки, а это "вызов на ковер" к шефу. Оранжевые кружки - мои подчиненные, а большой красный кружок мой зам. И т. д.».
7. Снова возможен круг обратных связей от группы. Причем они могут касаться не только содержания мандaлы, но и невербальных проявлений автора во время его рассказа. Например: «Я обратил внимание на то, что, говоря о красном кружке, ты сжимал кулаки, а голос у тебя стал громче».
8. Можно предложить идентифицироваться с каким-либо фрагментом мандaлы и проговорить и (или) проиграть что-то от его имени и т. д. Существенны вопросы о том, что для участника - самое выступающее, приковывающее внимание, где в мандале он сам, что он забыл изобразить, что хотел бы изменить, добавить.
Ведущему важно удерживать в памяти ассоциации, зачитанные в самом начале работы, по крайней мере некоторые из них, и ядерный эмоциональный отклик человека на каждый из использованных цветов. Например, у участника голубой цвет вызвал ассоциации: небо, юность, безмятежность, покой, ничего не делать; а коричневый - страх, дерьмо, ржавый, грязь, тараканы, противно. Согласитесь, то, что одни люди и какие-то функциональные обязанности автора мандалы окрашены в голубой цвет, а другие люди или другая часть его функционала - в коричневый, может иметь принципиальное значение. Так или иначе, важно работать на расширение зоны осознавания участника и присвоение им ответственности за выборы, которые он делает или не делает. И быть гибким, проявлять творчество.
Заканчивается сеанс работой на присвоение, когда автор мандалы говорит о своих осознаваниях, о том, что для него было самым важным и т. д.
Конечно, работа может быть не столь структурированной, часть, описанных выше шагов можно просто опустить. С дpyгoй стороны, можно уделить особое внимание работе с окружностью как частью мандалы. Окружность являет собой своеобразную презентацию границы/контакт, изображением того, как ее (границу) воспринимает клиент. Очевидно, что нарисованная едва различимой линией или широкой полосой (иногда - разноцветной) окружность может дать консультанту почву для построения гипотез о том, представляется ли клиенту его организация в слиянии с внешней средой. Безусловно, в дальнейшем гипотезы подлежат проверке.