Профилактика эмоционального выгорания педагогических работников.
Понятие эмоциональное выгорание появилось в 1974 году. Введено оно американским психиатром Фрейденбергом для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи.
Определён круг лиц, подверженных эмоциональному выгоранию. Чаще всего- это учителя, юристы, менеджеры, работники торговли, священники, полицейские, тренеры, и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ruban_statya.docx | 18.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика эмоционального выгорания педагогических работников.
Магина Ю.М.
Преподаватель психологии СПб ГБПОУ РКТК
Россия, Санкт-Петербург, 2012г.
Понятие эмоциональное выгорание появилось в 1974 году. Введено оно американским психиатром Фрейденбергом для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи.[1]
Определён круг лиц, подверженных эмоциональному выгоранию. Чаще всего- это учителя, юристы, менеджеры, работники торговли, священники, полицейские, тренеры, и др.
Одна из ведущих специалистов по изучению этого феномена К. Маслач в 1978 г. вывела симптомы эмоционального выгорания[3]:
- физические (усталость, истощение, астенизация, головные боли, одышка, бессонница, проблемы с желудочно-кишечным трактом, проблемы с весом и т.д.)
- поведенческие и психологические (работать становится тяжелее, а объём выполненной работы всё меньше, работа берётся на дом, поздние приходы на работу и стремление уйти пораньше, скука, неуверенность в себе, как в специалисте, разочарование, чувство вины, гнев, раздражительность, повышенное внимание на детали, чувство всемогущества, неспособность принимать решения, дистанцирование от коллег, злоупотребление алкоголем, наркотиками, отрицательное отношение к клиентам, пациентам.
Итак, профессиональное выгорание, процесс довольно коварный, так как человек не осознаёт эти симптомы, не видит со стороны и не понимает, что нуждается в поддержке и внимании.
М. Буриш (1994г.) выделяет следующие фазы эмоционального выгорания:
1. Предупреждающая
2. Снижение уровня собственного участия
3. Эмоциональные реакции
4. Деструктивное поведение
5. Психосоматические реакции
6. Разочарование
Выгоранием страдают не только люди, но и организации (профессор К.Чернисс 2003г.)
Были выведены основные симптомы:
- высокая текучесть кадров;
-поиск «козла отпущения»;
-снижение вовлеченности сотрудников в работу;
-недостаток сотрудничества среди персонала;
-рост чувства неудовлетворенности от работы;
-прогрессирующее падение инициативы.
Эмоциональное выгорание очень «инфекционно». Наибольшая опасность выгорания таится в организациях с высоким уровнем стресса.
Авторы работ и статей по эмоциональному выгоранию говорят о нём неоднозначно. Одни говорят об эмоциональном выгорании, как о профессиональной деформации, негативно отражающейся на профессиональной деятельности.[2]
Другие, как о механизме психологической защиты, который позволяет регулировать психику и защищать её от негативных эмоциональных воздействий.
Однако, несмотря на мнение учёных, нельзя не отметить, что этот феномен опасен своими негативными последствиями.
Что важно знать, чтобы не пропустить опасный синдром:
1. Знать признаки опасности (ухудшение отношений с близкими, коллегами, повышенный негативизм к себе, к профессии, чувство вины, неудачи, обидчивость, раздражительность, потеря чувства юмора, ухудшение памяти, повышенная утомляемость).
2. Обращаться к специалистам.
3. Рассчитывать свои нагрузки (работа -всего лишь часть жизни).
4. Проще относиться к конфликтам.
5. Знать свои особенности, чтобы проще переключаться с одного вида деятельности на другой.
6. Знать свои неэффективные модели поведения и уметь менять их на более эффективные.
В своей работе, кроме проведения индивидуального психологического консультирования с воспитателями и сотрудниками общежития я начала проведение цикла тренингов и занятий, направленных на профилактику эмоционального выгорания. На пример:
1. «Треугольник Карпмана-Берна», направленный на обучение определения своего настоящего эмоционального состояния, умение подбирать психологические приёмы, которыми можно пользоваться самостоятельно, а заодно научиться помогать друзьям и коллегам. Уметь проводить экологию своего личного и рабочего времени.
2. «Профилактика конфликтов». Учимся умению распознавать зарождающиеся конфликты и устранять их или управлять уже начавшимся конфликтом и конструктивно завершать их.
3. «Психологические особенности детей из детских домов и школ-интернатов». Владение информацией в области своей профессиональной деятельности способно также снизить уровень эмоционального напряжения, а значит предупредить выгорание.
Запланирован ряд тренинговых занятий, направленных на повышение уровня самопознания, игровые упражнения, призванные развивать профессиональную рефлексию, способность к эмпатии, критичности и гибкости установок.
Хочется отметить, что соблюдая некоторые из рекомендаций, сотрудник может предотвратить возникновение эмоционального выгорания:
1. Необходимо определение краткосрочных и долгосрочных целей (обеспечение мотивации).
2.»Тайм ауты» (отдых от работы).
3. Релаксация, положительная внутренняя речь снижает уровень стресса.
4.Уход от ненужной конкуренции ( чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, агрессию).
5.Необходимо осуществлять эмоциональное общение (делиться своими чувствами с другими).
6. Поддержание хорошей физической формы (между состоянием тела и разума существует тесная связь).
Литература:
1.Ильин.Е.П. Эмоции и чувства//СПб.: Питер, 2001
2. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. 2001г. Т.22, №1.
3.Маслач К.,Пайнс Э. Практикум по социальной психологии//СПб.: Питер, 2001