СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Чайкова Наталья Николаевна

В статье описывается проблема социального сиротства и возможные пути его преодоления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnoe_sirotstvo.docx29.28 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ

ПРЕОДОЛЕНИЯ

Н.Н. Чайкова

МДОУ детский сад комбинированного вида №6 «Земляничка»

На сегодняшний день одной из важнейших проблем России  — это проблема обездоленных детей. По данным статистики, в 2013 году в стране насчитывается около 700 000 таких детей. Взрослые призваны создавать благоприятные условия для их выживания и развития, охранять их интересы и защищать права детей, но, как показывает практика, именно взрослые чаще всего ущемляют и нарушают эти права. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, находящиеся в социально опасном положении.

В настоящее время сиротство приобрело опасную специфику, которая выражается в том, что подавляющее большинство современных сирот (около 90%):— это социальные сироты.

Социальные сироты — дети, лишенные попечения родителей, сироты при живых биологических родителях [4, с.15]. Заботу о социальных сиротах берут на себя общество и государство. Впервые понятие "социальное сиротство" обозначил в 1987 г. на Всероссийской учительской конференции А.А. Лиханов, заявивший о 400 тыс. российских детей-сирот, 95% которых являются "сиротами при живых родителях".

В различных изданиях по социальной работе принято следующее определение понятия "социальный сирота": это ребенок, имеющий биологических родителей, которые по каким-либо причинам не занимаются его воспитанием и не заботятся о нем.

Исследования Института детства Российского детского фонда, свидетельствуют о том, что основными причинами, по которым дети остаются без родительского попечения, являются: лишение родительских прав, уклонение родителей от содержания и воспитания собственных детей, нахождение родителей в местах заключения, неизлечимая болезнь родителей, а также безвестное их отсутствие.

Такое положение обусловлено рядом причин, среди которых основными являются: сложное социально-экономическое положение общества, все большее его расслоение по имущественному признаку; духовный кризис общества; последовательное, начатое в начале прошлого века, разрушение института семьи.

Социальное сиротство — проблема многоплановая, на фоне постоянно снижающегося в целом по стране уровня рождаемости она приобрела в Российской Федерации угрожающие масштабы и была обозначена правительством как первоочередная задача общефедерального уровня.

В чем опасность социального сиротства:

  • нарушение общественного порядка – 58,3%;
  • рост необразованности населения – 8,3%;
  • детская смертность – 33,3%;
  • деградация общества –17,6%;
  • повторяют путь своих родителей – 12,5%;

При определенных различиях и особенностях социальных сирот объединяет их то, что все они при живых родителях фактически не имеют родной семьи, нормального семейного образа жизни. Дети, лишенные попечения родителей, в большинстве своем становятся воспитанниками государственных образовательных учреждений закрытого типа для детей от младенческого возраста до 18 лет и, как правило, заложниками стрессовой ситуации, отрицательно влияющей на их здоровье и оставляющей глубокий след на судьбе каждого.

Сегодня в России существуют следующие формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Помещение ребенка в государственное учреждение: дом малютки, приют, детский дом, школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В последние годы органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и г. Москвы принят ряд законов и постановлений, направленных на укрепление института семьи и преодоление сиротства: федеральный законы от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 16.04.2001 г. № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", указы Президента "О проведении в Российской Федерации Года семьи", "О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации".

Следует отметить, что предпринятые за последние годы законодательные меры носят не только социально-экономический характер, но и учитывают психолого-педагогические и медицинские аспекты проблемы социального сиротства. Несмотря на позитивность принимаемых мер, проблема социального сиротства остается крайне острой.

Итак, в 2012 году родилось 1896263 ребенка, при этом отказались от 3884 детей (0,2%). Наибольший процент матерей, отказавшихся забирать детей из родильного дома зарегистрирован во Владимирской, Московской, Архангельской области (0,5%); Смоленской, Тверской, Калининградской, Магаданской области (0,6); Новгородской области (0,7%). Ни одного отказа от ребенка в 2012 году в Брянской, Мурманской, Ростовской, Пензенской, Челябинской, Амурской области; Краснодарском, Пермском, Забайкальском крае; Республики Дагестан, Ингушетии, КЧР, Чеченской республики, Еврейском и Чукотском автономном округе.

Причинами отказа от малышей были:

1) отсутствие супруга (63-71% от общего числа отказов); 

2) низкое материальное положение (61-76%); 

3) алкогольная или наркотическая зависимость матери (11-13,5%); 

4) отсутствие жилья у матери (3,5-8,7%); 

5) болезнь ребенка (1,4-3,6%); 

6) несовершеннолетняя мать (1,4-2%); 

7) проблемы со здоровьем матери (0,4-3%). 

Многочисленные исследования, проводимые отечественными психологами (И.В. Дубровина, Г.С. Красницкая, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых и др.) показали, что лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях может отрицательно повлиять на социальное, психическое и физическое здоровье детей-сирот. Как считают современные отечественные ученые, это влияет на всю структуру личности ребенка: на эмоциональную сферу, поведенческую, интеллектуальную. Авторы подчеркивают, что искусственно ограниченное пространство государственного учреждения, за данность жизни извне, скудность личного опыта и понятийной сферы детей в условиях сиротского учреждения не всегда удается компенсировать путем развития интересов и расширения представлений о мире [2, с.172].

В результате у детей не развивается потребность в познании, отсутствует интерес и не развивается социальный интеллект. При отсутствии интересов не развивается собственная активность ребенка и его самоорганизация. Воспитанник входит в жизнь с дефицитом волевого развития, с несформированной потребностью в профессиональной самореализации. У него складывается пассивное отношение к жизни, гипертрофированная зависимость от обстоятельств, неспособность противостоять и влиять на ход событий, осуществлять активный осознанный выбор. Многие боятся самостоятельной жизни и по выходе из учреждения стремятся жить группами, часто ориентированы на иждивенчество. Как правило, у воспитанника сиротского учреждения развивается инфантилизм. Отсутствие реальных прав и собственности, а также серьезных обязанностей не формирует у воспитанника способности жить в пространстве социально-правовых норм, способности оценивать свои поступки в категориях прав и социальной ответственности. Проживая на государственном обеспечении, в условиях тотальной ответственности воспитателя за все стороны жизни детской группы, подросток привыкает ощущать себя единицей групповой жизнедеятельности.

Эта ситуация приводит к тому, что он не осознает объективную необходимость опоры в жизни на свои силы. Результатом является отсутствие чувства личной ответственности за свою жизнь, искаженное представление о себе, незнание собственных индивидуальных особенностей, непонимание своего социального статуса. Как следствие этих проблем формируется неразвитое индивидуальное сознание.

Еще один наиважнейший вопрос на пути решения обозначенной проблемы - профилактика социального сиротства. Дело в том, что мы можем сколько угодно устраивать детей в новые семьи и гордиться успешными результатами, но если не перекрыть "канал поставки", это будет бесконечный процесс [3, с.141].

Эффективность решения проблемы социального сиротства определяется наличием системы профилактики и преодоления социального сиротства, включающей в себя следующие направления:

  1. Управление системой профилактики и преодоления социального сиротства.
  2. Укрепление института семьи, формирование семейных ценностей.
  3. Организация инновационной системы сопровождения и реабилитации неблагополучных семей.
  4. Развитие, усовершенствование системы социальной интеграции и жизнеустройства детей-сирот.
  5. Научно-методическое обеспечение системы профилактики и преодоления социального сиротства.
  6. Стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе.
  7. Возрождение духовной культуры нации.
  8. Экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства.
  9. Возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных на гуманизме, любви и уважении к ребенку; возвращение “воспитания” в учебные заведения.
  10. Реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей-сирот, в том числе воспитательных систем этих учреждений.
  11. Совершенствование системы устройства детей-сирот.

Решение задач профилактики и преодоления социального сиротства требует комплексного, межведомственного подхода, поскольку проблемы и факторы риска в этой сфере имеют тенденцию к возрастанию и усложнению, затрагивают политическую, экономическую, правовую, социально-психологическую и педагогическую сферы. В сложившихся условиях отсутствие организованного взаимодействия между учреждениями социальной сферы, образования, здравоохранения, охраны правопорядка является одной из причин недостаточной эффективности осуществляемой деятельности по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства.

Организация социальной работы в системе профилактики сиротства ставит множество проблем. И одна из самых актуальных — отсутствие квалифицированных кадров. Эта проблема становится еще острее, когда речь идет о социально дезадаптированных детях и подростках, о неблагополучных семьях. Специалисту предстоит столкнуться с подростками-правонарушителями, детьми-токсикоманами, родителями-алкоголиками и другими, не менее сложными категориями клиентов.

Для работы с ними необходим как профессиональный, так и жизненный опыт, помноженный на терпимость, открытость новому опыту, готовность к профессиональному и личностному росту. Другими словами, для такой работы требуется квалифицированный специалист, обладающий определенными профессиональными и личностными качествами.

Как было сказано выше, социальное сиротство в России обусловлено рядом причин. В первую очередь это кризис института семьи, который проявляется в увеличении возраста вступления в зарегистрированный брак, росте числа разводов и неполных семей. Критическое состояние российской семьи обусловлено также бедностью значительного числа семей, широким распространением алкоголизма и связанного с ним семейного насилия. На 40% увеличилось число лиц, никогда не состоявших в браке, и на столько же — численность разведенных и разошедшихся, что привело к увеличению числа детей, рожденных вне зарегистрированного брака. Поэтому первостепенная задача в профилактике сиротства в России — приоритетность поддержки и укрепления статуса социально здоровой семьи, дающей обществу здоровое, трудоспособное, воспитанное, грамотное поколение, способное решать вопросы развития, процветания Российской Федерации.

В связи с этим актуальными и востребованными являются: разработка и внедрение мероприятий, пропагандирующих ценности семьи, повышение компетентности в вопросах воспитания детей, повышение информированности населения о деятельности служб помощи семье и детям.

Еще одно направление работы в системе профилактики социального сиротства — сопровождение и реабилитация неблагополучных семей [1, с.89]. Под неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению.

Число таких семей значительно возрастает, что ведет к увеличению числа родителей, лишенных родительских прав. По статистике в 2013 году лишено родительских прав 42 000 человек. Семьям, в которых есть угроза социального сиротства необходимо помогать, то есть оказывать поддержку тем родителям, которые готовы встать на путь исправления. Надо понимать, что далеко не у всех хватает сил противостоять тяжелым жизненным обстоятельствам. Ломаются многие, но я уверена, что за них стоит бороться до последнего. Ведь одна из наших главных задач - по возможности не лишать людей родительских прав, а приложить все усилия, чтобы малыши оставались со своими родными. И надо надеяться, что эта деятельность приведёт к положительному результату, а не наоборот.

Сегодня в поле зрения специалистов в основном попадают семьи с тяжелой степенью неблагополучия, что существенно ограничивает возможности специалистов по оказанию помощи детям и родителям. Причиной сложившейся ситуации является отсутствие механизмов раннего выявления неблагополучных семей и матерей группы риска по отказу от новорожденного ребенка. Безусловно, более эффективной является работа с семьями в начальной и средней степени асоциальности, с использованием восстановительных технологий. Для работы с тяжелыми неблагополучными семьями должны создаваться многопрофильные службы сопровождения, в состав которых входили бы психологи, социальные педагоги, врачи-наркологи, социальные работники, помогающие семье преодолевать существующие трудности и обеспечивать ребенку нормальные социальные и биологические условия существования. Своевременная поддержка, оказываемая семье, помогает предотвратить развитие кризисной ситуации и помещение ребенка на замещающее попечение. К сожалению, в нашей стране практически нет структур, которые занимаются родителями, лишенными или находящимися под угрозой лишения родительских прав. Однако опыт показывает, что при целенаправленных усилиях, направленных на восстановление семейных связей, такая работа может быть более эффективной.

Требует реформирования, усовершенствования и существующая система государственного устройства детей-сирот, предполагающая создание условий для эффективного сопровождения социально-личностного развития ребенка-сироты в условиях учреждения для детей-сирот и в постинтернатный период.

Научно-методическое обеспечение системы профилактики и преодоления социального сиротства должно определять направления и тематику научных исследований, мониторингов, научно-методических и информационных материалов. Эффективность работы учреждений системы профилактики и преодоления социального сиротства во многом определяется научной обоснованностью и своевременным анализом существующей ситуации. Отсутствие на данном этапе комплексного научного сопровождения сдерживает развитие системы преодоления семейного неблагополучия и социального сиротства.

Перечисленные меры носят комплексный характер и при планомерной реализации, по моему мнению, могут способствовать сокращению масштабов социального сиротства.

Литература:

  1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., 2009.
  2. Глазунова М.А. Социальная педагогика. М., 2010.
  3. Нечаева А.М. Дети-сироты в России. 2003.
  4. Чепурных Е. Преодоление социального сиротства в России в современных условиях. Народное образование. №7, 2011.