РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
Одним из основных направлений учебно-воспитательной работы начальной школы является развитие творческого мышления учащихся, их творческих способностей. Свою задачу мы видим в том, чтобы предоставить учащимся максимально широкие возможности для проявления способностей, стимулировать их к тому, чтобы каждый мог почувствовать свою значимость и добиться успеха; воспитать у детей вкус к творчеству. Это тем более важно в условиях, в которых работает школа: школа малокомплектная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskogo_myshleniya_uchashchikhsya.docx | 23.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Одним из основных направлений учебно-воспитательной работы начальной школы является развитие творческого мышления учащихся, их творческих способностей. Свою задачу мы видим в том, чтобы предоставить учащимся максимально широкие возможности для проявления способностей, стимулировать их к тому, чтобы каждый мог почувствовать свою значимость и добиться успеха; воспитать у детей вкус к творчеству. Это тем более важно в условиях, в которых работает школа: школа малокомплектная.
Начало обучения в школе – переломный момент в жизни ребенка, характеризующийся сменой основного вида деятельности: на смену игре приходит учение. Это новый и неизвестный детям вид деятельности и, как все новое и неизвестное, он может являться фактором повышенной тревожности ребенка, способствующим формированию заниженной самооценки. Очень часто ребенку в школе отводится роль обучаемого, которого знающие и умеющие взрослые всему научат – только прилежно выполняй указания учителя. И неудивительно, что очень скоро к части детей интерес к учению пропадает. Но наблюдения за этими детьми показывают буквальное преображение после звонка с урока. У ребенка появляется и решительность, и смекалка, и звонкий командный голос, и изобретательность. Разгадка на самом деле проста: ребенок из объекта деятельности превращается в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно- потребностная сфера.
Именно в начальной школе развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы; критически оценивать деятельность, воспитываются самостоятельность, активность, инициатива, начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности; формируются потребности.
Успешное формирование у младших школьников творческих способностей возможно лишь на основе учета основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческих способностей.
Очень точно отличительные черты детского творчества были подмечены П.П. Блонским, который писал, что два порока имеет детская фантазия: детский вымысел скучен и ребенок не критически относится к нему; ребенок – раб своей бедной фантазии. Главным фактором, определяющим творческие возможности ребенка, является его опыт: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта человека. А отсюда вытекает и первая важная задача в формировании творческих способностей младших школьников. Для того, чтобы сформировать у учащихся умение творчески решать задачи, необходимо, прежде всего позаботиться о создании реальной чувственной основы для воображения.
Малокомплектная школа дает уникальную возможность педагогам отслеживать и направлять творческое развитие каждого ученика, стараясь сделать этот процесс и интересным и увлекательным. Именно выявлением и развитием творческих способностей детей занимаюсь последние 4 года. Опыт работы и проведенные исследования показывают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который может бы развит специальными систематическими занятиями, что и позволит расширить кругозор учащихся, создаст реальную чувственную основу для воображения.
Этими систематическими занятиями являются занятия по программе «Умное поколение», в основе которой лежит авторская программа Ю. Б. Гатанова «Курс развития творческого мышления». Курс разработан на базе модели структуры интеллекта Дж. Гилфорда. В рамках этой модели было выделено дивергентное мышление, являющееся основой творчества.
Введению курса предшествовала большая диагностическая работа (справка по результатам входного и итогового тестирования прилагается).
Задания курса предназначены как для развития общих свойств творческого мышления (беглости, гибкости, оригинальности, способности к детальной разработке), так и для развития отдельных творческих мыслительных способностей. Занятия проходят в форме игровых тренингов с сочетанием индивидуальной и групповой работы. Особенностью творчества младших школьников является то, что ребенок некритически относится к своему замыслу. Решив задачу или выполнив задание, он не может сам оценить ее достоинства и недостатки, не учитывает при выполнении те объективные требования, которым должна подчиняться работа. Поэтому очень важна итоговая часть, проведение с детьми итоговой всесторонней коллективной оценки, выявление недостатков и преимуществ отдельных ответов и решений. При этом я стремлюсь добиться осознания детьми того факта, что каждая работа интересна, содержит изюминку.
Немаловажно и то, что проведенными исследованиями установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому еще одна важная задача, которая решалась в курсе – это обучение учащихся умению словесно описывать способы выполнения заданий, рассказывать о приемах работы, изображать.
Усвоение учащимися необходимого словарного запаса очень важно для формирования и развития у них внутреннего плана действий. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план. Как доказано психологическими исследованиями, мышление не возникает в уме до тех пор, пока задача не оформлена словесно. Дети же, думают, действуя, манипулируя с реальными объектами. А слабое усвоение словарного запаса задерживает перенос этих действий вовнутрь, переход от реального манипулирования вещами к мысленному.
Таким образом, учет основных особенностей детского творчества и сосредоточение на решении выделенных основных задач развития творческих способностей детей приводят к возникновению в деятельности учащихся новизны и оригинальности, к усложнению, совершенствованию их творческих замыслов.
Что же дает развитие творчества школе, самим детям?
В первую очередь наблюдается общее повышение интереса к учебе у детей, важнейшим стимулом которого становится творчество. В связи с этим повышается качество знаний учащихся. Все дети хорошо учатся. Кроме того, заметно улучшились взаимоотношения детей в школе. В коллективных занятиях, в помощи старших младшим проявляются коллективизм, доброта, взаимопомощь, умение подчинять свои интересы интересам коллектива.
Важно и то, что способности, навыки и умения, приобретенные на этих занятиях, дети успешно переносят на другие учебные предметы и в повседневную жизнь.
Введению курса предшествовала большая диагностическая работа. Она состояла из нескольких этапов:
1.Мониторинг
Исследования проводились в два этапа:
-1этап перед введением курса – октябрь 2010 года
-2 этап по завершении курса - апрель 2014 года
2. Используемые диагностические методики:
№ | Название методики | Цель методики | Исследуемый критерий |
1. | Методика исследования особенностей воображения на основе теста Торренса «Неполные фигуры» | Диагностика развития воображения | Творческое воображение |
2. | Тест дивергентности мышления (задачи Гилфорда) | Изучение креативности творческого мышления | Креативность, творческое мышление |
3. В исследовании приняли участие все учащиеся начальной школы – 10 человек.
Таблица 1
Процентное распределение детей по уровням развития по результатам первой методики.
Входное тестирование.
Показатели | Уровень развития воображения | Всего чел. | Дата исслед. | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 10 (100%) | Окт 2010 г | |
Кол-во ч. | 0 | 4 | 4 | 2 | 0 | 0 | ||
% | 0% | 40% | 40% | 20% | 0% | 0% |
Большая часть группы отнесена ко 2 и 3 уровням развития воображения, что соответствует 80%.
Работы детей, отнесенных ко 2 уровню развития воображения, характеризуются меньшей схематичностью изображения, появлением большого числа деталей как внутри основного контура, так и за его пределами.
Для рисунков детей 3 уровня развития воображения характерно возникновение вокруг основного изображения «поля вещей», т.е. предметной оформленности окружающей среды.
2 детей (20%) отнесены к 4 уровню развития воображения. В их работах отмечается широко развернутая предметная среда. Тест-фигура превращается в предмет, к рисунку добавлены несколько элементов, составляющих единую композицию, сюжет.
Итоговое тестирование
Показатели | Уровень развития воображения | Всего чел. | Дата исслед. | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 10 (100%) | Апрель 2014 г. | |
Кол-во ч. | 0 | 1 | 2 | 4 | 3 | 0 | ||
% | 0% | 10% | 20% | 40% | 30% | 0% |
Результаты итогового тестирования показали положительную динамику в развитии творческого воображения.
Таблица 2
Процентное распределение детей по уровням развития творческого мышления по результатам «Теста дивергентности мышления» (залачи Гилфорда»).
Входное тестирование.
Показатели | Уровень развития мышления | Всего чел. | Дата исслед. | ||
Высокий | Средний | Низкий | 10 (100%) | Окт. 2010 г. | |
Кол-во ч. | 1 | 5 | 4 | ||
% | 10% | 50% | 40% |
По результатам этой методики большая часть учащихся отнесена к среднему и низкому уровню развития творческого мышления.
Итоговое тестирование
Показатели | Уровень развития мышления | Всего чел. | Дата исслед. | ||
Высокий | Средний | Низкий | 10 (100%) | Апр. 2014 г. | |
Кол-во ч. | 4 | 5 | 1 | ||
% | 40% | 50% | 10% |
Результаты итогового тестирования показали положительную динамику в развитии творческого мышления.
Выводы по результатам исследования:
Итак, особенности воображения детей младшего школьного возраста заключаются в следующем:
- исходя из результатов теста Торренса, следует, что дети младшего школьного возраста достигают 4 - 5 уровня развития воображения: в продуктах творческой деятельности появляется широко развернутая предметная среда, дети добавляют к рисунку новые элементы, организуя целостную композицию (4 уровень); или многократно используют заданные фигуры при построении единой композиции, что свидетельствует о пластичности воображения, более высоком уровне сформированности его операциональных компонентов (5 уровень);
- исходя из результатов теста Гилфорда, следует, что у детей в данном возрасте дивергентное мышление еще не сформировано - из общей выборки
4 человека (40%) не справились с заданием;
Эти исследования легли в основу введения программы «Умное поколение» (программа Ю.Б. Гатанова «Курс развития творческого мышления»), которая велась в течении 4-х лет.
Результаты мониторинга свидетельствуют о положительной динамике в развитии творческого мышления учащихся, особенно высокие результаты показали дети, занимающиеся по этой программе 2-3года. В развитии детского творчества заложены большие возможности и целенаправленная продуманная работа активизирует познавательную деятельность учащихся, помогает воспитывать любовь и стремление к знаниям.