Коррекционно-развивающее занятие для учащихся 7-х классов по профилактике ПАВ «Алкоголь: миф и реальность»
Формирование здорового образа жизни, отказ от вредных привычек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_alkogol_mif_i_realnost.docx | 20.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающее занятие для учащихся 7-х классов
по профилактике ПАВ
«Алкоголь: миф и реальность»
Цель: формирование интереса к здоровому образу жизни.
Задачи: информировать подростков о вреде алкоголя; обсудить причины употребления алкоголя; обсудить мифы и реальность воздействия алкоголя на организм; описать состояние зависимости алкоголика.
Оборудование: листы бумаги А4 по количеству участников, фломастеры.
Ход занятия
I. Описание влияния алкоголя на организм
- Ребята, что вы знаете о действии алкоголя на человека? (Ответы).
- Алкоголь всасывается через стенки желудка и кишечник и попадает непосредственно в кровь. Что же происходит с кровью после попадания туда алкоголя? Все вы знаете, наверное, что в состав крови входит гемоглобин. Какую роль он выполняет? (Ответы).
- Действительно, гемоглобин снабжает кровь кислородом. А как он выглядит? (Ответы).
- Красные тельца, которые постоянно перемещаются по кровеносным сосудам. При попадании алкоголя в кровь происходит слипание телец, образуются сгустки (тромбы). Как вы думаете, чем опасны тромбы? (Ответы).
- Конечно, это заболевания вен, сердца, и, как следствие, инфаркты и инсульты, некрасивые вены на ногах. Что же происходит дальше? Алкоголь попадает в мозг и оказывает на него подавляющее действие.
Как вы думаете, что происходит в этот момент с организмом? (Провести групповую дискуссию).
- Действительно, даже самые малые дозы алкоголя:
• снижают способность ясно мыслить и принимать решения;
• вызывают расслабление (именно поэтому запрещено садиться за руль даже после небольших доз алкоголя);
• вызывают мнимую смелость.
…большие дозы алкоголя:
• существенно замедляют деятельность мозга;
• вызывают головокружение;
• снижают координацию;
• затрудняют речь;
• нарушают эмоциональное состояние, вызывает агрессию;
• могут вызвать кратковременную потерю памяти.
Кроме того, поведение пьяных людей неприятно и даже опасно для окружающих:
• драки, ссоры, насилие;
• громкие разговоры, крик;
• глупость, дурашливость, легкомыслие.
- Как вы думаете, какие вредные последствия может вызывать алкоголь? (Плохое самочувствие, драки, ДТП, хронические заболевания, ссора с близкими людьми, развод, несчастный случай, смерть).
II. Объяснение причин приема алкоголя
(Цель: убедить подростков в том, что большинство взрослых употребляют алкоголь редко и в умеренных дозах).
- Как вы думаете, какой процент населения вообще не употребляет алкоголь? (30%).
- Как вы думаете, какой процент употребляет алкоголь регулярно? (10%).
- Попробуйте сейчас перечислить модели употребления алкоголя, которые вы видели. (Во время обеда, на праздниках, в общественных местах, после работы, на пляжах).
III. Обсуждение мотивации употребления или неупотребления алкоголя
- Разделите ваш лист пополам и напишите причины, по которым люди пьют алкоголь, а на другой части листа причины, из-за которых люди не пьют алкоголь. (Ребята работают около 5 минут, потом каждый зачитывает причины, ведущий фиксирует их на доске).
Люди пьют:
• чтобы снять стресс;
• из интереса;
• чтобы казаться взрослее;
• из-за компании;
• казаться «крутым»;
• назло кому-то;
• из подражания.
Люди не пьют:
• вредно для здоровья;
• чтобы показать силу воли;
• не нравится на вкус;
• бережет здоровье;
• не модно;
• из-за религиозных убеждений;
• для подержания статуса.
(Обсудить с детьми причины и объяснить, что алкоголь - психоактивное вещество, которое не может сделать человека сильнее, умнее, привлекательнее, богаче и т.д.; алкоголь не может решить проблемы, снять стресс, повысить самооценку).
IV. Беседа о возникновении алкогольной зависимости
Стадии алкогольного опьянения
1. Начальная стадия опьянения характеризуется лёгким возбуждением, повышенным настроением, ощущением благополучия, радости. Человек испытывает головокружение, ощущение тепла в теле, повышение самоуверенности, обидчивость.
2. По мере усиления опьянения психическое возбуждение увеличивается: человек теряет чувство меры, тактичность, речь становится громкой. Опьяневший легко раздражается, проявляет агрессивность к окружающим, совершает антиобщественные поступки. Мышление утрачивает последовательность, становится бессвязным. Наблюдается излишняя подвижность, говорливость, навязчивость. Походка становится шаткой, он плохо ориентируется в окружающем пространстве.
3. При сильном опьянении возникает рвота, слюнотечение, сонливость. Такое состояние рассматривается как острое отравление алкоголем и может закончиться летальным исходом.
Зависимость
Длительное (от 2-х лет) и чрезмерное употребление алкоголя вызывает:
• физическую зависимость;
• психическую зависимость.
Зависимость возникает уже на ранних стадиях алкоголизма – это потребность, характеризующаяся бесконтрольным употреблением алкоголя.
Зависимость:
• нарушает нормальное поведение, человек ведёт себя неадекватно;
• способствует проявлению безответственного отношения к семье, к окружающим, учебе и работе.
V. Профилактика зависимости
- Как вы думаете, ребята, как не попасть в алкогольную зависимость? (Обсуждение).
Чтобы не попасть в алкогольную зависимость необходимо:
• правильно организовывать свой досуг;
• заниматься творчеством;
• заниматься спортом;
• научиться отказу от употребления алкоголя в вежливой форме, которая не обидит окружающих.
Практическое упражнение «Я отказываюсь!»
- Разбейтесь, пожалуйста, на пары (1-й, 2-ой). Задача первых – любым путем привлечь собеседника к употреблению алкоголя. Задача вторых – отказаться. Потом меняетесь местами. В качестве аргументов отказа вы можете использовать «причины не пить», записанные на доске, а можете использовать следующие фразы:
Нет, спасибо, я не хочу
Я спешу на тренировку
У меня аллергия
Нет, у меня есть дела поинтереснее и т.д.
И не забудьте главное правило: отказывать нужно спокойно, но твердо!
V. Рефлексия
- Ребята, вы молодцы! Наше занятие подходит к концу, давайте подведем итоги:
1.Алкоголь – психоактивное вещество. Подобно другим психоактивным веществам, которые относятся к категории депрессантов, алкоголь замедляет работу коры головного мозга и нервной системы в целом.
2. Хотя около 70% взрослых употребляют алкоголь, подавляющее большинство делает это от случая к случаю в умеренных дозах. 30% взрослых вообще не пьют.
3. Только небольшая часть взрослых – пьяницы и алкоголики.
4.Алкоголь не может сделать человека сильнее, сообразительнее, симпатичнее, могущественнее и т.д.
5. Употребление алкоголя не является эффективным способом решения проблем и даже их усугубляет.
VI. Завершение занятия
- Ребята, перед тем, как вы уйдете с нашего занятия, напишите на листочках: «Я не буду пить алкоголь, потому что…». (Ребята записывают и читают по очереди вслух).