Коррекционно-развивающее занятие для учащихся 7-х классов по профилактике ПАВ «Алкоголь: миф и реальность»

Васильева Виктория Анатольевна

Формирование здорового образа жизни, отказ от вредных привычек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass_alkogol_mif_i_realnost.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающее занятие для учащихся 7-х классов

по профилактике ПАВ

«Алкоголь: миф и реальность»

Цель: формирование интереса к здоровому образу жизни.

Задачи: информировать подростков о вреде алкоголя; обсудить причины употребления алкоголя; обсудить мифы и реальность воздействия алкоголя на организм; описать состояние зависимости алкоголика.

Оборудование: листы бумаги А4 по количеству участников, фломастеры.

Ход занятия

I. Описание влияния алкоголя на организм

- Ребята, что вы знаете о действии алкоголя на человека? (Ответы).

- Алкоголь всасывается через стенки желудка и кишечник и попадает непосредственно в кровь. Что же происходит с кровью после попадания туда алкоголя? Все вы знаете, наверное, что в состав крови входит гемоглобин. Какую роль он выполняет? (Ответы).

- Действительно, гемоглобин снабжает кровь кислородом. А как он выглядит? (Ответы).

- Красные тельца, которые постоянно перемещаются по кровеносным сосудам. При попадании алкоголя в кровь происходит слипание телец, образуются сгустки (тромбы). Как вы думаете, чем опасны тромбы? (Ответы).

- Конечно, это заболевания вен, сердца, и, как следствие, инфаркты и инсульты, некрасивые вены на ногах. Что же происходит дальше? Алкоголь  попадает в мозг и оказывает на него подавляющее действие.

Как вы думаете, что происходит в этот момент с организмом? (Провести групповую дискуссию).

- Действительно, даже самые малые дозы алкоголя:

•        снижают способность ясно мыслить и принимать решения;

•        вызывают расслабление (именно поэтому запрещено садиться за руль даже после небольших доз алкоголя);

•        вызывают мнимую смелость.

…большие дозы алкоголя:

•        существенно замедляют деятельность мозга;

•        вызывают головокружение;

•        снижают координацию;

•        затрудняют речь;

•        нарушают эмоциональное состояние, вызывает агрессию;

•        могут вызвать кратковременную потерю памяти.

Кроме того, поведение пьяных людей неприятно и даже опасно для окружающих:

•        драки, ссоры, насилие;

•        громкие разговоры, крик;

•        глупость, дурашливость, легкомыслие.

- Как вы думаете, какие вредные последствия может вызывать алкоголь? (Плохое самочувствие, драки, ДТП, хронические заболевания, ссора с близкими людьми, развод, несчастный случай, смерть).

II. Объяснение причин приема алкоголя

(Цель: убедить подростков в том, что большинство взрослых употребляют алкоголь редко и в умеренных дозах).

- Как вы думаете, какой процент населения вообще не употребляет алкоголь? (30%).

- Как вы думаете, какой процент употребляет алкоголь регулярно? (10%).

- Попробуйте сейчас перечислить модели употребления алкоголя, которые вы видели. (Во время обеда, на праздниках, в общественных местах, после работы, на пляжах).

III. Обсуждение мотивации употребления или неупотребления алкоголя

- Разделите ваш лист пополам и  напишите причины, по которым люди пьют алкоголь, а на другой части листа причины, из-за которых люди не пьют алкоголь. (Ребята работают около 5 минут, потом каждый зачитывает причины, ведущий фиксирует их на доске).

Люди пьют:

•        чтобы снять стресс;

•        из интереса;

•        чтобы казаться взрослее;

•        из-за компании;

•        казаться «крутым»;

•        назло кому-то;

•        из подражания.

Люди не пьют:

•        вредно для здоровья;

•        чтобы показать силу воли;

•        не нравится на вкус;

•        бережет здоровье;

•        не модно;

•        из-за религиозных убеждений;

•        для подержания статуса.

(Обсудить с детьми причины и объяснить, что алкоголь - психоактивное вещество, которое не может сделать человека сильнее, умнее, привлекательнее, богаче и т.д.; алкоголь не может решить проблемы, снять стресс, повысить самооценку).

IV. Беседа о возникновении алкогольной зависимости

Стадии алкогольного опьянения

1. Начальная стадия опьянения характеризуется лёгким возбуждением, повышенным настроением, ощущением благополучия, радости. Человек испытывает головокружение, ощущение тепла в теле, повышение самоуверенности, обидчивость.

2. По мере усиления опьянения психическое возбуждение увеличивается: человек теряет чувство меры, тактичность, речь становится громкой. Опьяневший легко раздражается, проявляет агрессивность к окружающим, совершает антиобщественные поступки. Мышление утрачивает последовательность, становится бессвязным. Наблюдается излишняя подвижность, говорливость, навязчивость. Походка становится шаткой, он плохо ориентируется в окружающем пространстве.

3. При сильном опьянении возникает рвота, слюнотечение, сонливость. Такое состояние рассматривается как острое отравление алкоголем и может закончиться летальным исходом.

Зависимость

Длительное (от 2-х лет) и чрезмерное употребление алкоголя вызывает:

•        физическую зависимость;

•        психическую зависимость.

Зависимость возникает уже на ранних стадиях алкоголизма – это потребность, характеризующаяся бесконтрольным употреблением алкоголя.

Зависимость:

•        нарушает нормальное поведение, человек ведёт себя неадекватно;

•        способствует проявлению безответственного отношения к семье, к окружающим, учебе и работе.

V. Профилактика зависимости

- Как вы думаете, ребята, как не попасть в алкогольную зависимость? (Обсуждение).

Чтобы не попасть в алкогольную зависимость необходимо:

•        правильно организовывать свой досуг;

•        заниматься творчеством;

•        заниматься спортом;

•        научиться отказу от употребления алкоголя в вежливой форме, которая не обидит окружающих.

Практическое упражнение «Я отказываюсь!»

- Разбейтесь, пожалуйста, на пары (1-й, 2-ой). Задача первых – любым путем привлечь собеседника к употреблению алкоголя. Задача вторых – отказаться. Потом меняетесь местами. В качестве аргументов отказа вы можете использовать «причины не пить», записанные на доске, а можете использовать следующие фразы:

        Нет, спасибо, я не хочу

        Я спешу на тренировку

        У меня аллергия

        Нет, у меня есть дела поинтереснее    и т.д.

И не забудьте главное правило: отказывать нужно спокойно, но твердо!

V. Рефлексия

- Ребята, вы молодцы! Наше занятие подходит к концу, давайте подведем итоги:

1.Алкоголь – психоактивное вещество. Подобно другим психоактивным веществам, которые относятся к категории депрессантов, алкоголь замедляет работу коры головного мозга и нервной системы в целом.

2. Хотя около 70%  взрослых употребляют алкоголь, подавляющее большинство делает это от случая к случаю в умеренных дозах. 30% взрослых вообще не пьют.

3. Только небольшая часть взрослых – пьяницы и алкоголики.

4.Алкоголь не может сделать человека сильнее, сообразительнее, симпатичнее, могущественнее и т.д.

5. Употребление алкоголя не является эффективным способом решения проблем и даже их усугубляет.

VI. Завершение занятия

- Ребята, перед тем, как вы уйдете с нашего занятия, напишите на листочках: «Я не буду пить алкоголь, потому что…». (Ребята записывают и читают по очереди вслух).