Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в рамках введения новых ФГОС

Маренюк Наталия Михайловна

Представление опыта работы педагога- психолога по использованию форм и методов  в плановом сопровождении первоклассников в рамках введения новых ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примерное выступление на городском семинаре. «Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в рамках введения новых ФГОС»

Цель: представить опыт работы педагога- психолога по использованию форм и методов  в плановом сопровождении первоклассников в рамках введения новых ФГОС.

У Федора Ивановича Тютчева в стихотворение «Нам не дано предугадать» есть замечательные строки, смысл которых вечен:

Нам не дано предугадать, 
Как наше слово отзовется.
Посеять в душах благодать.
Увы, не каждый раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить.
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в жизни молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться...
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться.

     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные, то есть универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные и коммуникативные). Это значит, что первоклассники учатся не только читать, писать и считать, но и слушать, понимать, объяснять и сотрудничать.
В связи с этим, одна из тем в направлении работы психолога является адаптация первоклассников. Целью моей работы в этом направлении является профилактика и коррекция дезадаптации у первоклассников.

  Сегодня школа  в целях исполнения приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009

№ 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» призвана выполнять объективный заказ на воспитание здорового человека.  Здоровье ребенка -  это его позитивная психическая и социальная адаптация.  Психолого- педагогическая диагностика и просвещение используются как инструмент для профилактики дезадаптации учащихся. Задачи психолого-педагогического сопровождения на данной ступени образования следующие.

Начальная школа – определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, развитие познавательной и учебной мотивации,  сохранение и укрепление психологического здоровья школьников. В план работы школьного психолога в соответствии с должностной инструкцией, утвержденной директором школы приказом №97 от 28.02.2011 года «О введении новых должностных инструкций» в рамках введения новых ФГОС входят:

  • Консультация для педагогов, обучающих первоклассников
  • Просвещение и консультирование родителей
  • Диагностика школьной зрелости и отношения первоклассников  к школе, определения психолого-педагогического статуса каждого ребенка, коррекционно-развивающие занятия.
  • Первый шаг в реализации успешной адаптации первоклассников в рамках введения новых ФГОС делается в направлении просвещения и консультирования педагогов и родителей для повышения психологической культуры, психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов. Так, благодаря плану мероприятий по внедрению новых ФГОС  обязательно проводятся первые родительские собрания по теме «Готовность к школе»  на базе дошкольных учреждений в рамках преемственности между детским садом и школой, весной организуется первое общешкольное собрание «Ваш ребенок идет в школу» для родителей будущих первоклассников (психологическая готовность к этому родителей),  в начале учебного года общешкольное родительское собрание по теме «Адаптация и психологические особенности первоклассников», в декабре в каждом первом классе проводится  тематическое   родительское собрание с использованием ИКТ «Адаптация: первые итоги», где через просвещение, групповое консультирование,  родители получают информацию об адаптации первоклассников, рекомендации по формированию школьной мотивации.

     В 2011-2012 учебном году проведено 2 общешкольных родительских собраниях, на которых присутствовало 161 человек, в классных собраниях  в параллели 1 классов приняло участие 66 родителей и 3 педагога, проведено 4 собрания. Индивидуальные тематические консультации с педагогами, обучающих первоклассников по темам: «Психологическая готовность детей к школе»,  «Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения»

  • Необходимость разработки комплекса мер по снятию перегрузки, сохранению и укреплению здоровья  первоклассников и внедрению здоровьесберегающих технологий («БОС»), развивающих программ  таких как,

 программа «Солнышко» для социально-психологической адаптации детей в начальной школе,  автор О. Матвеева в образование в настоящее время является чрезвычайно актуальной задачей.

 Важным является коррекция и развитие, целью  данного направления деятельности  является обеспечение успешной адаптации к школе, к классу, к учителям, формирование навыка стрессоустойчивости.  

В этой связи технология «БОС-коррекция психоэмоционального состояния»  занимает достойное место по той причине, что она не агрессивная, не относится к разряду фармакологических иммуномодуляторов, предполагает активное отношение пациента к формированию собственного здоровья.

Для получения оздоровительного эффекта предусматривается проведение у каждого ребенка не менее 10 -14 практических занятий и не реже двух раз в неделю. Цель занятий - сформировать у детей диафрагмально-релаксационное дыхание с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС), снятие стрессов и физиологического напряжения, интеллектуальной усталости. Следует отметить, что навыки правильного дыхания в конце курса уроков были сформированы практически у всех  учащихся 1 классов, посещающих кабинет «БОС – коррекция психоэмоционального состояния».  Обращает на себя внимание, что в подавляющем большинстве и ученики и родители считают целесообразным проведение подобной оздоровительной процедуры.

  •  Велика роль диагностики в профилактике дезадаптации у первоклассников

В этом учебном году совместно с учителями 1 классов проводится отслеживание психолого-педагогического статуса каждого ребенка, а также мною определяется динамика познавательной мотивации в процессе обучения; оказание помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

    Каждый год я  провожу анализ уровня готовности к школе учащихся 1-х классов. Цель анализа: ориентировочная оценка уровня развития школьных необходимых навыков; общее представление об уровне психического развития ребенка. Диагностика готовности к школе как один из показателей интеллектуальной готовности и для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Анализ результатов изучения уровня готовности к школе

учащихся 1-х классов 2011-2012 учебного года

            Анализ результатов готовности учащихся к школе показывает, что 8 %  учащихся абсолютно готовы к школе, у них сформированы основные предпосылки учебной деятельности: принятия учебной задачи, учебных действий, самоконтроля. 85 % первоклассников готовы относительно. 7% обучающихся нуждаются в контроле и помощи со стороны взрослых, так как показали низкий уровень школьной зрелости.

Вывод: но хочется отметить, что благодаря психолого –педагогическому сопровождению первоклассников,  методам и формам обучения, которые используют  педагоги 1 классов, а также занятиям  по развитию психических процессов  проведению дыхательных тренингов с учащимися, показавшим низкий уровень готовности привели к желаемым результатам: учащиеся со средним процентом дезадаптации на конец года достигли определенного уровня умственного и психологического развития.

Результаты изучения динамики

школьной мотивации у учащихся 1 классов

2011-2012 учебного года.

IMG_2330

Декабрь, 2011год.

Методика: «Что мне нравится в школе?»

Цель: изучение школьной адаптации.

Проведенное анкетирование позволило выявить 3  уровня адаптации учащихся в школе:

  1. Высокий уровень школьной мотивации
  2. Средний уровень школьной мотивации
  3. Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеурочными сторонами

Класс

Всего

Высокий уровень

Средний уровень

Положит.

отношение

Дезадапта-ция

1 А

25 (100%)человек

8 (32%)

10 (40%)

7 (28%)

0

25 (100%) человек

7 (28%)

5 (20%)

13 (52%)

0

1 В

22 (92%) человек

9 (41%)

7(32%)

6(27%)

0

Итого

72 (97%) человека

25 (35%)

23(29%)

26 (36%)

0

В план на 2012-2013 учебный год будет включен запрос от педагога 1 класса на углубленную диагностику, т.к. учитель планирует в рамках введения новых ФГОС работу по программе «Школа 21 века»

      Особенность  работы педагога-психолога по предупреждению дезадаптации у первоклассников в рамках введения новых ФГОС, сохранению и укреплению психологического здоровья участников образовательного процесса  заключается в том, что она проводится в системе «психолог – педагоги – родители – учащиеся», начиная с первого класса.

          Главное! По каким бы стандартам ни учился ребенок, любовь и внимание учителя, специалистов необходимы ему, для того чтобы он был счастлив, успешен в учебе. Любите ребенка сегодня таким, какой он есть, помогайте ему, берегите его!