Программа коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания
Программа коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания. По программе А.А. Осиповой «Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет», 2002 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma._vnimanie.starshie_doshk.doc | 211 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С НАРУШЕНИЯМИ ВНИМАНИЯ
(По книге «Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет»
Осипова А.А., М., 2002)
Увеличение потока информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, выдвинули новые требование к системе образования в целом. Одним из непременных условий успешного обучения является развитие произвольного, преднамеренного внимания в дошкольном возрасте. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат.
Часто дети страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание так же важно, как и обучать письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко, образы восприятия отличаются ясностью.
Распределение внимания у старших дошкольников развито недостаточно. Если ребенок находит ответ на заданный вопрос, он уже не в состоянии следить за своим поведением: вскакивает с места, забывая, что этого не следует делать во время занятий. Ребенку трудно сидеть неподвижно и при рисовании, лепке, ведь при этом надо быть внимательным к процессу изображения рисунка, к содержанию работы, к тому, как расположены карандаш и бумага, а также к своей позе. Поэтому взрослому необходимо тратить немало сил и времени для формирования правильной позы у детей при письме и чтении.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.
Данная программа рассчитана на детей 5-7 лет с нарушениями внимания.
Цель программы: развитие свойств внимания (устойчивости, переключаемости, распределяемости, концентрации и объема).
Задачи программы
- развитие сенсорного внимания;
- развитие слухового внимания;
- развитие моторно-двигательного внимания;
- повышение познавательного интереса.
Принципы построения коррекционно-разивающей программы.
1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.
2. Принцип единства диагностики и коррекции.
3. Принцип приоритетности коррекции причинного типа.
4. Деятельностный принцип коррекции.
5. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей.
6. Принцип комплексности методов психологического воздействия.
7. Принцип активного привлечения социального окружения к участию в коррекционной программе.
8. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов.
9. Принцип программированного обучения.
10. Принцип возрастания сложности.
11. Принцип учета объема и степени разнообразия материала.
12. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала.
Программа состоит из серии специально организованных коорекционно-развивающих занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Объем программы рассчитан на 20 занятий, продолжительность одного занятия – от 20 до 30 минут.
Форма работы: индивидуально-групповая.
Тематическое планирование программы
развития и коррекции внимания.
№ занятия | № игры, упражнения | Структура занятия | Цель | Оборудование | Время проведения (мин) | Примечания |
1. | 1. | Игра «Ручеек» | Психогимнастика | 3 | В игре участвует нечетное количество детей (№ 1) | |
2. | Игра «Что слышно?» | Развитие слухового внимания | Предметы, издающие знакомые детям звуки, ширма | 5 | № 2 | |
3. | Задание «Найди два одинаковых предмета» | Развитие сенсорного внимания, объема внимания | Карточка 1 (лист9) каждому ребенку | 3 | Разрезать лист 9 на отдельные карточки № 3 | |
4. | Игра «Кто летает?» | Развитие моторо-двигательного внимания | Список названий предметов | 4 | Список приготовить заранее (№ 4) | |
5. | Выкладывание из палочек по образцу 1-го уровня сложности | Развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки | Палочки и образец (любая карточка с листа 13) | 5 | Разрезать лист 13 на отдельные карточки См. № 5 | |
всего 20 мин | ||||||
2. | 1. | Игра «Ручеек» | Психогимнастика | 3 | В игре участвует нечетное количество детей (№ 1) | |
2. | Игра «Слушай звуки» | Развития активного внимания | Музыкальный инструмент или аудиозапись с высокими и низкими звуками | 3 | Необходимо чередовать звуки постепенно увеличивая темп (№ 6) | |
3. | Задание «Найди пять отличий» | Развитие произвольного внимания и переключения внимания | Карточка 1 (лист 18) каждому ребенку | 5 | Лист 18 разрезать на отдельные карточки (№ 7) | |
4. | Игра «Кто летает?» | Развитие моторо-двигательного внимания | Список названий предметов | 4 | Список приготовить заранее (№ 4) | |
5. | Выкладывание из мозаики по образцу | Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки | Образец 1 (лист 20) и мозаика каждому ребенку | 5 | Разрезать лист 20 на отдельные карточки (№ 8) | |
всего 20 мин | ||||||
3. | 1. | Игра «Ручеек» | Психогимнастика | 3 | В игре участвует нечетное количество детей (№ 1) | |
2. | Упражнение «Исключение лишнего» | Развитие объема внимания, сенсорного внимания | Карточка 1 (лист 15) каждому ребенку | 2 | Лист 15 разрезать на карточки (№ 9) | |
3. | Игра «Узнай по голосу-1» | Развитие слухового внимания | Платок (повязка) для завязывания глаз | 5 | № 10 | |
4. | Выкладывание из палочек по образцу 1-го уровня сложности | Развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки | Палочки и образец (любая карточка с листа 13) | 5 | Разрезать лист 13 на отдельные карточки (№ 5) | |
5. | Игра «По новым местам» | Развитие моторно-двигательного внимания | Круги диаметром 30-35 см (нарисованные на полу мелом или вырезанные из бумаги) | 5 | Можно проводить под музыкальное сопровождение № 11 | |
всего 20 мин | ||||||
4. | 1. | Игра «Ручеек» | Психогимнастика | 3 | В игре участвует нечетное количество детей (№ 1) | |
2. | Выкладывание из мозаики по образцу | Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки | Образец 2 (лист 20) и мозаика каждому ребенку | 5 | Разрезать лист 20 на отдельные карточки № 8 | |
3. | Игра «Совушка-сова» | Формирование внимание, воспитание выдержки | Нарисованный на полу круг («гнездо»), маска или шапочка совы | 5 | В начале игры роль совушки может исполнять взрослый (№ 12) | |
4. | «Найди два одинаковых предмета» | Развитие сенсорного внимания, объема внимания | Карточка 2 (лист 9) каждому ребенку | 4 | Разрезать лист 9 на отдельные карточки (№ 3) | |
5. | Игра «По новым местам» | Развитие моторно-двигательного внимания | Круги диаметром 30-35 см | 3 | Можно проводить под музыкальное сопровождение № 11 | |
всего 20 мин | ||||||
5. | 1. | Игра «Ручеек» | Психогимнастика | 3 | В игре участвует нечетное количество детей (№ 1) | |
2. | Выкладывание из палочек по образцу 1-го уровня сложности | Развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки | Палочки и образец (любая карточка с листа 13) | 5 | Разрезать лист 13 на отдельные карточки (№ 5) | |
3. | Игра «Узнай по глоссу-2» | Развитие слухового внимания | Начерченный на полу большой круг, платок для завязывания глаз | 5 | Круг диаметром 3 м. № 13 | |
4. | Задание «Найди пять отличий» | Развитие произвольного внимания | Карточка 2 (лист 18) каждому ребенку | 5 | Лист 18 разрезать на отдельные карточки (№ 7) | |
5. | Игра «По новым местам» | Развитие моторно-двигательного внимания | Круги диаметром 30-35 см | 2 | Можно проводить под музыкальное сопровождение | |
всего 20 мин | ||||||
6. | 1. | Упражнение «Смотри на руки» | Развитие активного внимания | Музыкальное сопровождение | 3 | См. варианты движений в № 14 |
2. | Выкладывание из мозаики по образцу | Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки | Образец 2 (лист 20) | 5 | Разрезать лист 20 на отдельные карточки (№ 8) | |
3. | Игра «Совушка-сова» | Формирование внимание, воспитание выдержки | Нарисованный на полу круг («гнездо»), маска или шапочка совы | 5 | № 12 | |
4. | «Найди два одинаковых предмета» | Развитие сенсорного внимания, объема внимания | Карточка 3 (лист 9) каждому ребенку | 4 | Лист 9 разрезать на карточки (№ 3) | |
5. | Задние «Найди все отличия» | Развитие произвольного внимания | Карточка каждому ребенку (лист 3) | 3 | № 7 | |
6. | Игра «Будь внимателен» | Стимулирование внимания, развитие скорости реакции | Магнитофон или проигрыватель | 5 | № 15 | |
всего 25 мин | ||||||
7. | 1. | Упражнение «Смотри на руки» | Развитие активного внимания | Музыкальное сопровождение | 3 | № 14 |
2. | Задание «Найди два одинаковых предмета» | Развитие зрительного внимания, объема внимания | Карточка 4 (лист 10) каждому ребенку | 2 | Разрезать лист 10 на карточки № 3 | |
3. | Задание «Найди пять отличий» | Развитие произвольного внимания | Музыкальное сопровождение | 3 | № 7 | |
4. | Игра «Совушка-сова» | Формирование внимание, воспитание выдержки | Нарисованный на полу круг («гнездо»), маска или шапочка совы | 5 | № 12 | |
5. | Выкладывание из палочек по образцу 2-го уровня сложности | Развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки | Палочки и образец (лист 14) каждому ребенку | 5 | Разрезать лист 14 на карточки № 5 | |
6. | Игра «Четыре стихии» | Развитие внимания, координации слухового анализатора | 7 | № 16 | ||
всего 25 мин | ||||||
8. | 1. | Упражнение «Смотри на руки» | Развитие активного внимания | Музыкальное сопровождение | 4 | № 14 |
2. | Задание «Найди пять отличий» | Развитие произвольного внимания, распределения и переключения внимания | Карточка 4 (лист 19) для каждого ребенка | 3 | Лист 19 разрезать на карточки № 7 | |
3. | Упражнение «Исключение лишнего» | Развитие мышления и объема внимания | Карточка 2 (лист 15) для каждого ребенка | 3 | Лист 15 разрезать на карточки См. № 9 | |
4. | Выкладывание из мозаики по образцу | Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки | Образец 4 (лист 20) для каждого ребенка | 5 | Разрезать лист 20 на карточки № 8 | |
5. | Игра «Что слышно?» | Развитие слухового внимания | Предметы, издающие знакомые детям звуки (барабан, свисток и др.), ширма | 5 | № 2 | |
6. | Игра «Кого назвали, тот и лови!» | Формирование внимания, развитие скорости реакции | Большой мяч | 5 | № 17 | |
всего 25 мин | ||||||
9. | 1. | Упражнение «Смотри на руки» | Развитие активного внимания | Музыкальное сопровождение | 4 | № 14 |
2. | Выкладывание из палочек по образцу 2-го уровня сложности | Развитие произвольного внимания, мелкой моторики руки | Палочки и образец (лист 14) каждому ребенку | 3 | Разрезать лист 14 на карточки № 5 | |
3. | Игра «Слушай звуки» | Развития активного внимания | Музыкальный инструмент или аудиозапись | 5 | № 6 | |
4. | Задание «Найди пять отличий» | Развитие произвольного внимания | Карточка 1 (лист 16) каждому ребенку | 5 | Лист 16 разрезать на карточки (№ 7) | |
5. | Задание «Найди два одинаковых предмета» | Развитие зрительного внимания, объема внимания | Карточка 5 (лист 10) каждому ребенку | 3 | Разрезать лист 10 на карточки № 3 | |
6. | Игра «Кого назвали, тот и лови!» | Формирование внимания, развитие скорости реакции | Большой мяч | 5 | № 17 | |
всего 25 мин | ||||||
10 | 1. | Упражнение «Смотри на руки» | Развитие активного внимания | Музыкальное сопровождение | 4 | № 14 |
2. | Упражнение «Исключение лишнего» | Развитие мышления и объема внимания | Карточка 3 (лист 15) для каждого ребенка | 2 | Лист 15 разрезать на карточки (№ 9) | |
3. | Задание «Найди два одинаковых предмета» | Развитие зрительного внимания | Карточка 6 (лист 10) каждому ребенку | 3 | Разрезать лист 10 на карточки № 3 | |
4. | Игра «Узнай по глоссу-2» | Развитие слухового внимания | Начерченный на полу большой круг, платок для завязывания глаз | 5 | № 13 | |
5. | Выкладывание из мозаики по образцу | Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки | Образец 1 (лист 21) для каждого ребенка | 5 | Разрезать лист 21 на карточки № 8 | |
6. | Игра «Кого назвали, тот и лови!» | Формирование внимания, развитие скорости реакции | Большой мяч | 5 | № 17 | |
всего 25 мин | ||||||
11 | 1. | Упражнение «Слушай команду!» | Развитие активного внимания | Музыкальное сопровождение | 3 | № 18 |
2. | Упражнение «Исключение лишнего» | Развитие мышления и объема внимания | Карточка 4 (лист 10) для каждого ребенка | 2 | Лист 10 разрезать на карточки (№ 9) | |
3. | Задание «Чей это дом?» | Развитие наблюдательности | Лист 22 каждому ребенку | 3 | № 20 | |
4. | Игра «Испорченный телефон» | Развитие слухового внимания | 6 | № 21 | ||
5. | Нанизывание бусинок по образцу | Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев | Образец (карточка 1 лист 23), бусинки каждому ребенку | 5 | № 22 | |
6. | Игра «Воробьи и вороны» | Формирование внимания, развитие скорости реакции | Кубики и мячи (вдвое меньше, чем игроков) | 6 | № 19 | |
всего 25 мин | ||||||
12 | 1. | Упражнение «Слушай команду!» | Развитие активного внимания | Музыкальное сопровождение | 3 | № 18 |
2. | Задание «Смешанный лес» | Развитие наблюдательности, распределения внимания | Карточка 1 (лист 24) | 3 | Лист 24 разрезать № 23 | |
3. | Игра «Море волнуется» | Формирование внимания, развитие скорости реакции | Круг на полу или асфальте | 5 | № 24 | |
4. | Нанизывание бусинок по образцу | Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев | Образец (карточка 2 лист 23), бусинки каждому ребенку | 5 | № 22 | |
5. | Срисовывание по клеточкам (1-й уровень сложности) | Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев | Карточки 1 и 2 (лист 25), бумага в клетку, карандаш | 5 | Лист 25 разрезать на карточки № 25 | |
6. | Игра «Испорченный телефон» | Развитие слухового внимания | 4 | № 21 | ||
всего 25 мин | ||||||
13 | 1. | Упражнение «Слушай команду!» | Развитие активного внимания | Музыкальное сопровождение | 3 | № 18 |
2. | Выкладывание из палочек по образцу | Развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки | Палочки и образец (лист 14) каждому ребенку | 5 | Разрезать лист 14 на карточки № 5 | |
3. | Игра «Испорченный телефон» | Развитие слухового внимания | 5 | № 21 | ||
4. | Задание «Кто забил гол?» | Развитие наблюдательности | Карточка 2 (лист 27) каждому ребенку | 2 | № 26 | |
5. | Задание «Найди героев передачи» | Развитие наблюдательности, распределения, переключения и объема внимания | Карточка 2 (лист 28) каждому ребенку | 4 | Лист 28 разрезать на карточки № 27 | |
6. | Игра «Воробьи и вороны» | Формирование внимания, развитие скорости реакции | Кубики и мячи (вдвое меньше, чем игроков) | 6 | № 19 | |
всего 25 мин | ||||||
14 | 1. | Упражнение «Слушай команду!» | Развитие активного внимания | Музыкальное сопровождение | 3 | № 18 |
2. | Задание «Найди парные носочки» | Развитие распределения и объема внимания | Карточка 1 (лист 4) каждому ребенку | 3 | Разрезать лист 11 на карточки | |
3. | Упражнение «Витрина магазина» | Развитие объема внимания и наблюдательности | Карточка 1 (лист 28) каждому ребенку | 2 | Лист 28 разрезать на карточки (№ 28) | |
4. | Игра «Море волнуется» | Формирование внимания, развитие скорости реакции | Круг на полу или асфальте | 6 | № 24 | |
5. | Нанизывание бусинок по образцу | Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки | Образец (карточка 3 лист 23), бусинки каждому ребенку | 5 | № 22 | |
6. | Игра «Испорченный телефон» | Развитие слухового внимания | 6 | № 21 | ||
всего 25 мин | ||||||
15 | 1. | Упражнение «Слушай команду!» | Развитие активного внимания | Музыкальное сопровождение | 3 | № 18 |
2. | Игра «Слушай звуки» | Развития активного внимания | Музыкальный инструмент или аудиозапись | 3 | № 6 | |
3. | Упражнение «Кого испугался охотник?» | Развитие объема и устойчивости внимания | Карточка 1 (лист 28) каждому ребенку | 2 | Лист 28 разрезать на карточки (№ 29) | |
4. | Игра «Испорченный телефон» | Развитие слухового внимания | 5 | № 21 | ||
5. | Срисовывание по клеточкам (1-й уровень сложности) | Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки | Карточки 3 и 4 (лист 25), бумага в клетку, карандаш | 5 | Лист 25 разрезать на карточки (№ 25) | |
6. | Игра «По новым местам» | Развитие моторно-двигательного внимания | Круги диаметром 30-35 см | 3 | № 11 | |
всего 25 мин | ||||||
16 | 1. | Игра «В магазине зеркал» | Развитие наблюдательности, внимания, памяти | 3 | № 29 | |
2. | Задание «Сравни, назови, сосчитай!» | Развитие наблюдательности | Лист 37 каждому ребенку | 3 | № 30 | |
3. | Игра «Кто знает, пусть дальше считает» | Развитие слухового внимания, мышления, закрепления умения считать | Мяч | 5 | № 31 | |
4. | Игра «Зеваки» | Развитие произвольного внимания | Бубен, проигрыватель или магнитофон | 5 | № 32 | |
5. | Игра «Танграм» | Закрепление представлений о геометрических фигурах | Образец и детали в натуральную величину каждому ребенку | 7 | № 33 | |
6. | Задание «Найди дорожку!» | Развитие произвольного внимания | Карточка 1 (лист 41) каждому ребенку | 2 | № 34 | |
всего 25 мин | ||||||
17 | 1. | Игра «В магазине зеркал» | Развитие наблюдательности, внимания, памяти | 3 | № 29 | |
2. | Задание «Корова Маня и ее хозяйка» | Развитие устойчивости внимания | Карточка 1 (лист 29) каждому ребенку | 2 | Лист 29 разрезать на карточки (№ 35) | |
3. | Игра «Строители» | Развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания | Лист 40 каждому ребенку | 5 | № 36 | |
4. | Игра «Кто летает?» | Формирование внимания | Список названий предметов | 5 | № 4 | |
5. | Срисовывание по клеточкам (2-й уровень сложности) | Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки | Карточки 1 и 2 (лист 26), бумага в клетку, карандаш каждому ребенку | 5 | Лист 26 разрезать на карточки (№ 25) | |
6. | Игра «Найди игрушку» | Развитие устойчивости и объема внимания | Игрушки | 5 | № 37 | |
всего 25 мин | ||||||
18 | 1. | Игра «В магазине зеркал» | Развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания | 3 | № 29 | |
2. | Задание «Найди двух одинаковых животных» | Развитие произвольного внимания | Карточка 1 и 2 (лист 42) каждому ребенку | 2 | Лист 42 разрезать на карточки (№ 38) | |
3. | Срисовывание по клеточкам (2-й уровень сложности) | Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки | Карточки 3,4,5 (лист 26) каждому ребенку | 5 | Лист 26 разрезать на карточки (№ 25) | |
4. | Задание «Что где лежит?» | Развитие произвольного внимания | Лист 39 каждому ребенку | 3 | № 39 | |
5. | Игра «Танграм» | Закрепление представлений о геометрических фигурах | Образец и детали в натуральную величину | 7 | № 33 | |
6. | Задание «Воспроизве-дение геометри-ческих фигур» | Развитие произвольного внимания, памяти, мышления | Любая карточка (лист 43) каждому ребенку | 5 | Лист 43 разрезать на карточки (№ 40) | |
всего 25 мин | ||||||
19 | 1. | Игра «В магазине зеркал» | Развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания | 3 | № 29 | |
2. | Задание «Найди тень» | Развитие наблюдательности | Лист 35 каждому ребенку | 2 | № 41 | |
3. | Задание «Найди дорожку» | Развитие произвольного внимания | Карточка 2 (лист 41) каждому ребенку | 2 | № 34 | |
4. | Срисовывание по клеточкам (2-й уровень сложности) | Развитие концентрации и объема внимания | Карточки 6,7,8 (лист 26) каждому ребенку | 5 | № 25 | |
5. | Игра «Разведчики» | Развитие моторно-слуховой памяти, координации движений | Стулья | 5 | № 42 | |
6. | Задание «Построй дорожку» | Развитие устойчивого внимания | Лист 45 каждому ребенку, фишки | 3 | № 43 | |
7. | Игра «Квартет» | Формирование внимания | 13 наборов разрезанных на 4 части открыток | 5 | № 44 | |
8. | Игра «Море волнуется» | Формирование внимания, развитие скорости реакции | Нарисованные на полу круги | 5 | № 24 | |
всего 30 мин | ||||||
20 | 1. | Игра «Слушай хлопки!» | Развитие произвольного внимания | 3 | № 45 | |
2. | Задание «Нарисуй круг и треугольник» | Тренировка распределения внимания | Два острых карандаша каждому ребенку | 2 | № 46 | |
3. | Игра «Танграм» | Закрепление представлений о геометрических фигурах | Образец и детали в натуральную величину | 5 | № 33 | |
4. | Задание «Сравни, назови, сосчитай!» | Развитие наблюдательности | Лист 30 каждому ребенку | 2 | № 30 | |
5. | Игра «Съедобное-несъедобное» | Формирование внимания | Мяч, мел | 7 | № 47 | |
6. | Задание «Найди тень» | Развитие наблюдательности | Лист 36 каждому ребенку | 3 | № 41 | |
7. | Задание «Корова Маня и ее хозяйка» | Развитие устойчивости внимания | Карточка 2 (лист 29) каждому ребенку | 2 | № 35 | |
8. | Задание «Быстрее нарисуй!» | Развитие умения переключать внимание | Лист 48 каждому ребенку | 3 | № 48 | |
9. | Задание «Воспроизве-дение геометри-ческих фигур» | Развитие произвольного внимания, памяти, мышления | Любая карточка (лист 43) каждому ребенку | 3 | 40 | |
всего 30 мин |
Психокоррекционный блок включает в себя четыре основных блока: диагностический, установочный, коррекционный, блок оценки эффективности коррекционных воздействий.
1. Диагностический блок. До зачисления ребенка в группу определяется уровень развития внимания и его соответствие возрастной норме. Проводится психодиагностическое обследование свойств внимания, по результатам которого составляется заключение. В заключении делается вывод о том, рекомендуется ли ребенку посещение коррекционно-развивающих занятий.
2. Установочный блок. Его цель – снятие тревожности, повышение уверенности ребенка в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.
3. Коррекционный блок. Цель – гармонизация и оптимизация развития ребенка, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, овладение определенными способами деятельности.
4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Цель – измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.
Успешности данной коррекционной программы способствуют: высокая мотивация детей, наличие предметно-развивающей среды в ОУ и заинтересованность родителей.
Обязательным условием реализации «Программы коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста с нарушениями внимания» является специально созданная предметно-развивающая среда. Попадая в неё, дети с нарушениями внимания имеют возможность под контролем воспитателя упражнять свои умения, приобретенные на коррекионно-развивающих занятиях, и чувствовать поддержку взрослого (что формирует у детей веру в успех).
Играя со сверстниками (с нормально развитым вниманием) и воспитателем (как с равным партнером), дети с нарушенным вниманием учатся контролировать полученный результат, имеют возможность развивать познавательные интересы, а также повышать самооценку и радоваться успеху в кругу сверстников.
Для создания предметно-развивающей среды, обеспечивающей развитие внимания, игры и материалы должны быть доступны для детей – в открытых коробках на стеллажах, чтобы дети могли ими пользоваться в любое свободное время.
Литература.
1. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997.
2. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет. М., 2002.
3. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. 1997.