Годовой план
Предварительный просмотр:
Утверждаю: директор
Коженова Е.Б.
«___»__________________ 2014 г.
План работы
педагога-психолога Макаровой М.В.
на 2014- 2015 учебный год
Цели работы:
- Реализация права ребенка жить и воспитываться в семье, оказание помощи и поддержки замещающим (кровным) родителям.
- Развитие любви к жизни.
- Поддержание психического здоровья.
- Помощь в освоении образовательных программ.
- Обеспечение условий для адаптации воспитанников к жизни в обществе и замещающей семье.
Задачи:
- Эмоционально-психологическая подготовка ребенка к проживанию в семье.
- Поддержание желания у кровных родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации, воссоединить семью.
- Определение совместимости кандидатов в замещающие родители и ребенка, их готовности взять ребенка в семью.
- Формирование понимания ценности жизни.
- Профилактика и преодоление нарушений социального и психического здоровья, а так же развития воспитанников.
- Развитие психических процессов и школьной мотивации.
- Профилактика и преодоление нарушений социального и психического здоровья, а так же развития воспитанников.
Приоритетные направления работы:
- Эмоционально-психологическая подготовка детей к переходу в замещающую семью.
- Работа с воспитанниками , родителями и родственниками с целью возвращения в семью.
Психологическая диагностика | |||||||
Формы проведения/ цель исследования | Сроки проведения | Отметка о выполнении | Примечание | ||||
Воспитанники отделения временного пребывания. Воспитанники отделения по устройству в семью. | |||||||
Диагностика вновь поступивших воспитанников, сбор информации об истории жизни ребенка с целью изучения физического, социального и психического здоровья. | По мере поступления | Заполнение медико-психолого-педагогической карты, составление индивидуального плана по устройству в семью совместно с социальными педагогами. | |||||
Диагностика уровня развития дошкольников с целью подбора коррекционных программ. | Сентябрь, апрель | По итогам характеристика, рекомендации. | |||||
Диагностика готовности к школе (6-7 лет) с целью составления прогноза развития, рекомендаций педагогам. | Апрель | Подготовка к ПМПк. | |||||
Проведение социометрического исследования с целью изучения детского коллектива. | Ноябрь | Рекомендации педагогам. | |||||
Мониторинг эмоционального состояния воспитанников с целью оказания помощи в установлении контакта (по необходимости). | По мере необходимости | Совместно с воспитателями. | |||||
Родители, родственники, кандидаты в замещающие родители | |||||||
Диагностика готовности родителей к восстановлению в родительских правах с целью проведения коррекционной работы (по необходимости). | По мере необходимости | Корректировка индивидуальных планов (по необходимости). | |||||
Диагностика эмоционально- психологической готовности кандидатов в замещающие родители и ребенка с целью проведения коррекционной работы (по необходимости). | По мере необходимости | Корректировка индивидуальных планов (по необходимости). | |||||
Наблюдение за общением родителей и кандидатов в приемные родители с ребенком с целью оказания помощи в установлении контакта. | По мере необходимости | Рекомендации родителям, кандидатам в замещающие родители. | |||||
Учащиеся 1- 4 классов | |||||||
Диагностика параметров социально-педагогического статуса школьника, изучение эмоционального состояния первоклассников, стартовая диагностика УУД с целью выявления учеников, нуждающихся в проведения коррекционных занятий. | Сентябрь-октябрь | Рекомендации учителям. | |||||
Диагностика учащихся, не справляющихся с учебной программой, имеющих неудовлетворительные оценки в четвертях с целью выявления причин неуспеваемости. | В течение года | Рекомендации учителям. | |||||
Повторная диагностика интеллектуальных, мотивационных, характерологических особенностей учащихся 1-х классов. | Январь-февраль | Рекомендации учителям. | |||||
Изучение интеллектуальных, мотивационных, характерологических особенностей учащихся 4-го класса. | Февраль | Рекомендации учителям. | |||||
Мониторинг уровня успешности процесса адаптации в 1-х классах (организация учебной деятельности и волевой саморегуляции). | Май | Рекомендации учителям. | |||||
«Группа риска» | |||||||
Диагностика уровня развития мотивационной агрессии, тревожности, самооценки с целью изучения особенностей личности, составления индивидуальной коррекционной программы. | Сентябрь, декабрь, апрель | Заполнение карты развития (совместно с педагогами), рекомендации педагогам. | |||||
Коррекционная и развивающая деятельность | |||||||
Форма проведения /цель | Сроки проведения | Отметка о выполнении | Примечание | ||||
Воспитанники отделения временного пребывания. Воспитанники отделения по устройству в семью | |||||||
Индивидуальная работа по программе Закревской О.В. «Развивайся, малыш!» с целью коррекции отставания в развитии (дошкольники). | Сентябрь-апрель | Совместно с учителем-логопедом Тоноян С.В. | |||||
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по индивидуальным программам с целью коррекции уровня развития психических функций и поведения. | Сентябрь-апрель | Рекомендации педагогам. | |||||
Групповые занятия по «Программе подготовки воспитанников дошкольного отделения МОУ - «Содружество» к проживанию в семье». | Сентябрь-май | Совместно с воспитателями. | |||||
Работа с воспитанниками в рамках индивидуальных планов по устройству в семью. | Сентябрь-май | Совместно с социальными педагогами и воспитателями. | |||||
Кровные родители, родственники, кандидаты в замещающие родители | |||||||
Индивидуальные беседы с использованием психологических упражнений с целью оказания помощи в установлении контакта с ребенком, налаживания отношений, интеграции в семью. | Сентябрь-май | Рекомендации родителям. | |||||
Учащиеся 1-4 классов | |||||||
Групповые занятия с учениками 1-4 классов по программе Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему я» с целью развития психического здоровья. | Сентябрь-май | Рекомендации учителям. | |||||
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по индивидуальным программам с целью коррекции уровня развития психических функций и поведения. | Сентябрь-апрель | Рекомендации учителям. | |||||
Просвещение и профилактика | |||||||
Педагогические работники | |||||||
Проведение семинара с элементами тренинга с целью профилактики эмоционального выгорания педагогов. | Ноябрь | Совместно с педагогом-психологом Охотиной О.Г. | |||||
Психологическая подготовка воспитанников к участию в судебных заседаниях по восстановлению родителей в родительских правах. | По необходимости | Совместно с социальными педагогами. | |||||
Выступления на педагогических советах с целью психологического просвещения педагогов | В течение года | По плану школы. | |||||
Воспитанники, родители, родственники, кандидаты в замещающие родители | |||||||
Организация встреч ребенка с кровными родственниками с целью поддержания родственных контактов. | В течение года | Совместно с социальными педагогами. | |||||
Организация совместной деятельности ребенка и родителей с целью налаживания детско-родительских отношений. | В течение года | Совместно с социальными педагогами. | |||||
Оформление стенда «Уголок психолога» с целью информирования воспитанников. | В течение года | Ежеквартально. | |||||
Разработка практических материалов для кандидатов в замещающие родители, кровных семей (буклеты, памятки) с целью психологического просвещения. | В течение года | Совместно с педагогом-психологом Охотиной О.Г. | |||||
Информирование и индивидуальное консультации замещающих (кровных) родителей, родственников, кандидатов в замещающие родители с целью оказания помощи в решении возникающих проблем. | В течение года | Рекомендации. | |||||
Проведение круглых столов. Тренинг «Моя семья» для замещающих (кровных) родителей с целью психологического просвещения. | Один раз в квартал (по необходимости) | Рекомендации. | |||||
Составление видеопаспорта воспитанников для Отдела опеки и попечительства по Клинскому муниципальному району с целью реализации права ребенка жить в семье. | В течение года | Совместно с медицинскими работниками, социальными педагогами. | |||||
Акция «Неделя психологии в школе» с целью сплочения школьного коллектива, оптимизации межличностных отношений. | Февраль | Совместно с педагогом-организатором, педагогом-психологом Охотиной О.Г. | |||||
Консультирование | |||||||
Педагогические работники | |||||||
Консультирование педагогов, специалистов с целью ознакомления с результатами обследований. | В течение года | Рекомендации педагогам, специалистам | |||||
Родители, родственники, кандидаты в замещающие родители | |||||||
Консультирование с целью оказания помощи в решении возникающих проблем. | В течение года | Рекомендации. | |||||
Ученики | |||||||
Консультирование с целью оказания помощи в решении возникающих проблем. | В течение года | Рекомендации. | |||||
Экспертная работа | |||||||
Посещение открытых мероприятий | В течение года | Рекомендации педагогам. | |||||
Организационно-методическая работа | |||||||
Участие в работе РМО педагогов-психологов Клинского муниципального района. | В течение года | Предоставление материалов в методический кабинет. | |||||
Работа по оформлению документации педагога-психолога. | В течение года | Согласно номенклатуре дел. | |||||
Разработка индивидуальных коррекционных подпрограмм, занятий и акций. | В течение года | Совместно с педагогом-психологом Охотиной О.Г. | |||||
Изучение методической литературы, ресурсов сети интернет, публичное представление собственного педагогического опыта на сайте | В течение года | [1]*nsportal (nsportal Мой детского домаа>на nshjrtal.ru). | |||||
Работа по теме самообразования «Социально-психологическая подготовка воспитанников к жизни в семье» | В течение года | Совместно с педагогом-психологом Охотиной О.Г. | |||||
Планирование совместных действий с администрацией, социальными педагогами, педагогом-психологом Охотиной О.Г. по устройству воспитанников в семью. | В течение года | Составление индивидуальных планов по устройству ребенка в семью. | |||||
Корректировка плана в связи с требованиями учебно-воспитательного процесса. | В течение года | По согласованию с администрацией школы | |||||
Сбор и анализ данных по работе по устройству в семью, участие в написании отчетов | В течение года | Совместно с социальными педагогами | |||||
Составление и обновление банка данных на детей «группы риска» | В течение года | Совместно с зам. По ВР |
8.Участие в мероприятиях.
8.1 Участие в проведении и посещение праздников, мероприятий МОУ – «Содружество».
9. Повышение профессионального уровня.
9.1 Посещение открытых мероприятий и семинаров по плану УО.
9.2 Работа по теме самообразования «Работа по подготовке воспитанников к жизни в семье»
9.3 Публичное представление собственного педагогического опыта на сайте[2]*nsportal (nsportal Мой
9.4 Приобретение и изучение методической литературы.
Использованная литература.
1.Сидорова Л.К. «Профессиональная компетентность воспитателя образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». М. 2005.
2.О.В.Хухлаева О.В., О.Е.Хухлаев, И.М.Первушина «Тропинка к своему Я» (дошкольники). М., 2007.
3.О.В.Хухлаева «Тропинка к своему Я» (уроки психологии в школе). М., 2001.
4.Семаго Н.Я., Семаго М.М. «Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дощкольный и младший школьный возраст. СПб., 2011.
5. «Дети-сироты: консультирование и диагностика развития». Под редакцией Стребелевой Е.А.,М., 1998.
6. С.Н.Гринберг, Е.В.Савельева, Н.В.Вараева, М.Ю.Лобанова. «Приемная семья», С.-П.,2007.
7. «Искусство жить с непохожими людьми: психотехника толерантности» под редакцией А.Г.Асмолова, Г.У.Солдатовой, А.В.Макарчук, М, 2009
8.Е.А.Нефедова, О.Е.Узорова «Готовимся к школе». М., 2000.
9.Т.А.Ткаченко «Логические упражнения для развития речи», С.-П., 2000.
10.К.Фопель «На пороге взрослой жизни. (планирование жизни, решение проблем, сотрудничество, личность, способности, отношение к телу», М., 2008.
11.К .Фопель «Как научить детей сотрудничать?». М., 1998г.
12.В.И.Екимова «Трудные подростки». М., 2007.
13.Е.К.Лютова, Г.Б.Монина «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми». С.-П., 2006.
14.Е.И.Рогов «Настольная книга практического психолога», .М.,2000.
15.Т.А.Шилова «Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении». М., 2005.
16.Т.Д Зинкевич-Евстигнееева «Практикум по сказкотерапии». С.-П., 2000.
17.Е.В.Змановская «Девиантология: психология отклоняющегося поведения». М., 2006.
18.Н.А. Сакович «Игры в тигры. Сборник игр для работы с агрессивными подростками , СПб., 2010.
!9.А.Л.Сиротюк «Программа формирования нейропсихологического пространства проблемного ребенка», М., 2003.
20.А.Ф.Ануфриев, С.Н.Костромина «Как преодолеть трудности в обучении детей». М., 1997.
21.Л.Н.Блинова «Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития». М., 2001.
22.Е.В.Федосенко «Психологическое сопровождение» С.-П., 2006.
23. «Жизненные навыки. Уроки психологии в школе» под редакцией Кривцовой С.В., М., 2002.
24. А.Е.Личко «Психопатии и акцентуации характера у подростков. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО)» СПб., 2009.
25. Л.Г.Федоренко «Психологическое здоровье в условиях школы. (Психопрофилактика эмоционального напряжения), СПб., 2003.
26.Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко «Современный психологический словарь», СПб, 2007.
27.В.И.Екимова, А.Г.Демидова «Подростковый возраст – все ли в норме?», М, 2007.
28.А.Г.Долгова «Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция», М., 2009.
29. Журнал «Школьный психолог».
30. Журнал «Воспитание дошкольника»
31. Журнал «Воспитание школьника».
32. Журнал «Практическая психология и логопедия».
33. Журнал «Дошкольное воспитание».
Работа по теме самообразования
Педагога-психолога Макаровой М.В.
«Социально-психологическая подготовка воспитанников к жизни в семье»
План на 2014-2015 учебный год.
- Изучение литературы и ресурсов сети интернет
- Разработка памяток для замещающих родителей
- Разработка и реализация индивидуальных планов по устройству в семью
- Проведение семинаров, тренингов для кандидатов в замещающие родители, родителей. родственников.