«Феномен личностно – ориентированного подхода»

Булахтина Елена Олеговна

«Феномен личностно – ориентированного подхода»

 

 

Введение

В последние годы личностно – ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство   России.   Большинство   педагогических коллективов страны настойчиво осваивают теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе. Многие педагоги и руководители учебных заведений считают его самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности.

Этот подход обусловлен рядом объективно существующих обстоятельств.

Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.

Во-вторых, психологи и социологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность          мыслей        и         действий, раскрепощённость и независимость, а это, в свою очередь, детерминирует применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.

В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности.

Личностно ориентированный подход складывается из трёх составляющих.

Первая составляющая – основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мысли - деятельности.

Вторая составляющая – исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся. В совокупности они могут стать основой педагогического кредо учителя.

Третий компонент личностно ориентированного подхода – это технологическая составляющая, которая включает в себя наиболее адекватные данной ориентации способы педагогической деятельности.

Применение этого подхода предполагает перераспределение субъективных полномочий в учебно-воспитательном процессе, способствующее преобразованию субъектно-субъектных.

 

1. Личностно – ориентированный подход: понятие и аспекты

Личностно - ориентированный подход к обучению, сформулированный к середине 80-х годов, разрабатывался преимущественно как субъектно-ориентированная организация и управление педагогом учебной деятельностью ученика при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную и коммуникативную компетентность обучающегося, но и его самого как личность. В то же время стало очевидным, что личностно - ориентированный подход может рассматриваться и с позиции ученика.

Основы личностно – ориентированного подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.

Личностно – ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности.

В личностно – ориентированном подходе выделены важные аспекты:

  • во – первых, личностно – ориентированный подход является, прежде всего, ориентацией в педагогической деятельности;
  • во – вторых, он представляет собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий;
  • в – третьих, данный подход связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности учащегося, проявлению его субъективных качеств.

       В целом, личностно – ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребёнка, нежели взаимодействующих с ним государственных и общественных.

 

2. Образовательный процесс и учитель

У личностно – ориентированного подхода, есть принципы. Они составляют – исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся. В совокупности они могут стать основой педагогического кредо учителя или руководителя образовательного учреждения.

1.     Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

2.     Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога - это главная задача образовательного учреждения.

3.     Принцип субъективности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта.
           4. Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы.

6. Принцип доверия и поддержки. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности      гуманистическими         личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его стремления к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля.

В личностно – ориентированной системы обучения для учителя одним из основных принципов является, признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.

Для учителя или руководителя не малую роль играет проектирование личностно – ориентированной системы процесса обучения:

  • Признание ученика основным субъектом процесса обучения;
  • Определение цели проектирования – развитие индивидуальных способностей ученика;
  • Определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления и структурирования субъективного опыта ученика, его направленного развития в процессе обучения.

Следовательно, можно сказать, что при использовании данного подхода педагог прилагает основные усилия не для формирования у детей социально типичных свойств, а для развития в каждом из них уникальных личностных качеств.

 

3. Образовательный процесс и ученик

Технологизация личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического  материала,   методических  рекомендаций   к   его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъективности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса.

 Существуют основные требования к разработке ди­дактического обеспечения личностно-ориентированного процесса:

·    учебный материал (характер его предъявления) должен обес­печивать выявление содержания субъектного опыта ученика, вклю­чая опыт его предшествующего обучения;

·    изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть на­правлено не только на расширение их объема, структурирова­ние, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;

·    в ходе обучения необходимо постоянное согласование опы­та ученика с научным содержанием задаваемых знаний;

·    активное стимулирование ученика к самоценной образова­тельной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладе­ния  знаниями;

·    учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;

·    необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов про­работки учебного материала;

·    при введении знаний о приемах выполнения учебных дейст­вий необходимо выделять общелогические и специфические пред­метные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;

·    необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения,  то есть тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;

·    образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъективной деятельности. Для этого необходимо выделение единиц учения, их описание, использование учителем на уроке, в индивидуальной работе (различные формы коррекции, репетиторства).

 

 

Заключение

Можно сделать вывод, что личностно-ориентированный подход играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.

Наличие у педагога представлений о сущности, строении и структуре личностно ориентированного подхода позволяет ему целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретные учебные занятия и воспитательные мероприятия, более результативно обеспечивать и поддерживать процессы самосовершенствования личности ребёнка, развития его субъективности и индивидуальности.

Развитие ученика как личности (его социализация) идет не только путем ов­ладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, пре­образование субъектного опыта, как важ­ного источника собственного развития; учение как субъектная деятельность ученика, обеспечивающая познание (ус­воение) должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание; основным результатом учения должно быть формирование познавательных спо­собностей на основе овладения соответст­вующими знаниями и умениями.

Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.

 

Литература

1.   Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика.  1996.-№ 4.

2.  Вопросы психологии//Разработка технологии личностно - ориентированного

обучения //, 1995.- №2. – с.13-21.

3.  Степанова Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование/ М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.

4.Якиманская И.С. Личностно - ориентированное обучение в современной школе /М.: Сентябрь, 1996. – 96с.

5.  И.С. Якиманской //Вопросы психологии, 2002. - №1. – 156-157с.

6.Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования.             М., 2000.

7.Якиманская И. С. Личностно – ориентированный урок. / Директор школы,         1998. -  № 2.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fenomen_lichnostno_-_orientirovannogo_podkhoda.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

«Феномен личностно – ориентированного подхода»

Введение

В последние годы личностно – ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство   России.   Большинство   педагогических коллективов страны настойчиво осваивают теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе. Многие педагоги и руководители учебных заведений считают его самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности.

Этот подход обусловлен рядом объективно существующих обстоятельств.

Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.

Во-вторых, психологи и социологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность        мыслей        и        действий, раскрепощённость и независимость, а это, в свою очередь, детерминирует применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.

В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности.

Личностно ориентированный подход складывается из трёх составляющих.

Первая составляющая – основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мысли - деятельности.

Вторая составляющая – исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся. В совокупности они могут стать основой педагогического кредо учителя.

Третий компонент личностно ориентированного подхода – это технологическая составляющая, которая включает в себя наиболее адекватные данной ориентации способы педагогической деятельности.

Применение этого подхода предполагает перераспределение субъективных полномочий в учебно-воспитательном процессе, способствующее преобразованию субъектно-субъектных.

1. Личностно – ориентированный подход: понятие и аспекты

Личностно - ориентированный подход к обучению, сформулированный к середине 80-х годов, разрабатывался преимущественно как субъектно-ориентированная организация и управление педагогом учебной деятельностью ученика при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную и коммуникативную компетентность обучающегося, но и его самого как личность. В то же время стало очевидным, что личностно - ориентированный подход может рассматриваться и с позиции ученика.

Основы личностно – ориентированного подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.

Личностно – ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности.

В личностно – ориентированном подходе выделены важные аспекты:

  • во – первых, личностно – ориентированный подход является, прежде всего, ориентацией в педагогической деятельности;
  • во – вторых, он представляет собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий;
  • в – третьих, данный подход связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности учащегося, проявлению его субъективных качеств.

       В целом, личностно – ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребёнка, нежели взаимодействующих с ним государственных и общественных.

2. Образовательный процесс и учитель

У личностно – ориентированного подхода, есть принципы. Они составляют – исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся. В совокупности они могут стать основой педагогического кредо учителя или руководителя образовательного учреждения.

1.        Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

2.        Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога - это главная задача образовательного учреждения.

3.        Принцип субъективности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта.
          4.
Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы.

6. Принцип доверия и поддержки. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности        гуманистическими        личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его стремления к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля.

В личностно – ориентированной системы обучения для учителя одним из основных принципов является, признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.

Для учителя или руководителя не малую роль играет проектирование личностно – ориентированной системы процесса обучения:

  • Признание ученика основным субъектом процесса обучения;
  • Определение цели проектирования – развитие индивидуальных способностей ученика;
  • Определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления и структурирования субъективного опыта ученика, его направленного развития в процессе обучения.

Следовательно, можно сказать, что при использовании данного подхода педагог прилагает основные усилия не для формирования у детей социально типичных свойств, а для развития в каждом из них уникальных личностных качеств.

3. Образовательный процесс и ученик

Технологизация личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического  материала,   методических  рекомендаций   к   его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъективности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса.

 Существуют основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса:

·    учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

·    изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;

·    в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний;

·    активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения  знаниями;

·    учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;

·    необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

·    при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;

·    необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения,  то есть тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;

·    образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъективной деятельности. Для этого необходимо выделение единиц учения, их описание, использование учителем на уроке, в индивидуальной работе (различные формы коррекции, репетиторства).

 

 

Заключение

Можно сделать вывод, что личностно-ориентированный подход играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.

Наличие у педагога представлений о сущности, строении и структуре личностно ориентированного подхода позволяет ему целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретные учебные занятия и воспитательные мероприятия, более результативно обеспечивать и поддерживать процессы самосовершенствования личности ребёнка, развития его субъективности и индивидуальности.

Развитие ученика как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития; учение как субъектная деятельность ученика, обеспечивающая познание (усвоение) должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание; основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.

Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.

Литература

1.   Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика.  1996.-№ 4.

2.  Вопросы психологии//Разработка технологии личностно - ориентированного

обучения //, 1995.- №2. – с.13-21.

3.  Степанова Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование/ М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.

4.Якиманская И.С. Личностно - ориентированное обучение в современной школе /М.: Сентябрь, 1996. – 96с.

5.  И.С. Якиманской //Вопросы психологии, 2002. - №1. – 156-157с.

6.Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования.             М., 2000.

7.Якиманская И. С. Личностно – ориентированный урок. / Директор школы,         1998. -  № 2.