РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Елена Алексеевна Миронова

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью - поведенческое расстройство, относящиеся к категории гиперкинетических расстройств (рубрика F90 по Международной квалификации болезней), диагностируемое преимущественно у детей, характеризующиеся триадой симптомов: нарушением внимания, гиперактивностью и импульсивностью. Распространенность СДВГ в детской популяции составляет в среднем 3-7%. СДВГ существенным образом влияет на качество жизни страдающих им детей, вызывает выраженную социальную дезадаптацию, увеличивает риск травм, случайных отравлений и самоповреждений. С ним сопряжены риски употребления наркотиков, ранней алкоголизация и курения, а так же риск развития коморбидных психических расстройств. Все это обуславливает необходимость раннего выявления СДВГ и его комплексную коррекции: логопедическую, психолого-педагогическую и медико-социальную, что и явилось целью нашего исследования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n.docx1_.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:

Н.А. Егорова, Е.А. Миронова

РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ГУЗ «Борисоглебский психоневрологический диспансер»; МДОУ «Борисоглебский центр развития ребенка – детский садик №19».

Резюме.Рассмотрена возможность применения диагностических методик для выявления более ранних признаков синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Обследуются дети дошкольного возраста 5-6 лет с целью своевременной коррекции проявлений СДВГ. Сделаны выводы о целесообразности данного обследования детей.

Ключевые слова: внимание, гиперактивность, коррекция, диагностика.

АктуальностьСиндром дефицита внимания с гиперактивностью - поведенческое расстройство, относящиеся к категории гиперкинетических расстройств (рубрика F90 по Международной квалификации болезней), диагностируемое преимущественно у детей, характеризующиеся триадой симптомов: нарушением внимания, гиперактивностью и импульсивностью. Распространенность СДВГ в детской популяции составляет в среднем 3-7%. СДВГ существенным образом влияет на качество жизни страдающих им детей, вызывает выраженную социальную дезадаптацию, увеличивает риск травм, случайных отравлений и самоповреждений. С ним сопряжены риски употребления наркотиков, ранней алкоголизация и курения, а так же риск развития коморбидных психических расстройств. Все это обуславливает необходимость раннего выявления СДВГ и его комплексную коррекции: логопедическую, психолого-педагогическую и медико-социальную, что и явилось целью нашего исследования. 

Материал и методы исследования. Нами были исследованы 160 детей д/сада, 82 ребенка в возрасте от 5 до 6 лет - старшие группы; 78 детей от 6 до 6 лет 8 месяцев - подготовительные группы.

При обследовании использовались: клинико-психопатологические стандарты; методы диагностики внимания - набор методик предназначенных для изучения внимания детей 5-6 лет;  обследования эмоциональной сферы «дом – дерево - человек», тест Люшера, «несуществующее животное»; интеллектуальное развитие – тест Равена, рисунок «человека; клинико-психопатологические стандарты.

Полученные результаты и их обсуждение.В основе СДВГ лежат три симптома: нарушение внимания, гиперактивность, импульсивность.

Данные симптомы имели место в педагогической характеристики 40 детей, которая составлялась на основе наблюдений воспитателя за характером поведения ребенка на занятиях, играх, прогулках, а так же рассказах и жалобах родителей в связи с нарушением поведения дома и трудностях воспитания в семье, взаимоотношение детей с сиблингами и взрослыми

При осмотре детей выявлялись следующие нарушения.

Внимания: не доводят до конца начатую работу, игру, не слушают, что им говорят, не могут следовать полученным разъяснениям, не могут организовать свою работу и избегают заданий, которые требуют внимания, усидчивости; забывчивы, рассеяны, теряют нужные им предметы, отвлекаются на посторонние стимулы. Избирательно внимательны к играм, где успешны, где привалирует мотив удовольствия. Отвергают задания, кажущиеся им скучными и трудными.

Гиперактивность: проявлялась в избыточной подвижности (не могут усидеть на одном месте, размахивают руками и ногами, вертятся) предпочтение шумных, подвижных игр, игнорирование ситуативных условий и социальных запретов.

Импульсивность: проявлялась в неспособности дождаться своей очереди в игре, многословности, склонности отвечать, не дослушав вопроса, торопливости, непоседливости, которые часто мешали другим.

Педагог-психолог проводила изучение внимания, используя набор методик, направленных на оценку таких качеств внимания как продуктивность, устойчивость, переключаемость и объем-каждая из этих характеристик может рассматриваться отдельно и как частная оценка внимания в целом.

Данные методики взяты из учебника Немова Р. С. Психология, книга №3, М.: Просвещение:ВЛАДОС, 1995.  По методике №5 «Найди и вычеркни» стр. 125, определялась продуктивность и устойчивость внимания. Методика «проставь знаки» (№ 6 стр. 130), использовалась для оценки переключаемости и распределения внимания. Методика №7 «Запомни и расставь точки» применялась для оценки объема внимания. В заключении обследования ребенка по всем трем методикам, относящиеся к вниманию (методика №5, №6, №7) выведена общая, интегральная оценка уровня развития внимания дошкольника по 10 бальной системе: 10 баллов - очень высокий -0 детей; 8-9 баллов высокий -122 ребенка; 6-7 –средний -32 ребенка; 4-5 –низкий -4 ребенка; 0-3 очень низкий -2 ребенка. 6 детей, набравшие от 0 до 5 баллов при обследовании внимания, в поведении имеют симптомы гиперактивности и импульсивности. 2 ребенка с признаками гиперактивности имеют хорошие результаты при обследования внимания.32 ребенка показали средние результаты-6-7 баллов, без признаков нарушения поведения.

Таким образом были выделены дети:  с преобладанием дефицита внимания 32 ребенка (20%) (12 м, 18 дев); с преобладанием гиперактивности и импульсивности 2 ребенка мальчики (1,2 %); смешанный вариант 6 детей - мальчики(3,7 %)
Результаты представлены на рисунке.

http://www.vsma.ac.ru/publ/vest/039/site/index12_clip_image002.gif

Рис. Распределение обследованных детей по оценке уровня развития внимания.

Выводы. Исследование, направленное на раннее выявление СДВГ среди детей старших подгрупп детского сада позволяет  своевременно информировать родителей детей с СДВГ; проводить консультирование воспитателей, родителей, обеспокоенных данной проблемой; составить лечебно – коррекционные мероприятия.

Литература. 
1. Гиппенрейтер Ю.В., Романов В.Я. Психология внимания.- М. Черо, 2001. -858 с.
2. Грибанов А.В.,  и др. Синдром дефицита внимания с гипергиперактивностью у детей. –М., 2004.
3. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: Академия, 2005-256 с.
4. Кропотов Ю.Д. Современная диагностика и коррекция синдрома нарушения внимания. – С-Пб., 2005 .
5. Немов Р. С. Психология, книга №3, М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

 

Abstract

N.A. Egorova, E.A. Mironova

EARLY DIAGNOSIS OF ATTENTION DEFICIT WITH HYPERACTIVITY DISORDER IN PRESCHOOL CHILDREN

Borisoglebsk mental hospital. Borisoglebsk Child Development Center number 19.

It is considered the possibility of using the diagnostic techniques to detect earlier signs of Attention Deficit with Hyperactivity Disorder (ADHD). Preschool children 5-6 years old are examined for the purpose of correction of manifestations SDAH. The conclusions about the expediency of the survey these children are drawn.

Key words: attention, hyperactivity, correction, diagnostics.

References: 
1. Gippenreiter Yu.V., Romanov VY Psychology attention CheRo .- M., 2001. -858 Pp.
2. Gribanov AV,  et. all. Attention Deficit gipergiperaktivnostyu children.-M., 2004.
3. Zavadenko NN Hyperactivity and attention deficit in childhood. M.: Akademiya, 2005-256 pp.
4. Kropotov YD Contemporary Diagnosis and correction of the syndrome of attention. - SPb., 2005.
5. Nemov RS Psychology, book number 3, M.: Education: VLADOS, 1995.

Сведения об авторах:  Егорова Наталья Алексеевна врач ГУЗ «Борисоглебский психоневрологический диспансер» e-mail: vflvefptKm.86@mail.ru

Миронова Елена Алексеевна: педагог-психолог МДОУ «Борисоглебский центр развития ребенка – детский садик №19».