Конспект группового занятия с элементами тренинга с педагогами образовательных учреждений Наро-Фоминского муниципального района, аттестующихся на первую и высшие квалификационные категории «Никогда не бывает больших дел без больших трудностей»
Цель: повышение самооценки педагогов, профилактика эмоционального выгорания, формирование чувства уверенности перед аттестацией.
Задачи:
-помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности;
-актуализировать знания о приемах саморегуляции;
-оптимизировать самооценку педагогов;
-способствовать снятию эмоционального напряжения;
-создать условия для актуализации личностных ресурсов стрессоустойчивости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект группового занятия с элементами тренинга с педагогами образовательных учреждений, | 571.35 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Учебно-методический центр»
Социально-психолого-педагогическая служба
Конспект группового занятия с элементами тренинга с педагогами образовательных учреждений Наро-Фоминского муниципального района, аттестующихся на первую и высшие квалификационные категории
«Никогда не бывает больших дел без больших трудностей»
Подготовила
педагог-психолог Лахмытко Н.М.
Наро-Фоминск, 2014
«Никогда не бывает больших дел без больших трудностей»
Цель: повышение самооценки педагогов, профилактика эмоционального выгорания, формирование чувства уверенности перед аттестацией.
Задачи:
-помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности;
-актуализировать знания о приемах саморегуляции;
-оптимизировать самооценку педагогов;
-способствовать снятию эмоционального напряжения;
-создать условия для актуализации личностных ресурсов стрессоустойчивости.
Время проведения: 90 минут.
Оборудование: мультимедийное оборудование, бумага, ручки, стикеры, доска, стакан воды, пакет с бутылками, заготовки герба.
Структура занятия.
- Организационный момент.
- Формирующий блок.
- Рефлексивно-оценочный блок.
План занятия.
- Вступительная часть (знакомство, сплочение).
- Упражнение «Взаимная презентация».
- Упражнение «Стакан».
- Игра «Сдача бутылок».
- Информирование «Стрессовый и нестрессовый стиль жизни».
- Упражнение «Я в оболочке».
- Упражнение «Превращаем проблемы в цели».
- Упражнение «Мой герб».
- Упражнение «Я – подарок для человечества».
- Рефлексия.
- Список литературы
Приложение
1. Вступительная часть (знакомство, сплочение).
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Настроимся на приятную работу. Поднимите, пожалуйста, руку те, кто сегодня перед выходом из дома смотрелся в зеркало. Теперь поднимите, пожалуйста, руку те, кто посмотрелся в зеркало и улыбнулся. Вижу, что не все. Ну что ж, кто не смог сделать утром, улыбнемся сейчас вместе. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Спасибо. Теперь вы готовы к работе, и эта информация для вас!
Прежде чем мы начнем работу, я предлагаю каждому представится(по кругу).
2. Упражнение «Взаимная презентация».
Группа разбивается на пары. Каждый в паре в 5 предложениях должен ответить на вопрос «Что я о себе думаю?». Партнер записывает эти предложения. После партнеры, скрасив негативные моменты, произносят вслух то, что говорил о себе человек.
Рефлексия:
-Приятно ли вам было слушать о себе из уст другого человека?
-Изменились ли фразы, которые вы говорили о себе в устах другого человека?
-Какие чувства у вас вызвали эти фразы?
- Упражнение «Стакан» .
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Момент аттестации для всех вас очень волнующий. Предлагаю вам сказать по одной фразе, что для вас есть аттестация?
(Ответы участников: стресс, волнение, проверка на профпригодность и т.д.). Все ответы записываются на доске.
Спасибо. Вот с этими моментами мы с вами сегодня и поработаем. А сейчас я хочу предложить одному из участников побыть героем истории, которую я прочитаю.(Участник выходит, в руку ему дается стакан с небольшим количеством воды).
Ведущий спрашивает: "Сколько, по-вашему, весит этот стакан?"
- "50 грамм!", "100 грамм!", "125 грамм!" – предположения участников.
- Я и сам не знаю, - продолжает ведущий, - чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если наш герой подержит так стакан в течение нескольких минут?
- Ничего.
- Хорошо. А что будет, если герой подержит этот стакан в течение часа? - снова спрашивает ведущий.
(Ответы участников).
- Так. А что будет, если наш участник, таким образом, продержит стакан целый день?
(Ответы: рука окаменеет, почувствуете сильное напряжение в мышцах, даже может парализовать руку, он будет злиться и т.д.).
Ведущий проводит ассоциацию с признаками этапов эмоционального выгорания.
1 стадия - начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; исчезают положительные эмоции, возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
2 стадия - профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из учеников; неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии учеников — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
3 стадия - притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
-Так, - продолжает ведущий, - однако изменился ли вес стакана в течение этого времени?
- Нет.
- Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?
- Что ему нужно сделать, чтобы избавиться от боли?
(Ответ: опустить стакан)
- Вот, точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами.
Будете держать их в голове несколько минут - это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т.е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И, таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!
- Игра «Сдача бутылок».
Инструкция: «Сейчас я буду в роли злой тетки, которая не хочет принимать у вас бутылки, хотя работает в пункте приема стеклотары. Каждый из вас должен сдать бутылки. Я могу принять их, а могу и не принять».
Примечание: Важно стимулировать участников к поиску различных поведенческих стратегий. Ведущий может принимать бутылки только у тех, кто убедителен, искренен в своем желании их сдать. После нескольких попыток кто-то из группы может заменить ведущего.
По оканчании упражнения ведущий обрается к каждому участнику с вопросами и стимулирует группу к анализу моделей поведения каждого:
-Что было особенно трудно?
-Какие чувства вы испытали?
-Какие способы вы пробовали?
-Похоже это на то, как вы действуете обычно?
-Попробовали ли вы что-то новое?
-Какие можете сделать для себя выводы?
5. Информирование «Стрессовый и нестрессовый стили жизни».
Модели поведения часто связаны со стилем жизни. Для профилактики «выгорания» и преодоления поставленной цели-аттестации, полезно проанализировать свой стиль жизни и стремиться уменьшить его «стрессонаполненность». Для этого предлагаем ознакомиться с признаками стрессового стиля жизни, которые выделил О. Грегор.
- человек выполняет неинтересную, скучную работу, раздражающую его;
-испытывает постоянную нехватку времени, слишком много планирует сделать в течение короткого промежутка времени;
-задолго беспокоится по поводу потенциально возможных или наступающих событий;
-постоянно драматизирует события, воспринимает жизнь в черном цвете;
-постоянно обвиняет себя или других в своих проблемах;
-воспринимает тяжелые или стрессовые ситуации пассивно, страдает молча, не ищет ресурсов их преодаления.
Нестрессовый стиль жизни:
-человек активно работает и отдыхает;
-допускает наличие «творческого стресса» в определенные периоды напряженной деятельности;
-умеет отстаивать собственные права и потребности;
-периоды «перегрузки» уравновешиваются периодами «передышки»;
-правильно питается, бывает на свежем воздухе;
-наслаждается жизнью в целом, имеет близких людей рядом;
-умеет выражать свои желания, мысли и чувства;
-эффективно распределяет время, хорошо планирует дела.
-Скажите, какой стиль жизни вам больше по душе?
-От кого зависит изменение вашего стиля жизни (распределение 100% по частям - «Я», «Окружающие», «Работа»).
Обсуждение результатов, раздача памяток «Способы регуляции в ситуации стресса» (Приложение 1).
- Упражнение «Я в оболочке».
- Ситуация стресса мобилизует к продуктивной активности. Но, к сожалению, может вызывать в нас и негативные чувства, такие как обида, страх, злость, ощущение отчаяния. Вы получили памятки способов саморегуляции в ситуации стресса. Один из способов мы с вами сейчас проработаем.
Инструкция: Представьте, что вы находитесь в оболочке, она может иметь форму шара. Она эластична, вам легко дышать здесь, вы можете двигаться, как хотите. Вы можете наполнить свой шар любимыми запахами, цветом, тем настроением, которое вам нужно.
Эта оболочка непроницаема для зла, но при этом может пропускать все добрые чувства, направленные к вам. Вы можете впустить в оболочку любого человека, которого вам хочется.
- Упражнение «Превращаем проблемы в цели».
Инструкция: У каждого из нас есть свои проблемы. Некоторые из них мы должны принять и жить с ними так, как можем. Но сегодня мы говорим с вами об аттестации, как некотором стрессирующем факторе для нас. Попробуем представить процесс аттестации не как проблему, а как цель, которую мы хотели бы достичь. Давайте попробуем сделать это. Обозначьте самую острую проблему, связанную с предстоящей аттестацией, которую вы хотели бы как можно быстрее решить.
А теперь попробуйте переформулировать эту проблему в цель и напишите, что вам нужно сделать для достижения этой цели.
Например:
- Я не успеваю подготовить бумаги к аттестации!
Цель:
- Мне нужно подготовить все бумаги к аттестации и для этого я попрошу коллегу, подругу, мужа, сына помочь мне.
Не стесняйтесь просить помощи у близких вам людей, у коллег. Но самое главное, поищите в закромах самого себя те скрытые на первый взгляд качества, умения, знания, которые могут помочь вам преодолеть трудности, связанные с любой проблемой.
8. Упражнение «Мой герб».
— Во второй половине XV века крестоносцы в Европе стали использовать специальные эмблемы для обозначения своего положения в обществе. Люди знатного происхождения гордились своими гербами. Гербы не только обозначали индивидуальность того или иного человека, качества его характера, его успехи и привилегии его семьи, но и говорили о его происхождении. Для распознавания воина щиты покрывали яркими красками (эмалями), украшали деталями. Основой герба служит щит. И не зря: щит — это защита, помощник в трудную минуту. Сегодня каждый из вас сделает для себя герб. Для этого вы получите листы с основой герба.(Приложение 2.) Он разделен на пять частей. В первой вам надо изобразить то, что вы умеете делать лучше всего. Во второй — место, где вы чувствуете себя хорошо: уютно и безопасно. В третьей — самое большое свое достижение. В четвертой — трех человек, которым вы можете доверять. Все это вы можете изобразить с помощью слов, картин, символов, рисунков.
А в пятой напишите три слова, которые хотели бы услышать о себе. Время на работу — 15 минут.
Участникам дается время на создание собственного герба. По желанию участники рассказывают о том, что у них получилось.
Обсуждение
— Каждому из нас надо помнить, что, герб который вы изготовили, поможет вам:
● когда вам скучно, вспомнить те дела, которыми можно заняться;
● когда одиноко, подумать о тех людях, к которым вы можете прийти и поделиться своими мыслями;
● стать более уверенными, вспомнив свои достижения, и задуматься о том, чего еще вы можете достигнуть;
● мысленно представив то место, в котором вам уютно и хорошо, отдохнуть и успокоиться;
● когда же бывает горько, обидно, страшно, тревожно, для поддержания духа вспомнить и произнести вслух три слова, которые вам хотелось бы слышать о себе.
9. Упражнение «Я — подарок для человечества».
— Каждый человек — это уникальное существо. И верить в свою
исключительность необходимо любому из нас. Подумайте, в чем состоит ваша исключительность, уникальность.
Итак, подумайте над тем, что вы, действительно, являетесь подарком для человечества.
Аргументируйте свое утверждение, например: «Я подарок для человечества, так как я...»
10.Рефлексия.
Участники по кругу высказывают свои мысли, чувства и пожелания после проведенного занятия.
Бланк обратной связи (Приложение 3).
Пожалуйста, оцените проведенное занятие по 5 –балльной шкале.
1.Было ли для Вас занятие
Интересным___________________________________________________
Полезным____________________________________________________
Доступным___________________________________________________
2.Особенно понравилось________________________________________
3.Не понравилось на занятии_____________________________________
Список литературы:
- Анн Л. Психологический тренинг с подростками.- М., 2008.
- Бабич О.В. Диагностика, тренинги, упражнения.-Волгоград, 2014.
- Вачков И.В. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе.- СПб., 2004.
- Грегор О. Как противостоять стрессу. Стресс жизни. Понять и управлять им. - СПб., 1994.
- Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. - М., 2012.
- Фопель К. Психологические игры и упражнения. - М., 2013.
Приложение 1
Памятка «Способы саморегуляции в ситуации стресса»
1.Активизация чувства юмора (попытаться увидеть комическое даже в сложной, серьезной ситуации):
-мысленно комментировать происходящее бодрым голосом спортивного комментатора;
-мысленно представить агрессивного партнера в комической ситуации (как бы он выглядел в этом состоянии на пляже, в детской шапочке, с ушами чебурашки и т.д.).
2.Считать до 10, прежде чем совершить ответное действие.
3.Уйти из ситуации, сменить обстановку.
4.Сконцентрировать свое внимание на чем – либо:
- рассматривать какой-нибудь предмет;
-прислушаться к звукам за окном.
5. Использовать образы концентрации и визуализации - сосредоточение внимания и воображения на определенном объекте.
Приложение 2
Приложение 3
Пожалуйста, оцените проведенное занятие по 5 –балльной шкале.
1.Было ли для Вас занятие
Интересным___________________________________________________
Полезным____________________________________________________
Доступным___________________________________________________
2.Особенно понравилось________________________________________
3.Не понравилось на занятии_____________________________________
Комментарии
В период аттестации педагоги
В период аттестации педагоги испытывают сильный стресс и занятие с элементами тренинга для педагогов «Никогда не бывает больших дел без больших трудностей» на мой взгляд будет полезным, интересным и своевременным. Наталья, спасибо Вам.
благодарность
спасибо Вам огромное за интерес к этому материалу))