«Формирование привычки здорового образа жизни у детей».

Турлакова Ирина Викторовна


Данное выступление на педагогическом совете поможет раскрыть понятие "здорового образа жизни", узнать специфику психологического здоровья дошкольников в ДОУ и семье

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zozh_u_doshkolnikov.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете на тему:

«Формирование привычки здорового образа жизни у детей».

Подготовила: педагог-психолог

Турлакова И.В.

План выступления:

  1. Введение и актуальность темы.
  2. Понятие «здорового образа жизни».
  3. Физкультурно-оздоровительная деятельность в ДОУ.
  4. Специфика психологического здоровья дошкольников в ДОУ.
  5. Семья - особый путь приобщения детей к здоровому образу жизни.

1. Актуальность темы.

Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения является одной из центральных в современном обществе и рассматривается в рамках здоровьесберегающей педагогики.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно - правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании" (ст.51), "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др.

Современная система образования предъявляет высокие требования к уровню развития ребенка. Он должен быть физически и психически зрелым, владеть достаточно большим объемом представлений об окружающей действительности и ориентироваться в ней, уметь устанавливать контакты и строить процесс общения со сверстниками и взрослыми, управлять своим поведением, быть мобильным в меняющихся условиях.

Сегодняшняя тема, бесспорно, является актуальной. И особенно хорошо, что формирование и поддержание здорового образа жизни интересует педагогов дошкольного образования. Вы, именно те люди, которые окружают ребенка с первых его шагов. Через Вас, взрослых, ребенок постигает мир, от Вас зависит, насколько легко ребенок войдет в сложный мир взрослых.

Дошкольное детство - очень короткий период в жизни человека.  Формирование привычки к здоровому образу жизни - одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо - только здоровый ребенок может развиваться гармонично. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет ребёнок проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.

Именно поэтому с раннего возраста необходимо приобщать ребёнка к заботе о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность и активность в саморазвитии и самосохранении.

2. Понятие «Здоровый образ жизни»

В первую очередь мы обратимся к определению понятия здоровья. В докладе Комитета экспертов Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) здоровье рассматривается «как состояние физического, умственного, социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических недостатков».

Здоровье - это комплексная категория, которую следует понимать как физическое, так психическое и психологическое здоровье:

  1. В физическом плане - умение преодолевать усталость, возможность действовать в оптимальном для себя режиме, нормальное функционирование возможностей организма.

Отличие психологического здоровья от психического, главным образом заключается в том, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое – относится к личности в целом и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья.

2. Психическое здоровье — это мера способности человека реализовать свою социальную и биологическую сущность, выступать активным субъектом собственной жизни в изменяющемся мире. Психическое здоровье зависит как от соматических заболеваний и дефектов физического развития, так и от влияния социальной среды, причем социальные воздействия выступают в качестве основного психотравмирующего фактора.

3. Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно автором Ириной Владимировной Дубровиной, которая считает, что понятие «психологическое здоровье» трактуется шире – это духовность человека как высшее проявление человеческой реальности.

Обосновывая данный термин, И.В. Дубровина исходит из того, что в повседневной практике, занимаясь больше умственным, психическим и физическим развитием ребенка, мы подчас забываем о его духовном развитии.

Духовность человека, как понимает И.В. Дубровина, — это самая глубинная сущность человека, смысл его жизни, совокупность нравственных чувств и переживаний, его совесть. Духовность можно понимать как особое эмоционально-нравственное состояние личности, ориентированное на принятие абсолютных ценностей, таких как: Истина, Красота, Добро — и которые он пытается реализовать в деятельности и общении.

В то же время эти два понятия, несмотря на некоторые их различия, выступают как единое целое. Без обеспечения необходимого психического и психологического здоровья не представляется возможным внутренних условий для вхождения ребенка в сложный для него социальный мир.

Неоспорима и связь психологического здоровья с физическим.

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной целью является развитие у них самостоятельности и ответственности.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Воспитатели должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

  1. Физкультурно-оздоровительная деятельность в ДОУ.

Задачи работы по формированию здорового образа жизни дошкольников:

  • формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть - плохо; о некоторых признаках здоровья;
  • воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть побольше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться и не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;
  • помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;
  • развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;
  • вырабатывать навыки правильной осанки;
  • обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;
  • развивать художественный интерес.

Создание системы двигательной активности в течение дня:

  • утренняя гимнастика (ежедневно);
  • физкультурные занятия (3 раза в неделю);
  • музыкально - ритмические занятия (2 +2 раза в неделю);
  • прогулки с включением подвижных игр;
  • оздоровительный бег (ежедневно);
  • пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
  • зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях)
  • оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);
  • физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);
  • эмоциональные разрядки, релаксация;
  • ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);
  • спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц).

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

  • Рациональное питание.
  • Прогулки.
  • Создание условий для полноценного сна.
  • Закаливание.

Правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья. Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма, в предупреждении и лечении многих заболеваний.

Следующий фактор здорового образа жизни - закаливание. Практически всем известно изречение: "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья". И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды - переохлаждению и перегреву.

Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья ребенка. Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов:

- постепенность;

- систематичность;

- комплексность;

- учет индивидуальных особенностей.

Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез.

Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных занятиях в детском саду.

4. Специфика психологического здоровья ребенка.

Психологическом здоровье дошкольников предполагает внимание к внутреннему миру ребенка, его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой.

Психологическое здоровье позволяет личности стать постепенно самодостаточной, когда она все больше ориентируется в своем поведении и отношениях не только на внешние нормы, но и на внутренние осознанные самоориентиры.

Условно состояние психологического здоровья ребенка можно разделить на три уровня:

  • К высокому уровню – креативному – можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи.
  • К среднему уровню – адаптивному – отнесем детей в целом адаптированных к социуму, однако имеющих некоторую повышенную тревожность.
  • К низкому уровню – дезадаптивному – отнесем детей, чей стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. Дети, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, требуют индивидуальной психологической помощи.

Факторы риска психологического здоровья детей.

Их можно разделить на две основные группы: средовые (все, что окружает ребенка) и субъективные (его индивидуальные личностные особенности).

- К средовым факторам можно отнести неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением.

В детском учреждении психотравмирующей может стать ситуация первой встречи с воспитателем, которая во многом определит последующее взаимодействие ребенка со взрослыми. Для примера: проведенные исследования показали, что педагог обычно не замечает 50 % направленных к нему обращений детей. С одной стороны, это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма. С другой – к фрустрации потребности безопасности, развитию тревожности, психосоматизации ребенка. Кроме того, в детском саду ребенок получает возможность появления конфликтных отношений со сверстниками, что нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование его личности.

- К внутриличностным (субъективным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка.

Учет индивидуальных особенностей ребенка при построении работы, особенно оздоровительной, создаст благоприятную почву для эффективного созидания психологического комфорта и формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка.

В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком. Следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости.

Результатом психического здоровья детей является здоровая психика.

В качестве критериев психологического здоровья детей можно выделить:

  • адекватный возрасту уровень эмоционально - волевой и познавательной сфер личности;
  • способность планирования своей деятельности;
  • позитивный образ Я-концепции;
  • возможность саморегуляции психических состояний;
  • самокритичность;
  • самостоятельность;
  • способность к рефлексии, эмпатии;
  • сформированность навыков общения.

Результатом психологического здоровья детей является здоровая личность.

Психологическая поддержка детей в дошкольном учреждении.

Задачи психологической поддержки детей:

  1. Обучение положительному самоотношению и принятию других людей.
  2. Обучение рефлексивным умениям (умение осознавать свои чувства, причины поведения).
  3. Формирование потребности в саморазвитии (умение находить в трудных ситуациях силы внутри себя).

Эти задачи могут реализовываться на групповых занятиях с детьми, во время игр, изобразительной деятельности, прогулки, праздников, беседы, занятий с использованием приемов сказкотерапии, использование эмоционально - привлекательных форм.

Рекомендации педагогам дошкольного учреждения в сфере профилактики формирования психологического здоровья ребенка:

  • Создавайте в учреждении спокойную, жизнерадостную обстановку.
  • Проявляйте искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению.
  • Организовывайте жизнедеятельность детей таким образом, чтоб у них накапливался положительный опыт добрых чувств.
  • Собственным поведением демонстрируйте уважительное отношение ко всем детям.
  • В ходе обучающих занятий учитывайте возрастные особенности и интересы детей, физическое состояние.
  • Создавайте условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия ко взрослым.
  • Учите детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.
  • Учите детей устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей.
  • При организации взаимодействия чаще пользуйтесь поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье.
  • Создавайте условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников.

5. Семья – особый путь приобщения к здоровому образу жизни.

Несомненно, главными союзниками в формировании и профилактики ЗОЖ  у детей должны быть родители.

Семья - создает условия для первичной ориентации детей в организации здорового образа жизни. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Главная задача воспитателей детского сада и родителей в работе по приобщению к здоровому образу жизни – формировать разумное отношение к своему организму, учить вести здоровый образ жизни с раннего детства, владеть необходимыми санитарно-гигиеническими навыками. Родители должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми здоровьесберегающими мероприятиями, проводимыми в детском саду.

Родители все больше полагаются на воспитательную функцию дошкольного учреждения и при неудачах в воспитании детей прежде предъявляют претензии педагогам, забывая о моральном аспекте родительского долга в воспитании ребенка и требования Закона "О дошкольном образовании", в статье 8 которого сказано, что родители несут ответственность за развитие, воспитание и обучение детей, а также сохранение их жизни и здоровья. Поэтому цель формирования здорового образа жизни ребенка должна быть единая и для семьи, и для дошкольного учреждения как выразителя интересов общества в области воспитания подрастающих поколений. Нужно ориентироваться на воспитательную сотрудничество в этом процессе родителей и педагогов.

В работе с родителями необходимо широко использовать  различные формы сотрудничества: беседы, консультации, семинары, родительские собрания, совместные праздники, анкетирование. Проводить дни открытых дверей с демонстрацией методов и приемов работы с детьми, показывать разные виды физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста. Приглашать родителей к участию в жизни детского сада.

Красочные  наглядные стенды в приемных должны знакомить родителей с жизнью детского сада, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными особенностями детей. В уголках для родителей необходимо поместить информацию практической направленности, приводить интересные факты,  давать рекомендации воспитателей и специалистов. В результате такой  работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, должна  повыситься педагогическая грамотность родителей; повыситься культура  межличностного взаимодействия детей в детском саду.

Условия жизни,  нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и  полностью зависит от взрослых, и они, бесспорно, несут ответственность за  счастье и здоровье детей.

.