Программа психолого-педагогического сопровождения предпрофильного обучения.
Успешная реализация профильного обучения в старшей школе невозможна без предпрофильной подготовки, призванной создать условия для повышения готовности подростков к самоопределению и сознательному выбору варианта будущего обучения.
Переход на профильное обучение требует от школьного психолога разработки и применения такой комплексной модели сопровождения, которая могла бы не просто поддержать школьника в его профессиональном выборе, а обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору. Главной проблемой, усложняющей переход на профильное обучение, как показывают многочисленные наблюдения педагогов и психологические исследования, является неспособность учащихся к планированию учебной и профессиональной карьеры, и к проектированию собственного жизненного пути. Зачастую при выборе профиля обучения интересы и способности школьника расходятся или на первое место ставиться вопрос престижа, и он совершает ошибку в выборе, о которой жалеет впоследствии и он сам и его родители.
Исходя из этой проблемы, возникает резонный вопрос – каковы пути, средства и психолого-педагогические условия формирования у учащихся индивидуальной траектории профессионализации. Возникает необходимость в разработке программы деятельности психологической службы школы относительно предпрофильного обучения.
Цель программы – разработать пути и средства, создать психолого-педагогические условия для проектирования индивидуальной траектории профессионализации учащихся предпрофильных классов.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
• всестороннее изучение индивидуальных и личностных особенностей подростков, влияющих на выбор дальнейшего жизненного пути;
• оказание помощи подросткам в самопознании и проектировании жизненного пути;
• оказание методической и консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам адаптации учащихся к особенностям профильного и углубленного обучения;
• просвещение педагогов и родителей в вопросах развития и самосовершенствования личности подростка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_soprovozhdeniya_predprofilyamossh_10.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
психолого-педагогического сопровождения предпрофильного обучения.
В условиях профильного обучения старшекласснику предстоит сделать жизненно важный выбор, который, как правило, определяет дальнейшее образование, будущую профессиональную карьеру и, соответственно связан с выбором образа жизни.
Переход на профильное обучение требует от школьного психолога разработки и применения такой комплексной модели сопровождения, которая могла бы не просто поддержать школьника в его профессиональном выборе, а обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору. Главной проблемой, усложняющей переход на профильное обучение, как показывают многочисленные наблюдения педагогов и психологические исследования, является неспособность учащихся к планированию учебной и профессиональной карьеры, и к проектированию собственного жизненного пути. Зачастую при выборе профиля обучения интересы и способности школьника расходятся или на первое место ставиться вопрос престижа, и он совершает ошибку в выборе, о которой жалеет впоследствии и он сам и его родители.
Исходя из этой проблемы, возникает резонный вопрос – каковы пути, средства и психолого-педагогические условия формирования у учащихся индивидуальной траектории профессионализации. Возникает необходимость в разработке программы деятельности психологической службы школы относительно предпрофильного обучения.
Цель программы – разработать пути и средства, создать психолого-педагогические условия для проектирования индивидуальной траектории профессионализации учащихся предпрофильных классов.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
• всестороннее изучение индивидуальных и личностных особенностей подростков, влияющих на выбор дальнейшего жизненного пути;
• оказание помощи подросткам в самопознании и проектировании жизненного пути;
• оказание методической и консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам адаптации учащихся к особенностям профильного и углубленного обучения;
• просвещение педагогов и родителей в вопросах развития и самосовершенствования личности подростка.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся старшего звена в условиях профилизации образования – это поэтапный процесс, в ходе которого происходит формирование профессионально и социально зрелой личности, способной реализовать себя в любых социально-экономических условиях.
Психолого-педагогическое сопровождение профильных классов делится на четыре сопровождающих цикла: предподготовительный (8-й класс), подготовительный (9-й класс), адаптационный (10-й класс) и заключительный (11-й класс).
Успешная реализация профильного обучения в старшей школе невозможна без предпрофильной подготовки, призванной создать условия для повышения готовности подростков к самоопределению и сознательному выбору варианта будущего обучения.
Психолого-педагогическое сопровождение 8 классов
(предподготовительный цикл).
Цель работы психолога в 8 классах: организовать систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся, содействующей повышению готовности к самоопределению.
Задачи:
- Расширить знания о мире профессий, содержании деятельности различных типов профессий, рынке образовательных услуг.
- Сформировать представление о своих психофизиологических качествах.
- Сформировать умения адекватно оценивать свои склонности и возможности и соотносить их с требованиями, которые предъявляет профессия.
Достижение поставленных задач осуществляется через проведение информационных мероприятий, ориентационных классных часов, консультаций для учащихся и родителей по выбору элективных курсов и будущего профиля обучения; изучение интересов учащихся.
Изучение интересов учащихся осуществляется через диагностику сферы интересов с помощью опросников “Профессиональных склонностей”, анкет и др.
В целях создания условий для профессионального самоопределения используется цикл классных часов “В поисках своего призвания”. Курс состоит из 4 занятий (по одному в каждой четверти):
- Образ “Я”, или “Что я думаю о себе”. Цель занятия – расширить сферу самопознания; развить навыки самоанализа.
- Палитра ваших способностей. Тест Р.Амтхауера.
- Мир профессий и твое место в нем. Обзорная психологическая классификация профессий по Е.А.Климову. (Построение классификации. Обсуждение будущей профессии.)
- Стратегия профессионального выбора. (Обучение стратегии выбора. Обсуждение ошибок, сопутствующих выбору карьеры.) Твои перспективы. (Самоанализ готовности к профессиональному старту.)
Этап рефлексии. В конце сопровождающего цикла анализируется вся проведенная классными руководителями, психологом и педагогами работа. Делаются выводы об эффективности работы, вносятся предложения по проектированию дальнейшей программы работы в 9 классах.
Психолого-педагогическое сопровождение 9 классов (подготовительный цикл).
Основная задача, которая в современной школе стоит перед учащимися 9-х классов, – принять решение о характере и форме дальнейшего образования. Большинство принимают достаточно серьезные решения: остаться в школе или уходить (куда?), пойти в другую школу (какую?) или остаться в своей, какой выбрать профиль и т. п.
Выпускнику неполной средней школы подчас бывает непросто принять правильное решение, тем более правильным может быть только такой выбор, который в максимальной степени учитывает индивидуальность того или иного молодого человека.
Цель работы психолога в 9-х классах: помочь старшеклассникам в проектировании дальнейшего образовательного пути.
В соответствии с целью перед психологом стоят следующие задачи:
1) определение и коррекция уровня профессиональной готовности и готовности к профильному обучению учащихся 9-го класса;
2) психологическое просвещение родителей и педагогов об актуальных проблемах учащихся 9-х классов и о том, какую помощь они могут оказать подросткам.
Определение уровня профессиональной готовности осуществляется нами с помощью нескольких методик: «Опросник профессиональных склонностей» Л. Йовайши (модификация) и опросник «Профиль», в основе которого лежит методика «Карта интересов» А. Голомштока, Тест интеллектуального потенциала П. Ржичан, Опросник типа мышления, Школьный тест умственного развития (модификация).
Результаты исследования учащегося выдаются учащимся. Знакомство родителей, педагогов и учащихся с результатами исследования: родители и учащиеся совместно анализируют собственные полученные результаты. Им предлагается самим сделать выводы об уровне готовности ребят к дальнейшему обучению. Если при этом они понимают, что у подростка есть определенные трудности, и они не могут с ними самостоятельно справиться, то предлагается обратиться за помощью к специалистам, педагогам, педагогу-психологу и т. д.
Педагогам результаты исследования представляются на консилиуме в виде профкарт класса. При этом у них есть возможность также проанализировать возможности ребят, и оценить какую помощь и поддержку они смогут оказать тем подросткам, которые в этом нуждаются.
Следующим этапом работы является консультативная и развивающая деятельность с помощью элективного курса “Моя карьера” и информационной работы.
Этап рефлексии. В конце сопровождающего цикла анализируется вся проведенная классными руководителями, психологом и педагогами работа. Делаются выводы об эффективности работы, вносятся предложения по проектированию дальнейшей программы работы в 10-м классе.