Выступление на родительском собрании в подготовительной (старшей)к школе группе "Как подготовить ребенка к школе? Формирование учебных навыков"
Цели:
Познакомить родителей с видами психологической готовности детей к школе.
Способствовать определению позиций, по которым дети нуждаются в помощи при подготовке к школе.
Материалы и оборудование: плакаты, распечатки анкет, информационные листы на каждого участника деловой игры, лист ватмана, маркеры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sem_klub_psikh_gotovnost.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
(заседание семейного клуба «Диалог»
01.02.2008г.)
МДОУ ДС «Дюймовочка»
Цели:
Познакомить родителей с видами психологической готовности детей к школе.
Способствовать определению позиций, по которым дети нуждаются в помощи при подготовке к школе.
Материалы и оборудование: плакаты, распечатки анкет, информационные листы на каждого участника деловой игры, лист ватмана, маркеры.
Ход:
1.Тест «Готовы ли Вы отдать своего ребенка в школу»
Психолог: Последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог его родителям. За этот достаточно долгий срок некоторые мамы и папы пытаются изучить со своим сыном или дочерью программу первого класса. Однако делать подобное ни к чему. Лучше убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для обучения в школе.
Почему же так необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше — до поступления в школу? Что же такое “готовность к школе”? Для чего это нужно знать родителям? Попробуем разобраться.
Психолог: Заполните, пожалуйста, тест “Готовы ли мы отдавать своего ребенка в школу”. Этот краткий тест дает представление о тех психологических сложностях, которые могут возникнуть у первоклассников. Родители умеют предвидеть и избегать проблем школьной адаптации, но для этого необходимо быть уверенным, что Ваш ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для того, чтобы учиться в школе.
Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.
1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.
3. На мой взгляд, четыре урока — непомерная нагрузка для маленького ребенка.
4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница — его собственная мама.
6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.
7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.
11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.
12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.
15. Мой ребенок часто говорит: “Мама, мы пойдем в школу вместе!”.
А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова общая сумма. Если общий показатель принимает значение
до 4 баллов — это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября — по крайней мере, сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;
5-10 баллов — лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
10 баллов и больше — было бы неплохо посоветоваться детским психологом.
А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.
1 — необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.
2 — нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми.
3 — предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями
4 — есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.
2. Интервью детей.
Мотивационная готовность или что стоит за желанием учиться?
Если бы сейчас мы спросили у детей, почему они хотят идти в школу, как вы думаете, что бы они ответили?
Часто мы ожидаем от детей больше, чем возможно ввиду их возрастных особенностей, идеализируем их. Результатом может стать такое вот расхождение в ожиданиях, взглядах на какие-либо обстоятельства.
3. Рисунки родителей, рассматривание рисунков детей.
Сейчас уже с вновь приобретенным опытом давайте попробуем представить школу, в которую пойдет ваш ребенок. А потом посмотрим как изобразили школу ваши дети, какой они ее видят.
4. «Психологическая готовность к обучению в школу». Выступление педагога-психолога.
Психолог. Что нового возникает в жизни ребенка с того момента, как он, вооружившись ранцем и букетом цветов, отправляется в школу?
1. Ребенок переходит к систематической учебной деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Нужно заметить, что поступление ребенка в школу не означает отказа от игр, т. к. по-прежнему значительную часть своего времени первоклассник уделяет именно им.
2. Возникают отношения “ученик–учитель”. Они требуют от первоклассника принятия роли ученика, т. е. умения слушать и выполнять указания учителя.
3. Приобретается статус ученика. Школа воспринимается им как символ дальнейшего развития. А что разовьет в себе ребенок, чего достигнет, пребывая в ее стенах, — во многом зависит от нас, взрослых.
Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность — это результат того, что первоклассник психологически не был готов к обучению в школе. Какие же компоненты включает в себя “психологическая готовность к школе”? Прежде чем ответить на вопрос, познакомьтесь с информацией на плакате.
На доске появляется плакат, на котором указаны компоненты психологической готовности ребенка к обучению в школе:
Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:
- интеллектуальную готовность;
- мотивационную готовность;
- волевую готовность;
- коммуникативную готовность.
Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. К 6–7-и годам ребенок должен знать:
- свой адрес и название города, в котором он живет;
- название страны и ее столицы;
- имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
- времена года, их последовательность и основные признаки;
- названия месяцев, дней недели;
- основные виды деревьев и цветов.
Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери. Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью — учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
5. Игры на формирование волевой готовности к обучению в школе.
Сегодня на занятии я хочу предложить вам подборку игр, направленных на формирование волевой готовности к обучению в школе. Игра основной вид деятельности дошкольников, не только удовольствие, радость, но важное средство самовыражения, проба сил. Игры, которые здесь представлены не требуют специальной подготовки, условий, главное интерес, желание. Играть в них можно по дороге в детский сад, в магазин, коротая время в ожидании автобуса, на прогулке и т. д.
Родителям раздаются буклеты с описанием игр. Можно предложить поиграть с родителями в качестве примера.
Базисные компетентности готовности к школе
Эмоциональная готовность к школе:
| Социальная готовность к школе:
|
Моторная готовность к школе:
| Когнитивная готовность к школе:
|