Конспект из цикла занятий по профилактике школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста

Куроптева Ирина Владимировна

Цель: психологическая готовность детей к школьному обучению.

Задачи:

ü развитие групповой сплоченности и навыков совместной деятельности;

ü развитие умения сотрудничать, договариваться;

ü развивать связную речь;

ü продолжать работу по подготовке руки ребенка к письму, развивать графические навыки, образное мышление, память;

ü систематизировать и расширять представление детей о школе;

ü формировать позитивное отношение к обучению в школе, уважительные, дружеские отношения детей друг к другу.

Демонстрационный материал: покрывало.

Раздаточный материал: листы с заданием «Работа по образцу», фломастеры, листы-контуры «сапожки», простой и цветные  карандаши.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_5.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: психологическая готовность детей к школьному обучению.

Задачи:

  • развитие групповой сплоченности и навыков совместной деятельности;
  • развитие умения сотрудничать, договариваться;
  • развивать связную речь;
  • продолжать работу по подготовке руки ребенка к письму, развивать графические навыки, образное мышление, память;
  • систематизировать и расширять представление детей о школе;
  • формировать позитивное отношение к обучению в школе, уважительные, дружеские отношения детей друг к другу.

Демонстрационный материал: покрывало.

Раздаточный материал: листы с заданием «Работа по образцу», фломастеры, листы-контуры «сапожки», простой и цветные  карандаши.

План занятия:

1. Вводная часть

1.1 Разминка  «Загадки о школе».

1.2 Игра «Кого не хватает?»

2. Основная часть

  1. Задание «Работа по образцу»
  2. Физкультурная минутка «На разминку…»
  3. Задание «Сапожки»

3. Заключительная часть

3.1 Рефлексия.

3.2 Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост».

Ход занятия:

1. Вводная часть

1.1  Разминка «Загадки о школе».

Педагог-психолог: Ребята, вы стали совсем взрослыми и скоро отправитесь в … (школу), станете первоклассниками. А напомните мне, пожалуйста, как ведут себя школьники на уроках, и как мы учимся себя вести?

(сидят в позе «ученика»; если хотят что-то спросить или ответить поднимают руку; не выкрикивают и не  перебивают друг друга, всегда слушают друг друга; и всегда слушают, что говорит учитель).

Ответить хочешь, не шуми,

А только руку подними.

Ответить хочешь надо встать,

Когда же сесть позволят – сядь!

Парта это не кровать,

И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно,

И веди себя спокойно!

Педагог-психолог:  А сейчас проверим,  готовы ли вы идти в школу, все ли вы знаете о ней? Я начну, а вы продолжайте, хором дружно отвечайте:

- Кто шагает с сумкой книг утром в школу? (ученик)

- Скоро встретит в школе вас уютный, светлый, школьный … (класс)

- Если прозвенел звонок – значит, кончился … (урок)

- В коридоре топот ног, то зовет всех в класс… (звонок)

- Если будешь знать едва, то получишь только… (два)

- Если все ты  будешь знать, то получишь в школе… (пять)

- Белый камушек растаял, на доске следы оставил (мел)

- То, какой ты ученик, всем расскажет твой … (дневник)

- Быть должны всегда в порядке твои школьные … (тетрадки)

- Кто карандаш свой потерял, тот забыл, что есть … (пенал)

1.2 Игра «Кого не хватает?»

Педагог-психолог:  А чтобы  пойти в школу, вам нужно научиться быть дружными, уметь работать вместе, быть одной командой. Для этого я предлагаю поиграть в игру «Кого не хватает?»

Педагог-психолог:  Встаньте, пожалуйста, в один большой общий круг. Замечаете ли вы, когда в группе нет вашего друга или подруги? Каждый из вас очень важен для всех детей группы. Я хочу попробовать сыграть с вами в такую игру: один за нас будет прятаться, а остальные будут отгадывать, кто именно спрятался. Сначала я попрошу всех отвернуться из круга и закрыть глаза, и пока будет звучать музыка, и  никто этого не видит, тихо подойду к одному из вас и прикоснусь к его плечу. Тот, кого я выберу, должен открыть глаза, тихо-тихо выйти на середину, сесть на пол и укрыться вот этим покрывалом. После того, как он спрячется , музыка затихнет, я попрошу вас всех открыть глаза, повернуться в круг и угадать, кого не хватает. А теперь повернитесь из круга и закройте глаза…

Педагог-психолог: А сейчас я предлагаю пройти за столы. Там нас ждут интересные задания.

2. Основная  часть

2.1  Задание «Работа по образцу».

Педагог-психолог: Перед вами лежат листы с заданием. Возьмите их, внимательно рассмотрите рисунки (у каждого свой рисунок).

А теперь листок возьмите

Перед собою положите.

Карандаш вот так держите.

Сядьте прямо, не сутультесь.

И  работать приготовьтесь!

Педагог-психолог: Нужно справа от образца рисунка по клеточкам нарисовать такой же рисунок.

Дети выполняют упражнение «Работа по образцу»

Педагог-психолог: Молодцы! Почти все ребята справились, а у кого не получилось, я помогу  дорисовать вам после занятия.

  1. Физкультурная минутка

Педагог-психолог:  Предлагаю немного передохнуть.

Для разминки из-за парт

Поднимаемся. На старт!

Бег на месте. Веселей

И быстрей, быстрей, быстрей!                                (дети выполняют бег на месте)

Делаем вперед наклоны:

Раз, два, три, четыре, пять.                                      (дети выполняют наклоны)

«Мельницу» руками крутим,

Чтобы плечики размять.                                          (вращают прямыми руками)

Начинаем приседать:

Раз, два, три, четыре, пять.                                      (дети приседают)

А потом прыжки на месте,

Выше прыгаем все вместе.                                      (прыжки на месте)

Руки к солнышку потянем.

Руки в стороны растянем.                                       (потягивают руки вверх, потом в стороны)

Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны  

Упражнение для спины.                                         (вращают корпусом вправо-влево)

Мы работаем руками,

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх,

Кто летит быстрее всех?                                         (имитируют движения крыльями)

Чтобы ноги не болели,

Раз – присели, два – присели,

Три, четыре, пять и шесть,

Семь и восемь, девять, десять.                              (приседают)

Рядом с партою идем                                             (выполняют ходьбу на месте)

И садимся мы потом.                                             (садятся за столы)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

2.3 Задание «Сапожки»

Педагог-психолог: А сейчас мы с вами будем учиться рисовать по двое (в паре).  У вас на столах лежат вырезанные шаблоны. На что они похожи? (ответы детей). Вам нужно будет с тем, кто сидит с вами за столом украсить сапожки так, чтобы они составили пару. Для этого (чтоб не получилась ваша пара разной) вам нужно договориться, выбрать, какой узор рисовать, и только потом приступать к рисованию. Для выполнения задания у вас у каждого свой набор цветных карандашей.

Дети договариваются и украшают «сапожки».

3. Заключительная часть

3.1 Рефлексия.

Педагог-психолог: Ребята, наше занятие подходит к концу. Если кто-то не успел закончить, дорисуете после занятия. У всех вас очень красивые пары сапожек, и почти все дети смогли договориться. Скажите, чему же вы сегодня научились, что узнали? (рефлексия, ответы детей). Сегодня вы еще раз показали, что все вы готовы идти в школу.

3.2 Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост»

Педагог-психолог: Ну а  я предлагаю поиграть в игру «Дракон кусает свой хвост» на ковре.

Дети считалкой выбирают «голову»  и «хвост» дракона.

Педагог-психолог: Вставайте за «головой» дракона, крепко держитесь за пояс впереди стоящего.  «Голова» дракона пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее.

Игра проигрывается 2-3 раза.

3.3 Ритуал прощания «Есть»

На этом наше занятие подошло к концу. Поместите в ладошку все то, о чем мы сегодня говорили, весь полученный опыт, накройте второй ладошкой, сохраните это тепло,  эти знания. И дружно скажите «Есть».