«Работа с детьми с осложненным поведением».

В процессе проведения теоретических исследований был проанализирован отечественный и зарубежный опыт по организации социально-педагогической деятельности по коррекции коммуникации подростков с осложненным поведением, раскрыты сущность и содержание социально-педагогической коррекции осложненного поведения подростков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ:

«Работа с детьми с осложненным поведением».

Шпакович Марина Сергеевна

педагог-психолог ГБОУ ЦССВ

«Берег надежды»

Москва – 2014

Аннотация:

В процессе проведения теоретических исследований был проанализирован отечественный и зарубежный опыт по организации социально-педагогической деятельности по коррекции коммуникации подростков с осложненным поведением, раскрыты сущность и содержание социально-педагогической коррекции осложненного поведения подростков.

В ходе экспериментальной работы был проведен анализ социально-педагогической деятельности по коррекции коммуникации среди подростков, отличающихся осложненным поведением в условиях специализированного учреждения ГБУ ЦССВ «Берег надежды», внедрены социально-педагогические условия повышения эффективности социально-педагогической деятельности по коррекции коммуникации у подростков с осложненным поведением.

Терминологический словарь: отклоняющееся поведение: агрессия: конфликтность: подростковый возраст; коллективные тренинги; индивидуальная коррекция осложненного поведения среди подростков.

Базой  для данного исследования явился  Государственное бюджетное учреждение города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, VII вида, ГБУ ЦССВ «Берег надежды».

Детский дом был организован в подмосковном городе Пушкино в 1933 году, в 1989 году переведен в Москву в район Ново-Переделкино. В нашем учреждении находятся дети, имеющие задержку психологического развития. В сентябре 2008 года на базе Детского дома 2 открыта группа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с нарушениями в развитии вследствие ДЦП.

Экспериментальная работа была проведена с группой подростков возраста 12-16 лет в количестве 15 человек, с использованием следующих методик: опросника Басса Пейри; проективной методики «Нand-тест»; теста-опросника «Большая пятерка».

Результаты исследования уровня агрессивности по методике  «Басса Пейри» представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. Результаты исследования уровня агрессии у подростков (средний балл параметра)

Анализ данных, представленных на рисунке 1, позволяет сделать следующие выводы.

Анализ рассчитанного среднего балла по параметрам агрессии, у юношей и девушек с осложненным поведением, показывает, что у подростков мужского пола уровень агрессии значимо выше, чем у девушек.

У юношей наиболее значительно проявляется агрессия по таким параметрам как: физическая агрессия (6,13); раздражение (6,7); обида (5,73); подозрительность (6,47); вербальная агрессия (8,33).

Девушки с выраженным осложненным поведением, участвовавшие в эксперименте менее агрессивны, чем их сверстники мужского пола, с осложненным поведением.

Среди девушек наиболее выражены такие признаки агрессии как: подозрительность (5,83); вербальная агрессия (6,4); косвенная агрессия (5,17).

Сравнивая показатели, методика Басса-Пейри, характеризующие признаки повышенной агрессивности у испытуемой выборки, необходимо отметить, что юноши гораздо более агрессивны. При этом необходимо отметить, что проявления агрессии у них происходят как на вербальном, так и на физическом уровне. У юношей более ярко выражено раздражение и подозрительность.

Подростки женского пола характеризуются повышенным негативизмом к социуму, что обуславливает в свою очередь отрицание ими всех авторитетов и ценностей окружающих.

Испытуемые юноши с осложненным поведением отличаются гораздо больней активностью, чем девушки (средний балл по группе составляет 7,8 и 6,3 соответственно).

У испытуемых подростков мужского пола, в межличностных отношениях преобладает доминирование (средний балл по группе составил 9,6), такого рода данные указывают на излишнюю агрессивность подростков мужского пола в случаях отстаивания своего мнения. Девушки обладают менее выраженной степенью доминирования (средний балл по группе составляет 6,1). Указанная тенденция означает, что девушки редко конфликтуют и проявляют агрессию с целью повышения своего социометрического статуса и завоевания лидерства в группе.

Полученные данные по данному фактору свидетельствуют о том, что как девушки, так и юноши испытывают чувство вины за свое неправомерное поведение. А это позитивный фактор, указывающий на возможность применения эффективной воспитательной работы с данной группой подростков.

Анализ данных по фактору 2 – привязанность-обособленность представлен на рисунке 2.

Рисунок 2. Результаты исследования личностных качеств по фактору 2 Экстраверсия-интроверсия подростков

Где 2.1 –теплота-равнодушие.

2.2 – сотрудничество-соперничество.

2.3 –доверчивость - подозрительность.

2.4 – понимание - непонимание

2.5- уважение других - самоуважение.

Анализ данных, представленный на рисунке 2, позволяет сделать следующие выводы.

Как девушки, так и юноши в равной степени проявляют в большей степени равнодушие по отношению к окружающим. Средние баллы по группам подростков по данному параметру распределились следующим образом: девушки: 7,1 балл, юноши – 6,9 баллов.

По параметру сотрудничество-соперничество получены практически равные значения, однако они достаточно низкие, что говорит о том, что как девушки, так и юноши тяготеют скорее к соперничеству к окружающим, чем плодотворное сотрудничество. Средний балл, полученный по данному параметру, составил: у юношей – 6,8 балла, у девушек – 6,7 балла.

По параметру доверчивость-подозрительность подростки мужского пола больше доминируют к доверительным отношениям (средний балл составил 8,2), в то время как девушки более подозрительны в отношениях к окружающим (средний балл составил 7,2). То, что девушки более замкнуты и подозрительны, основываются на том факте, что они более развиты в психологическом и физиологическом плане и не доверяют незнакомцам.

По параметру понимание-непонимание юноши более склонны прислушиваться к мнению окружающих и воспринимать их слова (средний балл равен 7,8), чем девушки (средний балл равен 7,1).

И, наконец, по параметру уважение других  - самоуважение, как у юношей, так и у девушек преобладает тенденция к самоуважению (средний балл составил: 7,8 и 6,8 соответственно).

Главная  задача нашего коллектива - вырастить детей гармонично развитыми людьми, нравственно, физически и психологически здоровыми, способными найти своё место в жизни.

Свою коррекционно-развивающую работу провожу с воспитанниками подросткового возраста  от 12 до 17 лет. Нагрузка – полная ставки.

Все воспитанники, посещающие коррекционно-развивающие занятия с психологом, имеют различные поведенческие нарушения, поэтому коррекционно-развивающая работа направлена на профилактику и коррекцию данных нарушений.

В коррекционном учреждении осуществляется коррекция осложненного поведения подростков, предполагающая организацию системы мероприятий на различных уровнях социальной организации (общегосударственном, правовом, экономическом, медико-социальном, педагогическом, социально-психологическом), которая должна быть реализована поэтапно.

В ГБУ ЦССВ «Берег надежды» был создан ряд условий для повышения эффективности оказания индивидуальной помощи подростку с осложненным поведением с целью его социальной коррекции.

Одним из таких условий является разработка системы взаимодействия специалистов, которые занимаются решением проблемы социальной коррекции.

Специалисты ГБОУ ЦССВ «Берег надежды» создали и апробировали комплекс социально-коррекционных методик, приемов и упражнений, реализуемых во внеурочное время.

Индивидуальная коррекция включает в себя комплекс мер, направленных на выявление подростков, с осложненным типом поведения, и оказание коррекционного воздействия с целью создания условий для приспособления к жизни в социуме, преодоление или ослабление недостатков или дефектов развития отдельных категорий подростков.

Для эффективного проведения коррекционной работы мы организовали работу по определению и объединению усилий субъектов по оказанию помощи подростку с осложненным поведением.

Исходя из решаемых задач, можно назвать и общие формы коррекционной работы на уровне ГБОУ ЦССВ «Берег надежды», которые должны обеспечить технологизацию этого процесса:

  • диагностика причин осложненного поведения конкретного воспитанника или группы подростков;
  • проектирование программ коррекционной работы, как на индивидуальном, так и на групповом уровне;
  • содержательная деятельность в рамках коррекции осложненного поведения (психолого-педагогических практикумов и консилиумов с подростками), где обсуждаются вопросы отклонения в поведении, их причины, пути преодоления и способы коррекции;
  • реализация разрабатываемых программ на уровне ГБОУ ЦССВ «Берег надежды»;
  • информирование подростков о тех видах помощи, которую могут получить подростки в ГБОУ ЦССВ «Берег надежды», оказывающих различные виды помощи вне ГБОУ ЦССВ «Берег надежды».

Содержание деятельности психолога в ГБОУ ЦССВ «Берег надежды»  является основой технологического процесса по коррекции агрессивного поведения подростков.

Предлагаемая программа ориентирована на наиболее сложных детей и подростков, относящихся по своим социальным и психологическим характеристикам к группе риска. Выделенные компоненты, с одной стороны являются общими, а с другой – могут быть творчески видоизменены в зависимости от возраста подростка и условий реализации программы.

Цель: коррекция осложненного поведения подростков, психологическая и социальная адаптация подростков, гармонизация эмоциональной сферы личности, повышение личностного статуса подростка.

Задачи:

  1. Развитие у подростков способности к эмоциональной и поведенческой саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативе и самостоятельности.
  2. Снижение тревожности, эмоционально-психического напряжения в различных ситуациях.
  3. Расширение сферы самосознания и повышение уверенности в своих возможностях.
  4. Повышение социально-психологической компетентности подростков и развитие способности эффективно взаимодействовать с окружающими.
  5. Развитие способности к самоуправлению; формирование адекватных способов реагирования в ситуациях взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
  6. Развитие навыков рефлексии, приёма и подачи конструктивной обратной связи.
  7. Развитие навыков уверенного поведения, умения добиваться результатов.
  8. Оптимизировать положительный опыт, нивелировать опыт осложненного поведения; создать и закрепить позитивные образцы поведения.

Принципы организации работы в группе

  1. Не директивность позиции ведущего группы.
  2. Принцип учёта психофизиологических особенностей подростков.
  3. Принцип доверительного стиля и искренности в общении.
  4. Принцип без оценочного отношения участников друг к другу.
  5. Принцип стимулирования самостоятельных выводов и выборов.
  6. Принцип «обратной связи».
  7. Принцип «здесь и сейчас» (позволяет ограничить групповую дискуссию событиями, происходящими в данной группе и в данный момент).
  8. Принцип высказывания от своего лица (исключение речевых форм, типа: «мы», «по нашему мнению» и т. п.).
  9. Принцип акцентирования языка чувств (описание собственного эмоционального состояния).
  10. Принцип доверительности.
  11. Принцип конфиденциальности (не обсуждать происходящее в группе за её пределами).
  12. Принцип «Стоп!» (даёт право члену группы не отвечать на какой-либо вопрос или не участвовать в работе).

Предлагаемая программа предназначена для работы с осложненными подростками «Профилактика осложненного поведения подростков» Е. Гедзь, Н. Середенко. Она имеет 3 блока.

1. Вводная часть предназначена для знакомства с  группой и активизацию на дальнейшую работу.

Основные:

2. Эмоциональный блок, который нацелен на изменение сложившегося положительного отношения учащихся к осложненному поведению, на отрицательное.

Изменившееся отношение у подростка нужно закрепить в поведении. На это направлен:

3. Поведенческий блок. Его цель: блокировать подпитку отрицательного опыта в поведении и сформировать иные поведенческие формы.

После того, как опыт «взорван», изменены формы поведения, появляется возможность обратиться к личности подростка, его самосознанию, самооценке, и через стимуляцию самовоспитания к самосовершенствованию личности [1]. Это:

4. Когнитивный блок, целью которого является раскрытие нравственных аспектов подростка.

5. Заключительная часть: подведение итогов совместной работы, ритуал прощания и чаепитие.

Основные этапы организации работы:

1. Предварительный этап:

- наблюдение, посещение занятий, беседа с учащимися.

2. Этап коррекции типового плана и содержания работы.

3. Этап реализации коррекционно-развивающих мероприятий:

- беседы;

- проблемно-ориентированные тренинги;

- упражнения по саморегуляции;

4. Заключительный этап:

- итоговая диагностика подростков;

- выработка рекомендаций педагогам ГБОУ ЦССВ «Берег надежды»;

- индивидуальное консультирование подростков по их запросу;

- выступление педагога-психолога на педсовете ГБОУ ЦССВ «Берег надежды»;

- подведение итогов, выделение задач психолого-педагогического сопровождения проблемных подростков.

Структура тренингового занятия

Каждое занятие имеет 5 этапов.

Первый этап – разминка 10 минут.

Цель: создание положительного настроя участников на работу в группе, создание в группе атмосферы доверия.

Второй этап – основной. Его продолжительность:1час 10 минут.

Цель: данный этап занятия направлена на решение задач, поставленных в данной программе.

Сюда включена теоретическая часть (беседы, мини-лекции), обозначенные в программе и практическая часть, состоящая из тренинговых упражнений и ролевых игр. Разрешение проблемных ситуаций. Переход от негативного состояния (если имеется) к позитивному. Третий этап – заключительный 10-15 минут.

Цель последнего этапа: подведение итогов работы.

Рефлексия (обратная связь), собственная оценка происходящему, обмен мнениями, интеграция опыта, полученного на занятии, закрепление позитивного состояния и ритуал прощания. Получение домашнего задания.

Состав группы

В тренинговую группу могут входить подростки от 12 до 16 лет в количестве от 8 до 15 человек. Желательно, чтобы группа была разнополой.

Продолжительность занятий 1час 45 минут.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Общее в организации занятий

Из-за необходимости адаптации тренинга к реальным условиям ГБОУ ЦССВ «Берег надежды», желательно, чтобы каждое занятие имело логически завершённую структуру. Это даёт возможность делать значительные перерывы между встречами.

Каждая встреча, кроме первой, должна начинаться с короткой рефлексии – ведущий спрашивает участников об их состоянии, как они отдохнули, что интересного произошло в их жизни и т. п. Можно делать в виде экспресс-диагностики – оценка своего настроения по пятибалльной шкале.

Затем ведущий объявляет цель данной встречи и переходит к дальнейшей работе и дальнейшим упражнениям.

В конце каждого занятия, а иногда после очередного упражнения, ведущему желательно выделять время на рефлексию (высказывание участниками своего отношения к происходящему).

Заканчивать занятия лучше всего упражнением на эмоциональное единство, направленное на позитивное отношение к себе и окружающим, затем можно провести повторную экспресс-диагностику, о состоянии участников в данный момент, удовлетворённость происходящим на занятии.

Можно предложить участникам вести дома дневник, в котором описывать всё то, что происходит с ним в группе, свои чувства, мысли, анализировать причины возникновения тех или иных переживаний, реакций на происходящее. Кроме того, в конце занятия ведущий предлагает участникам задание на самопознание, которое направлено либо на закрепление полученных знаний и умений, либо на подготовку к следующей встрече.

Прежде чем приступать непосредственно к самим занятиям, руководителю группы (тренеру) необходимо встретиться с будущими участниками. В ходе предварительной беседы педагог-психолог разъясняет задачи предстоящей работы, принципы, на которых она будет базироваться. В доступной для подростков форме необходимо объяснить, чем они будут заниматься. Обязательно оговорить вопрос добровольности участия. На предварительной встрече нужно у будущих участников сформировать установку на дальнейшую работу: заинтересованность в успехе тренинга, подготовить к эмоциональным нагрузкам.

Оговаривается и периодичность дальнейших встреч.

В зависимости от значения для общества социальные отклонения могут быть позитивные и негативные. Позитивные служат средством прогрессивного развития общества. Это социальное творчество: научное, техническое, общественно-политическое.

Негативные - дисфункциональные, дезорганизуют систему, подрывая ее основы. Это социальная патология: алкоголизм, наркомания, преступность и т.п.

На практике мы часто сталкиваемся с тем, что выпускники специальных коррекционных учреждений становятся девиантами в современном обществе и часто повторяют судьбу своих родителей (алкоголизм, наркомания, агрессия.). Социальные условия семьи, в которой рос малыш очень важны. В семье ребенок усваивает наиболее фундаментальные, базисные ценности, нормы, поведенческие стереотипы, формируется эмоциональная сфера его психики. Дефекты раннего семейного воспитания очень трудно исправимы.

Но не стоит забывать, что многие исследователи считают причиной осложненного, асоциального поведения - дефекты воспитания. Поэтому в данной программе предложено начинать профилактику отклоняющегося поведения подростков, воспитанников ГБОУ ЦССВ «Берег надежды», в начале подросткового периода т.е. в 12 лет.

При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует.

Наиболее подходящий возраст для начала профилактики - 12 лет. Даже если невозможно работать с причинами отклоняющегося поведения, можно корректировать отдельные черты поведения подростков. В подростковом возрасте формируется личностные черты характера человека, поэтому профилактические мероприятия нужно проводить в начале подросткового периода. Когда черты личности уже сформированы речь должна идти не о профилактике, а о коррекции отклоняющегося поведения.

Реализация программы коррекционной работы с подростками, имеющие отклонения в  поведении способствует уменьшению поведенческих проявлений агрессии, а именно, уменьшению систематических дисциплинарных нарушений, случаев лжи, проявлений деструктивного поведения, появлению новых случаев пребывания подростков в состоянии измененного сознания, частных проявлений аффективного взрывчатого поведения.

Полученные результаты после формирующего эксперимента свидетельствуют об уменьшении уровня осложненного поведения подростков. Понизился уровень тревожности, агрессивности, враждебности по отношению к окружающим, улучшилась структура межличностного общения и доверия друг к другу.

Программа показала свою эффективность в работе с осложненными подростками в ГБОУ ЦССВ «Берег надежды».

В результате опытно-экспериментальной апробации программы социально-педагогической коррекции осложненного поведения подростков отмечены следующие значимые изменения: повысилось осознание подростком роли образования в достижении личностного успеха; отмечено развитие коммуникативных способностей подростков; расширился круг их досуговых интересов и потребностей; стали более предметными профессиональные ориентации.

Список использованной литературы:

  1. Алферов А.Д. Психология развития школьника. Ростов-на-Дону: Феникс. 2003.
  2. Байярд В.Г., Байард Д. Ваш беспокойный подросток. М.: Смысл. 1994.
  3. Битянова М.Г. Конфликт // Школьный психолог № 9, 2003.
  4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности \ Избранные психологические труды. М.: – Воронеж.: МПСИ. 1995 .
  5. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. Санкт-Петербург: Питер. 2005
  6. Бютнер  К. Жить с агрессивными детьми. М.: Педагогика. 2001.
  7. Волкан В., Оболонский А. потребность иметь врагов и друзей. // Вопросы психологии. 2004 №; 7
  8. Выготский Л.С. Психология. Санкт-Петербург: «Питер». 2002.
  9. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий: их статистика, динамика, систематика./ В книге «Психология индивидуальных различий». М.: Академия. 2005.
  10. Гришина Н.В. Психология конфликта. Серия мастера психологии. Санкт-Петербург: Питер. 2005.
  11. Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций // Вопросы психологии 2005. № 1.
  12. Залужный А.С. Характер социальных отношений у подростков // вопросы психологии развития. № 6. 2003.