Пубертатная демонстративность – как выявить, как реагировать.
Пубертатный период - это возрастной период, на протяжении которого в организме происходит внутренняя перестройка, которая завершается половой зрелостью. В этот период закладываются особенности организма: тип телосложения и характер ответных реакций на внешнее воздействие. В этот период вырабатываются различные гормоны, которые стимулируют рост и развитие мозга, костей, мышц, кожи. Эта формулировка отражает изменение в половой системе, но не культурные и социальные аспекты взросления, поэтому более целесообразно использовать термин «подростковый возраст».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пубертатная демонстративность – как выявить, как реагировать. | 22.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Шпакович Марина Сергеевна
педагог-психолог ГБОУ ЦССВ
«Берег надежды»
Пубертатная демонстративность – как выявить, как реагировать.
Пубертатный период - это возрастной период, на протяжении которого в организме происходит внутренняя перестройка, которая завершается половой зрелостью. В этот период закладываются особенности организма: тип телосложения и характер ответных реакций на внешнее воздействие. В этот период вырабатываются различные гормоны, которые стимулируют рост и развитие мозга, костей, мышц, кожи. Эта формулировка отражает изменение в половой системе, но не культурные и социальные аспекты взросления, поэтому более целесообразно использовать термин «подростковый возраст».
Так уже сложилось, что самый трудный и кризисный этап развития личности мы считаем подростковым. Именно возраст 12-17 лет и даже иногда более ранний – большинству взрослых кажется самым взрывным.
Взрыв не обязательно будет громким и всеми заметным. Например: если человек по психологическому складу – флегматик, то не стоит от него ждать демонстративных выпадов. Просто его страсти кипят внутри и не видны для окружающих. Есть и такие, которых подростковая буря обходит стороной – в силу характера и индивидуальных особенностей. Такие подростки умеют направить свою энергию в позитивное русло – начинают активно себя проявлять (участие в конкурсах, олимпиадах, концертах и т.д.). Но все, же чаще всего несовершеннолетним свойственно демонстративное поведение. Это поведение преследует (зачастую неосознанно) цель утвердить себя во мнении других, не считаясь с затратами, соглашаясь под час на определенные жертвы.
Демонстративному поведению свойственны две составляющие:
- стремление во что бы то ни стало привлечь к себе внимание окружающих
- отсутствие объективности к самому себе и другим
Средства привлечения внимания:
- эмоциональная возбудимость
- экспрессивность
- разговорчивость
- театральность
- склонность к преувеличению
- фантазии
- ложь
- кокетство
- капризность
- упрямство
- экстравагантные либо антисоциальные поступки
- инсценировка самоубийств
Явное демонстративное поведение:
- использование броских элементов в одежде, прическе
- татуировки, пирсинг
- обозначения к молодежным или иным группировкам различного толка (футбольные фанаты, скинхеды, панки, поклонники рок групп и т.д.)
Все это несет яркую смысловую нагрузку.
Когда у подростка накапливается высокий уровень внутреннего напряжения, он использует демонстративное поведение. Этим подросток обходит психологические барьеры и внутренние запреты на какие-нибудь коммуникативные действия.
- Аутоагрессия (разрушение самооценки, крушение образа «Я»).
Цель: обратить на себя внимание, пробудить сочувствие, жалость, поделиться с окружающими своим состоянием.
- Вызывающее поведение: выражается в агрессии либо в асоциальной форме.
Цель: вызвать у окружающих определенный тип реакции. Это связано с подростковым негативизмом.
Негативизм – это лишенное разумных оснований сопротивление ребенка, оказываемым на него воздействиям, форма протеста против неблагоприятного отношения к нему взрослых и сверстников.
Проявление негативизма: грубость, замкнутость, отчужденность.
Формы негативизма:
- пассивный (отказ выполнять предъявляемые требования)
- активный (делаем все наоборот, не так как требуют).
Демонстративное поведение может так же проявляться на кажущуюся или реальную угрозу.
Цель: избежать ожидаемого наказания.
Перспективы: оказаться униженным, отвергнутым, разоблаченным.
Из-за чего совершается ряд поступков и действий, направленных на то, чтобы обратить на себя внимание, пробудив к себе сочувствие, жалость, либо напугать.
Мы понимаем, что проблема подростка в том, что он ощущает себя всегда идущим против течения, одиноким, белой вороной… Как решить проблему – исправь прическу, слушай нормальную музыку, забудь и не рассказывай о своем странном увлечении (неформал), будь прилежным и т.д. Но любой подросток воспринимает это как слабость и предательство самого себя. Да и зачем бросать то, что делает жизнь интереснее, ведь вокруг появляются не только противники, но и единомышленники.
Когда мы хотим переделать, то по существу, скорее всего, хотим сломать. Конечно, не стоит подростков призывать к бунту, но если ему хочется проявлять себя, пусть даже неординарно, не стоит мешать ему пробовать, даже если эти попытки, ни к чему не приведут. Успехи и победы юности придают человеку сил даже в самые трудные моменты в жизни. Вспомни о них и за спиной вырастают крылья.
Как вы думаете, какой у юности цвет? Во многих культурах – это зеленый, но скорее не нежные оттенки зелени, а ярко кислотный. Цвет дерзости, энергии и постоянного стресса. Все слишком ново и не предсказуемо и даже первая любовь это очередной вопрос без ответа, очередной стресс. Подросток не знает, что надо делать, как реагировать на то или иное событие, он боится быть отвергнутым сверстниками и в тоже время хочет выделиться из серой толпы. А к взрослым идти за советом ой как не хочется. Кажется, что они не поймут или осудят. Это все потому, что взрослые плохо помнят себя в юности. Точнее, помня факты и события юных лет, забывают чувства и эмоции. А ведь эмоции, их яркость и острота и отличают юношу от умудренного жизнью человека. Отсюда и конфликт, взрослые не считаются с чувствами подростков, потому, что не знают, что они чувствуют.
Подросток общается с людьми, примеряет на себя новые образы и роли. Он ищет не только новых развлечений, но и нового себя. Новое случается каждый день. Юная личность открывает неизведанные уголки своей и чужой души. Как в песне: «… не повторяется такое никогда…». Когда мы говорим – трудный подросток, мы невольно утверждаем, ты сам во всем виноват, ты не управляемый, дикий, от тебя одни проблемы, мы устали и т.д. Очень часто мы видим в подростках один негатив, буквально зацикливаемся на нем, тем самым зацикливаем подростка. А между тем бунтарство и протест это закономерный этап становления личности. Если подросток не протестует 14 лет, то может начать делать это в 20, а то и позже. Но еще хуже, если этот протест и период личности не наступит никогда, ведь тот, кто не тренируется, не отделяется постепенно, может никогда не решиться на самостоятельную жизнь, карьеру и поиск второй половинки. Таким людям трудно в нашем веке, где ценится решительность и успешность во всем.
Хотите помочь подростку?
- составьте акцент на положительных чертах кумиров (в музыке, спорте и т.д.)
- ненавязчиво интересуйтесь увлечениями, знакомьтесь с его друзьями по возможности
- честно признайтесь, если чего-то не понимаете в его увлечении и выразите желание понять
- побуждайте интерес к своим товарищам, родным, близким, другим окружающим, поощряя его рассказы об успехах и достижениях других
- не проявляйте равнодушия, а тем более сознательного игнорирования его личности
- стимулируйте творческую активность, и он из созерцателя превратится в созидателя и не потеряет свою индивидуальность
Только так из «тоталитарного нравоучителя» мы превращаемся в советчика и помощника, а подросток возьмет все положительные качества, а не вредные привычки своих кумиров.