«Особенности подросткового возраста».

Подростковый период – это путь от детства к взрослой жизни. В основе переходного периода лежит перестройка всего организма и в первую очередь – гормональная. Эти процессы носят длительный характер и проходят не легко, что и становится основной причиной подросткового кризиса. Быстрый физический рост, изменение во внешнем облике мальчиков и девочек, вызывает у них особый интерес к самому себе, к другим людям, взрослым и сверстникам, и взаимоотношениям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционный детский дом (VII вида)

Для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, №2

Выступление на методическом объединении воспитателей

тема: «Особенности подросткового возраста»

Подготовила выступление:

Шпакович Марина Сергеевна

педагог-психолог

Москва – 2013

Зарубежные психологи утверждают, что подростковый возраст длится с 13 лет и продолжается в некоторых случаях до 22-25 лет.

В нашей литературе существует мнение, что подростковый возраст начинается с 10-12 и длится до 15 лет, затем настает юношеский возраст и длится до совершеннолетия.

Подростковый возраст связан с координальными изменениями в сфере сознания, деятельности и системе взаимоотношений. Этот возраст характерен бурным ростом человека, формированием организма в ходе полового созревания. В этот период подростки повышено, импульсивны и возбудимы.

Подростковый период – это путь от детства к взрослой жизни. В основе переходного периода лежит перестройка всего организма и в первую очередь – гормональная. Эти процессы носят длительный характер и проходят не легко, что и становится основной причиной подросткового кризиса. Быстрый физический рост, изменение во внешнем облике мальчиков и девочек, вызывает у них особый интерес к самому себе, к другим людям, взрослым и сверстникам, и взаимоотношениям.

По мнению Д.Б. Эльконина в подростковом возрасте ведущей деятельностью является интимно-личностное общение со сверстниками. Для подростка, возможно, не только быть со сверстниками, а занимать среди них определенное положение. Невозможность добиться желаемого положения часто приводит к внутреличностным переживаниям. У подростка появляется чувство взрослости.

Основной формой защиты являются фантазии. В фантазии подросток отыгрывает агрессию. Механизм защиты: отказ от еды, отказ от различных форм деятельности, дружбы. Подростки могут бездельничать, лежать на диване, бродить из угла в угол или по городу – это является способом переработки тревоги, которая возникает в этом возрасте.

Подросток не хочет принадлежать взрослым, он хочет быть самим собой. В поиске своего «Я» они создают свои группы, свою культуру. Они хотят отличаться от взрослых своими вкусами, манерами, ценностями. Они хотят равных со взрослыми прав и возможностей.

Какими же хотят видеть подростки нас – Взрослых? Они мечтают о таких взрослых, которые:

- Интересуются ими и готовы помочь, когда нужно

- Выслушивают их и стараются понять

- Дают почувствовать, что они их любят

- Выказывают свое одобрение

- Принимают их такими, какие они есть – со всеми ошибками и недостатками

- Доверяют им и ждут от них хорошего

- Относятся к ним, как к взрослым.

- Всегда в хорошем настроении и обладают чувством юмора.

Мой период работы в данном учреждении сравнительно небольшой и говорить, что я все вижу и знаю, будет неправильно. Столкнувшись со старшими подростками 13-16 лет, которые являются детьми сиротами, я не сразу смогла понять – как правильно себя вести с ними, что им предложить, чтоб было интересно. Были сомнения, смогу ли я их понять и помочь.

По началу, проведя несколько диагностик, понаблюдав за их поведением, я стала замечать, что у многих из них завышенная самооценка, повышена тревожность, на лицо демонстративность, вербальная агрессия, недостаток общения, т.е. определенный набор нарушений развития личности (в прочем, как и у основной массы подростков, у которых имеются психические травмы). По средством диагностики акцентуации характера у большинства детей выявлены те или иные акцентуации, такие как: гипертимность, циклоидность, демонстративность, застревание, возбудимость, тревожность.

В подростковом возрасте личность только формируется, а сами акцентуанты находятся в поле зрения взрослых, педагогов, а тип акцентуации лишь указывает на слабые стороны характера, что позволяет предвидеть факторы, ведущие к отклоняющемуся поведению. А предвиденье помогает проводить психологическую коррекцию личностных и других расстройств, ведь у каждого акцентуанта есть как положительные, так и отрицательные черты. Поэтому при работе с ними надо стараться смягчить отрицательные черты и усилить развитие положительных.

Коррекционная деятельность моя состоит из индивидуальных и групповых занятий. Индивидуальные занятия составляются на развитие интеллекта с элементами личностного развития. Групповая работа строится на развитие коммуникаций, эмоций, самосознания.

Коррекционно-развивающие занятия подтвердили мои опасения, что у основной массы детей интеллектуальный уровень не соответствует норме. Очень многие не понимают различия между городом и страной, не выделяют столицу страны, не могут правильно сформулировать свои мысли, невнимательны при выполнении логических заданий, не могут решить простейшие действия с римскими цифрами, не умеют корректно общаться друг с другом. Все это может привести к трудностям при их жизни в социуме.

Гипертимный тип – Якутова Л., Ерохин Н., Малышев А.

Циклотимный тип – Спиридонов Д., Логвинов А.

Экзальтированный тип -  Кочетов П., Мальцева Н., Дмитрук Е. Абросимов И., Карханин Е., Левушкин А.(Педантичный тип)

Застревающий тип -  Попкова Л.,  Шляхин Е., Евдокимова В.

Дистимный тип -  Царева А., Карханин Е.

Эмотиный тип - Романова К., Попкова Л., Шляхин Е.

Возбудимый тип – Кочетов П., Спиридонов Д., Дмитрук Е., Абросимов И.

Демонстративный тип – Малышев А., Мальцева Н., Абросимов И.

Тревожный тип  Шляхин Е., Ерохин Н., Евдокимова В.

Рекомендации для воспитателей.

Застревание.

  1. Установите теплый, эмоциональный  контакт, сочувственное доброжелательное отношение и полное взаимопонимание,
  2. Уделяйте особое внимание эмоциональной поддержке.
  3. Из подавляющего состояния выводите одобрением, утешением и приятной перспективой.

Возбудимый

  1. Не оставлять без постоянного внимания
  2. Будьте с ним настойчивы и систематичны
  3. В целях воспитания хорошо действует слаженность и постоянство усилий всех лиц, причастных к его воспитанию.

Дистимный

  1. При налаживании контакта следует избегать излишней настойчивости, напористости
  2. Если акцентуант разговорился, не стоит его останавливать, так будет легче направить разговор в нужное русло
  3. Старайтесь включаться в различные коллективные формы деятельности

Гипертимный

  1. Избегайте жесткой требовательности и не проявляйте безапелляционной власти
  2. Старайтесь вести беседу в живом и быстром темпе, не задерживаясь долго на одной теме, передавая инициативу самому воспитаннику
  3. Исключите мелочный контроль, но не допускайте безнадзорности.
  4. Не поручайте кропотливую, однообразную, требующую усидчивости работу
  5. Проявляйте доброжелательность и искренний интерес к его делам, увлечениям и проблемам

Циклоидный

  1. Старайтесь при разговоре понять, что он чувствует, как в данный момент относится к себе и окружающим
  2. В Фазе подъема поговорите с ним о том, что ему следует делать, чтобы понимать свои особенности и больше себя контролировать.
  3. В фазе спада постарайтесь оказать ему поддержку, не пытайтесь повлиять на него, для поднятия настроения.

Демонстративный

  1. Давайте возможность участвовать в социально-полезной деятельности (проведение дискотек, турпоходов)
  2. Вырабатывайте представление о демонстративности его поведения и умение распознавать его у других (примеры из жизни, фильмов и т.д.)
  3. Помогайте и учите постепенно преодолевать стремление быть в центре внимания, предлагая ему путь (участие в кружке, ансамбле и т.д.)