Подготовка обучающихся к поиску работы и трудоустройству.

Ланг Светлана Валерьевна

Переход страны на рыночные условия хозяйствования и связанные с этим повышенные требования к конкурентоспособности экономики предъявляет новые, более высокие требования к профессиональной подготовке квалифицированных рабочих и специалистов.  Поэтому, проблема трудоустройства выпускников учреждений начального профессионального образования является очень актуальной проблемой для многих образовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

                        Рынок труда и возможности молодых специалистов.

Подготовка обучающихся к поиску работы и трудоустройству.

  С.В. Ланг

Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования

Профессиональное училище №82 с. Тарасово

Переход страны на рыночные условия хозяйствования и связанные с этим повышенные требования к конкурентоспособности экономики предъявляет новые, более высокие требования к профессиональной подготовке квалифицированных рабочих и специалистов.  Поэтому, проблема трудоустройства выпускников учреждений начального профессионального образования является очень актуальной проблемой для многих образовательных учреждений.

Современный рынок труда предъявляет серьезные требования к качеству профессиональной подготовки молодых специалистов. Сегодня необходимо не просто готовить нужные обществу рабочие кадры, но также содействовать их трудоустройству и адаптации к рынку труда: учить необходимым умениям и навыкам для поиска работы, создавать условия для самореализации личности и даже для возможного открытия собственного дела. Современный рынок труда действует по своим законам. Если раньше он основывался на социальных гарантиях, то сейчас реализуется через личную инициативу, через индивидуальные способности и возможности человека. Но не все из нас имеют активную жизненную позицию, не все мы энергичны и мобильны. Особенно это касается тех людей, которые только получили образование и еще не имеют опыта поиска работы. Хотя учебные заведения пытаются адаптировать свои программы к потребностям рынка труда, однако, несмотря на перестройку системы образования, спрос работодателей на подготовленных рабочих и специалистов продолжает оставаться низким: они  предпочитают им опытных работников.

Одним из факторов затрудняющих трудоустройство молодых специалистов является их низкая конкурентоспособность, неподготовленность  к выходу на рынок труда. Кроме этого с каждым годом возрастают требования к молодым специалистам. Помимо формирования определенных профессиональных компетенций, выпускникам необходимо обладать высоким уровнем профессиональной мотивации, высоким профессиональным мастерством, профессиональной мобильностью и компетентностью способностью к обучению и самообучению, умениями адаптироваться  в коллективе, иметь высокий уровень общей культуры. Такие условия, заданные социально-экономической ситуацией современной жизни, труднее всего выдержать людям, впервые столкнувшимся с жестокими реалиями рынка рабочей силы.  

Отечественная реальность показывает, что увеличение предлагаемых вакансий не приводит к сокращению безработной молодежи. Часто работодатели буквально сбиваются с ног в поисках работников, но дело в том, что им не хватает высококвалифицированных специалистов, имеющих опыт работы. Нехватка профессионального опыта, знаний реалий рыночных отношений нередко становятся определяющими критериями при отборе кадров, и наличие красных дипломов и похвальной настойчивости еще не гарантия того, что молодой специалист получит работу.

Можно выделить ряд объективных причин, определяющих низкую конкурентоспособность молодежи на рынке труда: низкая мотивация к поиску работы, отсутствие опыта работы, недостаточная профессиональная подготовка, неуверенность в своих силах, завышенные требования, предъявляемые к условиям труда и размеру заработной платы. Такие причины побуждают работодателя отказаться от услуг молодых специалистов, и они в результате остаются невостребованным.

Пребывание молодых специалистов в статусе безработных оказывает  весьма  негативное влияние на общее и профессиональное развитие личности: утрачиваются полученные знания и навыки, снижается жизненный тонус и самооценка, возникает ощущение ненужности, появляются иждивенческие тенденции в отношении самообеспечения, отмечается деградация мотивационной сферы личности.    

Но, несмотря на проблемы, молодежь является самой трудоспособной частью экономически активного населения. Для молодежи характерна готовность на рискованные эксперименты, наивысший уровень физического здоровья и значительные запасы энергии, эмоциональная насыщенность их жизни в совокупности с борьбой за экономическую самостоятельность, преуспевание, социальное признание и самореализацию. Поэтому при должном внимании со стороны руководства и благожелательном наставничестве старших коллег неопытность молодых специалистов может уступить место профессиональной зрелости и сделать их конкурентоспособными.

Вместе с тем, положение молодежи на рынке труда определяется и деятельностью образовательных учреждений, которые через процесс подготовки и воспитания задают профессионально-квалификационный уровень подготовки своих выпускников, формируют ценностные ориентации на труд, модель поведения на рынке труда и в сфере трудовых отношений.

Сегодня в системе профессионального образования  происходят качественные изменения: учебные заведения пытаются адаптировать свои программы к потребностям рынка труда, вводят дополнительные к основному курсу программы расширяющие кругозор учащихся. Такие программы направлены на то, чтобы постепенно осваивать более сложные профессии и в зависимости от уровня своих способностей, повышать квалификацию.

Профессиональное образование дает учащимся подготовку, которая позволяет им трудиться, овладевая новыми технологическими процессами. Но сегодня необходимо не только готовить нужных обществу специалистов, но и содействовать их трудоустройству и адаптации в рыночной среде. Выпускники должны быть не только специалистами высокой квалификации, но и должны быть подготовлены к выходу на рынок труда.  Мы должны подготовить молодых людей к жизни в новых экономических условиях, привить им навыки социально - профессиональной адаптации к рынку труда, развить у них навыки самопрезентации и умения достижения успеха в профессиональной деятельности и карьерном росте, т.е. подготовить специалистов, способных выдержать конкуренцию при трудоустройстве.  

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, мы видим, что назрела необходимость в специальной подготовке выпускников профессиональных учебных заведений к эффективному поведению на рынке труда и организации и планированию своей профессиональной карьеры, которые являются компонентами такого интегрального качества личности, как профессиональная готовность.

 

Список литература

1. Гогина, Н.А. Конкурентоспособность выпускника как фактор трудоустройства [Текст] / Н.А. Гогина. - Высшее образование в России: журнал,  2010. - №12. - с. 151-154.

2. Дубова О., Рахматуллина З., Маслова И. Роль службы занятости в профессиональном самоопределении молодежи [Текст]  / О. Дубова, З. Рахматуллина, И. Маслова. -  Человек и труд, 2007. № 1.

3. Компетентностный подход как фактор успеха будущего специалиста на рынке труда [Текст]  / Г.А. Резник, Ю.С. Пономаренко. - Альма Матер: журнал, 2011. - № 8. - с. 52-55.