Программа по профилактике социально обусловленных заболеваний обучающихся «Мы выбираем здоровье»

Ланг Светлана Валерьевна

       По многочисленным научным данным  в последние время наблюдается стойкое ухудшение состояния здоровья населения и в том числе студенческой молодежи, возрастает число социально обусловленных  заболеваний, в то время как общество нуждается в активных, здоровых, творческих личностях, готовых реализовывать себя во всех жизненных сферах, в первую очередь - в профессиональной деятельности. Учитывая нарастающую угрозу для общества, связанную с ростом наркотизации населения и быстрым распространением социально обусловленных  заболеваний,  необходимо сосредоточить и скоординировать усилия  образовательным учреждениям  для проведения целенаправленной работы по профилактике данной проблемы со студенческой молодежью.     

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Топкинский технический техникум

Программа по профилактике социально обусловленных заболеваний обучающихся  

«Мы выбираем здоровье»

 

 

Выполнил:

Ланг Светлана Валерьевна

педагог – психолог

 

 

 

Кемерово

2013

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………….............2
  2. Цель и задачи программы………………………………………………….5
  3. Участники программы……………………………………………………..6
  4. Сроки реализации программы…………………………………………….6
  5. Ожидаемые результаты……………………………………………………6
  6. Мероприятия по реализации программы…………………………………7

Пояснительная записка

       Современный период развития общества выдвигает проблему здоровья человека в качестве глобальной мировой проблемы.

       По многочисленным научным данным  в последние время наблюдается стойкое ухудшение состояния здоровья населения и в том числе студенческой молодежи, возрастает число социально обусловленных  заболеваний, в то время как общество нуждается в активных, здоровых, творческих личностях, готовых реализовывать себя во всех жизненных сферах, в первую очередь - в профессиональной деятельности.

        Проблема высокого уровня заболеваемости ВИЧ-инспекцией (СПИДом), вирусными гепатитами  В, С, заболеваниями передаваемыми половым путем (ЗППП), а также широкое распространение наркомании среди лиц молодого возраста приобрела в последнее время особую значимость и актуальность. С каждым годом увеличивается рост числа наркозависимых,  84 % ВИЧ инфицированных составляют наркоманы.  Согласно статистическим данным, за последние десять лет отмечается рост числа наркологических заболеваний в десять раз: в начале 21 века число впервые обратившихся за наркологической помощью потребителей наркотических средств составило 62,5 тысячи человек, тогда как в начале 90-х годов 20 века обратились всего 6,4 тысяч потребителей наркотических и токсических веществ. По данным ряда экспертов, реальная распространенность наркозависимости среди населения России в 5-10 раз превышает цифры официальной статистики.

        Учитывая нарастающую угрозу для общества, связанную с ростом наркотизации населения и быстрым распространением социально обусловленных  заболеваний,  необходимо сосредоточить и скоординировать усилия  образовательным учреждениям  для проведения целенаправленной работы по профилактике данной проблемы со студенческой молодежью.     ……Здоровье  студентов - это политика, в которой заложено наше будущее,

поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача

воспитания здорового поколения.  

     Основная идея данной программы – идея формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся.

     Профилактическая деятельность  в данной программе строится на комплексной основе, и обеспечивается совместными усилиями педагогов, педагога - психолога, медицинского работника, профильных специалистов,   сотрудников правоохранительных органов.

          Работа в данной программе включает медико-психолого - педагогические  и спортивно-оздоровительные здоровьесберегающие технологии.

          Медико-профилактические мероприятия включают проведение ежегодных медицинских осмотров с обязательным прохождением флюорографического обследования, информирование  обучающихся о  причинах распространении социально обусловленных  заболеваний,     с прив-лечением профильных специалистов, показом видеороликов, фильмов, проведением акций.

         Психолого-педагогическая работа включает в себя: использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности; обеспечение процесса адаптации на разных этапах обучения;   формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля; профилактика психологического и физиологического состояния  обучающихся; организацию психолого-педагогической и коррекционной помощи  обучающимся, направленной на формирование навыков противостояния употреблению психоактивных веществ (умение противостоять давлению окружающих, брать на себя ответственность за собственное здоровье и здоровье своих детей); обеспечение организации свободного времени и досуга посредством  кружковой  и секционной работы и   КТД. 

Информационно- просветительская работа   включает в себя:  пропаганду   физической культуры и здорового образа жизни; организацию просветительской  работы с родителями,    совместной работы с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике употребления ПАВ; проведении педагогических советов по формированию культуры здоровья у обучающихся.      

 Спортивно-оздоровительные технологии – пропаганда здорового образа жизни, проведение дней здоровья, массовых спортивных мероприятий.

         Профилактика социально обусловленных заболеваний, злоупотребления психоактивными средствами и психотропными веществами – это целостная система мер,  организуемая в рамках единой программы.

Цель программы:

  Формирование у   обучающихся ценностного отношения к здоровому образу жизни, ориентация образовательного процесса и пространства жизнедеятельности студентов техникума на устойчивую мотивацию к самоопределению личности в здоровом образе жизни.   

Задачи программы:

  • формировать у обучающихся навыков ответственного поведения;
  • формировать негативное отношение к  потреблению ПАВ путем проведения активной  пропаганды ЗОЖ, повышать уровень осве-домленности студентов о негативных последствиях потребления ПАВ;
  • проводить профилактику по предупреждению социально обусловленных заболеваний совместно с квалифицированными профильными специалистами;
  • обучать студентов знаниям, умениям и навыкам здорового образа жизни;
  • информировать  обучающихся о юридической (административной и уголовной) ответственности в сфере употребления, хранения и сбыта наркотических средств;
  • организовать  свободное  время обучающихся  через деятельность спортивных секций, творческих студий, кружковой работы;
  • привлекать к просветительской и профилактической работе с обучающимися общественные организации  и медицинские учреждения;
  • обучать кураторов групп конкретным формам и методам работы по профилактике  здорового образа жизни;
  • проводить диагностику возможных асоциальных проявлений в молодежной среде, мониторинг отношения  обучающихся к  ЗОЖ;
  • внедрять комплекс образовательно-просветительских программ, направленных на приобретение студентами знаний, умений и навыков сохранения и укрепления здоровья.

 Участники программы

  • администрация техникума;
  • студенты1-3 курсов;
  • педагогические работники;
  • педагог-психолог;
  • педагоги дополнительного образования;
  • медицинский работник техникума;
  • библиотекарь;
  • родители;
  •  социальные партнеры.

Сроки реализации программы  2014-2016гг.

Ожидаемые результаты

  1. формирование здорового жизненного стиля у обучающихся  техникума, повышение приоритета здорового образа жизни;
  2. формирование осознанного и ответственного отношения студентов к своему здоровью, ориентация на самоохранительное поведение;
  3.  увеличение числа обучающихся, вовлеченных в профилактические мероприятия;
  4. увеличение числа студентов, вовлеченных в спортивно- оздоровительные мероприятия, придерживающихся здорового образа жизни;
  5. предупреждение вовлечения новых студентов в наркоманию и другие социально-негативные явления;
  6. повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении, как здоровья студентов, так и своего здоровья.

Мероприятия по реализации программы

№ п/п

Мероприятие

Срок исполнения

Ответственный

1.Органазационно - методическая работа

1.1

Создание   нормативно-правовой базы, обеспечивающей  эффективное    решение задач профилактики социально  обус-ловленных заболеваний и негативных явлений  в молодежной среде.

в течение  2014-2016 гг.

администрация техникума

1.2

Формирование фонда специаль-ной научно-методической литера-туры, видеофильмов, информаци-онно- рекламных буклетов.

 Разработка  сценариев тематических классных часов,  фильмов по ЗОЖ.  

в течение 2014-2016гг.

зам. по УВР,

классные руководители, руководитель м/о

1.4

Проведение методических семи-наров для кураторов,  воспитате-лей студенческих  общежитий, занимающихся профилактикой наркомании и других социально  обусловленных заболеваний.

в течение 2014-2016гг.

зам. по УВР,

педагог-психолог, руководитель м/о классных руководителей

1.5

Создание постоянно действующей группы волонтеров для активной работы по профилактике социально обусловленных заболеваний    и других социально-негативных явлений.

в течение 2014-2016гг.

зам. по УВР, куратор волонтерского движения «Твори добро»

2. Медико-профилактическая работа

2.1

Проведение медицинского осмотра  обучающихся

ежегодно

мед. работник техникума

2.2

 Выявление студентов специальной медицинской группы; ведение строгого учета  обучающихся  по группам здоровья

 ежегодно

 мед. работник техникума, преподаватель физ. воспитания

2.3.

Обеспечение и организация профилактических прививок  обучающихся

ежегодно

мед. работник техникума

2.4

Информирование  обучающихся о  причинах распространения социально обусловленных  заболеваний,    организация  встреч и  консультаций  с привлечением профильных специалистов.    

ежегодно

мед. работник техникума,  профильные специалисты

2.5

 Ведение мониторинга состояния здоровья  обучающихся.

в течение 2014-2016гг. 

мед. работник техникума

3. Психолого-педагогическая  работа

3.1

Организация работы со студентами   по программе адаптации «Мы вместе»

ежегодно,  сентябрь

администрация техникума, психолог, педагоги

3.2

Работа со студентами, проживающими в общежитии: тренинги по профилактике зависимости от ПАВ  

 ежегодно, в т. учебного года

по плану

педагог-психолог

3.3

Проведение лекций, семинаров, бесед, показ видеофильмов, видеороликов для профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения и социально-обусловленных заболеваний.

в течение 2014-2016гг.

 зам по УВР, классные руководители, педагог-психолог

3.4

Изучение отношения учащихся к ЗОЖ. Ведение мониторинга.  

 в течение 2014-2016гг.

педагог-психолог

3.5

Оказание   помощи     студентам группы   риска: психологическое консультирование, психодиаг-ностика     и  коррекция   девиа-нтного поведения.

в течение 2014-2016гг.

педагог-психолог  

3.6

 Проведение общетехникумовс-ких  акций  по ЗОЖ с привлече-нием   организаций занимающих-ся профилактикой  употребления ПАВ и профилактикой социально-обусловленных заболеваний       

в течение

2014-2016гг.

 зам по УВР,   психолог,   специа-листы  отдела по работе с молоде-жью при Админи-страции  Промыш-леновского   района

3.7

Проведение конкурсов среди обучающихся на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотво-рение «Мы за  здоровый образ жизни!» 

в течение 2014-2016гг. 

 

преподаватели

3.8

3.9

Использование здоровьесберега-ющих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности 

Вовлечение обучающихся  в кружковую   работу и КТД

  в течение 2014-2016гг.

в течение 2014-2016гг

преподаватели

педагоги дополнительного образования

4. Информационно-просветительская работа

4.1

Организация просветительской работы со студентами (лекторий, тематические классные часы, круглые столы и т.д.)

в течение 2014-2016гг.

 зам по УВР, классные руководители

4.2

 Совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения, алкоголизма  и социально обус-ловленных заболеваниях

в течение 2014-2016гг.

 зам по УВР

4.3

Организация «Библиотеки здоровья», тематических выставок книг, журналов, газет, посвященных проблемам здорового образа жизни».

в течение 2014-2016гг.

 библиотекарь

4.4

Выпуск ежемесячной стенной газеты «В здоровом теле - здоровый дух»

ежемесячно

ученический совет

4.5

Организация просветительской работы с родителями (родительский всеобуч)

 в течение 2014-2016гг.

зам. по УВР

4.6

Разработка системы обучения родителей по проблемам охраны, укрепления и сохранения здоровья студентов

в течение 2014-2016гг.

администрация техникума

4.7

Проведение   педагогических советов  «Формирование культуры здоровья у обучающихся и профилактика социально обусловленных заболеваний»

в течение 2014-2016гг

администрация техникума

4.8

 Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии,  экологии, ОБЖ, физической культуры

в течение 2014-2016гг. 

 преподаватели

5. Спортивно-оздоровительная работа

5.1

Организация спортивных мероприятий

в течение 2014-2016гг.

преподаватель физического воспитания

5.2

Проведение мероприятий, посвященных  «Всемирному дню здоровья».

в течение 2014-2016гг.

преподаватель физического воспитания

5.3

Участие в районных, областных акциях   по здоровому образу жизни 

в течение 2014-2016гг.

преподаватель физического воспитания

5.4

Разработка системы работы  спортивных секции по   форми-рования  здорового образа жизни обучающихся

в течение 2014-2016гг.

 зам. по УВР

5.5

Привлечение  обучающихся, родителей,   к физической культуре и спорту, различными формами оздоровительной работы.

в течение 2014-2016гг.

зам. по УВР,

преподаватель физического воспитания